Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2009

Технология

Доктор Неболит

Образовательная программа для дошкольников и их родителей

Составители: Л.БОБАРЫКИНА, Н.ШУМИЛОВА – педагоги-психологи, д/с «Золотая рыбка»* УДП ООО «Газпром добыча Уренгой»

_________

* Д/с «Золотая рыбка» – один из победителей всероссийского конкурса «Лучший детский сад России–2008»

ВВЕДЕНИЕ

Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов, психологов и медиков в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Программа «Доктор Неболит» разработана для психологического сопровождения как практически здоровых детей, так и часто болеющих. Ее использование можно успешно сочетать с другими коррекционными программами здоровьесберегающей направленности.
Практическое применение программы направлено на профилактику и коррекцию страха медицинских процедур, ориентирование детей на ЗОЖ, развитие рациональной безопасности и укрепление родительско-детских отношений.
В программу включены подробное описание занятий с детьми, совместных занятий родителей и детей и блок работы с родителями.
Программа «Доктор Неболит» поможет педагогам дошкольных учреждений не только эмоционально сблизить родителей с детьми, но и повлиять на улучшение состояния здоровья и личностное развитие последних.

Программа выполняет следующие задачи:

Диагностика эмоционально-аффективной сферы дошкольников:

  • Определение наиболее проблемных для ребенка эмоций.

  • Выявление уровня развития рефлексии собственных эмоциональных состояний.

  • Выявление способности дифференцировать страхи по степени их интенсивности.

  • Определение наиболее эмоционально значимых для ребенка сфер жизнедеятельности (взаимоотношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками и т.п.).

Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:

  • Создание условий для рефлексии собственных чувств.

  • Дифференцирование эмоций по степени интенсивности переживания.

  • Создание ситуации безопасного принятия негативных эмоций.

Программа «Доктор Неболит» построена на регулярном общении ребенка и взрослого (психолога, педагога, родителя, медицинского работника и др.), которое, с одной стороны, позволяет проследить изменения в поведении ребенка, нуждающегося в психологической помощи, с другой – дает возможность эту помощь оказать.
Накопленный опыт помогает целенаправленно и успешно решать задачи по достижению определенного уровня психофизического состояния детей, профилактике и коррекции страха медицинских процедур.
Практика общения с дошкольниками и опыт многих взрослых показывают, что часто дети болезненно реагируют не только на сами процедуры, но и просто на обстановку лечебного учреждения.
Проблема актуальна и для практически здоровых малышей, ведь каждый ребенок сталкивается с медосмотрами и прививками, болеет простудными заболеваниями.
Профилактическая работа по предупреждению у детей страха процедур позволяет сохранить их психическое здоровье и облегчить взаимодействие с медицинскими работниками.
Ведущий персонаж программы – доктор Неболит – большая, ростом с ребенка, открыто управляемая кукла – изображает смешного и доброго врача.
Особенность куклы в том, что дошкольник воспринимает ее как существо, равное себе.
Неожиданная смена обстановки и окружения во время болезни, страх неизвестности, незнакомые лица, перенесенные процедуры – все это формирует в душе маленького пациента чувство опасности и незащищенности. Замкнутость, тревожность, печальные глаза – возможный результат первых дней пребывания в детском саду после перенесенного заболевания. Значит, именно в этот момент ребенок должен получить психологическую помощь и поддержку.
И вот он встречает «доктора», который не делает больно, лечит не страшно и приносит с собой праздник.
Игра в лечение помогает приспособиться к поведению в неприятной для себя ситуации.
Доктор Неболит – самостоятельное действующее лицо психотерапии. В свободной игре ребенок может полнее «высказаться», рассказать о своих проблемах.
Место «доктора» – рядом с маленьким человеком в момент сильных потрясений: при первом приходе в новую воспитательную среду, при подготовке к медосмотрам, прививкам, процедурам или сразу после них и др.

Статья опубликована при поддержке Семейного медицинского центра – многопрофильной поликлинике для взрослых и детей. Внимательные и грамотные врачи, современное медицинское оборудование, дружелюбная и уютная атмосфера – вот основные достоинства Медицинского центра Семейный. Благодаря наличию в штате центра узких специалистов, пациенты могут получить необходимые консультации и лечение без утомительных хождений по разным клиникам, а собственная диагностическая база намного ускоряет процесс постановки диагноза и проведения разного рода обследований. Специалисты в области косметологии помогут надолго сохранить молодость и красоту и решить многие проблемы эстетического характера. С подробной информацией об услугах, оказываемых в центре, и их стоимости, Вы можете ознакомиться на сайте fmedc.ru.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первое занятие предполагает встречу с родителями как непосредственными участниками коррекционно-профилактического процесса.
Количество упражнений и заданий может варьироваться в зависимости от возраста и психофизических особенностей детей.
Занятия могут посещать сказочные герои: Боюська, Смельчуган, Фантазер-Придумка, Болейка и др. (см. рабочую тетрадь).
Регулярно на каждом занятии дошкольники заполняют «Дневник эмоций» с целью динамического наблюдения.
Среди вспомогательных средств очень важным является музыка. Слушание релаксационной музыки может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, быть фоном, на котором развивается то или иное действие. Ведь музыка усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

1

Вводное занятие. Знакомство

с доктором Неболитом

Знакомство с группой. Первичное диагностическое обследование. Снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроя

2

Откуда берутся болезни

Укрепление доверительных отношений между детьми и взрослыми и создание атмосферы безопасности.   Расширение кругозора детей. снятие мышечных зажимов

3

Как себя вести во время болезни

Расширение кругозора детей. Развитие позитивного эмоционального фона. привыкание к предметам страха

4

Как победить болезнь.

Лекарства

Расширение кругозора детей. Развитие позитивного   эмоционального фона, преодоление состояний скованности, неуверенности, минимизация медицинского страха

5

Как себя правильно вести.

Основы безопасности

Расширение кругозора детей. Помощь детям в освоении способов преодоления страха

6

Если случилась беда

Расширение кругозора детей. Психологическая подготовка ребенка к неожиданным ситуациям травмирующего характера, привыкание к предметам страхов, связанным с медицинскими процедурами, формирование доверительного отношения к медицинским работникам

7

Тело человека

Ознакомление детей со строением и частями тела.  Развитие сенсорной чувствительности

8

Здоровый человек

Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем занятии. Развитие сенсорной чувствительности.   Дифференцирование здорового и больного человека

9

Органы чувств

Ознакомление детей с понятием «органы чувств» и их функциями. Создание позитивного отношения к собственному телу и развитие способности осознанно управлять им

10

Эмоции человека

Ознакомление с различными эмоциями. дифференциация собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих

11

Эмоции человека

Продолжение знакомства с различными эмоциональными состояниями и способами преодоления страха, тревожности

12

Медицинские страхи

Снижение остроты испытываемых детьми негативных эмоций в ситуации медицинской процедуры

13

Лечим зубы

Закрепление положительного опыта детей. Манипулирование предметами страха. Снижение остроты испытываемых детьми негативных эмоций, связанных со стоматологическими процедурами

14

Я уколов не боюсь, если надо, уколюсь!

Закрепление положительного опыта. Снижение остроты испытываемых детьми негативных эмоций в ситуации вакцинации

15

Ура! Болезнь прошла

Отработка процедуры возвращения ребенка в группу детского сада после курса лечения на дому или в больнице. Групповое сплочение. Позитивный эмоциональный настрой на восприятие окружающих. Развитие чувства эмпатии, коммуникативных навыков. Профилактика ипохондрических состояний

16

Заключительное занятие.
Советы доктора Неболита

Заключительное диагностическое обследование. Закрепление знаний и умений

 

I БЛОК

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Цели: профилактика и коррекция медицинских страхов, ориентирование на ЗОЖ; повышение самооценки, уверенности в себе и доверия к родителям, развитие чувства смелости и рациональной безопасности, родительской компетентности, укрепление родительско-детских отношений.

Условия проведения: предпочтительнее подгрупповая и групповая (от 6 до 9 человек) работа. В особо сложных случаях возможна индивидуальная форма проведения занятий. Работа доктора Неболита направлена на снижение стрессов, тревожности или агрессивности и создание положительной мотивации к сохранению здоровья. Свойство большой, открыто управляемой куклы – ее способность стать объектом привязанности, внимания и заботы.

Время: срок реализации программы – 3 месяца, частота встреч детей с «доктором» – 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия: около 30 минут, в зависимости от возраста детей.

форма проведения занятий: подвижные игры, этюды, беседы, выполнение проективных методик, эстафеты (примечание: при проведении эстафет надо соблюдать принцип «Побеждает дружба»).

ЗАНЯТИЕ 1 (вводное)

Тема: «Знакомство с доктором Неболитом»

Цели:

– знакомство с группой;
– первичное диагностическое обследование;
– снятие эмоционального напряжения;
– создание позитивного настроя.

Оборудование:

– мяч;
– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– цветные карандаши, бумага;
– тест «Мой страх» (см. рабочую тетрадь).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Я и мое имя».

Психолог бросает мяч участнику, а тот, поймав его, называет себя именем, которым хочет, чтобы его называли.
После того как все игроки назвали имена, мяч бросает кто-либо из детей, стараясь придумать вариант имени ребенку, которому он бросает мяч (ласкательно-уменьшительное).

Знакомство с доктором Неболитом.

Тестирование каждого ребенка.

Заполнение дневника эмоций.
Проективная методика «Моя семья».
Тест «Мой страх» (проводится индивидуально с каждым участником группы).

Обмен впечатлениями от занятия.

Ребята самостоятельно или с помощью взрослого сообщают доктору Неболиту о том, как они себя чувствуют, что им понравилось или не понравилось на занятии, что нового они узнали и т.п. Продолжительность – около 5 минут.

Прощание.

Дети встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят: «До свидания!».

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Откуда берутся болезни»

Цели:

– укрепление доверительных отношений между детьми и взрослым и создание атмосферы безопасности;
– расширение кругозора детей;
– снятие мышечных зажимов.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– материал к тематической беседе (см. рабочую тетрадь).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Угадай на ощупь».

Водящий закрывает глаза, к нему подходит кто-либо из детей, и он должен на ощупь определить, кто подошел.

Беседа «Откуда берутся болезни». История доктора Неболита.

Игра «Хлопки».

Участники идут по кругу. На один хлопок психолога они изображают аиста (стойка на одной ноге); на два – лягушку (сидя на корточках с упором рук о пол, продвигаются вперед прыжками); на три хлопка – краба (повернувшись спиной, движутся спиной вперед).

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Ребята встают в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга. С закрытыми глазами на вдохе протягивают руки в стороны и касаются партнеров, прощаясь с ними руками. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Как себя вести во время болезни»

Цели:

– расширение кругозора детей;
– развитие позитивного эмоционального фона;
– привыкание к предметам страха.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– материал к тематической беседе (см. рабочую тетрадь);
– игрушечные медицинские инструменты;
– чаша с водой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Заяц и волки».

Один из детей становится водящим – «зайцем», остальные изображают волков.
«Заяц» закрывает глаза и начинает медленно и осторожно двигаться по комнате. «Волки» стоят на месте. Задача «зайца» – не столкнуться с «волком».
Через несколько минут водящий меняется, игра продолжается.

Доктор Неболит знакомит дошкольников с правилами поведения во время болезни.

Этюд «Крокодильчик боится стоматолога».

У крокодильчика заболели зубки. Мама советует ему сходить к стоматологу и полечить их. Упрямый сын боится, весь трясется от страха, но тяжело страдает от зубной боли, боязни лечения и чувства вины за свою трусость.

Манипулирование предметом страха.

Доктор Неболит показывает и называет инструменты, которыми совершаются те или иные процедуры, рассказывает, каково их строение и назначение.
Он напоминает ребятам, что с медицинскими инструментами нужно обращаться очень осторожно, не нарушая их стерильность (чистоту).
Дети проводят медицинские процедуры – лечат кукол.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дети сидят в круге с закрытыми глазами. В центре – чаша с водой. Ребята протягивают вперед ручки, и педагог брызгает капельку воды на руку одного из них. Тот, на кого попала капля, открывает глаза. Звучит тихая музыка. Действие продолжается, пока все дети не открыли глаза.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Как победить болезнь. Лекарства»

Цели:

– расширение кругозора детей;
– развитие позитивного эмоционального фона, преодоление состояний скованности, неуверенности, минимизация медицинского страха.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши, бумага;
– материал к тематической беседе (см. рабочую тетрадь).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Жмурки».

Упражнение «Рисуем страх».

Детей просят нарисовать пугающий предмет и рассказать, что именно их в нем страшит. Можно эту часть задания проводить индивидуально. Ребята по одному подходят к психологу и тихо, чтобы не мешать другим, рассказывают.

Манипулирование предметом страха.

Доктор Неболит рассказывает о том, как победить болезнь и надо ли пить лекарства.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Ребята встают в круг и дарят улыбку своему соседу с левой стороны; после того как улыбка пройдет по кругу, она «возвращается».

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «Как себя правильно вести. Основы безопасности»

Цели:

– расширение кругозора детей;
– помощь детям в освоении способов преодоления страха.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши, краски, бумага;
– материал к тематической беседе (см. рабочую тетрадь);
– музыкальное сопровождение (спокойная, мелодичная музыка);
– мягкая игрушка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Угадай по голосу».

Водящий отворачивается, а кто-либо из ребят называет его по имени. Водящему надо угадать, чей голос он слышал.

Доктор Неболит знакомит детей с правилами безопасности.

Упражнение «Придумай сказку».

Дошкольники придумывают и рассказывают сказку, в которой главный герой чего-нибудь боялся, но потом победил свой страх, стал смелым и отважным.
Примечание. Дети могут испытывать неловкость или стеснение при озвучивании своего произведения, поэтому наиболее застенчивым можно предложить нарисовать сказку.
Доктор проводит экскурсию по вернисажу «победителей страха», где ребята могут обменяться рисунками.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дошкольники по кругу передают символ (мягкую игрушку) с пожеланиями.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «Если случилась беда»

Цели:

– расширение кругозора детей;

– психологическая подготовка к неожиданным ситуациям травмирующего характера, привыкание к предметам страхов, связанным с медицинскими процедурами, формирование доверительного отношения к медицинским работникам.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– музыкальное сопровождение (динамичная музыка);
– материал к тематической беседе (см. рабочую тетрадь);
– бинты, зеленка (карандаш);
– куклы на каждого участника.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Четыре стихии».

Дети сидят кругом, им сообщают, что называние ведущим каждой из стихий должно сопровождаться определенными движениями.
Например: «земля» – руки опускают вниз; «воздух» – поднимают вверх; «вода» – вытягивают вперед; «огонь» – делают вращательные движения в лучезапястных и локтевых суставах.

Беседа доктора Неболита «Как себя вести, если случилась беда».

Закрепление новых знаний. Поведение детей в ситуации: порезал палец, ушибся, получил ожог и т.п.

Ребята обрабатывают зеленкой «раны» у кукол (по желанию друг у друга) и накладывают на них повязку.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дети трижды произносят фразу «Как славно мы поработали» (сначала шепотом, потом громко и затем выкрикивают).

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «Тело человека»

Цель:

– ознакомление детей со строением и частями тела;
– развитие сенсорной чувствительности.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– карта «Тело человека».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Диктор радио».

Один из детей – водящий – изображает диктора радио. Он сообщает, что потерялся ребенок, называет его приметы, особенности поведения, голоса и т.п.
Остальные должны догадаться, о ком из них идет речь.
Затем водящий меняется, игра продолжается.

Доктор Неболит знакомит детей с особенностями строения тела человека, говорит о необходимости того, что его надо любить и правильно за ним ухаживать.

Возможные варианты заданий: найти несколько отличий от тела зверя, птицы; перечислить правила гигиены.

Игра «Художник».

Дошкольники делятся на пары.
Один из детей – художник, другой – натура, с которой будут рисовать картину. «Художник» должен рассмотреть и запомнить, как выглядит «натура». Затем он отворачивается и вспоминает внешние признаки «натуры».

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дети стоят в кругу, взрослый прощается с каждым за руку (контакт ладонями).

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «Здоровый человек»

Цели:

– закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем занятии;
– развитие сенсорной чувствительности;
– дифференцирование здорового и больного человека.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши, бумага;
– музыкальное сопровождение (спокойная, релаксационная музыка);
– игрушечные медицинские инструменты;
– медицинские халатики, шапочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Упражнение «Мое тело».

Взрослый предлагает детям прикоснуться к своей голове, ощупать ее: какой она формы?
Почувствовать волосы, какие они: мягкие или жесткие?
Коснуться ушей: какой они формы?
Теперь лоб: какой он твердый. Кожа: какая она гладкая.
Брови нужны человеку, они оберегают глаза от пыли, которая попадает на лоб.
Прикрыть глаза и коснуться пальцами век. Щеки надуть и сдуть. Подбородок: подвигать нижней челюстью.
Затем опускаемся ниже, гладим свою шею, грудь, положим руки на живот, надуем и сдуем его, затем похлопаем по ногам сверху вниз, затем по стопам.

Упражнение «Рисуем здорового и больного человека».

– Чем они отличаются друг от друга?
– Кто из них чаще плачет?
– Кто из них может веселиться, играть с друзьями?
– О чем нам рассказывал доктор Неболит, чтобы мы не болели?
– Надо ли делать прививки и уколы, пить лекарства, чтобы не болеть?

Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача».

Дошкольники по желанию становятся пациентами, доктором и его ассистентами.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дети встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят: «До свидания!».

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «Органы чувств»

Цели:

– ознакомление детей с понятием «органы чувств» и их функциями;
– создание позитивного отношения к собственному телу и развитие способности осознанно управлять им.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– музыкальное сопровождение (звуки природы);
– коробка с мелкими игрушками, предметами;
– бланки с «зашумленными картинками» (см. рабочую тетрадь).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Послушай и угадай».

Дети, закрыв глаза, прослушивают аудиозапись природных звуков. Тот из них, кто узнал и назвал больше звуков, побеждает.

Игра «Узнай предмет».

1) Дошкольники определяют на ощупь предметы, спрятанные в коробке.
2) Распознают на рисунках «зашумленные» предметы.

Беседа доктора Неболита

«Какой орган чувств нам помогал».

Дети называют доктору Неболиту органы, которые помогали им узнать звуки, определить предмет на ощупь, узнать «зашумленные» предметы и т.п.

Игра «Замри».

Ребята перемещаются по комнате. По команде «замри» все должны остановиться в той позе, в какой их застала команда, и не шевелиться. И ждать следующую команду – «отомри».

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дошкольники встают в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга. С закрытыми глазами на вдохе протягивают руки в стороны и касаются партнеров, прощаясь с ними руками: «До свидания!».

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «Эмоции человека»

Цели:

– ознакомление с различными эмоциями;
– дифференциация собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– пиктограммы (см. рабочую тетрадь);
– музыкальное сопровождение (веселая, динамичная музыка);
– чаша с водой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Дракон».

Дети становятся в линию друг за другом, держась за плечи. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». «Дракон» пытается «укусить себя за хвост», то есть поймать его. Задача «головы» – дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Упражнение «Что с мальчиком?».

Психолог показывает пиктограмму «обида» и читает стихотворение:

Что с тобой?

Ты надутый весь такой,
Словно шарик надувной.
У тебя сердитый вид –
Он о многом говорит:
Тебя кто-то обижал?
Тебе кто-то угрожал?
Ты не получил конфет?
Или настроенья нет?
Что с тобой? Что с тобой?
Ты – как шарик надувной!

– Как вы думаете: почему мальчик обиделся?
– Как вы считаете: почему люди сердятся?
– Вы бываете сердитыми?
– Иногда бываете злыми?
– На кого чаще злитесь?

Доктор Неболит дает детям несколько советов, как помочь себе победить недобрые чувства. Ребята повторяют способы и отрабатывают их.

  • Медленно посчитать до 5 или 10 (в зависимости от возраста) и обратно.

  • Опустить руки в прохладную воду (опускают в таз с водой).

  • Разорвать старую газету в мелкие клочья.

  • Изо всех сил сжать кулаки, затем медленно разжать их.

  • Потанцевать под музыку.

  • Побоксировать с подушкой.

  • Высказать свои чувства.

  • Попросить о помощи.

  • Подумать о чем-нибудь приятном.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

См. занятие 3.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: «Эмоции человека»

Цель:

– продолжение знакомства с различными эмоциональными состояниями и способами преодоления страха, тревожности.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– музыкальное сопровождение (грустная и веселая музыка);
– пиктограммы (см. рабочую тетрадь);
– краски, ватман.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Упражнение «Танцы».

Психолог предлагает детям потанцевать под грустную и веселую музыку.

Упражнение «Зеркало».

Дошкольники делятся на пары. Один ребенок – «зеркало». Другой показывает различные движения, которые «зеркало» повторяет. Задание усложняется: нужно показать эмоцию, осанку и движение человека в разных состояниях (в зависимости от возраста участников).
Затем дети меняются ролями.

Работа с пиктограммами.

Доктор Неболит предлагает ребятам дополнить деталями лица детей на карточках (нарисовать глаза, рот, волосы, уши, иногда головные уборы), которые переживают различные состояния в ситуациях (см. рабочую тетрадь):

– день рождения;
– по дороге в детский сад;
– вся семья на отдыхе;
– на приеме у врача.

Упражнение «Побеждаем страх».

Дети вместе рисуют на ватмане страх. После того как работа окончена, доктор предлагает уничтожить коллективную работу: ее можно рвать, топтать, мять и т.п.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дети встают в круг и дарят улыбку своему соседу с левой стороны, после того как улыбка пройдет по кругу, она «возвращается».

ЗАНЯТИЕ 12

Тема: «Медицинские страхи»

Цель:

– снижение остроты испытываемых детьми негативных эмоций в ситуации медицинской процедуры.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– музыкальное сопровождение (веселая, динамичная музыка);
– игрушечные медицинские инструменты;
– медицинские халатики, шапочки;
– куклы по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Доктор Неболит едет лечить пациентов».

Дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое указывает «паровозик». Основная задача – следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, ремонтируется, а сломанный «вагончик» отправляется в «депо».

Упражнение «Лечим кукол».

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дошкольники трижды произносят фразу «Как славно мы поработали» (сначала шепотом, потом громко и затем выкрикивают).

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: «Лечим зубы»

Цели:

– закрепление положительного опыта детей;
– манипулирование предметами страха;
– снижение остроты испытываемых детьми негативных эмоций, связанных со стоматологическими процедурами.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– музыкальное сопровождение (веселая, динамичная музыка);
– игрушечные медицинские инструменты (или чайные ложки по числу детей);
– медицинские халатики, шапочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Поймай рыбку».

Часть детей стоит в кругу, держась за руки («сети»). Остальные – «рыбки» – «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками). По сигналу взрослого: «Сети!» – ребята, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали».

Доктор Неболит беседует с дошкольниками о пользе продуктов питания.

Игра «Кто что ест»: дети дифференцируют продукты.

Упражнение «Здоровые зубки».

Доктор и ребята обследуют зубы друг друга, манипулируя стоматологическими игрушечными инструментами.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дошкольники встают в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга. С закрытыми глазами на вдохе протягивают руки в стороны и касаются партнеров, прощаясь с ними руками: «До свидания!».

ЗАНЯТИЕ 14

Тема: « Я уколов не боюсь, если надо, уколюсь!»

Цели:

– закрепление положительного опыта;
– снижение остроты испытываемых детьми негативных эмоций в ситуации вакцинации.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– музыкальное сопровождение (веселая, динамичная музыка);
– игрушечные медицинские инструменты;
– медицинские халатики, шапочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Смелые мышки».

Водящий – «кот», остальные дети – «мышки». «Кот» сидит и наблюдает за «мышками». Психолог читает стихотворение, «мышки» приближаются к «коту». Услышав последнее слово, «мышки» убегают, а «кот» их ловит. Пойманные «мышки» выходят из игры.

Слова: «Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом-бом-бом-бом!
Убежали мышки вон».

Доктор читает стихотворение Сергея Михалкова «Прививка».

Этюд по содержанию стихотворения.

Ребята разыгрывают сюжет и обсуждают действия героев.

Сюжетно-ролевая игра «Прививка».

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Дети встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят: «До свидания!».

ЗАНЯТИЕ 15

Тема: «Ура! Болезнь прошла»

Цели:

– отработка процедуры возвращения ребенка в группу детского сада после курса лечения на дому или в больнице;
– групповое сплочение;
– позитивный эмоциональный настрой на восприятие окружающих;
– развитие чувства эмпатии, коммуникативных навыков;
– профилактика ипохондрических состояний.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– музыкальное сопровождение (веселая, динамичная музыка);
– игрушечные медицинские инструменты;
– медицинские халатики, шапочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Пчелкины песни».

Дети превращаются в «пчелок», которые «летают» (бегают) с громкими песнями («ж-ж-ж»). По сигналу взрослого: «Ночь!» – «пчелки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» – снова «летают» и громко распевают свои песенки-жужжалки.

Этюд «Я здоров».

Ребенок идет к доктору Неболиту на заключительный прием, получает справку и возвращается к группе. Дети его радостно встречают!

Игра «Показ жестами».

Дошкольники разделяются на пары.
Один из детей жестами показывает напарнику, как надо чистить зубы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, пить горькое лекарство, и т.п.
Затем ребята меняются ролями, игра повторяется.

Упражнение «Передай предмет».

Все встают в круг. Доктор, используя соответствующие движения, передает по кругу и называет воображаемый предмет (воздушный шарик, тяжелое ведро, стеклянная колба, мячик и т.п.).
По окончании упражнения идет обсуждение: разные предметы требуют от нас различных телодвижений.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Ребята встают в круг, взрослый прощается с каждым за руку (контакт ладонями).

ЗАНЯТИЕ 16 (заключительное)

Тема: «Советы доктора Неболита»

Цели:

– заключительное диагностическое обследование;
– закрепление знаний и умений.

Оборудование:

– дневник эмоций (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– краски, бумага;
– музыкальное сопровождение (тихая, спокойная музыка);
– коробочка с «волшебными» конфетами по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Веселые клоуны».

«Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используются мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок» становится водящим.

Проективная методика «Мой страх» (см. рабочую тетрадь).

Проективная методика «Автопортрет».

Советы доктора Неболита, что нужно делать, чтобы не болеть (обобщающая беседа с детьми).

Игра «Доброе животное».

Теперь встанем в круг и поиграем в игру. Возьмемся за руки и представим, что мы – одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад.

Обмен впечатлениями от занятия.

Прощание.

Упражнение на развитие эмпатии. Доктор показывает ребятам коробочку. И объявляет, что там лежат конфеты, но не простые, а волшебные. И кто их съедает, становится волшебником и может пожелать людям что-то такое, отчего они станут радостными.
Примерные высказывания дошкольников:
– пусть они избавятся от болезней;
– пусть все хорошо живут;
– пусть все будут счастливыми…

II БЛОК

СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ

РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Программа «Доктор Неболит» направлена как на ликвидацию медицинских страхов, так и на коррекцию отношений между взрослыми и детьми.
Нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в его соматическом и эмоциональном развитии.
От влияния родителей зависят такие проявления личности, как чувство комфорта – дискомфорта в этом мире, эмоциональная открытость или закрытость, толерантность и многие другие.
Наукой уже давно доказана эффективность совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.

Программа определяет следующие задачи совместных занятий родителей с детьми:

  • Помочь родителям и детям приобрести целостный чувственный опыт доверительного взаимодействия.

  • Способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге.

  • Расширить у родителей опыт действенного выражения своего отношения к ребенку.

  • Способствовать развитию и совершенствованию у детей психических процессов, рефлексии, эмпатии.

В основу содержания занятий легла система упражнений и игр, которые:

  • доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;

  • разнообразны по своему воздействию;

  • обеспечивают контакт;

  • направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений между родителями и детьми;

  • решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Основным ведущим и тренером совместной группы детей и родителей является доктор Неболит. Продолжительность занятий – до 35–45 минут.
Одно из условий – наличие спортивной одежды у родителей, чтобы они чувствовали себя комфортно, могли выполнять различные движения.
В занятия включены домашние задания, которые направлены на закрепление используемых игр.
Также существует ритуал прощания – взаимная похвала: родители и дети высказывают друг другу те чувства, которые они испытывают. Здесь подразумеваются вербальные и невербальные формы проявления.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Я тебе доверяю»

Цель:

– помощь родителей детям в преодолении страхов.

Оборудование:

– детские стульчики, скамейки, столики, тумбы разной высоты;
– куски материи различной плотности (простыни, покрывала);
– музыкальное сопровождение (спокойная, тихая музыка);
– ватман, краски, клей, яркие картинки из журналов, открытки и т.п.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Пчелка в темноте»  (коррекция страха темноты,  замкнутого пространства, высоты).

«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются скамейки, стульчики, тумбы). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется детский столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, лепестки стали закрываться (столик накрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом стало темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка, и решила поспать до утра. Взошло солнце, наступило утро (материя убирается), и пчелка опять начала веселиться, перелетая с цветка на цветок».
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты.

Упражнение «Маятник».

Мать и отец стоят лицом друг к другу на расстоянии двух шагов. Между ними – ребенок лицом к одному из родителей.
Ребенок не сгибаясь начинает падать назад. Стоящий сзади родитель подхватывает его под мышки и возвращает в вертикальное положение. Затем ребенок начинает падение вперед и т.д. (если на встрече один родитель, то упражнение можно выполнять в два этапа: 1-й – отрабатываются падения вперед; 2-й – отрабатываются падения назад).
Совместное изготовление родителями и детьми коллажа «Здоровая семья».

Рефлексия занятия.

Домашнее задание.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Веселый перевертыш»

Цель:

коррекция родительско-детских взаимоотношений, развитие партнерских отношений, эмоциональной сферы, умения преодолевать страх.

Оборудование:

– сказочный герой ФАНТАЗЕР-ПРИДУМКА (см. рабочую тетрадь);
– карандаши;
– музыкальное сопровождение (спокойная, тихая музыка);
– простынки (пеленки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Детско-родительская игра-сказка «Мир наоборот» (снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого).
«Жил-был мальчик Петя, которому очень хотелось поскорее стать взрослым. Ему не нравилось, что родители всегда учат его, воспитывают. И однажды к нему пришел ФАНТАЗЕР-ПРИДУМКА, которому тоже надоело быть маленьким. «Давай, Петя, создадим мир наоборот, – предложил ФАНТАЗЕР-ПРИДУМКА, – для этого нам надо вместе произнести заклинание:

Прыг-скок, назад – вперед.
Ой, смотрите, кто живет
В мире «все наоборот»?
Дети стали управлять,
Мам в колясочках катать».

Услышав заклинание «прыг-скок», дети начинают ухаживать за «заболевшими» родителями: поить лекарством, командовать, воспитывать, наказывать. А родители слушаются или капризничают…

А после заклинания «прыг отсюда» мир вновь становится прежним, реальным и привычным:

Если надоест нам чудо,
Скажем вместе:
«Прыг отсюда!».

Упражнение «Висячий мостик».

Родители стоят лицом друг к другу. На полу между ними лежит ребенок животом вниз. Мать и отец одновременно поднимают его вверх, держа за ноги и за руки, слегка покачивая (если на встрече один родитель, помощь может оказать воспитатель, психолог, любой другой взрослый).

Упражнение «Щекотушки».

Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперед. Ребенок лежит на спине у него на ногах. Родитель, нежно прикасаясь к различным местам на теле ребенка, щекочет его.

Рефлексия занятия.

Домашнее задание.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Ты да я – дружная семья!»

Цель:

– тренировка психической и телесной настройки партнеров, обучение сотрудничеству в совместных действиях, развитие произвольности.

Оборудование:

– музыкальное сопровождение (веселая, динамичная и тихая, спокойная музыка);
– простынки (пеленки);
– мелкие игрушки;
– кусочки меха, ваты, бархатной бумаги, картона, дерева, ткани и т.п.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Разминка «Охотник и звери».

Дети изображают различных зверей, которые ведут дневной образ жизни: питаются, двигаются, взаимодействуют друг с другом.
По команде «ночь!» «звери» замирают в той позе, в которой их застала команда.
Водящий – «охотник» – обходит «зверей» и смотрит, не шевелится ли кто из них. Проигравшего (шевельнувшегося) «охотник» забирает с собой – ребенку предлагается сесть на стульчик.
Затем водящий меняется, игра продолжается.

Упражнение «Дружные ножки».

Родитель сидит на полу, вытянув ноги вперед, руки – в упоре сзади. Ребенок сидит на его ногах, опершись спиной на грудь взрослого. Оба партнера поочередно поднимают то обе правые ноги, то обе левые.

Упражнение «Огонь – лед».

Участники перемещаются. По команде «лед!» останавливаются в той позе, в которой их застала команда, и напрягают мышцы. Когда звучит команда «огонь!» – расслабляются и совершают произвольные, спонтанные движения.
Игра повторяется несколько раз.

Игра «Угадай: что это?».

Участники сидят кругом с закрытыми глазами. Доктор Неболит кладет каждому мелкий предмет. Не отрывая глаз, дети и родители должны определить на ощупь предмет и его качества: легкий – тяжелый, теплый – холодный, мягкий – твердый, гладкий – шероховатый.
Игра повторяется несколько раз.

Рефлексия занятия.

Домашнее задание.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Цветок здоровья»

Цель:

– координация совместной деятельности детей и родителей, взаимовыручка, выработка единой стратегии здорового образа жизни.

Оборудование:

– «лепестки» от цветика-семицветика (красный, желтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый) – число цветиков-семицветиков соответствует количеству семейных команд;
– бумага, ватман, клей, фломастеры;
– игрушечные медицинские инструменты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Детско-родительская игра «Найди свой цветок».

«На поляне росли цветы с семью лепестками. Подул сильный ветер – и лепестки разлетелись в разные стороны.
Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки семи цветов.

Коллаж «Цветок здоровья»: делают и дарят доктору Неболиту.

Эстафета «Помоги доктору Неболиту собрать чемоданчик».

Дети должны выбрать из кучи игрушек медицинские принадлежности, родители помогают складывать их в чемоданчик доктора.

Рефлексия.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «Самый, самый, самый…»

Цель:

– повышение самооценки ребенка, уверенности в себе и доверия к родителям, развитие чувства смелости.

Оборудование:

– музыкальное сопровождение (бравурная, быстрая музыка, выражающая возрастающее эмоциональное напряжение).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Детско-родительская игра

«Найди своего ребенка».

Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каждого играющего ребенка. Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д.).
Взрослый, найдя своего ребенка, называет его имя и рассказывает, какой он хороший, а потом снимает повязку с глаз.
Если родитель ошибается, то платит фант (поет песенку, читает стишок и т.п.). Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадывании.

Упражнение «Закончи предложение».

Детям и родителям предлагается закончить предложение «Я боюсь, когда…». Затем обсуждаются события, наиболее часто вызывающие страх.

Игра «Мы охотимся на льва».

Доктор Неболит читает стихотворение и показывает выразительное движение, а участники повторяют:

Мы охотимся на льва,
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! Что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
А это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А это что?
А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А это что?
А это – тропинка: шур-шур-шур.
Вышли на полянку.

Кто здесь лежит? Давай потрогаем (все трогают воображаемого льва). Да это же лев! Ой! Боюсь! Испугались его и побежали домой. По тропинке: шур-шур-шур. По морю: буль-буль-буль. По болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли и дрожим.
Тело напряжено, плечи подняты, руки прижаты к телу. Устали. Ух!

Рефлексия.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «Мама – добрый доктор»

Цель:

– развитие устойчивости и навыков межличностного взаимодействия, доверия к самому родному человеку маме.

Оборудование:

– музыкальное сопровождение (веселая, динамичная музыка);
– игрушечные медицинские инструменты;
– медицинские халатики, шапочки;
– бинт, зеленка;
– шарфы;
– грелка и т.п.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Игра «Слепой и поводырь».

В паре ребенок родитель один играет роль слепого, другой поводыря. «Слепой» закрывает глаза и доверяется своему партнеру, который должен провести его по комнате как можно безопаснее.
По окончании игры идет обсуждение: что мешало, а что помогало «незрячему» довериться напарнику? Обсуждается роль поводыря: насколько он был внимателен и обеспечивал безопасность партнера?

Игра «Микроб не пройдет»  (модификация игры «Меткий стрелок»).

Один из напарников выставляет раскрытую ладонь перед лицом другого («микроба»), которую должен быстро убрать, когда «микроб» пытается попасть на нее своей ладонью.
Затем родители и дети меняются местами. Игра повторяется.

Упражнение «Мама – лучший доктор».

Родители совместно с детьми разыгрывают этюды о том, как себя вести во время болезни – ангины, насморка, головной боли, диареи, бронхита, ветрянки…

Упражнение «Закончи предложение».

Детям и родителям предлагается закончить предложение «Я люблю, когда…». Затем обсуждаются события, наиболее часто вызывающие чувство любви.

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «Скорая помощь»

Цель:

– отработка полученных знаний и умений, закрепление позитивного опыта детей и родителей в ходе общения.

Оборудование:

– медвежонок, слоненок и бегемот мягкие игрушки;
– игрушечные телефоны;
– медицинские халатики, шапочки;
– музыкальное сопровождение (веселая динамичная музыка);

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Разминка «Глухой телефон».

Участники по кругу передают по цепочке заболевшему медвежонку пожелание: «Будь здоров!».

Обобщающее упражнение «Скорая помощь».

Дети – сотрудники службы «Скорой помощи» на вопрос, заданный по телефону, дают советы родителям, как поступать в случае болезни (к кому обратиться, как оказать себе первую помощь и т.п.).

Эстафета «Вылечим слоненка и бегемотика».

Команды доставляют необходимые лекарства и препараты заболевшим животным и успевают их вылечить.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Участники делятся на две группы. Группы договариваются, что они будут имитировать. Можно изображать профессиональную деятельность, домашнюю работу и т.п. Одна группа показывает движения, вторая должна отгадать.

Домашнее задание.

Подготовиться к конкурсу на лучшее пожелание здоровья (в форме открыток).

Прощание.

ЗАНЯТИЕ 8 (заключительное)

Тема: «Пожелания доктора Неболита»

Цели:

– заключительное диагностическое обследование;
– обобщение и подведение итогов.

Оборудование:

– карандаши, краски, бумага, ватман;
– музыкальное сопровождение (тихая, спокойная музыка);
– конверты по количеству семейных команд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Конкурс «Лучшее пожелание здоровья».

Коллективная творческая работа «Карта планеты Здоровья».

Каждая семья рисует свой любимый «уголок» на этой планете, каким они его видят, затем показывают его участникам. После чего составляется единая карта планеты Здоровья.

Упражнение «Шарики».

Доктор Неболит раздает детям «волшебные» шарики, в которых спрятаны детские страхи.
Каждый ребенок прячет свои страхи в шарики и вместе с родителями надувает их.
Доктор говорит:
– Ваши страхи пропадут, когда шарик лопнет или сдуется, проткните шарик или выпустите из него воздух.

Прощание.

Доктор Неболит благодарит всех за сотрудничество, выписывает рецепты здоровья и вкладывает их в конверт. Это пожелания участникам программы.

III БЛОК

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Обсуждая какую-либо психологическую проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения. В результате боли и озабоченности становится меньше.
Родители часто болеющего ребенка, столкнувшись с проблемами, испытывают много трудностей. К ним относятся: неприятие личности ребенка, вопросы обучения, воспитания, а также личностные проблемы самого родителя.
Поэтому на первый план выходят такие формы психокоррекционной работы, с помощью которых могут быть успешно преодолены внутриличностные конфликты и проблемы родителей.
Концептуальной основой программы являются идеи педагогики сотрудничества, гуманистической психологии, основные положения личностно ориентированной модели взаимодействия.

Наблюдение за характером отношений родителей с детьми.

Цели:

– выявить характер проявлений чувств родителей к детям (наличие поцелуев, объятий, прикосновений, речи и т.д.), степень эмоциональной близости; выявить виды контактов между родителями и детьми; побуждение к взаимным контактам, их частота и своеобразие; осознание родителями значимости положительного эмоционального контакта с ребенком.

Успешность реализации программы зависит от степени готовности участников: детей, родителей, значимых взрослых.

Мы поставили и реализуем следующие задачи по подготовке взрослых:

1. Формирование психологической готовности к совместной игровой деятельности с детьми, заключающейся в:

  • активном интересе и позитивном отношении к предстоящей деятельности;

  • осознании и принятии задач предстоящего взаимодействия и психолого-педагогических требований к занятиям;

  • готовности к собственной внутренней перестройке во взглядах, установках, позициях, отношении к себе, ребенку, окружающим.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности по проблеме взаимодействия взрослого с ребенком, которая заключается в расширении и углублении знаний о базовых потребностях ребенка для его комфортного психофизического развития, стилях взаимодействия взрослого и ребенка.

Для работы со взрослыми использовались:

  • информационные методы: лекции, беседы-размышления, психолого-педагогическая литература для самостоятельного изучения;

  • репрезентативные методы, способствующие овладению упражнениями;

  • поисковые методы, способствующие развитию активности, самостоятельности, творческому овладению знаниями и умениями;

  • стимулирующие методы: вопросы для проведения бесед, анкеты, позволяющие более глубоко осмыслить полученную информацию, приобрести коммуникативный опыт.

Практическая подготовка родителей состояла из серии занятий в зале, где есть возможность адаптироваться к пространству, познакомиться.
Выполнение и «проживание» взрослыми различных упражнений обогатило чувственный опыт, сняло мышечную зажатость, чувство страха, неуверенности, неловкости.
С целью ознакомления психолог проводил показ нескольких занятий с детьми. Они вызвали у родителей и детей активный интерес и желание принимать в них участие. Система совместных занятий родителей с детьми выстроена в определенной последовательности: игровые, «традиционные», интегрированные, беседы.
Игровые занятия адаптировали родителей к совместной деятельности с детьми, повышали их заинтересованность и эмоциональную включенность.
«Традиционные» игры, этюды и упражнения способствовали приобретению взрослыми и детьми разнообразного опыта взаимодействия.
Интегрированные занятия, включающие творческие и интеллектуальные задания, обогащали этот опыт, способствовали активному развитию у ребят психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт использования программы «Доктор Неболит» показал интерес родителей к совместной игровой деятельности, их активность и стремление к внутренней перестройке и коррекции отношений с ребенком в направлении эмоционального сближения. Обнаружилось стремление родителей и детей переносить полученный опыт в домашние условия.
Ощущение ребенком своей значимости, защищенности, безусловной любви со стороны взрослых способствовало его внутренней комфортности, что нашло отражение на психосоматическом уровне.

В результате осуществления программы:

  • значительно уменьшился страх медицинских процедур у детей с исходно выраженным страхом;

  • значительно улучшилось эмоциональное состояние каждого участника;

  • повысились общий уровень гигиенической культуры ребят и степень самостоятельности в проведении гигиенических мероприятий;

  • дошкольники приобрели навыки сопереживания и общения в сложных ситуациях, что привело к уменьшению конфликтности и улучшению психологического климата в группе;

  • появилась большая открытость со стороны детей, отношение к работающим с ними взрослым и сверстникам стало более доверительным;

  • произошла коррекция самооценки ребят, рост их самоуважения («Я не трус!», «Я добрый, потому что умею сочувствовать другим детям, если они чего-то боятся. Я сам могу научить их не бояться!»).

Таким образом, психолого-педагогическая технология поможет педагогам дошкольных учреждений не только эмоционально сблизить родителей с детьми, но и повлиять на улучшение их состояния здоровья и личностное развитие.

Литература

Ганичева И.В. Телесно ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2004.

Громова Т.В. Страна эмоций. – М., 2002.

Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб., 1997.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я?! – М., 2003.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы. – СПб., 2002.

Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М., 1997.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.

Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, психопрофилактика и коррекция. – М., 2001.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5–8 лет. – Ярославль, 2002.

Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. Практикум по формированию адекватных отношений. – М., 2000.

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2002.

Л. Бобарыкина ;
Н. Шумилова