|
Залог будущегоКак современные школьники относятся питанию
Из наблюдений юных исследователейОдин из принципов правильного питания – режим. Соблюдать режим питания – значит принимать пищу регулярно, в одни и те же часы. В таком случае вырабатывается условный рефлекс: в установленное время наиболее активно выделяется желудочный сок и возникают наилучшие условия для переваривания пищи. Пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания – 3–5-кратный прием пищи в течение дня. Согласно рекомендациям НИИ питания РАМН режим включает завтрак, обед, полдник и ужин. ЗАВТРАК ДОМА Сколько детей, столько и привычек, особенностей организма. Некоторые дети – совы, другие – жаворонки, одни уже в шесть утра с удовольствием завтракают, а другие ничего не хотят есть. Однако в любом случае ребенок должен выйти из дому, что-то поев. Значительная часть учащихся завтракает дома, но, к сожалению, много и таких детей, которые отправляются в школу, не позавтракав. Представление о том, каким должен быть завтрак, у них неправильное: бутерброд с чаем; в то время как на столе, по рекомендации НИИ, должно быть овощное, крупяное, мясное или рыбное блюдо. ОБЕД Обед традиционно состоит из салата,
первого, второго и обязательно компота, сока или
витаминизированного напитка. Диаграмма 1. Где вы обедаете? Диаграмма 2. Из чего состоит ваш обед? Диаграмма 3. Что бы вы хотели видеть на столе в школьной столовой? ПОЛДНИК Между обедом и ужином обязательно нужно перекусить. Растущий организм не переносит длительных перерывов в приеме пищи. Можно съесть яблоко, банан, творожный сырок или кисломолочные продукты. УЖИН Ужин должен быть не слишком поздним,
иначе ребенку будет трудно заснуть. Публикация статьи произведена при поддержке компании «БИНИ-ФИШЕР». Компания «БИНИ-ФИШЕР» предоставляет услуги поставок торгово-технологического оборудования для заведений общественного питания. Посетив официальный сайт компании «БИНИ-ФИШЕР», располагающийся по адресу www.Fischer-Bini.Ru, вы сможете узнать про организацию индивидуального питания и линий раздачи, таблет-питание, технологию Cook&Chill и многое другое. А так же на страницах сайта представлен подробный каталог реализуемого пищевого оборудования для ресторанов и столовых. Детские предпочтенияЧтобы дети росли здоровыми, они должны правильно питаться. В сбалансированном питании необходимо присутствие и овощей, и фруктов, и молочных продуктов, и мяса, и рыбы, и каш. Овощи – незаменимый продукт питания. Они содержат необходимые для организма человека витамины и минеральные соли, белки, различные органические кислоты. Например, в моркови много каротина (провитамина А), в картофеле – крахмала, в зеленом горошке – белков, в капусте – витамина С, клетчатки; кроме того, свежая, квашеная и вареная капуста прекрасно выводит токсины и улучшает пищеварение. Овощи всегда остаются регуляторами всего процесса пищеварения. Добавление их к любому блюду, приготовленному из мяса, рыбы и других продуктов, способствует лучшему его усвоению, так как клетчатка и пектиновые вещества усиливают моторную деятельность кишечника и улучшают условия прохождения пищи по пищеварительному тракту. И следует отметить тот благоприятный факт, что, как показало анкетирование, дети хорошо относятся к овощам. Они любят овощные салаты и готовы их есть даже на завтрак. Однако если бы было предложено сделать выбор между чипсами и картофельным пюре, то большинство учащихся предпочли бы съесть чипсы (см. табл. 1 на с. 36). Но так ли уж плохи картофельные чипсы? Разве картошка – вредный продукт? Нет, картофель полезен, он источник витаминов С, группы В, Р и каротина. Основной белок картофеля содержит все незаменимые аминокислоты и потому является полноценным. Но чипсы – это чистые калории (углевод и жир), а значит, если слишком ими увлекаться, то неизбежно возникнет нехватка белка и витаминов при избытке жира. Чипсы готовят, используя масло, в котором в результате жарки образуются продукты неполного сгорания жиров, обладающие канцерогенными свойствами. Видимо, не все учащиеся знают о таких свойствах чипсов, иначе бы не увеличивалось с возрастом количество желающих получать чипсы в школьной столовой (табл. 1). Таблица 1 Что бы вы выбрали?
Фрукты – ценный продукт питания. В них содержатся углеводы (сахара – глюкоза, фруктоза, сахароза), органические кислоты (яблочная, лимонная, винная), витамин С и др., минеральные соли (калия, железа, кальция, фосфора и др.), пектиновые, дубильные, ароматические и др. полезные для организма вещества. Количество этих веществ в зависимости от вида плодов, конечно, разнится. Приятно отмечать, что учащиеся любят фрукты. Они готовы есть их на завтрак, получать в школьной столовой (диаграмма 3), и если бы им предложили сделать выбор между чупа-чупсом и фруктом, то выбор был бы сделан в пользу последнего (табл.1). В мясе содержатся в основном витамины группы В, и количество их зависит от корма, упитанности и вида животных. Поскольку витамины группы В растворяются в воде, значительная часть содержащихся в мясе витаминов оказывается в отваре. Много в мясе калия, фосфора и железа. Ими очень богаты печень и другие внутренние органы. Следует учесть, что железо, содержащееся в мясе и мясных изделиях, усваивается легче, чем железо, имеющееся в растительных пищевых продуктах. Мясо также содержит сравнительно много микроэлементов – меди, цинка, кобальта и др. Ими тоже богата печень. В готовой пище минеральные вещества сохраняются хорошо, растворившись в отваре или жидкости, выделившейся при тушении. Всем известно, что говядина повышает гемоглобин в крови. К сожалению, учащиеся не слишком любят мясо, о чем свидетельствуют ответы на вопрос «Что бы вы хотели видеть на столе в школьной столовой?» (диаграмма 3). Ценность рыбы определяется
наличием в ее составе от 15 до 26% белков. Белки рыбы
содержат 20 аминокислот, их которых 8 являются
незаменимыми для человеческого организма.
Отсутствие любой из этих аминокислот вызывает
нарушение здоровья. Поэтому особенно
огорчителен тот факт, что, отвечая на вопросы
«Чем бы вы хотели питаться дома?» и «Что бы вы
хотели видеть на столе в школьной столовой?», ни
один из учащихся не назвал рыбу. Фруктовые, ягодные и овощные
соки содержат все питательные вещества,
имеющиеся в свежих плодах, ягодах и овощах, и
легко усваиваются организмом. Зимой и ранней
весной, когда пища бедна витаминами, плодовые и
овощные соки – незаменимый продукт питания,
особенно для детей. Соки сохраняют натуральные
свойства свежего продукта, а вкус и
питательность некоторых из них значительно
улучшаются за счет добавления сахара. Наиболее
ценны соки, которые изготавливают из плодов
вместе с мякотью (например, абрикосовый,
персиковый, томатный). В таких соках, кроме других
полезных веществ, сохраняются клетчатка и
пектиновые вещества, стимулирующие работу
кишечника. Приятно отметить, что учащиеся, по
всей видимости, хорошо ознакомлены с полезными
свойствами соков. А иначе как объяснить тот факт,
что, если бы им предложили сделать выбор между
соком и газированной сладкой водой, значительное
число детей выбрали бы сок (табл. 1)? Диаграмма 4. Что такое здоровое питание? Интересно было узнать, имеют ли учащиеся правильное представление о том, что такое здоровое питание. Абсолютное большинство школьников 11–17 лет ответили, что здоровое питание – это полезные продукты и режим (завтрак, обед и ужин), но оказалось немало и тех, кто имеет об этом превратное представление. Интересен тот факт, что значительная часть мальчиков и девочек считают питание в школьной столовой здоровым, но оно им не нравится (диаграмма 5). Большинство 13–17-летних подростков находят, что у них дома организовано здоровое питание, а вот голоса между «да» и «нет» при ответе на вопрос «Считаете ли вы пищу, которую получаете дома, здоровым питанием?» у 11–12-летних учащихся разделились почти поровну. Диаграмма 5. Нравится ли вам пища, которую вы получаете в школьной столовой? Не утратить традицииСегодня наш стол становится все более и более универсальным. Чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца – все это постепенно теряет статус «заморского» блюда. Вряд ли можно и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных традиций. Однако при этом неразумно забывать о собственной национальной кухне. Испокон веку основы питания закладывались в семье. Здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т.д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитания снижается. Порой родители считают здоровое питание весьма дорогим удовольствием и чувствуют свою вину за то, что не могут обеспечить его своим детям. Многие учащиеся говорили, что на их выбор при покупке влияет нехватка денег (диаграмма 6). Между тем рациональное питание не обязательно дорого. Существует огромное количество недорогих, полезных и вкусных продуктов. Простой пример: источником витамина С может быть апельсин, который стоит недешево. А может – смородина, клюква, протертые с сахаром и не менее вкусные, чем заморский фрукт. Диаграмма 6. Что влияет на ваш выбор при покупке продуктов питания? О пищевых добавках и рекламеСвое дело делает и реклама, пропагандирующая чипсы, сухарики, различные газированные напитки и пр. В Интернете лавина информации самого разного уровня и качества, в том числе и о питании, напитках, специализированных продуктах с самыми разными свойствами, а также даны рекомендации по их применению и обещания фантастических результатов. И редко можно увидеть и услышать напоминание о необходимости проконсультироваться с врачом по организации здорового питания для детей. Создается ситуация, когда достижения высоких технологий направляются не на пропаганду здорового образа жизни, а на его разрушение. И особенно сильно это отражается на детях и подростках 13–17 лет, которые весьма доверчивы к рекламе. Сегодня прилавки наших магазинов заполнены продуктами питания, но все ли они хорошего качества? Для того чтобы продукт долго хранился, красиво выглядел, имел хороший запах, дешево стоил, производители вводят пищевые добавки. По определению Всемирной организации здравоохранения, пищевые добавки – это природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, но в ограниченных количествах вводятся в продукты. В разных странах в производстве продуктов питания используются около 500 пищевых добавок. Пищевые добавки обозначаются буквой Е и трех-четырехзначным кодом. Все они делятся на запрещенные, разрешенные к применению и не имеющие разрешения к применению. Существует список добавок, которые не рекомендуются для детского питания, и список тех добавок, которые вредно воздействуют на организм человека, вызывая сыпь на коже, раковые заболевания, кишечные расстройства, расстройства желудка, поднимая давление. Почти все ученики лицея знают, что продукты питания могут содержать опасные для здоровья добавки, но, увы, покупая продукты, большинство школьников не обращают внимания на их состав, хотя по составу продукта большинство мальчиков и девочек могут определить его качество (cм. табл. 2). Не менее важным при определении качества продукта является срок его годности (табл. 2). Как показало анкетирование, ребята обращают внимание и на вкусовые свойства продукта, и на его внешний вид. Таблица 2 По какому признаку вы судите о качестве продуктов?
Видимо, учащиеся не знают о
том, какую опасность несут в себе некоторые
пищевые добавки, и этим объясняется такое малое
число школьников, которые обращают внимание на
отсутствие вредных добавок и сразу отказываются
от употребления того продукта, который содержит
пищевые добавки. В заключениеВ результате проведенного
исследования выяснилось, что значительное число
учащихся лицея соблюдают режим питания, но
нередко нарушают основные принципы
рационального питания: у них одностороннее
питание, однообразный набор продуктов,
предпочтение других видов пищи (из буфетов,
киосков, преимущественно кондитерских,
хлебобулочных изделий), частые пропуски
завтраков. Но таких примеров мало, все-таки
большинство учащихся демонстрируют
осведомленность, сознательное отношение к
режиму питания. Ольга Селезнева |