Нынешние дети, пришедшие в школу, уже
отличаются повышенной тревожностью,
эмоциональностью, имеют хронические
заболевания, низкий иммунитет. А учебная
нагрузка приводит к умственному переутомлению,
что сопровождается ухудшением здоровья:
увеличивается число детей, страдающих
различными хроническими заболеваниями,
проявляются значительные вегетативные реакции,
развиваются неврозоподобные состояния, что, в
свою очередь, становится проблемой для ребенка и
сказывается на его учебной деятельности. Поэтому
школе нужны технологии, обеспечивающие условия
гармоничного развития и максимальную
эффективность обучения.
Cенсорная комната
В государственном ОУ СОШ «Школа
здоровья» № 1693 уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям. Одна из них –
сенсорная комната.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из
множества различного рода стимуляторов, которые
воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и
вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое
средство школьного переутомления, особенно для
младших школьников, так как они более всех
подвержены утомлению. Сенсорная комната (СК)
помогает снимать мышечное и психоэмоциональное
напряжение, активизировать функции ЦНС в
условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она
создает ощущение безопасности и защищенности,
положительный эмоциональный фон, снижает
беспокойство и агрессивность, снимает нервное
возбуждение и тревожность, активизирует
мозговую деятельность. Это комфортная
обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье
детей.
Комната оборудована по особому проекту
специалистов школы. Занимаясь дизайном
помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку
цветовая гамма определенно оказывает
значительное воздействие: на подсознательном
уровне мы чувствуем энергетику того или иного
цвета.
Так, мы подобрали бледно-зеленые жалюзи, цвет
напольного покрытия светло-желтый, цвет стен –
бежевый: эти цвета умиротворяют, успокаивают. В
комнате с двух сторон висят зеркала, что делает
ее просторней и загадочней.
В сенсорной комнате используется метод
релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение»,
«расслабление»). Детей охватывает общее
состояние покоя, связанное с полным или
частичным мышечным расслаблением, наступающим в
результате произвольных усилий, а свето-, цвето-,
звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние
ребенка через соответствующие органы чувств.
Занятие в сенсорной комнате имеет
следующие три основные части:
вводная (ритуал приветствия,
разминка);
основная (релаксация, игра);
завершающая (подведение итогов,
ритуал прощания).
Мы изучили положительное влияние
сенсорной комнаты как элемента
здоровьесберегающей деятельности на
психофизическое и эмоциональное состояние
учащихся.
В исследовании использовались:
1) замер частоты сердечных сокращений;
2) 8-цветный тест Люшера (для определения
эмоционального состояния школьников через
восприятие цвета);
3) методика САН, определяющая психофизическое
состояние детей (самочувствие, активность и
настроение).
Исследование проводилось в два этапа
на одной и той же группе учащихся:
1) первый этап – в конце учебного
процесса;
2) второй этап – после посещения сенсорной
комнаты.
В исследовании участвовали дети из 4-го
класса (15 человек).
Замер частоты сердечных сокращений
до посещения СК в среднем составлял от 90 до 96
уд./мин., на выходе из сенсорной комнаты – 78–86
уд./мин.
Результаты по тесту Люшера: восторженное
состояние до занятий в СК было у 34% учащихся,
после – у 58%; спокойное, уравновешенное до
занятий в СК было у 20% ребят, после – у 28%.
Активное, возбужденное состояние до СК имели 27%
учащихся, после занятий – 6%, удовлетворительное
состояние до посещения СК имели 27% учащихся,
после занятий – 12%.
Результаты по методике САН таковы:
самочувствие после посещения СК улучшилось у 7%
учащихся. Хорошее настроение до посещения СК
было у 75% учеников, после СК очень хорошее
настроение стало у 80%. Активность повысилась
после посещения СК у 10% детей: до СК среднюю
активность имели 61% учащихся, после СК высокая
активность была уже у 71% ребят.
В целом результаты самочувствия, активности,
настроения учащихся улучшились, действительно
есть положительные сдвиги в общем состоянии
организма.
Следовательно, сенсорная комната оказывает
положительное воздействие на психофизическое и
эмоциональное здоровье, а это значит, что
сенсорные комнаты целесообразно использовать в
образовательном учреждении как
здоровьесберегающую технологию.
Организация работы
Цель: сохранение и укрепление
психофизического и эмоционального здоровья
учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
1) профилактика психофизических и
эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального
состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма,
согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности,
переключение энергии тревоги в конструктивное
русло;
5) формирование адекватной самооценки,
преодоление застенчивости и агрессии;
6) развитие позитивного общения детей и
взаимодействия друг с другом;
7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности
мышления.
Количественный состав группы:
до 7 человек или индивидуально.
Противопоказания:
соматические и психоневрологические
заболевания (учитываются специальные
рекомендации невропатолога), аллергия,
инфекционные заболевания.
Принцип комплектования группы:
добровольное участие.
Метод работы: релаксация.
Методики работы:
1) цвето-, светотерапия (релаксация с
помощью цвета и света);
2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью
звуков и музыки);
3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную
систему и психическое состояние человека).
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное
расслабление.
3. Входящая диагностика (тест Люшера; наблюдение;
беседа).
4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия,
звукотерапия, ароматерапия, мышечная
релаксация).
5. Формирование положительной
эмоционально-волевой стабильности; активизация
познавательной деятельности (игры и упражнения с
использованием оборудования сенсорной комнаты).
6. Выходящая диагностика (тест Люшера; наблюдение,
беседа).
7. Обобщение. Ритуал прощания.
Требования к педагогу-психологу,
работающему в сенсорной комнате:
1. Психологическая компетентность
(психологическое образование, обучение на
полифункциональном интерактивном оборудовании
сенсорной комнаты).
2. Наличие знаний и опыта работы с учащимися
начальной школы.
3. Доброжелательность, открытость.
кресла-пуфики с гранулами (по
количеству участников);
настенные зеркала «Отражение»;
музыкальный центр с набором СD-дисков;
воздушно-пузырьковая колонна с
мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом
из двух частей;
зеркальный шар;
прибор динамической заливки света;
оптико-волоконный пучок «Звездный
дождь»;
световая каскадирующая труба
«Веселый фонтан»;
ковер «Звездное небо»;
волшебная нить с контроллером;
фонтаны;
увлажнители воздуха;
«Бесконечность».
Оценка эффективности работы:
эффективность сенсорной комнаты
отслеживается по данным входящей и выходящей
психодиагностики (методика Люшера), по
результатам наблюдений педагога-психолога за
учащимися.
Предполагаемый результат:
приобретение навыков произвольной
саморегуляции, снижение тревожности,
сформированность умения понимать и принимать
эмоциональное состояние свое и окружающих,
умение взаимодействовать в группе.
По итогам работы мы проводим мастер-классы,
городские семинары, научно-практические
конференции и пр.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина www.dostavkakresel.ru. Если Вы хотите себя чувствовать на работе почти как дома, то Вам необходимо удобное рабочее место! В этом Вам поможет компания «Доставка кресел». Посетив сайт интернет магазина компании «Доставка кресел», который располагается по адресу dostavkakresel.ru, Вы сможете заказать доставку кресел на любой, самый взыскательный вкус.
Игры и упражнения
«Спонтанный танец»
Цель: мышечное расслабление;
пространственная ориентировка; улучшение
эмоционального фона; развитие двигательной
раскрепощенности.
Детям предлагается непроизвольно двигаться в
танце (под музыку) по комнате. Можно предложить
представить себя птицей, каким-либо животным или
сказочным героем и др. Дети любят это упражнение
и, выполняя его, не испытывают стеснения друг
перед другом.
«У водопада»
Выполняется при использовании
фонтанов.
Цель: общая релаксация;
развитие слуха, воображения и коммуникации.
Дети полукругом размещаются у фонтанов,
принимают удобное положение и вслушиваются в шум
стекающей воды. При этом необходимо закрыть
глазки и включить воображение, для того чтобы
оказаться на красивом острове у водопада.
Представить, какой водопад, войти в него,
поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. По
окончании упражнения проводится обсуждение:
кому удалось представить себе водопад?
Рассказать, что он там видел, смог ли
почувствовать воду.
«В лесу у ручья»
Цель: общая релаксация; развитие
слуха, воображения и коммуникации.
Для этого упражнения также используются фонтаны.
Упражнение проводится аналогично
представленному выше.
«На космическом корабле»
Выполняется с использованием прибора
«Бесконечность».
Цель: тренировка и укрепление
глазной мышцы, развитие глазодвигательной
координации.
Детям предлагается представить себя на
космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и
представить, что там, где-то далеко, видна наша
планета. Обязательное условие: смотрим на
ближайший круг, а затем на отдаленный. Ведется
разговор о том, что же дети смогли увидеть.
«Мои эмоции»
Цель: создание положительного
эмоционального состояния; мотивирование детей
на изучение эмоционального мира; способность
осознавать эмоции.
Дети по очереди подходят к зеркалу и показывают
эмоцию, которая ребенку на данный момент близка,
а остальные дети отгадывают и называют ее. Далее
ведется обсуждение, почему люди испытывают те
или иные эмоции.
«Кривые зеркала»
Цель: создание положительного
эмоционального состояния.
Детям предлагается представить себя в комнате
смеха.
Кривые зеркала помогают разрядить отрицательные
эмоции и зарядиться положительными,
непроизвольная двигательная активность
помогает снять мышечное напряжение.
«На Северный полюс»
Цель: формирование восприятия
цвета, мышечная релаксация, создание
положительного эмоционального фона, развитие
коммуникативных навыков.
Дети удобно располагаются в креслах-пуфиках и
закрывают глаза.
Далее говорится, что сейчас все отправятся в
полет на Северный полюс, где смогут полюбоваться
северным сиянием. Включается прибор
динамической заливки, дети открывают глазки и
любуются переливами цветов; идет обсуждение.
«Мысленная картина»
Выполняется с использованием
воздушно-пузырьковой колонны, звездного панно.
Цель: создание хорошего
настроения; тренировка зрительной памяти.
Детей просят посмотреть на звездное панно
(воздушно-пузырьковую колонну), закрыть глазки и
попытаться удержать увиденное в памяти.
Обсуждение: удалось ли удержать в памяти
увиденное с закрытыми глазами?
«Писатели звездных историй»
Цель игры: развитие коммуникации
группы; раскрепощение; развитие речи,
воображения; мышечное расслабление.
Дети устраиваются полукругом, сидя в
креслах-пуфиках напротив звездного панно, и
делятся на команды. Каждой команде надо
придумать историю о дальней планете, галактике и
т.д., при этом объект заранее выбирается на панно.
Затем каждая команда по очереди рассказывает
свою историю. В конце игры подводим итоги: чей
рассказ был интереснее, насыщеннее событиями?
Дети могут подходить и ощупывать панно, выбирая
звезду, что способствует стимуляции зрительных и
тактильных анализаторов.
«Звездочеты»
Для игры используется звездное панно.
Цель: стимуляция зрительных и
тактильных анализаторов; развитие зрительной
координации.
Детей просят зрительно подсчитать количество
звезд на панно – это способствует развитию
зрительной координации, зрительному удержанию
объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не
удается удержать количество звезд зрительно,
могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на
самом панно.
«Коса»
Цель: развитие мелкой моторики,
стимуляция зрительных и тактильных
анализаторов.
Это упражнение выполняется с помощью световой
каскадирующей трубы «Веселый фонтан» и
оптико-волоконного пучка «Звездный дождь».
Дети устраиваются рядом с этими приборами и
перебирают волокна, заплетают косы. Общаются.
Упражнение оказывает релаксационное действие.
«Золотая рыбка»
Цель игры: сплочение детского
коллектива; зарядка положительными эмоциями;
развитие коммуникативных навыков; стимуляция
зрительных и тактильных анализаторов; развитие
цветового восприятия; релаксационный эффект.
Для игры используется воздушно-пузырьковая
колонна с рыбками. Дети устраиваются вокруг
колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и
наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под
воздействием воздуха. Создается
соревновательная обстановка.
«Что я чувствую, когда слушаю
музыку»
Цель: мышечная релаксация;
развитие слуха; развитие способности понимать
свои чувства.
Детям предлагается принять удобное положение в
креслах-пуфиках и послушать музыку. После
прослушивания ведется обсуждение: что же я
чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что
разная музыка может вызывать разные чувства. Как
правило, это связано с ассоциативной памятью, с
жизненными событиями.
«Солнечные зайчики»
Цель игры: мышечное расслабление;
снижение напряжения; создание положительного
эмоционального фона; развитие восприятия цвета.
Включается зеркальный шар (дети находятся в
спокойном состоянии), который рассеивает на полу
разного цвета блики (зайчики). Два ребенка
выбирают себе цвета, затем включается музыка;
пока она звучит, дети ходят только по своим
«зайчикам», когда музыка закончится, в игру
вступают другие участники. Ходить надо
аккуратно, не толкая друг друга. Это двигательное
занятие способствует непроизвольному мышечному
расслаблению, снижению напряжения.
Каждое упражнение или игра сопровождается
легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и
т.д. Музыка вызывает положительные эмоции,
тонизирует центральную нервную систему,
активизирует иммунную систему организма.
Колонки музыкального центра должны
располагаться так, чтобы звук равномерно
распространялся по комнате.