Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2009

Медкабинет

А ты уже пил чаек?

Школьная фитотерапия

Фитотерапия – лечение травами – древнейший метод народной медицины, используемый при внутренних, кожных, инфекционных заболеваниях. Эффективность лекарственных трав проверена веками, опыт врачевания ими постоянно изучается и в наши дни. В Государственную фармакопею России входят около 180 растений.
Популярность фитотерапии объясняется несколькими причинами. Так, несмотря на огромный диапазон применения, фитотерапия действует мягче, чем синтетические лекарственные препараты.
Лекарственные растения – эффективное средство не только лечения, но и профилактики, особенно заболеваний желудочно-кишечного тракта, почек, центральной нервной системы. Травы при условии грамотного использования имеют меньше побочных воздействий. Умело составленные сборы при необходимости можно принимать длительное время без вреда для пациента. Настои лекарственных трав способствуют выведению из организма токсических метаболитов, нормализуют обмен веществ. Квалифицированно составленный травяной сбор позволяет охватить весь спектр болезней пациента одновременно.
Несмотря на все положительные характеристики фитотерапии, в нашем центре образования № 118 не сразу решились применять ее. Но с течением времени, наблюдая за школьниками, поняли: мы в силах и должны помочь детям с аллергиями, частыми простудными заболеваниями, с синдромом двигательной гиперактивности, тиками и другими проблемами. Тем более что, проводя анализ заболеваемости, мы узнали: 10% учеников уже наблюдаются неврологом, 6% – гастроэнтерологом, 6,7% – отоларингологом и 11,3% состоят на учете у аллерголога. Практически все заболевания имеют тенденцию к обострению в осеннее-весенний период, и наша задача – хотя бы облегчить страдания детей. Из этих соображений в 2007 году в центре образования был создан фитобар.
Сначала на курс фитотерапии мы взяли всего 10 человек, но постепенно группа росла, в том числе и по просьбам родителей. В 2009-м это были уже 14,7% учащихся по назначению врача, а в общей сложности – с учетом пожелания детей и родителей – около 34%. Группы, получающие траволечение, формируются в соответствии с состоянием здоровья и при обязательном согласии родителей.
В этом учебном году мы используем 4 комплекта травяных сборов.

1. Для детей, страдающих желудочно-кишечными патологиями.

В него входят: цветы ромашки, трава зверобоя, мелиссы (в ряде случаев – корень валерианы).

2. Для детей с гиперактивностью, с тиками используем либо успокоительный сбор № 2, либо приготовленный нами сбор из мяты перечной, корневищ валерианы и шишек хмеля.

3. Противоаллергический сбор включает следующие травы: листья крапивы, хвощ полевой, измельченные плоды шиповника.

4. Для большинства детей делаем так называемый витаминный чай: плоды шиповника, цветы ромашки, мелисса лекарственная, трава зверобоя.

Для впервые включенных в программу фитотерапии завариваем вначале одну лекарственную траву, а понаблюдав, осторожно, через 5–7 дней, добавляем поочередно следующие травы и постепенно доводим чай до кондиции.
Эти меры позволяют нам проверить отсутствие индивидуальных аллергических проявлений на конкретную лекарственную траву.
Сборы мы завариваем ежедневно в термосах, и на третьей перемене ученики приходят, как они говорят, «пить чаек». При необходимости второй раз порцию травяного сбора дети получают уже в обеденное время. Общий объем травяных настоев – около 5 литров в день.

Положительным свойством фитотерапии считается участие самого пациента в процессе оздоровления. Конечно, школа не дом, и больной не может сам готовить отвар или настой. Но то, что мы не напоминаем ребятам о необходимости зайти в фитобар, и является в условиях школы их активным участием в процессе фитотерапии. Причем дети сами иной раз друг у друга спрашивают: «А ты уже сходил в медицинский кабинет, выпил чаю?».
В условиях такого систематического и довольно длительного (с середины октября по апрель с перерывом на каникулярные дни) курса лечения мы получаем неплохой результат.
В 2007 году Маша П., страдающая бронхиальной астмой, осенью пропустила 1,5 месяца занятий, а весной, после полного курса, приступ у нее длился менее 3 недель.
У Олега Л. и Софьи К. значительно улучшилось состояние кожных покровов, что позволило даже немного расширить диету. В 2008 году после месячного курса лечения у Павла С. исчезли тики, а Маша Б. перестала плакать по малейшему поводу. Эмоциональной устойчивости удалось добиться и еще у ряда учащихся. Кроме того, в 2007/08 учебном году не было зафиксировано ни одного пропуска уроков, связанного с обострением хронических гастроэнтерологических заболеваний и поллиноза.

Затрудняюсь сказать об эффективности травяных чаев в профилактике простудных заболеваний, потому что в программе здоровьесбережения мы используем и другие меры, снижающие заболеваемость. Например, оксигенотерапию, обеззараживание воздуха, оксолиновую мазь, неоселен и прочее. Весь комплекс в целом дает неплохой результат, постепенно сокращаются пропуски занятий, а следовательно, медики опосредованно влияют и на успеваемость. Конечно, результаты были бы более значительными, если бы родители дома не ленились делать фиточай своему ребенку для третьего приема. Пока в большинстве случаев мы не сумели этого добиться, хотя все родители проинформированы о пользе сборов, получаемых их детьми.

В последние годы, к сожалению, система здравоохранения теряет свои позиции как «здоровья хранение», превращаясь в «нездоровья лечение». В педиатрии это недопустимо. Не сберечь здоровье ребенка сейчас означает вырастить больное поколение, которое не только будет малоуспешным в будущем, но и станет обузой престарелым родителям и государству. Я уверена: школа, имеющая грамотный, творческий, работящий коллектив, может немало сделать для внедрения в жизнь детей принципов здорового образа жизни. И применение методов фитотерапии в рамках здоровьесберегающих технологий обоснованно, доступно и имеет право на существование в школе.

Марина Шорина