|
Доктор НеболитОбразовательная программа для дошкольников и их родителейСоставители: Л.БОБАРЫКИНА, Н.ШУМИЛОВА – педагоги-психологи, д/с «Золотая рыбка»* УДП ООО «Газпром добыча Уренгой» _________ * Д/с «Золотая рыбка» – один из победителей всероссийского конкурса «Лучший детский сад России–2008» ВВЕДЕНИЕСуществует немало возможностей
конструктивного взаимодействия педагогов,
психологов и медиков в работе по сохранению и
укреплению здоровья детей. Программа выполняет следующие задачи: Диагностика эмоционально-аффективной сферы дошкольников:
Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
Программа «Доктор Неболит» построена
на регулярном общении ребенка и взрослого
(психолога, педагога, родителя, медицинского
работника и др.), которое, с одной стороны,
позволяет проследить изменения в поведении
ребенка, нуждающегося в психологической помощи,
с другой – дает возможность эту помощь оказать. Статья опубликована при поддержке Семейного медицинского центра – многопрофильной поликлинике для взрослых и детей. Внимательные и грамотные врачи, современное медицинское оборудование, дружелюбная и уютная атмосфера – вот основные достоинства Медицинского центра Семейный. Благодаря наличию в штате центра узких специалистов, пациенты могут получить необходимые консультации и лечение без утомительных хождений по разным клиникам, а собственная диагностическая база намного ускоряет процесс постановки диагноза и проведения разного рода обследований. Специалисты в области косметологии помогут надолго сохранить молодость и красоту и решить многие проблемы эстетического характера. С подробной информацией об услугах, оказываемых в центре, и их стоимости, Вы можете ознакомиться на сайте fmedc.ru. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫПервое занятие предполагает встречу с
родителями как непосредственными участниками
коррекционно-профилактического процесса. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
I БЛОКРАБОТА С ДЕТЬМИЦели: профилактика и коррекция медицинских страхов, ориентирование на ЗОЖ; повышение самооценки, уверенности в себе и доверия к родителям, развитие чувства смелости и рациональной безопасности, родительской компетентности, укрепление родительско-детских отношений. Условия проведения: предпочтительнее подгрупповая и групповая (от 6 до 9 человек) работа. В особо сложных случаях возможна индивидуальная форма проведения занятий. Работа доктора Неболита направлена на снижение стрессов, тревожности или агрессивности и создание положительной мотивации к сохранению здоровья. Свойство большой, открыто управляемой куклы – ее способность стать объектом привязанности, внимания и заботы. Время: срок реализации программы – 3 месяца, частота встреч детей с «доктором» – 2 раза в неделю. Продолжительность занятия: около 30 минут, в зависимости от возраста детей. форма проведения занятий: подвижные игры, этюды, беседы, выполнение проективных методик, эстафеты (примечание: при проведении эстафет надо соблюдать принцип «Побеждает дружба»). ЗАНЯТИЕ 1 (вводное)Тема: «Знакомство с доктором Неболитом»Цели: – знакомство с группой; Оборудование: – мяч; ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Я и мое имя». Психолог бросает мяч участнику, а тот,
поймав его, называет себя именем, которым хочет,
чтобы его называли. Знакомство с доктором Неболитом. Тестирование каждого ребенка. Заполнение дневника эмоций. Обмен впечатлениями от занятия. Ребята самостоятельно или с помощью взрослого сообщают доктору Неболиту о том, как они себя чувствуют, что им понравилось или не понравилось на занятии, что нового они узнали и т.п. Продолжительность – около 5 минут. Прощание. Дети встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят: «До свидания!». ЗАНЯТИЕ 2Тема: «Откуда берутся болезни»Цели: – укрепление доверительных отношений
между детьми и взрослым и создание атмосферы
безопасности; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Угадай на ощупь». Водящий закрывает глаза, к нему подходит кто-либо из детей, и он должен на ощупь определить, кто подошел. Беседа «Откуда берутся болезни». История доктора Неболита. Игра «Хлопки». Участники идут по кругу. На один хлопок психолога они изображают аиста (стойка на одной ноге); на два – лягушку (сидя на корточках с упором рук о пол, продвигаются вперед прыжками); на три хлопка – краба (повернувшись спиной, движутся спиной вперед). Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Ребята встают в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга. С закрытыми глазами на вдохе протягивают руки в стороны и касаются партнеров, прощаясь с ними руками. До свидания! ЗАНЯТИЕ 3Тема: «Как себя вести во время болезни»Цели: – расширение кругозора детей; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Заяц и волки». Один из детей становится водящим –
«зайцем», остальные изображают волков. Доктор Неболит знакомит дошкольников с правилами поведения во время болезни. Этюд «Крокодильчик боится стоматолога». У крокодильчика заболели зубки. Мама советует ему сходить к стоматологу и полечить их. Упрямый сын боится, весь трясется от страха, но тяжело страдает от зубной боли, боязни лечения и чувства вины за свою трусость. Манипулирование предметом страха. Доктор Неболит показывает и называет
инструменты, которыми совершаются те или иные
процедуры, рассказывает, каково их строение и
назначение. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дети сидят в круге с закрытыми глазами. В центре – чаша с водой. Ребята протягивают вперед ручки, и педагог брызгает капельку воды на руку одного из них. Тот, на кого попала капля, открывает глаза. Звучит тихая музыка. Действие продолжается, пока все дети не открыли глаза. ЗАНЯТИЕ 4Тема: «Как победить болезнь. Лекарства»Цели: – расширение кругозора детей; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Жмурки». Упражнение «Рисуем страх». Детей просят нарисовать пугающий предмет и рассказать, что именно их в нем страшит. Можно эту часть задания проводить индивидуально. Ребята по одному подходят к психологу и тихо, чтобы не мешать другим, рассказывают. Манипулирование предметом страха. Доктор Неболит рассказывает о том, как победить болезнь и надо ли пить лекарства. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Ребята встают в круг и дарят улыбку своему соседу с левой стороны; после того как улыбка пройдет по кругу, она «возвращается». ЗАНЯТИЕ 5Тема: «Как себя правильно вести. Основы безопасности»Цели: – расширение кругозора детей; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Угадай по голосу». Водящий отворачивается, а кто-либо из ребят называет его по имени. Водящему надо угадать, чей голос он слышал. Доктор Неболит знакомит детей с правилами безопасности. Упражнение «Придумай сказку». Дошкольники придумывают и
рассказывают сказку, в которой главный герой
чего-нибудь боялся, но потом победил свой страх,
стал смелым и отважным. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дошкольники по кругу передают символ (мягкую игрушку) с пожеланиями. ЗАНЯТИЕ 6Тема: «Если случилась беда»Цели: – расширение кругозора детей; – психологическая подготовка к неожиданным ситуациям травмирующего характера, привыкание к предметам страхов, связанным с медицинскими процедурами, формирование доверительного отношения к медицинским работникам. Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Четыре стихии». Дети сидят кругом, им сообщают, что
называние ведущим каждой из стихий должно
сопровождаться определенными движениями. Беседа доктора Неболита «Как себя вести, если случилась беда». Закрепление новых знаний. Поведение детей в ситуации: порезал палец, ушибся, получил ожог и т.п. Ребята обрабатывают зеленкой «раны» у кукол (по желанию друг у друга) и накладывают на них повязку. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дети трижды произносят фразу «Как славно мы поработали» (сначала шепотом, потом громко и затем выкрикивают). ЗАНЯТИЕ 7Тема: «Тело человека»Цель: – ознакомление детей со строением и
частями тела; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Диктор радио». Один из детей – водящий – изображает
диктора радио. Он сообщает, что потерялся
ребенок, называет его приметы, особенности
поведения, голоса и т.п. Доктор Неболит знакомит детей с особенностями строения тела человека, говорит о необходимости того, что его надо любить и правильно за ним ухаживать. Возможные варианты заданий: найти несколько отличий от тела зверя, птицы; перечислить правила гигиены. Игра «Художник». Дошкольники делятся на пары. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дети стоят в кругу, взрослый прощается с каждым за руку (контакт ладонями). ЗАНЯТИЕ 8Тема: «Здоровый человек»Цели: – закрепление знаний и умений,
полученных на предыдущем занятии; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Упражнение «Мое тело». Взрослый предлагает детям
прикоснуться к своей голове, ощупать ее: какой
она формы? Упражнение «Рисуем здорового и больного человека». – Чем они отличаются друг от
друга? Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача». Дошкольники по желанию становятся пациентами, доктором и его ассистентами. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дети встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят: «До свидания!». ЗАНЯТИЕ 9Тема: «Органы чувств»Цели: – ознакомление детей с понятием
«органы чувств» и их функциями; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Послушай и угадай». Дети, закрыв глаза, прослушивают аудиозапись природных звуков. Тот из них, кто узнал и назвал больше звуков, побеждает. Игра «Узнай предмет». 1) Дошкольники определяют на ощупь
предметы, спрятанные в коробке. Беседа доктора Неболита «Какой орган чувств нам помогал». Дети называют доктору Неболиту органы, которые помогали им узнать звуки, определить предмет на ощупь, узнать «зашумленные» предметы и т.п. Игра «Замри». Ребята перемещаются по комнате. По команде «замри» все должны остановиться в той позе, в какой их застала команда, и не шевелиться. И ждать следующую команду – «отомри». Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дошкольники встают в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга. С закрытыми глазами на вдохе протягивают руки в стороны и касаются партнеров, прощаясь с ними руками: «До свидания!». ЗАНЯТИЕ 10Тема: «Эмоции человека»Цели: – ознакомление с различными эмоциями; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Дракон». Дети становятся в линию друг за другом,
держась за плечи. Первый участник – «голова
дракона», последний – «хвост». «Дракон» пытается
«укусить себя за хвост», то есть поймать его.
Задача «головы» – дотянуться до «хвоста» и
дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно.
Как только «голова» схватила «хвост», она
становится «хвостом». Упражнение «Что с мальчиком?». Психолог показывает пиктограмму «обида» и читает стихотворение:
– Как вы думаете: почему мальчик
обиделся? Доктор Неболит дает детям несколько советов, как помочь себе победить недобрые чувства. Ребята повторяют способы и отрабатывают их.
Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. См. занятие 3. ЗАНЯТИЕ 11Тема: «Эмоции человека»Цель: – продолжение знакомства с различными эмоциональными состояниями и способами преодоления страха, тревожности. Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Упражнение «Танцы». Психолог предлагает детям потанцевать под грустную и веселую музыку. Упражнение «Зеркало». Дошкольники делятся на пары. Один
ребенок – «зеркало». Другой показывает
различные движения, которые «зеркало» повторяет.
Задание усложняется: нужно показать эмоцию,
осанку и движение человека в разных состояниях (в
зависимости от возраста участников). Работа с пиктограммами. Доктор Неболит предлагает ребятам дополнить деталями лица детей на карточках (нарисовать глаза, рот, волосы, уши, иногда головные уборы), которые переживают различные состояния в ситуациях (см. рабочую тетрадь): – день рождения; Упражнение «Побеждаем страх». Дети вместе рисуют на ватмане страх. После того как работа окончена, доктор предлагает уничтожить коллективную работу: ее можно рвать, топтать, мять и т.п. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дети встают в круг и дарят улыбку своему соседу с левой стороны, после того как улыбка пройдет по кругу, она «возвращается». ЗАНЯТИЕ 12Тема: «Медицинские страхи»Цель: – снижение остроты испытываемых детьми негативных эмоций в ситуации медицинской процедуры. Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Доктор Неболит едет лечить пациентов». Дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое указывает «паровозик». Основная задача – следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, ремонтируется, а сломанный «вагончик» отправляется в «депо». Упражнение «Лечим кукол». Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дошкольники трижды произносят фразу «Как славно мы поработали» (сначала шепотом, потом громко и затем выкрикивают). ЗАНЯТИЕ 13Тема: «Лечим зубы»Цели: – закрепление положительного опыта
детей; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Поймай рыбку». Часть детей стоит в кругу, держась за руки («сети»). Остальные – «рыбки» – «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками). По сигналу взрослого: «Сети!» – ребята, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали». Доктор Неболит беседует с дошкольниками о пользе продуктов питания. Игра «Кто что ест»: дети дифференцируют продукты. Упражнение «Здоровые зубки». Доктор и ребята обследуют зубы друг друга, манипулируя стоматологическими игрушечными инструментами. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дошкольники встают в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга. С закрытыми глазами на вдохе протягивают руки в стороны и касаются партнеров, прощаясь с ними руками: «До свидания!». ЗАНЯТИЕ 14Тема: « Я уколов не боюсь, если надо, уколюсь!»Цели: – закрепление положительного опыта; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Смелые мышки». Водящий – «кот», остальные дети – «мышки». «Кот» сидит и наблюдает за «мышками». Психолог читает стихотворение, «мышки» приближаются к «коту». Услышав последнее слово, «мышки» убегают, а «кот» их ловит. Пойманные «мышки» выходят из игры. Слова: «Вышли мышки как-то раз
Доктор читает стихотворение Сергея Михалкова «Прививка». Этюд по содержанию стихотворения. Ребята разыгрывают сюжет и обсуждают действия героев. Сюжетно-ролевая игра «Прививка». Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Дети встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят: «До свидания!». ЗАНЯТИЕ 15Тема: «Ура! Болезнь прошла»Цели: – отработка процедуры возвращения
ребенка в группу детского сада после курса
лечения на дому или в больнице; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Пчелкины песни». Дети превращаются в «пчелок», которые «летают» (бегают) с громкими песнями («ж-ж-ж»). По сигналу взрослого: «Ночь!» – «пчелки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» – снова «летают» и громко распевают свои песенки-жужжалки. Этюд «Я здоров». Ребенок идет к доктору Неболиту на заключительный прием, получает справку и возвращается к группе. Дети его радостно встречают! Игра «Показ жестами». Дошкольники разделяются на пары. Упражнение «Передай предмет». Все встают в круг. Доктор, используя
соответствующие движения, передает по кругу и
называет воображаемый предмет (воздушный шарик,
тяжелое ведро, стеклянная колба, мячик и т.п.). Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Ребята встают в круг, взрослый прощается с каждым за руку (контакт ладонями). ЗАНЯТИЕ 16 (заключительное)Тема: «Советы доктора Неболита»Цели: – заключительное диагностическое
обследование; Оборудование: – дневник эмоций (см. рабочую
тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Веселые клоуны». «Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используются мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок» становится водящим. Проективная методика «Мой страх» (см. рабочую тетрадь). Проективная методика «Автопортрет». Советы доктора Неболита, что нужно делать, чтобы не болеть (обобщающая беседа с детьми). Игра «Доброе животное». Теперь встанем в круг и поиграем в игру. Возьмемся за руки и представим, что мы – одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. Обмен впечатлениями от занятия. Прощание. Упражнение на развитие эмпатии. Доктор
показывает ребятам коробочку. И объявляет, что
там лежат конфеты, но не простые, а волшебные. И
кто их съедает, становится волшебником и может
пожелать людям что-то такое, отчего они станут
радостными. II БЛОКСОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯРОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИПрограмма «Доктор Неболит» направлена
как на ликвидацию медицинских страхов, так и на
коррекцию отношений между взрослыми и детьми. Программа определяет следующие задачи совместных занятий родителей с детьми:
В основу содержания занятий легла система упражнений и игр, которые:
Основным ведущим и тренером
совместной группы детей и родителей является
доктор Неболит. Продолжительность занятий – до
35–45 минут. ЗАНЯТИЕ 1Тема: «Я тебе доверяю»Цель: – помощь родителей детям в преодолении страхов. Оборудование: – детские стульчики, скамейки,
столики, тумбы разной высоты; ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Пчелка в темноте» (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты). «Пчелка перелетала с цветка на
цветок (используются скамейки, стульчики, тумбы).
Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок
с большими лепестками, она наелась нектара,
напилась росы и уснула внутри цветка
(используется детский столик, под который
залезает ребенок). Незаметно наступила ночь,
лепестки стали закрываться (столик накрывается
материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и
увидела, что кругом стало темно. Она вспомнила,
что осталась внутри цветка, и решила поспать до
утра. Взошло солнце, наступило утро (материя
убирается), и пчелка опять начала веселиться,
перелетая с цветка на цветок». Упражнение «Маятник». Мать и отец стоят лицом друг к другу на
расстоянии двух шагов. Между ними – ребенок
лицом к одному из родителей. Рефлексия занятия. Домашнее задание. Прощание. ЗАНЯТИЕ 2Тема: «Веселый перевертыш»Цель: – коррекция родительско-детских взаимоотношений, развитие партнерских отношений, эмоциональной сферы, умения преодолевать страх. Оборудование: – сказочный герой ФАНТАЗЕР-ПРИДУМКА (см.
рабочую тетрадь); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Детско-родительская игра-сказка «Мир
наоборот» (снятие родительских стереотипов и
авторитарности взрослого).
Услышав заклинание «прыг-скок», дети начинают ухаживать за «заболевшими» родителями: поить лекарством, командовать, воспитывать, наказывать. А родители слушаются или капризничают… А после заклинания «прыг отсюда» мир вновь становится прежним, реальным и привычным:
Упражнение «Висячий мостик». Родители стоят лицом друг к другу. На полу между ними лежит ребенок животом вниз. Мать и отец одновременно поднимают его вверх, держа за ноги и за руки, слегка покачивая (если на встрече один родитель, помощь может оказать воспитатель, психолог, любой другой взрослый). Упражнение «Щекотушки». Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперед. Ребенок лежит на спине у него на ногах. Родитель, нежно прикасаясь к различным местам на теле ребенка, щекочет его. Рефлексия занятия. Домашнее задание. Прощание. ЗАНЯТИЕ 3Тема: «Ты да я – дружная семья!»Цель: – тренировка психической и телесной настройки партнеров, обучение сотрудничеству в совместных действиях, развитие произвольности. Оборудование: – музыкальное сопровождение (веселая,
динамичная и тихая, спокойная музыка); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Разминка «Охотник и звери». Дети изображают различных зверей,
которые ведут дневной образ жизни: питаются,
двигаются, взаимодействуют друг с другом. Упражнение «Дружные ножки». Родитель сидит на полу, вытянув ноги вперед, руки – в упоре сзади. Ребенок сидит на его ногах, опершись спиной на грудь взрослого. Оба партнера поочередно поднимают то обе правые ноги, то обе левые. Упражнение «Огонь – лед». Участники перемещаются. По команде
«лед!» останавливаются в той позе, в которой их
застала команда, и напрягают мышцы. Когда звучит
команда «огонь!» – расслабляются и совершают
произвольные, спонтанные движения. Игра «Угадай: что это?». Участники сидят кругом с закрытыми
глазами. Доктор Неболит кладет каждому мелкий
предмет. Не отрывая глаз, дети и родители должны
определить на ощупь предмет и его качества:
легкий – тяжелый, теплый – холодный, мягкий –
твердый, гладкий – шероховатый. Рефлексия занятия. Домашнее задание. Прощание. ЗАНЯТИЕ 4Тема: «Цветок здоровья»Цель: – координация совместной деятельности детей и родителей, взаимовыручка, выработка единой стратегии здорового образа жизни. Оборудование: – «лепестки» от цветика-семицветика
(красный, желтый, синий, оранжевый, коричневый,
фиолетовый, розовый) – число
цветиков-семицветиков соответствует количеству
семейных команд; ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Детско-родительская игра «Найди свой цветок». «На поляне росли цветы с семью
лепестками. Подул сильный ветер – и лепестки
разлетелись в разные стороны. Коллаж «Цветок здоровья»: делают и дарят доктору Неболиту. Эстафета «Помоги доктору Неболиту собрать чемоданчик». Дети должны выбрать из кучи игрушек медицинские принадлежности, родители помогают складывать их в чемоданчик доктора. Рефлексия. Прощание. ЗАНЯТИЕ 5Тема: «Самый, самый, самый…»Цель: – повышение самооценки ребенка, уверенности в себе и доверия к родителям, развитие чувства смелости. Оборудование: – музыкальное сопровождение (бравурная, быстрая музыка, выражающая возрастающее эмоциональное напряжение). ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Детско-родительская игра «Найди своего ребенка». Один из родителей завязывает себе
глаза и ощупывает каждого играющего ребенка.
Дети должны стоять молча, можно менять одежду
(кофту, бантики и т.д.). Упражнение «Закончи предложение». Детям и родителям предлагается закончить предложение «Я боюсь, когда…». Затем обсуждаются события, наиболее часто вызывающие страх. Игра «Мы охотимся на льва». Доктор Неболит читает стихотворение и показывает выразительное движение, а участники повторяют:
Кто здесь лежит? Давай потрогаем (все
трогают воображаемого льва). Да это же лев! Ой!
Боюсь! Испугались его и побежали домой. По
тропинке: шур-шур-шур. По морю: буль-буль-буль. По
болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ. Рефлексия. Прощание. ЗАНЯТИЕ 6Тема: «Мама – добрый доктор»Цель: – развитие устойчивости и навыков межличностного взаимодействия, доверия к самому родному человеку – маме. Оборудование: – музыкальное сопровождение (веселая,
динамичная музыка); ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра «Слепой и поводырь». В паре ребенок – родитель один
играет роль слепого, другой – поводыря.
«Слепой» закрывает глаза и доверяется своему
партнеру, который должен провести его по комнате
как можно безопаснее. Игра «Микроб не пройдет» (модификация игры «Меткий стрелок»). Один из напарников выставляет
раскрытую ладонь перед лицом другого («микроба»),
которую должен быстро убрать, когда «микроб»
пытается попасть на нее своей ладонью. Упражнение «Мама – лучший доктор». Родители совместно с детьми разыгрывают этюды о том, как себя вести во время болезни – ангины, насморка, головной боли, диареи, бронхита, ветрянки… Упражнение «Закончи предложение». Детям и родителям предлагается закончить предложение «Я люблю, когда…». Затем обсуждаются события, наиболее часто вызывающие чувство любви. Прощание. ЗАНЯТИЕ 7Тема: «Скорая помощь»Цель: – отработка полученных знаний и умений, закрепление позитивного опыта детей и родителей в ходе общения. Оборудование: – медвежонок, слоненок и бегемот – мягкие
игрушки; ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Разминка «Глухой телефон». Участники по кругу передают по цепочке заболевшему медвежонку пожелание: «Будь здоров!». Обобщающее упражнение «Скорая помощь». Дети – сотрудники службы «Скорой помощи» на вопрос, заданный по телефону, дают советы родителям, как поступать в случае болезни (к кому обратиться, как оказать себе первую помощь и т.п.). Эстафета «Вылечим слоненка и бегемотика». Команды доставляют необходимые лекарства и препараты заболевшим животным и успевают их вылечить. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Участники делятся на две группы. Группы договариваются, что они будут имитировать. Можно изображать профессиональную деятельность, домашнюю работу и т.п. Одна группа показывает движения, вторая должна отгадать. Домашнее задание. Подготовиться к конкурсу на лучшее пожелание здоровья (в форме открыток). Прощание. ЗАНЯТИЕ 8 (заключительное)Тема: «Пожелания доктора Неболита»Цели: – заключительное диагностическое
обследование; Оборудование: – карандаши, краски, бумага, ватман; ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Конкурс «Лучшее пожелание здоровья». Коллективная творческая работа «Карта планеты Здоровья». Каждая семья рисует свой любимый «уголок» на этой планете, каким они его видят, затем показывают его участникам. После чего составляется единая карта планеты Здоровья. Упражнение «Шарики». Доктор Неболит раздает детям
«волшебные» шарики, в которых спрятаны детские
страхи. Прощание. Доктор Неболит благодарит всех за сотрудничество, выписывает рецепты здоровья и вкладывает их в конверт. Это пожелания участникам программы. III БЛОКРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИОбсуждая какую-либо психологическую
проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек
снимает часть внутреннего напряжения. В
результате боли и озабоченности становится
меньше. Наблюдение за характером отношений родителей с детьми. Цели: – выявить характер проявлений чувств родителей к детям (наличие поцелуев, объятий, прикосновений, речи и т.д.), степень эмоциональной близости; выявить виды контактов между родителями и детьми; побуждение к взаимным контактам, их частота и своеобразие; осознание родителями значимости положительного эмоционального контакта с ребенком. Успешность реализации программы зависит от степени готовности участников: детей, родителей, значимых взрослых. Мы поставили и реализуем следующие задачи по подготовке взрослых: 1. Формирование психологической готовности к совместной игровой деятельности с детьми, заключающейся в:
2. Повышение психолого-педагогической компетентности по проблеме взаимодействия взрослого с ребенком, которая заключается в расширении и углублении знаний о базовых потребностях ребенка для его комфортного психофизического развития, стилях взаимодействия взрослого и ребенка. Для работы со взрослыми использовались:
Практическая подготовка
родителей состояла из серии занятий в зале, где
есть возможность адаптироваться к пространству,
познакомиться. ЗАКЛЮЧЕНИЕОпыт использования программы «Доктор
Неболит» показал интерес родителей к совместной
игровой деятельности, их активность и стремление
к внутренней перестройке и коррекции отношений с
ребенком в направлении эмоционального
сближения. Обнаружилось стремление родителей и
детей переносить полученный опыт в домашние
условия. В результате осуществления программы:
Таким образом, психолого-педагогическая технология поможет педагогам дошкольных учреждений не только эмоционально сблизить родителей с детьми, но и повлиять на улучшение их состояния здоровья и личностное развитие. Литература Ганичева И.В. Телесно ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2004. Громова Т.В. Страна эмоций. – М., 2002. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб., 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я?! – М., 2003. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы. – СПб., 2002. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М., 1997. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М., 2002. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, психопрофилактика и коррекция. – М., 2001. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5–8 лет. – Ярославль, 2002. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. Практикум по формированию адекватных отношений. – М., 2000. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2002.
Л. Бобарыкина ;
|