«Пересмешник»
Эту игру хорошо проводить в густом
лесу, где легко спрятаться. Выбирают вожака и
водящего. Последнего еще называют
«пересмешником», как птицу, которая, услышав тот
или иной звук, подражает ему. Вожаку и
«пересмешнику» вручают по свистку. Хорошо, если
они немного различаются по высоте тона.
«Пересмешник» уходит в лес и минут через пять
дает свисток. По этому сигналу на ловлю
«пересмешника» отправляются все другие
участники. Вожак время от времени свистит. На это
ему тут же должен ответить «пересмешник».
Ориентируясь по звуку, играющие стараются
поймать водящего, который, перебегая с места на
место, прячется. Тот, кто поймает водящего, при
повторении игры сменяет вожака, который
становится «пересмешником».
«Чур, на дереве!»
Выбирают такое место, где есть
несколько деревьев.
Один из участников встает в середину между
деревьями, а другие – около деревьев и начинают
перебегать от дерева к дереву. Стоящий
посередине должен их ловить, пока бегущий еще не
приблизился к дереву и не сказал: «Чур, на
дереве!».
Пойманный становится водящим, а водящий занимает
его место у дерева.
«Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу
и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные
берутся друг за друга так, что получается
цепочка.
Игроки-ворота читают стишок, а цепочка должна
быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй – запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются,
ворота захлопываются. Те дети, которые оказались
пойманными, становятся дополнительными
воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось
поймать всех участников.
«Плетень»
Ребята берутся за руки и становятся
четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под
музыку русской народной мелодии каждая из шеренг
по очереди идет навстречу противоположной и
кланяется.
После поклона дети возвращаются на прежнее
место. С началом веселой плясовой участники
выходят из своих шеренг, расходятся по всей
площадке, танцуют, используя известные плясовые
движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга
должна занять свое первоначальное место, а
игроки – быстро и правильно «заплести плетень»
(взяться за руки крест-накрест).
«Скорее в круг!»
В середине площадки чертят круг
диаметром 1–2 метра (в зависимости от числа
участников). Выбирают водящего, который
становится в круг. Остальные игроки
располагаются за кругом. Они становятся на
равном расстоянии друг от друга и чертят вокруг
себя небольшие кружки диаметром 0,5 метра. Перед
началом игры все участники входят в большой круг.
Один из них подкидывает мяч вверх (и немного в
сторону), а остальные, кроме водящего,
разбегаются по своим кружкам.
Водящий, как только мяч коснулся земли, старается
ударом руки закатить его в центральный круг.
Однако стоящие в кругах мешают ему сделать это,
также отгоняя мяч руками. При этом они имеют
право выбегать из своих кругов и отбегать от них.
Но вместе с тем игроки зорко следят, чтобы
водящий не занял их место в кружке. В противном
случае участник, оставшийся без круга,
становится новым водящим.
Если водящему удалось закатить мяч в круг или
прокатить его через круг, игра начинается снова.
При этом учитель назначает нового водящего.
Можно усложнить игру и договориться о том, что
водящий может не только занимать свободный круг
(когда из него выбежал игрок), но и прокатывать
через этот круг мяч. Если это ему удастся сделать,
то игрок, занимавший ранее этот круг, сменяет
водящего.
Участникам надо объяснить, что катить мяч по
земле следует, поддерживая его руками. Нельзя
ударять по мячу так, чтобы он подпрыгивал выше 30
сантиметров, а также дотрагиваться до мяча ногой.
Нарушивший эти правила становится водящим.
«Шаг за шагом»
Выбирают водящего, который
поворачивается лицом к стене или к дереву. Он
закрывает глаза ладонями.
Игроки располагаются шеренгой за чертой в 15–20
метрах от водящего. Водящий медленно и громко
произносит: «Быстрей шагай, оглянусь – замирай!
Раз, два, три...» – и быстро оглядывается назад.
Пока водящий говорит, каждый из участников
делает по направлению к нему несколько шагов (или
короткую перебежку), а затем останавливается и
стоит не шевелясь, пока водящий опять не
отвернется.
После этого все снова приближаются к нему и
замирают, как только водящий оглядывается назад.
Задача водящего – заметить, кто из игроков не
успел остановиться или пошевельнулся. Того
водящий отсылает обратно за черту.
Когда большинство игроков приблизится к
водящему, один из них легко ударяет его по плечу
или по спине. После этого все поворачиваются и
как можно скорее устремляются обратно за черту.
Водящий тоже поворачивается и преследует
игроков, стараясь осалить кого-нибудь из них,
пока тот не добежал до черты.
Осаленный становится новым водящим. Если догнать
никого не удалось, водящий возвращается на
прежнее место – и игра продолжается.