Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2009

Урок здоровья

Модуль 5. Школа и здоровье

Урок 23
Зачем человеку нужна школа?

Как научиться учиться?

Задачи урока

1. Рассказать, почему обучение в школе очень важно для каждого человека.
2. Добиться умения аргументированно отвечать на вопрос: «Нужна ли человеку школа и зачем?».
3. Заложить понимание того, что благодаря полученным знаниям человек создает сложный мир современной техники.

Содержание урока

1. Определение понятий «человек» и «школа», формулирование темы урока.
2. Выстраивание цепочки взаимосвязи понятий «человек» и «школа».
3. Работа в группах «Нужна ли человеку школа и зачем?».
4. Подведение итогов.

Информация для учителя

Учитель просит детей попытаться определить понятия «человек» и «школа». (Кто такой человек? Что такое школа?) Заслушиваются ответы детей, после чего ребятам предлагается сформулировать тему урока.
После определения темы урока «Зачем человеку нужна школа?» учитель вместе с детьми выстраивают цепочку взаимосвязи данных понятий:
человек – школа – культура – знания – высшее образование – специальность – профессия – польза обществу – разработка новых технологий...
Далее ребятам предлагается ответить на вопросы: «Какую роль играет человек в сложном мире современных технических творений?» (Ответы детей: именно человеком придуманы телевизор, телефон, компьютер, самолеты, поезда и многое другое.) «Можно ли это связать с темой нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей.) Как вы думаете: почему люди смогли придумать и создать все это множество сложной техники? Быть может, они имели необходимые для этого знания изначально, с самого рождения? (Ответы детей.) Смогли бы люди создать такой сложный технический мир, если бы они не учились в школе, в институте? Что для этого необходимо? (Выслушиваются ответы детей.) А как вы думаете: что произойдет, если исчезнет школа?»
Высказывания детей анализируются и обобщаются.

Учитель рассказывает о первобытном обществе, когда люди еще не научились изготавливать даже простейшие орудия, пользовались только огнем и палкой. Трудно ли было им жить?
Затем педагог сообщает детям, что школу придумали еще древние греки, и с тех пор человеческое общество постоянно развивалось, совершенствовались культура и техника.
Работа в группах: детям предлагается ответить и обосновать свои ответы на вопрос: «Нужна ли нам школа и зачем?».
Далее проводится анализ работ каждой группы. Урок можно закончить исполнением песни «Если бы не было школ».

Урок 24
Почему мы  иногда не любим  ходить в школу?

Задачи урока

1. Учить умению учиться на собственном опыте.
2. Показать, как важно уметь анализировать причины возможных неудач в учебе.
3. Учить преодолевать трудности и понимать, что многие проблемы можно решить самостоятельно или с помощью взрослых.

Содержание урока

1. Фронтальная работа: запись на доске причин, вызывающих у детей нежелание ходить в школу.
2. Обсуждение вопроса «Что будет, если не учиться?» («мозговой штурм»).
3. Работа в группах: анализ возможных причин, приводящих к неудачам в школе.

Информация для учителя

На доске записана тема урока: «Почему мы иногда не любим ходить в школу?».
Урок начинается с фронтальной работы. Обсуждается поставленный вопрос, и одновременно на доске записываются ответы: неудачи, плохие оценки, ссоры с друзьями, недовольство учителем, лень учиться, неинтересно и пр.
Далее методом «мозгового штурма» обсуждается следующий проблемный вопрос: «Что произойдет с человеком, если он не будет учиться?».
Ответы детей могут быть такими: жизнь не удастся, не получишь нужных знаний, не освоишь профессию, не будет друзей, останешься в одиночестве, не найдешь себя в жизни...
Урок продолжает работа в группах. Детям предлагается проанализировать возможные причины своих неудач в школе и подумать, как их избежать.

Например:

Неудачи:
Плохие оценки.
Ссоры с друзьями.
И т.д.

Как их избежать?
Дополнительно изучить тему, устранить пробелы и исправить оценку.
Вспомнить пути разрешения конфликтов, изменить свое поведение.
И т.д.

 Затем результаты работы в группах обсуждаются и вносятся дополнения в высказывания каждой группы.
Учитель предлагает детям сделать вывод. Он может быть таким: оказывается, многие проблемы можно решить, если по-настоящему захотеть и постараться это сделать. Всегда можно найти способы решения проблемы самостоятельно или сообща.

Домашнее задание: составить кластер, обобщив полученные знания, по вариантам: первый вариант – «Что дает нам школа»; второй вариант – «Причины неудач в школе».

Урок 25
Как нужно  слушать на уроке.

Внимание и память

Задачи урока

1. Добиться понимания, в чем заключаются основные причины невнимательности на уроке, при работе с учебником и при выполнении домашних заданий.
2. Учить преодолевать свою невнимательность, сосредоточиваться на учебной работе.

Содержание урока

1. Беседа «Когда мы бываем невнимательны?».
2. Работа в группах «Причины невнимательности».
3. Составление памятки «Как научиться внимательно слушать на уроке».
4. Игры и упражнения на развитие внимания и памяти.

Информация для учителя

В начале урока учитель предлагает детям подумать и назвать главные причины неудач в учебе. Выясняется, что это невнимательность, неумение слушать учителя. Затем дети разбирают несколько случаев, связанных с невнимательностью:

1. Я невнимателен на уроке, поэтому плохо усваиваю то, что нам говорит учитель.
2. Я невнимателен, когда читаю учебник, готовлю домашнее задание.
3. У меня плохая память, потому что я невнимателен.
Работа продолжается в группах. Класс делится на пять групп. Каждой предлагается свое задание.

1-я группа: записать основные причины невнимательности на уроке. Например:
Болит голова.
Отвлекаюсь, потому что разговариваю с товарищем.
Неинтересно.
Непонятно объяснение.
Думаю о другом, не могу сосредоточиться.
Занят в это время другим делом.
Не готов к уроку (нет нужных принадлежностей).
Устал...

2-я группа: записать, что нужно сделать для того, чтобы избавиться от невнимательности на уроках. Например:
Постараться сосредоточиться на объяснении учителя.
Не разговаривать с соседом.
Задать учителю вопрос, если в объяснении что-то непонятно.
Не отвлекаться на другие дела.
Приготовиться к уроку заранее...

3-я группа: разобрать причины невнимательности при чтении учебника и выполнении домашнего задания. Например:
Слишком большой объем текста.
Много непонятных слов.
Неинтересно.
Устал...

4-я группа: предложить способы, как избежать этого. Например:
Если устал, надо отдохнуть. Сразу после школы садиться за уроки нельзя.
Если текст большой по объему, надо читать его с пометками, с остановками.
Отметить непонятные слова, поработать со словарем или попросить взрослых объяснить смысл непонятных слов.
Вырабатывать в себе способность к волевому усилию...

5-я группа разбирает третий случай: «У меня плохая память, потому что я невнимателен» – и указывают, как этого избежать:
Я невнимательно слушал на уроке и теперь не помню, о чем рассказывал учитель.
Память плохая потому, что я ее не развиваю, не работаю над собой...
И, соответственно:
Нужно работать над собой...
И так далее.
Учитель подводит ребят к выводу, что невнимательность – это главная причина неудач на уроках. С ней необходимо бороться.
Учащиеся обобщают все ответы и составляют памятку «Как научиться внимательно слушать на уроке».

Как научиться внимательно слушать на уроке

  • Не разговаривать между собой во время объяснения материала.

  • Попросить учителя объяснить, если что-то непонятно.

  • Не отвлекаться на другие дела.

  • Заранее готовиться к уроку.

В конце урока учитель может предложить детям несколько упражнений на развитие памяти и внимания.

Развитие памяти и внимания

Вспомните не глядя

Упражнение на развитие зрительной памяти. Не предупреждая участников заранее, их просят вспомнить и ответить: сколько шкафов стоит в конце класса, какой рисунок на обоях в столовой, кто выше ростом – Катя или Витя? – и пр. Можно устроить соревнование: кто точнее ответит?

Восстановите по памяти

На большом листе, расчерченном на клетки, зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Учащиеся должны запомнить, какие клетки зачеркнуты, и на своих маленьких листочках зачеркнуть те же самые.

Запомните и повторите упражнения (физкультминутка)

Учитель показывает 3–4 упражнения. Учащиеся их должны запомнить, а после команды постараться повторить.

Запомните фигуры

Учитель рисует одну за другой пять простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется в течение 7–8 секунд. Затем она стирается и на ее месте рисуется новая.
Просмотрев все фигуры, ребята должны на листе бумаги восстановить по памяти увиденное.

Запомните слова

Участники прослушивают и стараются запомнить цепочки слов:

  • Круг, окружность, шар.

  • Цена, количество, стоимость.

  • Острый, тупой, прямой.

  • Квадрат, прямоугольник, четырехугольник и др.

Затем учитель называет первое слово, а дети должны вспомнить два других.

Скороговорки

Требуется запомнить и воспроизвести скороговорки (упражнение на развитие слуховой памяти):

  • Наш Полкан попал в капкан.

  • Ткач ткет ткани на шапку Тане.

  • Около кола колокола колоколят.

  • Три свиристеля еле-еле свистели на ели.

  • В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит.

Запомните и повторите

Учитель читает один раз несколько слов, которые дети должны постараться запомнить и повторить:

Математика, столько же, задача, налево, между.
Многоугольник, таблица, круговые примеры, вывод.
Измерить, соединить, сравнить, доказать.

«Математические» слова

Назовите как можно больше «математических» слов на буквы с, м и др.:

  • Семь, считать, столько же, сумма, слагаемое, счеты, сантиметр, сравнивать, скорость...

  • Математика, меньше, множитель, многоугольник, масса, мерка...

Внимание!

Учитель в течение нескольких секунд показывает рисунок, или несколько чисел, или несколько предметов. Дети должны запомнить и назвать их.

Считайте и помните

Нужно считать от одного до десяти, чередуя цвет: 1 – красный, 2 – синий, 3 – красный, 4 – синий и т.д.

Сосчитаете ли?

Учитель выставляет в ряд рисунки, располагая их произвольно. Например: мяч, мишка, кукла, мишка, кукла, мишка, мяч, кукла... Нужно сосчитать, сколько всего показано мячей, кукол и мишек, перечисляя их следующим образом: первый мяч, первый мишка, первая кукла, второй мишка, вторая кукла, третий мишка, второй мяч...

Повторите быстро

Учитель предлагает детям внимательно слушать и быстро повторять вслед за ним слова, но только тогда, когда он произнесет «повтори».
Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:
– Повтори стол, повтори окно, скажите стул, повтори дверь, тише дверь, повтори ручка, быстрее книга, веселее вода и т.д.

Полслова за вами

Учитель громко произносит начало какого-либо слова и бросает ребятам мяч. Тот, кто ловит мяч, должен назвать вторую половину слова.
Например: паро-воз, обла-ко, сум-ма, зада-ча, равенст-во, реше-ние и т.д.
Заканчивать слово могут и несколько человек.
Например: теле-фон, тележ-ка, теле-ателье, теле-скоп и т.д.

Запомните и запишите по памяти

Учитель показывает детям ряд чисел: 2, 37, 15, 49, 72, 8. Они демонстрируются в течение 7–10 секунд, затем закрываются. Ребята должны попытаться записать числа в тетради в том же порядке.

Что нужно исправить в этих задачах?

1. У девочки 2 красных шарика и 3 зеленых. Один шарик лопнул, девочка заплакала.
2. В детском саду 8 резиновых мячей. Один мяч упал и разбился. Сколько мячей осталось?
3. В вазе лежали 3 красных яблока, 5 желтых и 2 зеленых. Сколько желтых яблок лежало в вазе?
4. Бабушка испекла 7 пирожков, несколько пирожков съели. Сколько пирожков осталось?

Сколько птиц?

Юра после прогулки рассказал:
«У озера я видел жука, трех гусей, двух уток, жаворонка и четыре стрекозы». Сколько птиц видел Юра?

Домашнее задание: придумайте свои упражнения на развитие памяти и внимания.

Урок 26
Правила познания и школьные предметы

Задачи урока

1. Дать определение понятия «познание».
2. Познакомить с тремя основными правилами познания.

Содержание урока

1. Беседа «Что такое познание?».
2. Работа в группах: игра «Юные исследователи».
3. Фронтальная работа: составление схемы, объединяющей три основных правила познания.

Информация для учителя

Учитель начинает урок с беседы: какие школьные предметы четвероклассники уже изучили и с какими познакомятся в 5-м классе? Для чего нужны эти предметы, зачем их изучать в школе? Можно ли изучать их самостоятельно, просто читая учебники подряд, параграф за параграфом? Почему?
Дети приходят к выводу, что самостоятельно изучать новые предметы довольно сложно, а для того чтобы прочитать обо всем накопленном человечеством опыте познания мира, не хватит и целой жизни.
Учитель делает вывод: чтобы приступить к изучению чего-то нового, необходимо задать себе вопрос, как это сделать.
Для этого существуют определенные правила – законы познания. Дети уже пользовались ими, когда самостоятельно пытались разобраться в той или иной проблеме.
Учитель предлагает детям обсудить и выяснить, что же такое познание и на какие правила оно опирается.
Познание – это приобретение знаний, отражение действительности в мышлении человека; это особая деятельность, которую человек способен осуществлять потому, что наделен разумом.
Далее проводится работа в группах – игра «Юные исследователи». Учитель предлагает классу разделиться на три-четыре группы и представить себя учеными-исследователями, которые должны сформулировать правила познания самостоятельно. В этом ребятам поможет предлагаемое описание нужной последовательности действий.
Учитель раздает листы для практической работы.

Юные исследователи

1. Представь себе, что перед тобой нечто новое, непонятное. А тебе непременно надо узнать, что это такое. С чего ты начнешь свое исследование?
Опиши свои действия.
_______________________________________
Конечно, сначала ты внимательно рассмотришь этот новый предмет в целом.
Оказывается, все ученые поступают точно так же. Они рассматривают предмет или явление в целом и дают его общее описание. Это и есть первое правило познания. Попробуй сам его сформулировать.
_____________________________________
А теперь сравни то, что у тебя получилось, с тем, что написано на обратной стороне листа. (На обороте напечатаны три правила познания.)

2. Подумай, что ты будешь делать далее. Напиши.
_____________________________________
Скорее всего ты попытаешься разобрать этот предмет на части и посмотреть, что там внутри. Ученые поступают так же: они разделяют предмет (или какую-то проблему) на части и изучают каждую часть отдельно. Это – второе правило познания. Сформулируй его сам, а затем загляни на обратную сторону листа.
_____________________________________

3. Что же ты будешь делать после того, как предмет уже разобран?
Подумай и напиши.
_____________________________________
Наверное, ты попытаешься собрать его и посмотреть, как все его части взаимодействуют. Это и есть третье правило познания. Сформулируй его.
_____________________________________
Сравни то, что у тебя получилось, с формулировкой, данной на обратной стороне листа.
Далее учитель выясняет, удалось ли группам справиться с заданием самостоятельно, и приводит известный всем пример из жизни, когда эти правила приходится применять любому ребенку: малыши при знакомстве с новой игрушкой сначала ощупывают ее, потом тянут в рот, пытаются заглянуть внутрь, ломают...
В конце урока учитель предлагает детям составить схему, объединяющую три правила познания. Она должна выглядеть так:

Правила познания

 

 Урок 27
Как работать с текстом учебника

Задачи урока

1. Рассмотреть основные приемы эффективной работы с текстом учебника.
2. Ввести в учебный обиход приемы «чтение с пометками» и «чтение с остановками» при работе с текстом.
3. Доказать, что чтение текста становится не только более эффективным, но и более увлекательным, если пользоваться специальными приемами.

Содержание урока

1. Вступительная беседа о важности самостоятельной работы с информацией.
2. Знакомство с методическим приемом «чтение с пометками».
3. Знакомство с методическим приемом «знаю – хочу узнать – узнал».
4. Работа над текстом с использованием приема «чтение с остановками».

Информация для учителя

В начале урока следует кратко остановиться на том, что в настоящее время во всем мире резко вырос и продолжает быстро увеличиваться объем существующей информации практически по всем отраслям знания. Широта и доступность ее во многом связаны с использованием электронных информационных сетей, которые охватывают все страны современного мира.
Поэтому сегодня любому человеку особенно важно научиться продуктивно и творчески работать с той информацией, которую он получает, уметь принимать на основе ее решения и, самое главное, уметь самостоятельно мыслить. Современная жизнь диктует свои приоритеты: самое важное уже – не просто знание фактов, а умение и способность пользоваться этими знаниями. Чтобы этому научиться, надо овладеть некоторыми интерактивными приемами работы как с учебными, так и с художественными текстами.
За основу предлагаемых рекомендаций приняты некоторые методические приемы технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (К.Мередит, Ч.Темпл). На уроках дети встречаются главным образом с информационными и художественными текстами. Методические приемы указанной технологии одинаково действенны для работы с обоими типами текстов.
Один из приемов данной технологии – маркировка текста значками по мере его чтения.
Выбирается небольшой информационный текст по любой теме, касающейся здоровья, или любой другой незнакомый текст из смежных дисциплин, интересный для младших школьников. Во время его чтения ученикам предлагается делать пометки на полях, а после этого заполнить таблицу, в которой соответствующие значки будут вынесены в заголовки граф.

Авторы технологии предлагают несколько вариантов пометок:

два значка – «+» и «»;
три значка – «+», «», «?»;
четыре значка – «+», «», «–», «?».

Они означают:

«» – это я знаю;
«+» – эта информация новая и интересная для меня;
«–» – я думал иначе, это противоречит моим представлениям;
«?» – непонятно, есть вопросы.

После маркировки текста учащиеся заполняют таблицу и вносят в каждую графу краткие записи в соответствии с пометками на полях.

+

?

       
       

Такая форма работы с текстом позволит ребятам быть более внимательными и вдумчивыми читателями.
Другим способом, который можно использовать для более эффективного и осмысленного чтения текста, является графическое оформление содержащейся в нем информации в виде таблицы «Знаю» – «Хочу узнать» – «Узнал».
Перед прочтением текста ученики заполняют первую графу таблицы – «Знаю», записывая, что они уже знают по данной теме.Затем ребята заполняют вторую графу таблицы – «Хочу узнать», а после прочтения текста – третью графу: «Узнал».
Педагог обращает внимание детей на то, как изменилась таблица после того, как ребята поработали с текстом. Обсуждается, как расширились знания учащихся после прочтения текста и каким образом ребята самостоятельно систематизировали информацию, чтобы ответить на вопросы, сформулированные во второй графе таблицы.
Еще одним способом эффективной работы с текстом служит прием «чтение текста с остановками».
Текст делится на несколько частей. Приступая к работе, можно заранее договориться читать до такой-то страницы, до такого-то абзаца. Остановившись на этом месте, ученики обсуждают прочитанную часть текста и лишь затем читают его дальше.
Обсуждение включает в себя ответы на вопросы разного типа и прогнозирование дальнейших событий (сюжета).
Таким образом текст можно читать как дома, так и на уроке. При самостоятельной работе дети должны особое внимание обратить на точное выполнение задания: читать до указанных мест, затем анализировать прочитанное и прогнозировать развитие сюжета, отвечая на заранее предложенные вопросы.
Подводятся итоги урока. Дети отвечают на вопрос, насколько эффективны изученные на уроке приемы работы с текстом и помогло ли использование их лучше понять материал.

Урок 28
Как готовить домашнее задание

Задачи урока

1. Довести до полного понимания правило: чтобы толково выполнить домашнее задание, необходимо умение систематизировать и анализировать информацию.
2. Учить пользоваться некоторыми методическими приемами, облегчающими выполнение домашнего задания.
3. Формировать умение задавать вопросы разного уровня сложности по изучаемым темам.

Содержание урока

1. Знакомство с методическим приемом составления кластеров, используемых для систематизации знаний.
2. Построение и презентация кластеров по теме «Общение».
3. Знакомство с методическим приемом построения системы вопросов к текстам любого вида.
4. Работа с ключевыми понятиями.

Информация для учителя

Учитель обращает внимание детей на то, что при подготовке домашнего задания важно не просто механически запомнить, выучить материал, а понять его и постараться применить на практике, выявить его связи с изученным ранее.
Действенный прием, с помощью которого при выполнении домашнего задания можно самостоятельно подготовиться к ответу, – составление кластера.
Этот прием уже знаком детям: он использовался, например, в 3-м классе на занятии по теме «Твое окружение: семья, друзья, школа, улица» (урок 15) и во 2-м классе при изучении темы «Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности» (урок 17), а также на уроках 13, 14, 24 четвертого года обучения.
Составление кластера – многофункциональный и гибкий прием. В основе его лежат выделение смысловых единиц информации и графическое оформление их в определенном порядке. В результате получаются изображения, напоминающие грозди винограда.
Это прием систематизации материала: наши мысли при составлении кластера уже не «гроздятся», а выстраиваются в определенном порядке.
Правила составления кластера достаточно просты и могут применяться на любом уроке. В центре рисуем большой кружок – «звезду» – это главная тема.
Вокруг нее кружки поменьше, соединенные прямыми линиями со «звездой», – это «планеты», крупные подтемы. Затем у каждой «планеты» появляются «спутники», а у них – свои «спутники».
Это выглядит примерно так:

К примеру, возьмем тему, с которой учащиеся уже хорошо знакомы, – «Общение».
Кластер помогает систематизировать информацию, видеть связи между информационными блоками, развивает умение ее презентации.

Можно предложить следующие рекомендации по работе с кластером. Прежде всего необходимо оценить текст, с которым предстоит работать. Если можно, то выделить в этом тексте большие и малые информационные блоки. Затем следует приступить к составлению кластера. Если у учеников возникнут затруднения, учитель помогает им наводящими вопросами или ключевыми словами. После окончания этой работы нужно попросить их прочесть свои кластеры и объяснить связи между смысловыми блоками.
В начальной школе учителю целесообразно совместно с учащимися озаглавить блоки или предложить готовые вопросы. Достаточно два-три раза провести подобную работу, для того чтобы дети освоили прием (Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004).
Затем учащимся предлагается подумать, как еще можно уменьшить время и повысить эффективность своего труда при подготовке домашнего задания и работе с текстом учебника. Повторяются приемы, которые были изучены на предыдущем уроке. Учитель демонстрирует еще некоторые способы работы, позволяющие успешно выполнить домашнее задание и способствующие более глубокому пониманию и усвоению информации.
Педагог читает вслух какой-либо малоизвестный текст и предлагает ребятам составить к нему по пять вопросов разного типа. Условно можно назвать их «тонкими» (кто? где? когда?) и «толстыми» (объясните почему? зачем?). «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, а «толстые» – развернутого, подробного.
Затем предлагается обсудить в группах: а для чего нужно задавать вопросы? Делается вывод, что только те, кто умеет задавать вопросы, хотят по-настоящему приобретать знания.
Еще один из способов самостоятельной работы с текстом – это выделение в нем ключевых слов. Для того чтобы познакомить с данным приемом учащихся, можно подобрать, к примеру, текст о растениях, животных, интересных событиях, в котором учитель заранее выделит пять-шесть ключевых слов. До того как дети познакомятся с текстом, педагог называет им ключевые слова. По ним ребята должны предположить, о чем говорится в тексте, и придумать собственный рассказ. Ученики читают сначала свои рассказы, составленные по ключевым словам; затем подлинный текст – и находят подтверждение своим догадкам или опровержение их. После этого учитель предлагает детям уже самостоятельно выделить в тексте ключевые слова, которые они считают самыми важными для понимания его.Детям предлагается придумать еще какой-нибудь способ, используя который им будет легче готовиться к ответу на уроке.

Домашнее задание: самостоятельно подобрать текст и на его примере практически применить все изученные приемы: составление кластера, выделение ключевых слов, «толстые» и «тонкие» вопросы, метод «чтение с пометками» и пр.

Урок 29
Составление планов и опорных конспектов

Задачи урока

1. Рассказать, что в любой информации необходимо уметь выделять главное.
2. Учить составлять простой и развернутый планы текста.
3. Пробовать писать опорные конспекты по составленным планам.

Содержание урока

1. Работа в группах: написание простого плана к выбранному тексту и его презентация.
2. Работа в группах: составление развернутого плана к этому же тексту.
3. Индивидуальная работа: написание опорного конспекта по составленным планам.
4. Работа в парах: обмен конспектами и выставление оценки друг другу.

Информация для учителя

Учащимся предстоит познакомиться с двумя новыми приемами, облегчающими работу с текстом, – написание простого и развернутого планов, а также опорного конспекта по этим планам.
Для освоения новых приемов на уроке нужно выбрать небольшой текст из любого учебника для 4-го класса, по которому можно написать план.
Класс делится на группы. Каждая группа составляет сначала простой план к предложенному тексту и зачитывает его. Другие группы после презентации плана должны задать по одному вопросу группе докладчиков.
Продолжается групповая работа по написанию развернутых планов.
Объясняются правила составления такого плана: арабскими цифрами обозначаются пункты, соответствующие основным темам, затем с использованием буквенных обозначений выделяются подпункты к каждому пункту, если это возможно. Группы представляют свои планы классу.
Затем школьники пишут опорный конспект. Учитель объясняет детям, что в конспект заносятся только основные, самые важные мысли текста, которые раскрывают пункты написанного плана.
Опорными конспектами дети обмениваются в парах, читают их и выставляют друг другу оценки с собственными комментариями к ним.