Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2009

Конкурс

Мишени-тренажеры

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физкультуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность детей, но одновременно развивать их умственные и познавательные способности.
Для повышения уровня физического здоровья и подготовленности детей педагоги детского сада № 10 «Теремок» из города Новоуральска разработали вертикальные разновысотные мишени-тренажеры, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к оборудованию. Они практичны и компактны, не требуют больших денежных затрат, эстетически привлекательны и безопасны в использовании.
Мишени разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовленности. Они многофункциональны в использовании и могут применяться для обучения и совершенствования техники метания, бросания и ловли, прокатывания мяча, для занятий спортивными играми (серсо, элементы футбола, хоккея).
Изменив расстояние до мишени, по возможности ее высоту, вес и размер атрибутов для метания, педагог сможет дифференцировать занятия с дошкольниками с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Наличие разновысотных мишеней, а также вариативность использования атрибутов для метания увеличивают достоинства данного оборудования и способны обеспечить максимальное решение двигательных задач для детей разных возрастов.
Игры и упражнения с использованием мишеней-тренажеров способствуют развитию глазомера, скоростно-силовых качеств, согласованности действий рук, туловища и ног, равновесия, ловкости, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции мелкой мускулатуры. Они развивают такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, а также способны осуществлять преемственность в разных видах деятельности – познавательной, игровой, речевой, коммуникативной, учебной, художественно-эстетической.
Занятия с мишенями активизируют деятельность дошкольников, развивают самостоятельность и ответственность, формируют настойчивость, упорство, трудолюбие, обогащают двигательный опыт, раскрывают функциональные возможности.
Они привлекают детей возможностью бесконечно придумывать собственные варианты движений, пробуждают динамизм, эмоциональность. Рациональная двигательная активность формирует привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Эффективно используя оборудование, воспитатель обеспечит разнообразную и интересную для детей деятельность.
Такое оборудование может использоваться в групповых помещениях, на участках, в физкультурном зале для организованной и самостоятельной деятельности детей 3–7 лет.
Для создания мишеней использованы такие материалы, как краска для наружных работ, цветная пленка, белый и цветной изолон, двусторонний скотч, клей «Момент», маркер, вышедшие из употребления обручи, контактная лента.

«Заяц Степашка –  главный спортиашка» (рис. 1)

Рис. 1

Мишень выполнена из цветной пленки на стене в физкультурном зале. В качестве цели представлены рисунки мячей из разных видов спорта и олимпийские кольца. Каждая цель отличается по своим размерам и расположена на высоте 120, 150, 180, 200, 220 см, что позволяет педагогу более масштабно решать задачи в метании, бросании и ловле мяча у детей.

  • Бросок мяча в цель и ловля одной, двумя руками.

  • Бросок мяча в цель и ловля его от стены, после хлопка, удара о пол.

  • Бросок мяча в цель двумя руками способом «снизу», «от груди», «из-за головы».

  • Бросок мяча (мешочка) в цель одной рукой «от плеча».

  • «Попади в цель». Соревнуются две команды детей, которые выстраиваются напротив мишени с двух сторон. По сигналу взрослого первые участники команд выполняют бросок мяча в цель, ловят его от стены и передают следующему игроку, встав в конец команды. Затем в соревнование включается следующий участник и т.д. Победителем становится команда, быстро и точно выполнившая задание без потери мяча.

Мишень также может служить одной из станций в круговой тренировке или использоваться для индивидуальных заданий, например: выбывшие из игры дети смогут снова вернуться в игру только после того, как попадут мячом в каждое олимпийское кольцо.

В процессе тренировки дети знакомятся с олимпийской символикой, различными видами спорта, обогащают свою речь спортивной терминологией, закрепляют знания цветов.

«Ракета» (рис. 2)

Рис. 2

Мишень «Ракета» нарисована цветной краской на стене веранды. Целью для метания служат геометрические фигуры, расположенные на разной высоте и объединенные в космический сюжет.
Эта мишень позволяет педагогу решать задачи по развитию и совершенствованию двигательного опыта детей в метании, бросании и ловле мяча.

  • «Попади в фигуру» (квадрат, треугольник, круг).

  • Бросок мяча двумя руками в цель способом «снизу».

  • Метание теннисного мяча (мешочка, снежка) одной рукой «от плеча» в разновысотные фигуры-цели.

  • Бросок мяча в цель и ловля от стены одной, двумя руками, после хлопка в ладоши, поворота вокруг себя, после удара о землю.

  • «Попади в звездочки». Бросок баскетбольного, набивного мяча двумя руками способом «от груди», «из-за головы».

С помощью мишени можно эффективно организовать двигательную деятельность детей на воздухе в любое время года. Игры и упражнения с использованием «Ракеты» обогащают словарный запас детей по теме «Космос», закрепляют знание форм геометрических фигур, цветовосприятие и размер предметов.

«Цветок» (рис. 3)

Рис. 3

Рисунок сделан цветной краской на стене веранды в форме цветка, основу которого составляют геометрические фигуры с цифрами. Целью для метания служат фигуры, расположенные на разной высоте.

  • Бросок набивного, баскетбольного мяча в цель двумя руками «из-за головы», «от груди».

  • Бросок и ловля мяча одной, двумя руками.

  • Бросок мяча в цель «снизу» и ловля его от стены, после удара о землю.

  • Метание мешочков, снежков, мячей в цель одной рукой «от плеча».

Выполняя броски по разновысотным целям, дети смогут легко запомнить формы геометрических фигур, прямой и обратный счет, поупражняться в бросках и ловле мяча разными способами, в метании.

«Футболисты» (рис. 4)

Рис. 4

Мишень «Футболисты» выполнена краской на стене детского сада и состоит из ворот и 10 целей с порядковыми номерами. Она интересна для индивидуальных и групповых игр как мальчикам, так и девочкам, а также поможет педагогу динамично провести прогулку детей в любое время года.

  • «Забей мяч (шайбу) в ворота».

  • «Точный удар». Соревнуются несколько детей. Воспитатель называет номер цели, все дети по очереди стараются попасть в нее мячом. При повторении игры воспитатель называет номер другой цели и т.д. Отмечаются меткие футболисты после ударов в каждую цель.

  • «Самый меткий футболист». Количество участников не ограничено. Дети по очереди бьют мячом по целям, воспитатель фиксирует их результаты. Через несколько минут подводится итог и выбирается победитель по наибольшей сумме набранных очков.

  • «Ловкий вратарь». Выбирают вратаря. Его задача – не пропустить мяч (шайбу) в ворота. Группа детей по очереди старается забить в ворота гол. При повторении игры выбирается новый вратарь. Отмечаются лучший игрок, забивший большее количество голов в ворота, лучший вратарь.

  • Метание снежков, мешочков, мячей в цель одной рукой способом «от плеча».

  • «Снайпер». В игре могут соревноваться несколько детей, которые один за другим бросают мячи (снежки, мешочки) по мишеням, соблюдая порядок номеров, нарисованных на мишенях. Если ребенок выполнил неточный бросок, то при следующей попытке он продолжает игру с той мишени, в которую не смог попасть. Победителем становится игрок, первым выполнивший броски по всем мишеням.

Игра «Футболисты» поможет детям быстрее освоить прямой и обратный счет от 1 до 10, запомнить основные цвета, поиграть в футбол и хоккей, активизировать свой словарь по теме «Спорт», закрепить навыки бросков и ловли мяча, технику метания, посоревноваться в ловкости и меткости.

«Воздушный шар» (рис. 5)

Рис. 5

Основу мишени «Воздушный шар» составляют геометрические фигуры, каждая из которых служит самостоятельной целью для выполнения упражнений. Мишень нарисована краской на стене детского сада. Она оригинально оформляет и здание дошкольного учреждения, и двигательную зону. Совершая прогулки вокруг детского сада, дети разного возраста смогут поупражняться на мишени «Воздушный шар».

  • «Попади в фигуру». метание мешочков (снежков, мячей) одной рукой способом «от плеча».

  • Бросок баскетбольного (набивного) мяча двумя руками способами «из-за головы», «от груди».

  • Бросок и ловля мяча одной, двумя руками.

  • «Попади и поймай». Бросок мяча в цель и ловля его от стены, после хлопка в ладоши, отскока от земли, поворота вокруг себя и т.д.

  • «Снайпер». В соревнованиях могут участвовать несколько детей. Каждый участник имеет 6 попыток (по 1 попытке на каждую цель). По сигналу воспитателя дети по очереди начинают выполнять броски по геометрическим фигурам. Победителями становятся игроки, которые из 6 попыток сделали точные броски по 6 целям.

Мишень поможет детям в игровой форме запомнить названия геометрических фигур, основные цвета, закрепить навыки упражнений с мячом, технику метания.

«Мышонок» (рис. 6)

Рис. 6

Мишень «Мышонок» изготовлена из изолона и цветной пленки и изображает большой кусок сыра с дырочками, которые используются как цели для метания и прокатывания. Сложность выполнения игровых заданий на данном оборудовании зависит от педагогических задач, величины мяча, расстояния до мишени, высоты установки мишени, а также исходного положения тела и техники выполнения упражнения.

  • «Прокати мяч» (шарик, машинку). прокатывание из разных исходных положений.

  • «Прокати в парах». Дети рассаживаются в парах по обе стороны от мишени и прокатывают мяч (шарик, машинку) друг другу через цель.

  • «Попади мешочком» (мячом, снежком). метание одной рукой способом «от плеча».

Игрой «Мышонок» можно занимать детей в помещении группы и на воздухе в любое время года.

Упражнения с мишенью помогут детям закрепить навыки метания в вертикальную цель, прокатывания мяча, а также повысить речевую активность.

«Фигуры» (рис. 7, 8)

Рис. 7

Рис. 8

Мишень «Фигуры» выполнена из белого и цветного изолона и предназначена для самостоятельной и совместной деятельности подгруппы детей в помещении или физкультурном зале, на участке или спортивной площадке независимо от сезона. Мишень состоит из 7 разных геометрических фигур, на каждой имеется отверстие – цель для метания – с порядковым номером. Фигуры-цели подвешены на горизонтальной леске, но на разной высоте. Оборудование имеет регулируемые шнуры, позволяющие педагогу изменять порядок и высоту фигур в зависимости от задач занятия.

  • «Точно в цель». В игре могут участвовать не более 7 детей. Дети располагаются за линией старта, напротив выбранной фигуры-цели. По сигналу воспитателя они начинают выполнять броски набивными мешочками по своей цели. Через несколько минут дети меняются местами. С выбором новой цели тренировка продолжается.

  • «Добеги и попади». 2–3 команды выстраиваются за линией старта, напротив мишеней, подвешенных на одинаковой высоте. Каждый игрок команды держит по теннисному мячу. По сигналу воспитателя первые участники команд добегают до отметки метания, выполняют бросок в свою цель, возвращаются к команде и передают эстафету следующему участнику. Воспитатель ведет подсчет точных бросков каждой команды. Победителем эстафеты считается команда с наибольшим количеством точных бросков.

  • Перебрасывание мяча в парах. Дети располагаются в парах по обе стороны от мишени и выполняют броски друг другу через цель.

  • «Точные броски». Подгруппа детей размещается на линии старта. У каждого участника по 5 мячей. Перед началом соревнований проводится жеребьевка очередности участия. По сигналу взрослого первый игрок начинает забрасывать свои мячи в любые цели. Затем соревнования продолжает следующий игрок и т.д. Победителем выбирают самого результативного игрока.

  • «По порядку номеров». В игре участвуют несколько детей, которые по очереди начинают выполнять броски по целям при условии, что в цель № 1 выполняется 1 бросок, в цель № 2 – 2 броска, в № 3 – 3 броска и т.д. Победителем выбирают ребенка, который первым выполнил задание до конца.

Занятия с мишенью развивают и совершенствуют двигательную сферу детей в бросании и ловле предметов, закрепляют счет, знание цифр, геометрических фигур, активизируют словарь детей.

«Часики» (рис. 9)

Рис. 9

Для изготовления мишени «Часики» выбраны: материал изолон, цветная пленка, шелковая тесьма, обручи и кольца, контактная цветная лента, двусторонний скотч. Цель для метания – сквозные отверстия на циферблате «Часиков». Палочки, напиленные из обручей, послужат целью для игры в вертикальный кольцеброс, контактная лента на мишенях позволит детям играть в дартс. Цифры на циферблате соответствуют набранным очкам в игре за точные броски.

  • «Попади в цифру». Воспитатель называет цифры на мишени, дети по очереди стараются сделать бросок мячом или мешочком в соответствующие цели.

  • «Забрось кольцо». В игре участвуют 3 игрока, каждый имеет по 3–4 кольца определенного цвета, отличного от цвета колец других участников. Дети одновременно начинают выполнять броски. Победителем считается игрок, чьих колец на кольцебросе окажется больше.

  • Эстафета «Метко бросай – в цель попадай». Две команды располагаются за линией старта напротив мишени. У каждого участника по одному кольцу. Кольца каждой команды отличаются по цвету. По сигналу капитана первые участники эстафеты добегают до линии метания, выполняют бросок в мишень и возвращаются к команде, передав эстафету следующему игроку. Эстафета заканчивается, когда все участники команды выполнят задание. Победителем считается команда с большим количеством точных бросков.

  • Метание в цель одной рукой способом «от плеча».

Мишень позволит педагогу эффективно организовать двигательную деятельность детей в группе и на воздухе в любое время года.

Игры с этой мишенью эффективны для развития меткости. Вертикальный кольцеброс, дартс, метание в вертикальные цели полезны также для закрепления знания цифр, счета, обогащения словаря.

«Цветик-семицветик» (рис. 10)

Рис. 10

Для изготовления мишени можно использовать белый и цветной изолон, цветную пленку, пластиковые палочки. Лепестки «цветика-семицветика» выполняют функцию вертикальных целей для метания мячей, мешочков, снежков; пластиковые палочки предназначены для набрасывания колец в игре как в вертикальный, так и в горизонтальный кольцеброс. Цифры на мишени соответствуют набранным очкам за точные броски.

  • Метание в цель одной рукой способом «от плеча».

  • Набрасывание колец на вертикальную мишень.

  • Набрасывание колец на мишень, расположенную горизонтально.

Мишень может применяться в помещении и на воздухе и способствует развитию меткости через броски колец в вертикальный и горизонтальный кольцеброс, метание мешочков, мячей, шишек, снежков в вертикальную цель.

Статья подготовлена при поддержке детского медицинского центра «Медицентр». Ценнее здоровья ребенка ничего нет, по этой причине стоит выбрать профессиональный медицинский центр «Медицентр». Перейдя по ссылке: «УЗИ головы у грудничков», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к врачу. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Kids.Medi-Center.Ru.

Литература

1. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
2. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.

Ольга Воронцова ;
Ольга Злобина ;
Гульнара Идрисова ;
Любовь Лыта ;
Ираида Протазанова