Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2009

Конкурс

Курить или не курить?

Урок русского языка в 7-м классе

Рисунки Е.Медведева

Цели урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения, дальнейшее формирование знаний о структуре рассуждения, развитие устной и письменной речи; пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.

Курить иль не курить – вопроса в этом нет,
Но люди не хотят разумный знать ответ…

Л.Ф. Котов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вхождение в тему. Ребята, послушайте, пожалуйста, басню Л.Ф. Котова и скажите: какие ассоциации вызывает у вас она?

Курить иль не курить – вопроса в этом нет,
Но люди не хотят разумный знать ответ…
Зла от курящих на земле так стало много,
Что растревожило курение и Бога.

На землю Бог с небес задумчиво глядит
И сам с собою тихо говорит:
«Разочарован ныне я моим созданьем.
Я мнил: мой Homo мне поможет в Созиданье.
А Homo ничего вокруг себя не любит,
И самого себя он зельем гадким губит.
Он землю превратил в подобье ада –
Так вот мне от него, за жизнь ему, награда!
До Homo ведь земля Эдемом называлась,
И множество зверья здесь жизнью наслаждалось.
Зачем не кончил я творить, создав мартышку?
Проворна, весела, хоть и слаба умишком.
Венец творенья?! – Нет!
Земля мне ныне неприятна…
Ей-Богу, вижу я: есть и на Боге пятна!
Работу сделал я свою с изъяном,
Желает снова стать мой Homo обезьяной.

(Ребята по очереди называют свои ассоциации: человек–обезьяна…)

II. Объявление темы и целей урока

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Курить или не курить?».
Цель нашего урока – не только повторить, какова композиция сочинения-рассуждения, но и выяснить, опасно ли курение для человека или это всего лишь миф.

III. Движение темы

Давайте послушаем сообщение, посмотрим презентацию и подумаем над проблемой, которая волнует многих:

Курение – экскурс в историю

Колумб Америку открыл! Великий был моряк!
Но заодно он научил весь мир курить табак.От трубки мира у костра, раскуренной с вождем,
Привычка вредная пошла в масштабе мировом…

Н.Олев, А.Балагин

(Песенка «О вреде курения»
из мультфильма «Остров сокровищ»)

Условной датой рождения табака считается 1492 год. Когда Колумб открыл Америку. После высадки на острова он заметил аборигенов, которые курят нечто, похожее на современные сигареты. Колумб привез сигары в Европу, а Петр I привез их в Россию.
Другие источники утверждают, что впервые табак появляется в России при Иване Грозном. Его завозят английские купцы, он проникает в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена Смуты. Курение ненадолго приобретает временную популярность в среде знати.
При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям.
Еще жестче стали относиться к табаку после московского пожара 1634 года, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: «Чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали, и не пили, и табаком не торговали». За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся «урезанием» носа.
В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона вскоре восстанавливаются жестокие меры против «богомерзкого зелья». В Соборном уложении (1649) существовала 30-я глава, предусматривавшая для любого курившего тяжелое наказание: «… а которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут в приводе дважды и трижды, и тех людей пытать и не одинова бить кнутом на козле или по торгам (т.е. в застенке или публично на площади)… Кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут торговать, и тем… чинить наказание без пощады, под смертною казнию…».
В феврале–апреле 1697 года серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I), государь-реформатор, для которого нарушение веками устоявшегося порядка жизни было непременным условием правления, легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Примечательно, что по петровскому указу 1697 года табачный дым сначала разрешалось вдыхать и выдыхать только через курительные трубки.
Курение распространялось повсеместно в мире, ограничения были сняты, и курение надолго вошло в быт россиян, не говоря о европейцах, американцах и прочих. И снова запретить табак никто до последнего времени не осмеливался. Но совсем недавно такое предложение поступило от авторитетного британского журнала «The Lancet». Ученые обратились к правительству с просьбой считать хранение табака преступлением. Не по политическим или экономическим, а по сугубо медицинским показаниям.
Итак, человечеству понадобилось 500 лет, чтобы от курения-забавы через курение-моду осознать, что оно оказалось порабощенным, что само его существование на земле под угрозой. Сколько же веков теперь понадобится для освобождения?

1. Составление таблицы

Заполните таблицу: почему одни люди курят, а другие нет?

Курят, потому что

Не курят, потому что

1

1

2

2

2. Вывод по таблице «Курить или…»

Курить или не курить? Сегодня можно утверждать: мир прозрел и ужаснулся...

Вот материал с сайта http://smoke-not.narod.ru/7-prozrenie.html о том, как начинают бороться с курением в разных странах:

– Полный запрет на курение в Нью-Йорке.
– В Европе очередное наступление на курильщиков.
– В Греции вводятся новые ограничения на курение в общественных местах.
– Беременных женщин будут сажать в тюрьму на 5 лет за курение.
– В Японии ужесточают меры по отношению к курильщикам.
– В Китае началась общенациональная кампания против курения.
– Запрет на курение в общественных местах. Англия присоединилась к Ирландии, Финляндии, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, ЮАР, Испании, Швеции и двум тысячам городов США.

Хочу вернуться к эпиграфу презентации, подготовленной ребятами, и продолжить стихотворение:

Колумб, который Христофор, не ведал что творил,
Немало утекло с тех пор в дым сизый наших сил:
Нам слаще аромата роз табачный перегар,
А в дыме том – инфаркт, склероз,  рак легких и катар.

Я лично бросил, не курю, я бодр и полон сил,
Родной Минздрав благодарю, что он предупредил.
Курящий, извини меня за грустный каламбур:
Куренью с нынешнего дня объявим перекур.

3. Антиреклама табака

Эти стихи – своего рода антиреклама табака. А кто из вас придумает свою антирекламу?

Курильщик! Сам себе ты враг,
Себе ты покупаешь рак
Иль что другое в том же роде.
Ставь крест на этой глупой моде!

* * *

Какая же в отраве скрыта сила!
Она курила с лишком двадцать лет,
Букет болезней пышный накопила,
Вот только на леченье денег нет.
Болезни «на свои» нам покупать приятно,
А в санаторий хочется бесплатно.

* * *

В каждой пачке сигарет,
Словно в лотерее,
Скрыт, возможно, чей-то вред…
«Бросьте! Я не верю!»

Он не верил двадцать лет;
Жаль, его уж с нами нет…

4. Структура текста-рассуждения

– тезис;
– доказательство;
– вывод.

5. Физкультминутка

Посмотрели вправо, влево;
Руки сжали у груди,
А теперь их отведи,
Дотянись до потолка,
Сбрось усталость всю с себя!
Мы шагаем, мы шагаем,
Год за годом вырастаем.
Правила запоминаем и всегда их выполняем.

6. Знакомство с памяткой

(Раздаются детям.)

ПАМЯТКА

Начнем с трудного вопроса: курить или не курить?

Вот вопрос, ответ на который теперь очевиден, но слепота людская (или глупость?) бепредельна. Потому и вопрос этот не теряет актуальности. Почему же люди так упорно цепляются за эту пагубную привычку? Когда-то ученые назвали человека Homo Sapiens – человек разумный. Разумный! Разумный? Да где же тут хоть капля разума, если вред курения очевиден, а курящих неимоверно много и становится все больше? И курить начинают всё раньше, многие уже в детском возрасте, что особенно страшно.
Дети, юноши, девушки начинают курить, так как не могут еще осознать пагубность курения. А стадные инстинкты в раннем возрасте особенно сильны, да и понятия о взрослости очень примитивны. Но взрослые, многие из которых, казалось бы, разумные и даже очень? Неужели привычка раннего курения сильнее разума взрослого, сложившегося человека? Или этот разум, направленный на свои профессиональные занятия, настолько глух к остальному, что не в состоянии увидеть угрозу собственному здоровью, угрозу здоровью своих близких, детей?
И ведь многие действительно не задумываются!
Показывают однажды по телевизору встречу с прекрасным музыкантом, скрипачом, дирижером. Очень содержательный рассказ о музыке, музыкантах. Но среди этого рассказа великий музыкант достает сигарету и закуривает! На сцене! Перед зрителями! Конечно, это огромная сила привычки многолетнего курения. Конечно, это – неосознанное действие, тогда как сознание занято рассказом. Но привычка выработалась потому, что увлеченный человек не задумывался о своих действиях, прямо не связанных с главным интересом. Не задумывался над тем, что приобрел пагубную привычку. Людям, увы, свойственно не задумываться.
В результате развития табачной зависимости курильщик утрачивает контроль над собой. Не собственный рассудок, не воля, а отрава в организме управляет его поведением. И когда человек бравирует: «Курил и буду курить», – это говорит пленник никотина, человек, утративший способность разумного выбора. И мало кому из курильщиков, наконец осознавших пагубность курения, удается избавиться от нее.

Стой! Не трави себя и детей!

Дети, даже если их еще нет и в проекте, все равно пострадают, если будешь курить!

Поэтому снова и снова напоминаем: чтобы не отвыкать от табакокурения, лучше не начинать!

7. Рассуждения детей на тему «Курить или не курить?», комментарии

IV. Подведение итогов

Рефлексия. (Понравился ли вам урок, что нового вы узнали, научил ли вас этот урок чему-то?).

V. Домашнее задание

Использован материал http://smoke-not.narod.ru/index.html

Елена Хребтищева