|
Наша служба и полезна, и трудна
Роль современной школыСовременная школа является важным
звеном в гармоничном развитии детей, конечная
цель которого – формирование
высоконравственной, социально зрелой, духовно
богатой и физически здоровой личности. Школьные проблемыВ школе № 562 г. Санкт-Петербурга есть служба здоровья. Созданию и реализации целевой программы службы предшествовала многолетняя деятельность. Она начиналась с внедрения в середине 90-х разработанных кафедрой валеологии АППО (Академия постдипломного педагогического образования) программ и методик. С 2005 по 2007 год районным центром лечебной педагогики проводился мониторинг здоровья, позволивший выявить школьные проблемы:
Сложившуюся ситуацию мы обсуждали на педсоветах и семинарах, методических объединениях. Это позволило усилить здоровьесберегающую направленность деятельности школы, сформировать у педагогов и родителей понимание необходимости проведения работы, связанной с улучшением здоровьесберегающей среды, и создало предпосылки к формированию службы здоровья. Учить учителя, учить родителейНа начальном этапе специалисты службы предложили комплекс просветительских мероприятий для педагогов и родителей, направленный на повышение уровня культуры здоровья и правильное понимание сущности ЗОЖ. Для учителей была организована сеть семинарских занятий:
Семинары проводили врачи
педиатрической академии, педагог-валеолог и
школьные психологи. Питание и воспитаниеВопросы питания являются одной из
наиболее важных составляющих здорового образа
жизни. Было проведено анкетирование школьников,
где основное внимание уделялось режиму приема
пищи и предпочтению в выборе блюд. Результаты
показали, что негативные тенденции в питании
наиболее остро проявляются в 5–8-х классах. Около
72% учащихся считают, что на завтрак в школе
обязательно должна быть приготовлена пицца или
хот-дог, только 15% предпочитают овощные салаты, а
кашу съедают всего лишь 5–8% ребят. Ситуация не
могла не вызвать озабоченность, так как налицо
избыточное потребление углеводов,
переокисленных жиров, солей, специй и явный
недостаток витаминов и микроэлементов. Все это в
итоге серьезно влияет на работу пищеварительной
системы и приводит к различным заболеваниям. Подростковые проблемыПрограмма для родителей учащихся 8–11-х
классов предусматривала беседы о вредных
привычках. Это был не просто формальный разговор
о вреде курения или алкоголя: врачом и психологом
моделировались конкретные ситуации из жизни
подростков, рассматривались их взаимоотношения
с родителями и товарищами по школе, раскрывались
побудительные мотивы, склоняющие ребят к курению
и употреблению спиртного. Для каждого случая
предлагался свой алгоритм действий и наиболее
правильный вариант решения проблемы. Надомное обучениеБольшое внимание в образовательном учреждении уделяется надомному обучению детей, имеющих нарушения здоровья, не позволяющие им посещать обычные классы дневной школы. При проведении уроков педагог должен учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и характер его заболевания, правильно подбирать учебный материал и использовать щадящий режим. Данную методику с успехом демонстрируют учителя школы. Учебных часов в программе стало немного меньше, занятия проводятся по группам (от 1 до 3 человек). Но главным является внедрение здоровьесберегающей составляющей, например, отсутствие неудовлетворительных отметок, что, безусловно, снижает отрицательные эмоции и возможность психических расстройств во время урока. Учителя-предметники используют на своих занятиях систему блоков, позволяющих при сокращении часов давать детям материал практически в полном объеме, что имеет очень большое значение, так как иногда при улучшении состояния здоровья ребенка он возвращается к обычной форме обучения. Результаты естьПроведение промежуточного
анкетирования показало, что в понимании сущности
здоровья и коррекции своего образа жизни у детей
прослеживаются положительные тенденции.
Значительно увеличилось количество ребят,
делающих утреннюю зарядку. Так, по данным анкет
«Я и мой образ жизни», проводимых в 6–8-х классах,
на начальном этапе работы только 5% мальчиков
регулярно делали зарядку, 15% – от случая к случаю,
а среди девочек эта цифра не превышала 1%. Спустя
полтора года среди тех же опрошенных уже 20%
мальчиков указали, что ежедневно делают
физзарядку, 25% – нерегулярно, а число девочек,
занимающихся утренней гимнастикой, увеличилось
в 6 раз. Владимир Орел |