Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2009

Точка зрения

Излечение обучением

Издревле считается, что учение хоть и свет, но «здоровью вред». С таким утверждением не согласны сторонники здоровьесберегающих образовательных технологий, участники конференций, проходивших в Современной гуманитарной академии

Век минувший

Пытаюсь припомнить свое школьное «здоровьесбережение» середины прошлого века: физзарядка перед уроками, обязательное проветривание классов, прививки от корей, осп, полиомиелитов, столбняков, дифтеритов, первая «татуировка» – пирке, даже сдача «образцов» в пузырьках на поиск глистов. Рентгены, карантины, витамины, уколы, регулярные медосмотры, дезинфекции – причин обижаться на невнимание не было. И чистоту ушей с воротничками нам дежурные проверяли, тут же составляя доносы на грязнуль. А уж лекций о вреде курения и алкоголя наслушались вдоволь. От чего у робких появлялась опаска, а смелые, наоборот, рвались попробовать… Что тут можно добавить или изменить появившимся в новом веке термином «здоровьесберегающие образовательные технологии»? В Современной гуманитарной академии (СГА), одном из российских вузов, прошел цикл междисциплинарных конференций, посвященный данной проблеме.

Глазами молодежи

Выступавшие говорили об эстафете школьного и студенческого этапов оздоровительной концепции. Хотя очевидно, что ступени младшеклассника и старшекурсника весьма различны, нельзя не признать нашу жизнь в целом, от пеленок до седин, «сообщающимся сосудом», где никакое воздействие неэффективно без предыдущего и последующего. Но всюду свои особенности. В самом деле: когда юному существу объявлять об опасности СПИДа? На стадии полной невинности или в период интереса к соблазнам? И как эти стадии определить? Быть может, вместе с рождением первого чувства ответственности за собственное здоровье? Подобные вопросы рассмотрела доцент МГУ, психолог И. Бовина. Она отметила, что, изучая представления молодежи о ЗОЖ, исследователи обращают внимание на то, что у значительной части подростков он ассоциируется с «дополнительными трудностями»: отказом от вредных удовольствий, физическим напряжением, т.е. определенным аскетизмом. Однако с возрастом условия нарастающей жизненной конкуренции уже начинают выправлять этот «ментальный перекос».

Нужна ли защита от информации?

Слышались нарекания в адрес информационных технологий, вносящих свою долю «разврата» в неокрепшие души. Не требуют ли оградительных мер засилье фривольных телепередач, пикантные (мягко говоря) порталы и сайты? Тут можно и поспорить. Задолго до появления черно-белых телевизоров, в дошкольном возрасте, я лично познакомился со всеми перлами безнравственности и «дурной болезни» по повести Куприна «Яма». Так что для пытливого ума препятствий нет. И среда нашего сборища за кочегаркой городского дома была не менее информационной, чем в «Доме-2». Значит, основные постулаты умной дидактики остаются прежними.

Много знания – много печали?

Для современной школы достаточно подробно разработаны санитарно-гигиенические правила и нормы. Здесь на каждый квадратный метр хватает стандартов и строгостей. Однако медиков это мало утешает. Белгородские исследователи из университета и областного центра восстановительной медицины и реабилитации привели общероссийскую и местную статистику по теме «Особенности соматического здоровья школьников и студентов младших курсов»:
«Последнее десятилетие в России и многих странах мира характеризуется неуклонным ухудшением здоровья детей, подростков и молодежи. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию к окончанию школы; в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет…». Право, хоть ребенка в стандартную школу не отдавай. А если в «продвинутую»?
«В так называемых школах «нового типа» – гимназиях, лицеях – нагрузки настолько высоки, что в 5–9-х классах достоверно чаще по сравнению с массовыми школами отмечаются клинически выраженные вегетативно-сосудистые расстройства, нейроциркуляторная дистония, неврологические расстройства. До 80% учащихся этих школ имеют множественные и полисистемные нарушения состояния здоровья…»
Обследовав юных земляков на фоне общей статистики, белгородцы установили, что уровень здоровья парадоксально снижается по мере повышения образованности. То есть школьники оказались здоровее студентов. А чемпионами по заболеваемости стали… студенты-медики первых-вторых курсов. На языке отчета – «имеется обратная связь между уровнем получаемого образования и показателями соматического здоровья». Вот уж «много знания – много печали». Но думается, что скорее всего дело не в накачке знаниями, а в первых глотках пьянящей послепарточной свободы.

Зависит от учителя

Но сможем ли мы отпочковать чисто медицинское сопровождение учебы (включая и предмет «ЗОЖ») от собственно здоровьесберегающих технологий, то есть свойств самого преподавания? Доктор медицинских наук из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН М.Степанова считает, что выполнение всех физиолого-гигиенических требований, а также санитарных правил и норм еще не говорит о приверженности таким технологиям.
По простоте душевной представляется, например, урок истории или литературы, от которого проходит головная боль или депрессия… Либо релаксирующий массаж головы в ходе контрольной по математике, когда уравнения сами в нее вплывают… Чистая наивность, конечно, но пока гигиенисты озабочены главным образом элементарной перегрузкой школьников: как тяжестью носимых ранцев, так и долгими человеко-часами статичного сидения. Доказано, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических особенностей детского организма во сне, во время двигательной активности и пребывания на воздухе. Среди причин перегрузки М.Степанова называет запредельную интенсификацию учебного процесса из-за короткой по сравнению с другими странами продолжительности школьного года: 160 учебных дней против 200–240 в зарубежных странах. При этом подчеркивается роль эмоционального восприятия материала: «То, что интересно, снижает эффект перегрузки, и наоборот: то, что вызывает у учащегося отторжение, может вызвать такой эффект даже при небольших объемах учебного материала».
Ну, мы-то, нынешние дедушки и бабушки, и без теории функциональных систем знали, что есть уроки, пролетающие пулей, моргнуть не успеешь, только рот раскроешь от удовольствия – и есть бесконечно монотонные, где в зевающий рот падают сморенные скукой мухи. Значит, как и прежде, да и испокон веку дело прежде всего упирается в учителя. Без него можно загубить любые технологии, но они-то обязательно растут из любви и таланта. На научном языке это, конечно, звучит несколько схематично: «Основой здоровьесберегающей образовательной технологии является соблюдение педагогом следующих медико-психолого-педагогических принципов: 1) учет возрастно-половых особенностей детей; 2) учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; 3) структурирование урока на три части в зависимости от умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)»…

Больше двигаться

Практики отвечают на глубокомыслие теории пока что в основном упором на повышение двигательной активности школьников, впадающих после тетрадок и книжек в телекомпьютерную прострацию. Представители Екатеринбурга (Российский государственный профессионально-педагогический университет) приводят данные о резком – наполовину – сокращении двигательной активности у первоклассников по сравнению с дошкольниками. И это – сущее надругательство над возрастной природой, которая требует не двух уроков физкультуры в неделю, а «от 6 до 12 часов организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями». Уральцы настаивают как минимум на третьем уроке в виде оздоровительного плавания, но тут мы вторгаемся в сферу материальной базы школ, а это уже смежная болезненная область.

Это учеба и игра

Череповецкий педагог М.Чебоксарова переводит стрелку на «здоровьесберегающий потенциал игры». Но здесь главное, предупреждают многие исследователи, не ошибиться в методике. Ибо игры бывают «развлекательные, коммуникативные, терапевтические, релаксационные, психотехнические, воспитательные, обучающие, развивающие, мотивационно-побудительные» и так далее. Ну а высшим пилотажем педагогики, несомненно, является азартная познавательная игра. К большому сожалению, индустрия математических, географических, физико-химико-лабораторных, литературных, исторических, экологических и прочих игр (очных и электронных) катастрофически отстает от «стрелялок» и «догонялок». А ведь это и поле неплохого бизнеса, если говорить рыночно.
Наибольший просвет в проблематике представляет эксперимент «Школа здоровья». Центр образования, носящий такое название, может вызвать зависть. Профильные медицинские кабинеты, уголки отдыха и психологической разгрузки, кабинеты развивающих игр, изостудия, музыкально-театральный зал прочно входят в структуру предметных классов. Мониторинг функционального состояния с помощью технологий экспресс-диагностики стал вроде регулярных «контрольных по здоровью».
Заглянем с помощью сообщения О.Леоновой («школа здоровья» № 1317 Москвы) на педагогическую игру – и обнаружим, что сами учителя превращаются в сущих детей, рисуя их глазами образ «идеального преподавателя», а затем глазами педагога – образ «идеального ученика». Или модифицируют сказку «Двенадцать месяцев» для «пиара» своих предметов в глазах ребят… За две минуты надо применить и стишок, и песенку, и пантомиму, и рисунок – все, что потом сможет увлечь их пока еще трепетных подопечных…

Магия доброты

В докладе Е.Демченко говорилось об аэрофитотерапевтическом комплексе в столичной «школе здоровья» № 1693. Здесь второклашки и четвероклашки погружаются в целительный воздух, принесенный в класс аэрофитомодулем. Ароматы лечебных растений подобраны с помощью специалистов-фитобиологов. Фикусы, каланхоэ, пеларгония, мята, чабрец и другая флора во время уроков и продленки расправляется с патогенными микроорганизмами воздуха, восстанавливая защитные силы юных тружеников. За учебный год уменьшается даже простудная заболеваемость и, что особенно приятно, наблюдается «смягчение нравов», то есть эстетический настрой преобладает над агрессивным. Солидные девятиклассники уже ведут вполне научные наблюдения за растениями аэрофитомодуля.
А знакома ли вам формула «магия радости»? О необычном подходе к обучению рассказал представитель Московского института медицинской социальной реабилитологии Ю.Седых. Ценность этого подхода состоит в том, что ищется практическая методика «воспитания радости» в учениках от полученных знаний, от собственного, пусть минимального, успеха, от успеха товарища, которому ты помог…
Таков краткий отчет об экскурсии в область образовательного здоровьесбережения, которую совершили ради школьников (и студентов) специалисты, собравшиеся в Современной гуманитарной академии. И думается, что пока рано ставить точку, поскольку для изобретательства это древнее и новое поле немерено...

Андрей Тарасов