Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2009

Из первых рук

Школьная гигиена

В 2009 году НИИ гигиены детей и подростков РАМН исполнилось 50 лет. К этой дате была приурочена научно-практическая конференция, которая прошла в Москве в конце мая

Здоровье школьников всегда было предметом внимания ученых. Отдельной областью медицинской науки гигиена детей и подростков стала в середине XIX в. («школьная гигиена»), когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди учащихся. Труд выдающегося ученого Ф.Ф. Эрисмана так и назывался – «О влиянии школы на происхождение близорукости». Заболевания, получившие название «школьные болезни», прогрессировали от класса к классу и во многом были следствием недостаточного освещения, плохого воздухообмена, учебных перегрузок и др.
Что же изменилось с тех пор?
К старым, до сих пор не решенным проблемам добавились новые – экология, всеобщая компьютеризация, наркотики, сексуальная революция, СПИД. Педагогам позапрошлого века и в страшном сне не могла присниться беседа с девочками-подростками о способах предохранения от ранней беременности…
Участники юбилейной конференции обсуждали проблемы современных детей и подростков, педагогические инновации и здоровьесберегающие технологии, школьную медицину, питание и многие другие темы.

Статья опубликована при поддержке портала Zewa.ru, представляющего гигиенические и бумажные товары народного потребления. Продукция под торговой маркой ZEWA хорошо известна во всем мире. Каждый, кто хоть раз пользовался носовыми платками, столовыми салфетками или туалетной бумагой под этим брендом, может сказать, что эта продукция оставляет только самые лучшие впечатления. Изготовленная из натуральных природных материалов, эта продукция безопасна для аллергиков и нежной детской кожи, с легкостью справляется с остатками пищи, грязью на руках и помогает поддерживать чистоту в доме. Кроме того, немаловажно, что и само производство бумажных полотенец и туалетной бумаги ZEWA основывается на принципах бережного отношения к окружающей среде и разумного использования природных ресурсов. Ведь природа – это наш общий дом, к которому нужно относиться с такой же любовью и заботой, как и к собственному жилищу. С подробной информацией о производителе торговой марки ZEWA - компании SCA, о ее истории и стратегии можно познакомиться на сайте zewa.ru.

Как учить?

Вопросы образования

Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», содержание образования – «чему учить?», то здоровьесбережение – «как учить?».
Нужно ли нам гендерное образование, разделение школьников по признакам пола? Много раз приходилось слышать, что педагоги, уже работающие в раздельных ОУ (например, в кадетских училищах или женских гимназиях) или в школах с раздельно-параллельным обучением, считают такой принцип единственно возможным, а преподаватели обычных школ категорически против. А вот что говорит наука.
Профессор Наталья Куинджи занимается сравнительным изучением состояния здоровья детей при совместном и раздельном обучении. Последние три года она вместе со своими коллегами наблюдала учащихся девичьих и обычных классов в нескольких школах г. Смоленска. Некоторые итоги исследования таковы. У девочек в раздельных классах функциональные отклонения от нормы встречаются реже, чем в контрольных классах, это касается сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной систем, дефицита массы тела. Кроме того, эти девочки спокойнее, отрицательные психологические проявления выражены меньше. Наука объясняет это тем, что у мальчиков и девочек способы реагирования на изучаемый материал и методику его подачи разные. До 5 лет все дети правополушарные. А затем если у мальчиков преобладает правополушарное восприятие (одномоментное схватывание, все воспринимается быстро и целиком), то у девочек – левополушарное (расчленение целого на составляющие элементы, последовательный анализ, затем синтез, и только потом воспринимается как целое). Одинаковый подход к школьникам разного пола снижает успеваемость и мотивацию к учебе, вызывает психологические трудности и отрицательно влияет на здоровье.

Кроме того, сегодня 39% дошкольников индифферентны к своему полу или воспитаны неадекватно по отношению к нему, т.е. не осознают себя мальчиком или девочкой. В подростковом возрасте это выражается в моде на унисекс, одинаковой манере поведения, а затем приводит к отсутствию у женщин таких истинно женских черт характера, как терпеливость, мягкость, или к наличию инфантильности у мужчин.
НИИ гигиены несколько лет назад предложил разделить учебный год на 6 четвертей с каникулами между ними. И хотя новое расписание было научно обосновано и доказано экспериментально во многих школах, до сих пор его используют только энтузиасты…
Д.м.н. Марина Степанова, завлабораторией гигиены обучения и воспитания, представила еще один вариант – модульное расписание. Например, в младших классах вводятся два урока по одному предмету по 30 мин. с обязательной переменой. Для старших детей – три занятия по 30 минут. Преимущества очевидны: дети успевают сосредоточиться на одном предмете; сокращаются число дневных маршрутов и время подготовки домашних заданий; снижается вес портфелей.
О недостатке двигательной активности школьников говорят постоянно, и третий урок физкультуры (во многих ОУ до сих пор существующий только на бумаге) не решает проблемы. К сожалению, современные дети перестали играть во дворе, на улице, не знают подвижных игр. Завлабораторией «Новые технологии в гигиене детей и подростков» д.м.н. Петр Храмцов рассказал о проекте «Движение в школе», который с 1998 года реализуется в 13 школах Москвы. Методика включает тщательную организацию двигательного режима учащихся, современные технологии оздоровления средствами физической культуры, систему танцевальных движений, оздоровительные подвижные игры в режиме учебного дня и пр.

Медицинская составляющая

С момента создания института, с конца 1950-х годов, его сотрудники проводят мониторинги состояния здоровья детей, правда, название это новое, но смысл тот же – исследования.
И.В. Звездина (НИИ гигиены) отметила, что за последние 10 лет структура детских заболеваний изменилась, как меняются и факторы образа жизни, влияющие на здоровье.
Дети мало двигаются (гиподинамия отмечена у 85% школьников) и неправильно питаются (например, увеличилось потребление консервированных продуктов, старшеклассники едят горячее 1 раз в день, да и то не всегда). Времени на прогулки и полноценный ночной сон не хватает, зато сидение у телеэкрана и компьютера не нормируется. Наличие двух и более таких факторов повышает риск формирования функциональных отклонений: сердечно-сосудистой системы – в 3,5 раза, органов зрения – в 3,5 раза, костно-мышечной системы – в 4,2 раза, нервной системы – в 4,8 раза.
Статистика показывает, что каждый второй современный школьник имеет признаки пограничного психического состояния, каждый 3-й – нарушения опорно-двигательного аппарата, каждый 4-й – миопию и другие проблемы со зрением.
Ответственность за здоровье учащихся несут органы здравоохранения, районная поликлиника и администрация ОУ, но все функции и обязанности нужно четко разделить. Школы имеют право вводить в свое штатное расписание медицинских работников: средний медицинский персонал должен иметь сертификат специалиста «Сестринское дело в ОУ», а врачи – сертификат «Врач школьной медицины». Кроме того, для проведения массажа и других физиотерапевтических процедур нужно иметь специальную подготовку и разрешение.
Медицинская помощь в ОУ и ДОУ становится стандартной, но должны существовать наработанные алгоритмы, соответствующие денежные потоки и правовые решения и, безусловно, соответствие СанПиНам, где дается перечень оборудования, помещений, который нельзя нарушить, ведь это – закон.
Базовый ассортимент лекарственных средств по информационному письму Минздрава от 1995 г. несколько устарел, и строго его придерживаться не обязательно, главное – то, что прописано в СанПиНах.
Не обошли стороной и вопрос о прививках.
«Наш прививочный календарь несовершенен, – посетовала Л.С. Намазова (Институт профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦ РАМН). – Из 28 прививок, которые практикуются в мире, у нас используются только 10 (во многих развитых странах – 18). Существует альтернативная вакцинация: в нашем институте можно сделать прививки не только детям, но и всем членам семьи».
«Проблемы со здоровьем – это элементарное отсутствие правильной своевременной информации», – считает Марина Поленова. Для улучшения ситуации, в т.ч. для формирования положительной мотивации к сохранению здоровья, в НИИ гигиены создана комплексная программа «Дополнительное гигиеническое воспитание детского и взрослого населения». Цель программы – с помощью лекций (при унифицированной системе подбора лекторов), печатной продукции, наглядных пособий донести необходимые знания до целевой аудитории – дошкольников, школьников, учащихся ПТУ и учителей. Информацию можно получить и по телефону: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Новосибирске работают «горячие линии».

Колючие темы.

Вопросы профилактики

По данным ФСКН (Федеральная служба контроля наркобизнеса), в последние годы употребление наркотиков среди несовершеннолетних россиян увеличилось. Эпизодически наркотики употребляют 56% мальчиков и 20% девочек. Этому способствует снижение цен: если раньше доза героина (1 г) стоила 250 долларов, то теперь – всего 120–130 рублей. Кроме того, появились новые дешевые, плохо очищенные «китаец» и «крокодил» и наркотики группы фентанила. Профессор Александр Ляхович (ММА им. И.М. Сеченова) уверен, что главное – удержать человека в 10–21 год, потом его стремление к наркотикам будет практически сведено к нулю. Для этого нужны специальные профилактические программы в школах.
Не менее остро стоит и вопрос с программами по профилактике ЗППП и СПИДа. Как ни странно, но в некоторых регионах с традиционно русской, православной культурой на эти темы наложены табу, даже в Москве не проводится соответствующая широкомасштабная кампания. А в Казани, где половину населения составляют мусульмане, такая программа есть. И не просто программа, а всесторонне проработанный «продукт».
Лилия Таишева (Казань) убеждена, что старые средства и методы санпросвета уже не работают, нужен социальный маркетинг: продукт – не просто страшилка, а информация, формирующая правильное поведение; цена – за счет некоммерческих российских и зарубежных организаций, для молодежи – бесплатно; сбыт – работают волонтеры; реклама – везде.
Первая комплексная программа появилась в Татарстане в 1997 году. Она преследовала одновременно три цели: как уберечься от ИППП, ВИЧ и нежелательной беременности. Программа сочетала общий (массированную рекламу в СМИ, на региональном ТВ и радио, на улице и в транспорте) и индивидуальный подходы – консультирование, тренинги. Все составляющие части программы четко нацелены на определенную аудиторию – возраст, пол. Вот, например, программа 2007 года для 15-летних девочек под названием «Реализуй свое право на здоровье». Буклеты, реклама в транспорте, видео- и аудиоролики с участием популярных музыкантов «проповедовали» три основных принципа: откладывание сексуального дебюта, сокращение сексуальных партнеров, использование презервативов. Мониторинг результативности показал положительные тенденции и некоторые изменения в поведении девочек. 94,9% молодежи Татарстана поддержали такую кампанию.

***

НИИ гигиены – единственный институт такого профиля в нашей стране. Его сотрудники разрабатывают гигиенические нормы и правила, программы и методики, рекомендации для учителей и пособия для врачей – все то, что составляет теоретическую и научную основу для воспитания здорового молодого поколения. Пожелаем им успехов!

Нина Семина