Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2009

Учительская

Программа традиционная — система инновационная

Занятия в одной из школ г. Смоленска построены на модульном принципе составления расписания. Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков провели исследование, в результате которого обнаружили большое число преимуществ такой организации учебного процесса

Единый модуль

Школа № 37 г. Смоленска работает по традиционным программам. Тем не менее процесс обучения здесь имеет ряд особенностей. В его основе лежит модульная система организации расписания – использование единого временного модуля (30 мин.).
За основу расчета числа занятий в каждой параллели берется сдвоенный урок (2 х 45) и разбивается на 3 части с обязательной переменой после каждой 30-минутки. Таким образом, дети могут изучать материал по одному предмету укрупненными блоками.
Однако если в средней школе такой подход реализуется в полной мере: каждый блок включает три тридцатиминутных занятия, – то в начальной (со 2-го класса) – два занятия по полчаса. При этом сохраняются общепринятая продолжительность учебного дня и перерывы после каждых 30 минут и между каждым модулем. Максимально допустимый объем дневной и недельной образовательной нагрузки, общая продолжительность перемен, время начала уроков и чередование занятий с учетом их трудности соответствуют СанПиНам.
Еще одно нововведение связано с равномерным чередованием периодов учебы и каникул в начальной школе (5–6 недель занятий перемежаются с недельными каникулами). Такое чередование с точки зрения медицины наиболее приемлемо и обладает здоровьесберегающим потенциалом.

Эксперимент и его результаты

Мы провели в смоленской школе эксперимент с целью установить характер и степень влияния модульного расписания на функциональное состояние детей. Недельные исследования проводились в начале и конце учебного года. Наблюдались 168 учащихся 2-, 5-, 8-х и 9-х классов.
Мы тестировали ребят на определение умственной работоспособности, эмоционального состояния и уровня невротизации, измеряли их артериальное давление, оценивали предельную частоту воспринимаемых световых мельканий, а также изучали режим дня школьников.
Сравнив данные аналогичных исследований в ряде московских школ с традиционной организацией учебного процесса, мы обнаружили ряд значительных преимуществ режима обучения при инновационном принципе составления расписания.
Наши исследования дали весьма положительные результаты. У учеников 5-, 8-х и 9-х классов отмечены высокие показатели уровня работоспособности, низкие – утомляемости. Полученные сведения значительно отличаются от данных московских школ.
У второклассников же, в отличие от учащихся средних классов, не наблюдается снижения утомляемости: их реакции на нагрузку такие же, как у их ровесников, обучающихся традиционно. Это связано с тем, что у них практически не сокращено число учебных предметов в день.

Чем старше, тем спокойнее

Дискомфортные эмоциональные состояния, отражающие тревожность смоленских учащихся, также существенно ниже результатов, которые регистрируются у их сверстников.
Исследование неврозоподобных проявлений на фоне учебной деятельности выявило более низкие показатели у восьми- и девятиклассников. Так, если среди учеников 5-х классов число детей с реакциями неврозоподобного характера (раздражительность, чувство тревоги, трудное засыпание и др.) практически не изменялось в течение учебного года и не превышало 61,2–61,7% (что типично для их возраста), то у восьми- и девятиклассников аналогичные реакции встречались уже значительно реже (29,4% и 31,3% соответственно), при этом их частота в течение учебного года также мало изменялась.
Устойчивые и высокие показатели работоспособности и стабильности психоэмоционального состояния пятиклассников на протяжении учебного года говорят о легкой адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю.

Давление и его проявления

Исследования вегетативной системы выявили определенные негативные тенденции у пятиклассников, чаще проявляющиеся в начале учебного года: у 66,7% в конце недели обнаруживались неблагоприятные реакции артериального давления (гипертензия, гипотензия, снижение пульсового давления и пр.). Однако в конце учебного года число таких детей сократилось более чем в 2 раза (31,8%). Подобные отрицательные проявления отмечались у 42,8% восьмиклассников и трети девятиклассников (33,3%). Но все эти значения были существенно ниже, чем у подростков, обучающихся традиционно (более 60%).

Больше времени на отдых

Не менее важными оказались результаты изучения распределения времени. Мы выявили ряд типичных нарушений: дефицит сна и пребывания на воздухе, заполнение досуга телевизором и компьютером. Вместе с тем обнаружилось, что инновационная система обучения положительно влияет на режим дня. Из-за сокращения ежедневного числа предметов у ребят значительно меньше времени по сравнению со сверстниками уходит на подготовку домашних заданий (1,8 часа против 2,5–3). При этом, естественно, увеличивается время на занятия по интересам и прогулки на свежем воздухе. Кроме того, среди исследованных школьников оказалось намного меньше детей, готовящих уроки дольше нормы: среди пятиклассников – 17,1%, среди учащихся 8–9-х классов – 3,3% (соответственно против 38,5% и 20,5% у их московских сверстников). Средняя продолжительность отдыха на свежем воздухе в учебные дни у ребят колебалась от 1,4 до 2,2 часа, в то время как у их ровесников она составляла всего 0,7–1,4 часа.
Характерным для смоленской школы является увеличение с возрастом количества учащихся, занимающихся в кружках и секциях с двигательной направленностью (с 42,0% во 2-х до 62,3% в 8–9-х классах). В московских школах, наоборот, от 2-х к 9-м классам происходит постепенное сокращение числа таких детей (с 79,6% до 54,2%).

Вес рюкзака уменьшается

Уменьшение количества ежедневно изучаемых предметов облегчает вес учебных комплектов. Например: ежедневный комплект пятиклассника весит 3,5 кг, учащегося 6-го класса – около 4 кг (при традиционной организации обучения – соответственно от 5 до 6 кг).

Преимущества есть

Наш эксперимент показал, что модульное расписание имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной организацией учебного процесса. Инновационный принцип позволил: значительно сократить многопредметность в течение учебного дня и недели при сохранении всех изучаемых дисциплин; обеспечить комфортный темп работы на уроке за счет увеличения его общей продолжительности; создать условия для личностно ориентированного подхода к ученику; сократить маршруты детей по перемещению из одного кабинета в другой; уменьшить объем и время подготовки домашних заданий, а также сократить вес ежедневного комплекта учебных пособий.
Таким образом, подобная система способствует: повышению работоспособности, снижению утомления, улучшению физического и психоэмоционального состояния детей.
Организация обучения оценена как гигиенически целесообразная и здоровьесберегающая, особенно для учащихся средней ступени школьного образования. Положительные результаты инновационного подхода дают основание использовать его и у старшеклассников. Модульный принцип составления расписания можно рассматривать как один из важных элементов рациональной модели системы обучения. Мы надеемся, что опыт смоленской школы станет интересным и полезным для многих образовательных учреждений.

Статья подготовлена при поддержке «АВЕРС». Если Вы решили построить качественный и надежный колодец для воды или же вы решили провести водоснабжение на свой участок, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «АВЕРС». Перейдя по ссылке: артезианская скважина цена», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать подробную информацию о ценах, услугах и телефонах для связи. В компании «АВЕРС» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, которые смогут обеспечить надежный и качественный результат.

Литература

1. Кучма В.Р, Степанова М.И. Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – Т. 5. – № 5. – Прил. 1. – 21–25 с.
2. Степанова М.И. О гигиенической экспертизе образовательных программ и технологии. Психология обучения и экология образовательной среды. – М.: СГУ, 2003. – 53–55 с.
3. Чайкин С.В. Гигиеническая оценка альтернативного варианта структуры учебного года в школе: Автореф. – М., 2002. – 24 с.

И. Александрова ;
И. Лашнева ;
М. Поленова ;
З. Сазанюк ;
М. Степанова ;
Т. Шумкова