Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2009

Вместе с психологом

За пределами нормы

Каждый учитель в своей работе сталкивается с подростками, доставляющими ему много проблем. Грубые, агрессивные, злоупотребляющие алкоголем (или даже наркотиками), неуспевающие по всем предметам, состоящие на учете в милиции и в комиссии по делам несовершеннолетних… Их называют девиантными. Им посвящены научные работы и исследования. Их пытаются исправить. Им оказывают помощь и поддержку. Что такое девиантное поведение? Каковы причины его возникновения? Какие существуют профилактические и коррекционные программы для подростков с отклоняющимся поведением?

Что такое девиантное поведение?

Ни у зарубежных, ни у отечественных ученых и практиков нет пока единой точки зрения на понятие девиантное, или «отклоняющееся», поведение (deviatio – по-латински «отклонение»).
Для изучения механизмов возникновения такого поведения у подростков используются знания, накопленные в психологии, психиатрии, педагогике и социологии.
Термин девиантное поведение употребляется представителями разных наук в нескольких значениях.

  • В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного общества.

  • В социологии и правоведении девиантностью считают социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормам.

  • В психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу разных причин патологии, имеющейся при психических расстройствах и заболеваниях.

Среди большинства исследователей принято следующее определение:

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.

Это определение нуждается в уточнениях. Речь идет о дополнительных признаках, позволяющих отличать девиантное поведение от схожих явлений.

Вот некоторые из них.

Девиантное поведение:

  • всегда имеет разрушительный характер, оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность);

  • является стойко повторяющимся – многократным или длительным;

  • согласуется с общей направленностью личности, то есть достаточно предсказуемо и проявляется в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы или самообороны;

  • рассматривается в пределах медицинской нормы (не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться);

  • имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие – неодинаково проявляется у разных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия затрагивают мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности;

  • сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации1. В то же время верно и обратное: само по себе состояние дезадаптации, вызванное другими причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения;

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Эта оценка может иметь форму общественного осуждения, социальных мер (в крайних проявлениях – даже уголовного наказания).
Ключевым для определения девиантного поведения всегда является понятие социальной нормы, точнее, совокупности таких норм. Ведь именно неоднократное их нарушение относит подростка к категории «трудных».

Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Виды социальных норм:

Духовно-нравственные – общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли (традиции, обычаи, образы, заповеди).
Морально-этические – ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов.
Правовые – свод законов, предполагающий наказание при их нарушении.
Организационно-профессиональные – регулирующие жизнь в учебной или профессиональной среде (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции).
Эстетические – соответствие принятым в данном обществе в данное время эстетическим идеалам – представлениям о красивом, возвышенном, прекрасном.

Возможная классификация

В зависимости от нарушаемых норм можно выделить виды девиантного поведения.
Например, психолог Е.В. Змановская2 предложила следующую классификацию:

  • Антисоциальное (делинквентное) поведение – противоречащее правовым нормам, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих.

  • Асоциальное поведение – уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. Сюда относят проявления агрессии, аморальное поведение, бродяжничество, проституцию и т.п.

  • Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – угрожающее целостности и развитию личности. Имеются в виду различные зависимости и суицидальное поведение.

Некоторые дополнительно выделяют еще конформистское (ориентированное на внешние авторитеты), нарциссическое (управляемое чувством собственной грандиозности) и фанатическое поведение (слепая приверженность какой-либо идее).
Интересна классификация отечественного ученого В.Д. Менделевича3. В ее основе – отношение человека к окружающей реальности.
Взаимодействие индивида и реальности представлено пятью способами. Это приспособление, противодействие, болезненное противодействие, уход и игнорирование.

  • Гармоничный человек выбирает адаптивное приспособление к реальности, то есть достижение равновесия между ценностями, особенностями индивида и требованиями общества.

  • При противодействии реальности человек активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Противостояние реальности встречается при криминальном и предкриминальном поведении.

  • Болезненное противостояние реальности – это следствие психической патологии и психопатологических расстройств, при которых окружающий мир воспринимается как враждебный из-за искажения его восприятия и понимания. В данном случае девиантное поведение сочетается с заболеванием и определяется именно болезненным состоянием психики. Так, например, агрессивность и подозрительность могут быть следствием бредового расстройства, при котором окружающим приписываются несуществующие враждебные мотивы.

  • Уход от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые негативно оценивают существующую действительность и считают себя неспособными адаптироваться к ней. Считается, что приоритеты человека могут быть сосредоточены в четырех областях: «тело/ощущения», «деятельность/работа», «контакты», «фантазия/будущее». Гармоничное существование предполагает равномерное распределение приоритетов и жизненной энергии по всем сферам. Если же человек не справляется с реальностью, то наблюдается «бегство» (уход) в одну из них. Например, «уход в болезнь» (или, наоборот, поглощенность идеями здоровья), трудоголизм, игромания, аутизация (или, напротив, чрезмерная общительность).

Чаще всего «уход от реальности» проявляется в злоупотреблении алкоголем или наркотиками. Крайним вариантом является суицидальное поведение.

·Игнорирование реальности предполагает существование человека в собственном (например, узкопрофессиональном) мире. Такие люди не принимают в расчет требования и нормы действительности, а существуют как бы сами по себе. Подобное взаимодействие с реальностью встречается редко и лишь у небольшого числа талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо области.

Причины возникновения

Традиционно выделяют биологические, личностные, социальные и семейные факторы риска отклоняющегося поведения.

  • К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патологию нервной системы; врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную отягощенность психическими, наркологическими и соматическими заболеваниями.

  • Личностные особенности человека тоже могут определять его предрасположенность к формированию девиантного поведения.
    Это могут быть специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нравственная незрелость, узкий круг интересов.
    Отклонения в поведении возможны и при некоторых пограничных состояниях – неврозах, реактивных депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах, психосоматических заболеваниях, личностных расстройствах (психопатиях), а также при социальной и педагогической запущенности у детей и подростков. Девиантное поведение бывает следствием серьезной психопатологии: умственной отсталости, шизофрении, эндогенных депрессий.

  • К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

  • Социальные причины девиантного поведения – это неблагополучное микросоциальное окружение (например, принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников; недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.

Работа с подростками

При работе с «трудными» подростками первая задача специалистов (психологов, классных руководителей, социальных педагогов, врачей) – сформулировать гипотезу, объясняющую механизм возникновения девиантного поведения; акцентировать внимание на основных проблемах, требующих решения, на причинах отклонения.
Учителя должны хорошо представлять себе возможные причины появления девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о включении в работу смежных специалистов.
Только при соблюдении этих условий могут быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной деятельности и достигнут определенный успех.
Какие существуют подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения в образовательном учреждении?
Помимо массовых мероприятий – лекций и акций («день здоровья», «день борьбы с курением» и др.), желательно проводить программы с целью развития личности учащихся, повышения их социальной и психологической компетентности.
Ниже перечислены основные виды деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения школьников.

  • Информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.

  • Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, профориентации, социально-бытовых навыков, подготовки к семейной жизни и т.п.).

  • Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения).

  • Альтернативная деятельность – вовлечение детей и подростков в спортивные секции; организация работы творческих и трудовых мастерских; внедрение видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний и т.п.);

  • Укрепление здоровья (внедрение здоровьесберегающих технологий).

  • Программы психологической коррекции эмоциональных нарушений – тревожности, страхов, гиперактивности, агрессии и др.

  • Семейная профилактика девиантного поведения: психолого-педагогическое просвещение родителей; групповая работа с родителями (например, ведение тренингов родительской эффективности – обучение навыкам общения с детьми и поведению в сложных ситуациях); индивидуальное и семейное психологическое консультирование.

  • Коррекционно-развивающие программы школьной дезадаптации (развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения и других психических функций; нейропсихологическая коррекция нарушений психического развития).

  • Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. В условиях образовательного учреждения это может быть социально-психологическая служба, специалисты которой готовы поддержать учащихся и членов их семей, содействовать в получении необходимой социальной, медицинской и психологической помощи, оказываемой смежными организациями.

Доказано, что те, кто получает эффективную поддержку от значимых для них людей и общественных групп, легче справляются со стрессами, лучше социально адаптированы и более устойчивы к развитию заболеваний и отклонений в поведении.
Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного» подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт – лучшие помощники педагога.

_________________

1 Социально-психологическая дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования социальной среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в данных конкретных условиях.

2 Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003.

3 Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: Медпресс, 2001.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук