Профилактика аддиктивного поведения
Формирование здорового образа
жизни – это сегодня одна из приоритетных задач
образовательных учреждений. И значительная роль
отводится педагогу-психологу, так как любая
неразрешенная психологическая проблема может
привести к аддиктивному (зависимому) поведению, в
частности, к употреблению психоактивных веществ
как способу разрешения жизненных трудностей
Основной целью
профилактической деятельности
педагога-психолога является создание
благоприятных условий для раскрытия
возможностей ребенка, развития личностного
потенциала, укрепления его веры в собственные
силы, самоуважения и уверенности в себе.
Для успешной профилактики
аддиктивного поведения детей педагогу-психологу
необходимо:
формировать навыки безопасного
поведения в ситуациях, связанных с риском
приобщения к психоактивным веществам;
учитывать особенности возрастного
развития конкретных групп детей;
основывать свою деятельность на
знании индивидуальных особенностей детей;
учитывать вовлеченность детей в
наркотизацию: общая воспитательная работа (формирование
антинаркотических установок, обеспечивающих
здоровый и безопасный образ жизни), работа с
группой риска (психологическая помощь детям,
испытывающим трудности социальной адаптации:
развитие коммуникативных навыков, приемов
противостояния негативному социальному
давлению, создание условий для их успешной
адаптации в детском коллективе);
соблюдать принцип «исключения
запретной информации» (исключение даже
упоминания сведений, способных спровоцировать
интерес детей к наркотизации, – информации о
специфических свойствах различных веществ,
способах их приготовления и применения);
проводить опережающее обучение
(профилактическая работа должна начинаться
заблаговременно, предваряя реальный этап
возможного приобщения к психоактивным
веществам, и учитывать факторы, способствующие
формированию аддиктивного поведения);
консультировать и сопровождать семьи
учащихся;
оказывать психологическую поддержку
педагогического процесса (позитивное разрешение
различных конфликтных ситуаций).
Формы проведения занятий с
детьми по профилактике злоупотребления
психоактивными веществами могут быть:
индивидуальные (в форме
индивидуальных консультаций или коррекционных
занятий с детьми из группы риска, имеющими
противопоказания к участию в групповой работе);
групповые (занятия могут проводиться
в обучающих группах).
Работа в обучающей группе направлена
на развитие личностного потенциала детей. Кроме
того, участникам группы предоставляется
некоторая информация по конкретным проблемам,
связанным с наркотизацией, и оказывается помощь
в принятии эффективных решений и выработке
адекватного стиля поведения.
Методы педагога-психолога в профилактике
аддиктивного поведения детей могут быть
разнообразными. Но наибольший эффект может иметь
комбинированное использование элементов
различных методов психологического воздействия.
Способы превентивного обучения не исчерпываются
традиционными, а дополняются активными
методами обучения. К ним относятся:
кооперативное обучение, «мозговой штурм»,
групповая дискуссия, ролевое моделирование,
«аквариум», упражнения-энергизаторы, арттерапия,
сказкотерапия, психогимнастика и т.д. Активным
методам обучения сегодня отдается предпочтение,
так как благодаря им происходит активное
усвоение знаний.
Таким образом, роль педагога-психолога
становится ведущей при проведении
профилактики аддиктивного поведения детей в
образовательном учреждении.
Ольга Гусельникова
|