|
Излечение обучением
Век минувшийПытаюсь припомнить свое школьное «здоровьесбережение» середины прошлого века: физзарядка перед уроками, обязательное проветривание классов, прививки от корей, осп, полиомиелитов, столбняков, дифтеритов, первая «татуировка» – пирке, даже сдача «образцов» в пузырьках на поиск глистов. Рентгены, карантины, витамины, уколы, регулярные медосмотры, дезинфекции – причин обижаться на невнимание не было. И чистоту ушей с воротничками нам дежурные проверяли, тут же составляя доносы на грязнуль. А уж лекций о вреде курения и алкоголя наслушались вдоволь. От чего у робких появлялась опаска, а смелые, наоборот, рвались попробовать… Что тут можно добавить или изменить появившимся в новом веке термином «здоровьесберегающие образовательные технологии»? В Современной гуманитарной академии (СГА), одном из российских вузов, прошел цикл междисциплинарных конференций, посвященный данной проблеме. Глазами молодежиВыступавшие говорили об эстафете школьного и студенческого этапов оздоровительной концепции. Хотя очевидно, что ступени младшеклассника и старшекурсника весьма различны, нельзя не признать нашу жизнь в целом, от пеленок до седин, «сообщающимся сосудом», где никакое воздействие неэффективно без предыдущего и последующего. Но всюду свои особенности. В самом деле: когда юному существу объявлять об опасности СПИДа? На стадии полной невинности или в период интереса к соблазнам? И как эти стадии определить? Быть может, вместе с рождением первого чувства ответственности за собственное здоровье? Подобные вопросы рассмотрела доцент МГУ, психолог И. Бовина. Она отметила, что, изучая представления молодежи о ЗОЖ, исследователи обращают внимание на то, что у значительной части подростков он ассоциируется с «дополнительными трудностями»: отказом от вредных удовольствий, физическим напряжением, т.е. определенным аскетизмом. Однако с возрастом условия нарастающей жизненной конкуренции уже начинают выправлять этот «ментальный перекос». Нужна ли защита от информации?Слышались нарекания в адрес информационных технологий, вносящих свою долю «разврата» в неокрепшие души. Не требуют ли оградительных мер засилье фривольных телепередач, пикантные (мягко говоря) порталы и сайты? Тут можно и поспорить. Задолго до появления черно-белых телевизоров, в дошкольном возрасте, я лично познакомился со всеми перлами безнравственности и «дурной болезни» по повести Куприна «Яма». Так что для пытливого ума препятствий нет. И среда нашего сборища за кочегаркой городского дома была не менее информационной, чем в «Доме-2». Значит, основные постулаты умной дидактики остаются прежними. Много знания – много печали?Для современной школы достаточно
подробно разработаны санитарно-гигиенические
правила и нормы. Здесь на каждый квадратный метр
хватает стандартов и строгостей. Однако медиков
это мало утешает. Белгородские исследователи из
университета и областного центра
восстановительной медицины и реабилитации
привели общероссийскую и местную статистику по
теме «Особенности соматического здоровья
школьников и студентов младших курсов»: Зависит от учителяНо сможем ли мы отпочковать чисто
медицинское сопровождение учебы (включая и
предмет «ЗОЖ») от собственно
здоровьесберегающих технологий, то есть свойств
самого преподавания? Доктор медицинских наук из
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
РАМН М.Степанова считает, что выполнение всех
физиолого-гигиенических требований, а также
санитарных правил и норм еще не говорит о
приверженности таким технологиям. Больше двигатьсяПрактики отвечают на глубокомыслие теории пока что в основном упором на повышение двигательной активности школьников, впадающих после тетрадок и книжек в телекомпьютерную прострацию. Представители Екатеринбурга (Российский государственный профессионально-педагогический университет) приводят данные о резком – наполовину – сокращении двигательной активности у первоклассников по сравнению с дошкольниками. И это – сущее надругательство над возрастной природой, которая требует не двух уроков физкультуры в неделю, а «от 6 до 12 часов организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями». Уральцы настаивают как минимум на третьем уроке в виде оздоровительного плавания, но тут мы вторгаемся в сферу материальной базы школ, а это уже смежная болезненная область. Это учеба и играЧереповецкий педагог М.Чебоксарова
переводит стрелку на «здоровьесберегающий
потенциал игры». Но здесь главное, предупреждают
многие исследователи, не ошибиться в методике.
Ибо игры бывают «развлекательные,
коммуникативные, терапевтические,
релаксационные, психотехнические,
воспитательные, обучающие, развивающие,
мотивационно-побудительные» и так далее. Ну а
высшим пилотажем педагогики, несомненно,
является азартная познавательная игра. К
большому сожалению, индустрия математических,
географических, физико-химико-лабораторных,
литературных, исторических, экологических и
прочих игр (очных и электронных) катастрофически
отстает от «стрелялок» и «догонялок». А ведь это
и поле неплохого бизнеса, если говорить рыночно. Магия добротыВ докладе Е.Демченко говорилось об
аэрофитотерапевтическом комплексе в столичной
«школе здоровья» № 1693. Здесь второклашки и
четвероклашки погружаются в целительный воздух,
принесенный в класс аэрофитомодулем. Ароматы
лечебных растений подобраны с помощью
специалистов-фитобиологов. Фикусы, каланхоэ,
пеларгония, мята, чабрец и другая флора во время
уроков и продленки расправляется с патогенными
микроорганизмами воздуха, восстанавливая
защитные силы юных тружеников. За учебный год
уменьшается даже простудная заболеваемость и,
что особенно приятно, наблюдается «смягчение
нравов», то есть эстетический настрой
преобладает над агрессивным. Солидные
девятиклассники уже ведут вполне научные
наблюдения за растениями аэрофитомодуля. Андрей Тарасов |