Урок 11
Что такое конфликты
Задачи урока
1. Объяснить, что такое конфликт.
2. Определить, какие эмоции обычно
сопровождают конфликт.
3. Рассказать, какое поведение позволяет
избежать конфликта.
Содержание урока
1. Проблемная ситуация. Работа в
группах: «Продолжи фразу: «Конфликт – это
...».
2. Обсуждение с классом предложенных
определений и сравнение с определением
конфликта в словаре.
3. Обсуждение эмоций и чувств, возникающих у
конфликтующих.
4. Подведение итога урока: по каким признакам
распознается конфликт.
5. Чтение рассказа Ю.Ермолаева «Лучший друг».
Информация для учителя
Урок начинается с игрового момента.
Учитель говорит детям, что принес в класс
«волшебную тарелочку», которая показывает
разные картинки. Потом «замечает» в ней и
показывает ребятам изображение двух девочек.
Сообщает, что хочет познакомить своих учеников с
двумя подругами – Олей и Леной. Предлагает
внимательно посмотреть на лица девочек и
сказать, что, по мнению ребят, с ними случилось.
Далее учитель читает стихотворение А.Барто:
Поссорились
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Дети отвечают на вопросы учителя:
– Из-за чего поссорились девочки? (Не
поделили игрушку.) Как можно назвать эту
ситуацию? (Ссора, конфликт.)
Далее учитель спрашивает, ссорились ли сами
ребята когда-нибудь и по каким причинам. А можно
ли было обойтись без ссор?
Педагог предлагает ребятам подумать и высказать
свои предположения о том, как девочки могут
помириться. После ответов детей зачитывает конец
стихотворения:
Я с подружкой помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
Учитель делает акцент на том, что
виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
После этого предлагается вопрос: «Как вы
считаете: о чем пойдет сегодня речь на уроке?».
Ученики формулируют тему урока.
Далее проводится групповая работа. Задание –
составить определение: «Конфликт – это...».
Затем ответы детей анализируются и дополняются
информацией из словаря, разбирается определение
слова конфликт. Учитель делает вывод,
сообщая, что конфликт – это несогласие
между двумя или несколькими людьми. (Можно на
доску прикрепить плакат с определением слова конфликт.)
После этого следует перейти к обсуждению и
анализу следующего вопроса – о тех эмоциях,
которые возникают у людей в ситуации конфликта.
– Как вы считаете: чем опасна для здоровья
человека конфликтная ситуация? (Сильными
отрицательными эмоциями и переживаниями.)
Далее учитель предлагает ребятам в
представленном на доске перечне отметить
галочкой утверждения, с которыми согласны
ученики. Речь идет о поведении людей в
конфликтных ситуациях.
Как правило, дети отмечают в перечне
только те высказывания, которые относятся к
проявлению отрицательных эмоций. Эта работа
позволяет ученикам осознать ограниченность
собственных представлений о конфликте. Обычно в
конфликте видится лишь нежелательная,
неприятная, даже ужасная ситуация, а не здоровая
возможность роста и развития. Уяснение
собственных предвзятых и стереотипных
представлений о конфликте – первый шаг к
правильному пониманию его сути.
Далее учитель предлагает проанализировать
конфликтную ситуацию с различных позиций.
Как бы ты поступил?
Коля построил замок из песка. И все им
любовались. Только Игорь сказал, что он может
сделать лучше. А когда Коля не поверил,
разбежался и затоптал всю постройку.
– Как поступил Игорь? Что чувствовал Коля,
когда Игорь разломал его постройку? (Обиду,
досаду.) Как бы вы поступили на месте Коли?
Какие советы вы можете дать Игорю?
Ответы: играть надо дружно; не обижай
товарища; не ссорься с товарищем; если товарищ не
умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему,
научи – вместе будет интереснее; не
завидуй; нужно уметь радоваться успехам других.
Если дети не смогут перечислить все эти правила,
учитель сам их называет и объясняет значение
каждого из них, раскрывая нравственную сущность
того или другого поступка.
Урок завершается чтением рассказа Ю.Ермолаева
«Лучший друг».
Лучший друг
Оставил Коля свой самокат во дворе, а
сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на
его самокате Вовка Луков катается. Рассердился
Коля и побежал во двор.
«Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку.
Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к
нему – сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка
увидел его и сказал мальчику, который рядом
стоял:
– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший
друг – Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для
себя сказал:
– Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
Домашнее задание: ответьте на
вопрос: «По каким признакам мы распознаем
конфликт?».
Урок 12
Почему возникают конфликты?
Задачи урока
1. Сообщить основные признаки
конфликта.
2. Научить различать конфликты и ситуации,
которые конфликтом не являются.
3. Учить определять причины возникновения
конфликта.
4. Объяснить, на какие группы делятся
конфликты.
5. Уметь определять и объяснять основные
источники конфликта.
Содержание урока
1. Работа в группах: повторение
определения «Конфликт – это...».
2. Разбор ключевых понятий, связанных с
конфликтом.
3. Обсуждение в ходе групповой работы шести
причин возникновения конфликта. Составление
плаката.
4. Анализ конфликтных ситуаций и соотнесение
их с причинами возникновения конфликта.
5. Игра «Нападающий и защищающийся».
6. Чтение сказки «Ежики».
Информация для учителя
Урок начинается с работы в группах.
Учитель просит детей подумать и еще раз
предложить свои соображения на тему
«Конфликт – это...».
После общего обсуждения можно особо выделить
утверждения, наиболее соответствующие уже
знакомому учащимся определению конфликта.
Далее учитель спрашивает, можно ли в конфликте,
кроме отрицательных сторон, увидеть и что-то
положительное.
В высказываниях детей приводятся как
положительные, так и отрицательные стороны и
результаты конфликтов. Например:
«Конфликт – это то, в чем люди участвуют
каждый день»; «Во время конфликта люди дерутся,
ссорятся, обижают друг друга, но также и
добиваются того, чего хотят»; «Не всегда конфликт
– это плохо. Иногда нужно отстоять свою правоту».
Затем повторяется основное определение
конфликта.
Далее проводится работа по формированию у детей
умения определять, какая же ситуация является
конфликтной (исходя из определения конфликта).
Нужно обратить внимание ребят на тот факт, что
все люди разные. Они различаются по полу,
возрасту, у них разные ценности, интересы, они
по-разному ведут себя. Поэтому и в отношениях
между людьми возникает множество самых разных
ситуаций, в том числе конфликтных.
На следующем этапе урока учитель предлагает в
ходе групповой работы рассмотреть шесть
конфликтных ситуаций и определить причины их
возникновения.
1. Брат и сестра кричат друг на друга:
оба проголодались, устали, а у них осталось одно,
последнее пирожное или последний глоток
лимонада, и каждый хочет взять это себе.
Причина первая: стремление удовлетворить
основные потребности – в еде, воде, воздухе.
2. Два мальчика поссорились: один считает, что
можно без спроса взять у друга ручку, второй
утверждает, что сначала надо получить
разрешение.
Причина вторая: различие в ценностях.
3. Две подруги поспорили из-за цвета платья:
одна считает, что оно зеленое, другая – что
голубое.
Причина третья: различие в восприятии.
4. Два товарища не сошлись во мнении, куда
пойти: в кино или поиграть в футбол.
Причина четвертая: различие интересов.
5. Мама и дочь поссорились из-за того, что мама
не купила дочери новое платье.
Причина пятая: нехватка ресурсов – денег.
6. Мама и папа ругаются. Мама обвиняет папу, что
он безответственный, потому что забыл купить для
больной мамы лекарство.
Причина шестая: неудовлетворенность
психологических потребностей –уверенности в
своих близких, их заботе, ответственном
отношении к себе, наконец, своей значимости.
Беседа учителя:
– Говорят, что в мире больше
конфликтов, чем в пустыне песчинок... Однако корни
множества конфликтов, в которых мы участвуем,
связаны с теми же шестью главными источниками. (Повторить
причины возникновения конфликтов.)
Обнаружение и анализ корней конфликта помогает
найти способ справиться с ним. Например, если
источник конфликта – различие ценностей, его
участники могут попытаться отнестись к взглядам
друг друга с уважением и пониманием. Если
конфликт вырастает из различия восприятия, людям
стоит постараться уточнить свои представления,
сверить имеющуюся информацию и таким образом
исправить недоразумение. Если же корни конфликта
лежат в различии интересов, следует попытаться
объяснить друг другу свои интересы и найти
взаимоприемлемое решение.
Далее рассматриваются и соотносятся следующие
ключевые понятия: общественный конфликт,
семейный конфликт, конфликт между сверстниками,
школьный конфликт, источники конфликта.
В завершение урока детям предлагается игра
«Нападающий и защищающийся».
Нападающий и защищающийся
Цель: помочь участникам лучше
представить, как каждый будет вести себя в
ситуации конфликта, и получить опыт активного
утверждения своей точки зрения.
В игре два участника – один нападает,
другой защищается. Нападающий в грубой форме
критикует, поучает, подавляет партнера.
Защищающийся все время ищет себе оправдания,
пытается слабо возражать, хнычет как можно
жалобнее. Затем они меняются ролями.
По окончании игры ребята делятся впечатлениями,
как они чувствовали себя в каждой из ролей.
В заключение урока можно прочитать детям сказку
«Ежики» (из кн.: И.В. Стишенок. Сказка в
тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. –
СПб., 2006).
Ежики
В большом лесу жила семья ежиков.
Веселые и озорные дети: Чарли, Колючка и
маленькая Кнопочка – очень любили баловаться
и подшучивать друг над другом. Но больше всего на
свете им нравилось спорить: у кого самые длинные
иголочки, у кого – самые густые, а у кого...
В общем, их споры были долгими, шумными и... весьма
опасными.
«Почему опасными?» – спросите вы. Да потому,
что очень часто они заканчивались дракой.
– Колючка! – гневно восклицал Чарли в
конце каждого спора, видя, что все его доводы не
убеждают сестру. – Ты должна слушаться
меня, ведь я твой старший брат!
– И не подумаю! – гордо отвечала
Колючка. – А будешь приставать – узнаешь,
какие у меня острые иголки!
– А ты узнаешь, какие у меня! – с вызовом
говорил Чарли и подходил к сестре поближе.
Слово за слово, и ежики вдруг замечали, что
дерутся в полную силу, а рядом стоит и ревет
маленькая Кнопочка, почему-то вся израненная.
Только тогда они останавливались и растерянно
смотрели друг на друга.
Вид у каждого был плачевный: кожа поцарапана,
иголки сломаны, а некоторые и вовсе оторваны.
В жалком состоянии, побитые, но непреклонные,
ежата расходились по разным уголкам своей норки
и молча залечивали раны. И хотя все тело у каждого
болело, ежики продолжали гордиться собой: ведь ни
один из них не уступил другому в споре и с честью
мог бы носить звание «Упрямый
ежик – колючая иголка».
Домашнее задание: самостоятельно
проанализируйте содержание сказки и придумайте
для нее другой конец.
Урок 13
Кто может стать участником конфликта
Задачи урока
1. Учить пониманию, какое поведение
людей приводит к конфликтам.
2. Обратить внимание детей, что причины
конфликтов сходны, но следствия их могут
по-разному проявляться в разных ситуациях и с
разными участниками.
Содержание урока
1. Анализ нескольких ситуаций, среди
которых необходимо найти ситуацию конфликта.
2. Повторение определения понятия «конфликт».
3. Работа в парах: «Какое поведение может
привести к конфликту?».
4. Анализ причин возникновения конфликта.
5. Составление схемы (кластера) «Кто может быть
участником конфликта?» и его обсуждение.
Информация для учителя
В начале урока учащимся предлагается
проанализировать следующие ситуации и
определить, какая из них является ситуацией
конфликта.
1. Андрей, Ира и Саша часто шепчутся
на уроке и пишут друг другу записки. Однажды
учитель так рассердился на ребят, что выгнал их
из класса. Да еще в наказание велел им целый месяц
убирать класс.
2. Катя и Света – подруги. На прошлой
неделе они писали контрольную работу по истории
и получили хорошие оценки, но у Светы оценка на
балл выше. Катя думает, что Света получила
пятерку потому, что она – «любимчик» у учителя, а
Света говорит, что она много занималась и честно
заслужила оценку. Девочки обижаются и кричат
друг на друга.
В ходе анализа ситуаций ученики находят ту из
них, которая является конфликтной, и приводят
доказательства. Учитель напоминает, что основной
смысл конфликта – несогласие.
На следующем этапе урока проводится работа в
парах. На листе бумаги каждая пара должна
написать несколько фраз на тему «Какое наше
поведение может привести к конфликту?». После
работы учитель выслушивает всех, не повторяя
сказанное.
Далее детям предлагается вспомнить шесть причин
возникновения конфликта:
неудовлетворенность основных
потребностей (в еде, воде, воздухе);
различия в ценностях;
различия в восприятии;
различие интересов;
нехватка ресурсов;
неудовлетворенность психологических
потребностей.
Учитель предлагает ребятам вспомнить
и проанализировать какой-нибудь недавно
пережитый ими самими конфликт, определить
причину его возникновения, а также особо
отметить, каким было поведение его участников. (Покраснел,
сжал кулаки, закричал, заплакал, ударил, оскорбил
и т.д.)
Занятие продолжает коллективное составление на
доске схемы (кластера) «Участники конфликта».
Кластер составляется поэтапно в ходе общей
работы класса.
После составления кластера учитель предлагает
детям разделиться на шесть групп и определить,
что является источником конфликта в той или иной
ситуации. Объясняется, что это могут быть
какие-то требования со стороны родителей или
старших либо стремление школьников выбирать
свою тактику поведения, которая противоречит
мнению родителей или других взрослых. («Родители
велели нам приходить домой не позже
определенного времени», «Мы одеваемся так, чтобы
походить на рок-звезду».) Группы анализируют
предложенные ситуации.
Необходимо отметить, что в действительности
самые разные люди тем или иным способом
указывают нам, как вести себя и что ценить в
жизни. Иногда эти указания вступают в
противоречие друг с другом. На уроке
предлагается разобраться, каким образом
осуществляется это противоречивое воздействие и
кто в том или ином случае может быть участником
конфликта.
В заключение учитель поясняет, что большинство
людей к конфликту относятся отрицательно, так
как он вызывает неприятные эмоции. Когда мы
думаем о конфликте, то думаем о связанных с ним
чувствах – гневе, разочаровании и др. Кроме того,
на наши представления о конфликте влияет
общество. На протяжении всей нашей жизни
окружающие тем или иным образом воздействуют на
наше восприятие себя и мира. На основании этого
строится система ценностей, принципов и
убеждений, которая определяет поведение
человека, в том числе и в конфликтных ситуациях.
Учитель просит учащихся вспомнить пословицы и
поговорки, отражающие веками сложившиеся
представления о том, как решать конфликтные
схватки.
Можно привести примеры: «Око за око, зуб за зуб»,
«Как аукнется, так и откликнется». Как эти
выражения предлагают разрешать конфликты? (Дети
отвечают.)
Можно придумать сценку. Например, «Око за око, зуб
за зуб»: две девочки кричат друг на друга, не
желая идти на уступки.
Домашнее задание: придумайте и
проанализируйте конфликтные ситуации, используя
составленный кластер.
Урок 14
Как найти пути решения конфликтной ситуации
Задачи урока
1. Учить распознавать различные виды
конфликтов.
2. Рассказать о различных стратегиях
разрешения конфликтов.
3. Учить умению находить пути решения
конфликтных ситуаций, используя пятиступенчатую
модель разрешения конфликта.
Содержание урока
1. Работа над схемой-кластером видов
конфликтных столкновений.
2. Работа в группах по карточкам: распознавание
конфликтных ситуаций и выбор путей их решения.
3. Изучение и анализ пятиступенчатой модели
разрешения конфликта.
4. Ролевая игра в парах.
5. Психологическая игра «Ослиная шкура».
Информация для учителя
Урок начинается с обсуждения схемы
различных видов конфликтов.
Дети объясняют, как они понимают
каждый из указанных видов, затем повторяют и
записывают на доске шесть источников конфликтов
(неудовлетворенность насущных потребностей,
различия в представлении о ценностях, различия в
восприятии, различие интересов, нехватка
ресурсов, психологические потребности и
состояния).
Класс делится на шесть групп. Они должны
предложить способы разрешения конфликтов разных
видов: одна группа работает над решением
внутреннего конфликта, другая – конфликта
в классе и т.д. (используется метод «мозгового
штурма»). О найденных способах разрешения
конфликта затем сообщается всему классу (можно
также предложить группам обдумать варианты
решения конкретных конфликтов и провести
ролевую игру).
После этого сравниваются различные варианты
решения конфликтных ситуаций, которые были
предложены в группах.
Примеры конфликтных ситуаций:
1. Ученик не выполняет домашние
задания.
2. Сын уклоняется от работы по дому.
3. На школьном празднике «Веселые старты»
победил 4-й «А». Ученики 4-го «Б» не согласны, они
считают себя лучшими.
4. Один из товарищей доверил другому тайну, а
тому хочется рассказать о ней кому-то еще.
5. Две подруги спорят, кто лучше одевается.
6. Две страны хотят владеть одной и той же
территорией.
Далее учитель сообщает, что обычно
каждый человек пытается решать конфликты
определенным образом: одни чаще всего действуют
агрессивно, кричат, другие ведут себя сдержанно и
даже готовы отступить. Как же нужно действовать,
чтобы найти верный путь решения конфликтной
ситуации?
Детям выдаются рабочие листы, на которых дано
описание пятиступенчатой стратегии разрешения
конфликта. Учитель вместе с учениками
анализирует каждую ступень стратегии.
Пять ступеней разрешения конфликта
1. Распознать присутствие
конфликта (сердце бьется быстрее, мышцы
напряжены, возникает чувство гнева, дрожат руки и
т.п.).
2. Определить наши чувства. (Что чувствую я?
А что чувствует оппонент? Почему так?)
Рассмотреть факторы, влияющие на чувства:
общественное мнение, наши ценности, потребности,
мысли. Нередко разум подсказывает одно, а наши
чувства, которые определяются ценностями и
потребностями, велят делать другое.
3. Чего мы хотим? Определить свои глубинные
интересы и глубинные интересы другого участника
конфликта.
4. Наши идеи. «Мозговой штурм» помогает
определить все возможные способы разрешения
конфликта. Целесообразно поэтому попросить
детей подумать над вопросом: «Имеет ли каждый
конфликт одно-единственное решение?».
5. Найти решение, которое удовлетворит обе
стороны.
Далее следует работа в парах в форме
ролевой игры. Один ученик в паре играет роль
родителя, а другой – ребенка. Ситуация
такова: назревает семейный конфликт. Пятница.
Уроки в школе закончились. Отцу или матери
кажется, что ребенок занимается меньше, чем
нужно. Поэтому они хотят, чтобы он сидел дома и
делал домашнее задание. Но ребенок устал: он
учился целый день. Его друзья играют в парке, и он
хочет поиграть с ними. Возникает конфликт.
Дети разыгрывают ситуацию в парах, затем
меняются ролями. Класс заслушивает несколько
пар.В конце урока можно провести игру «Ослиная
шкура».
Игра «Ослиная шкура»
Цель: снятие напряжения в
отношениях, коррекция самооценки.
Учитель предлагает детям мысленно перенестись в
волшебную страну и представить себя в роли
короля – во всем первого, лучшего среди своих
сограждан, тогда как все остальные жители хуже,
слабее, некрасивее, чем он. Что вы почувствовали
при этом?
Затем он просит всех замереть на мгновение и
представить себя тем, кто хуже всех, – изгоем в
«ослиной шкуре». Все вокруг смеются над вами...
Что вы почувствовали?
Наконец ребята оказываются на волшебной поляне,
встряхивают руками и ногами и сбрасывают с себя
чары. Теперь все равны. Никто не лучше и не хуже
других.
– Что вы сейчас видите друг в друге? Бывали ли
в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя
королем или «ослиной шкурой»?
Домашнее задание: детям
предлагается вспомнить споры, с которыми они
когда-либо сталкивались, и продумать решение
конфликтных ситуаций, используя пятиступенчатую
стратегию разрешения конфликта.
Урок 15
Посредничество
Задачи урока
1. Объяснить, что такое посредничество,
кто такие посредники и какова их роль при
разрешении конфликтных ситуаций.
2. Рассказать, что посредники не вмешиваются в
конфликт, а помогают конфликтующим сторонам
продуктивнее разрешать его.
Содержание урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Постановка учебной задачи.
3. Разбор конфликтной ситуации с точки зрения
посредника.
4. Знакомство с правилами посредничества.
5. Работа в группах с «Пятью ключами» и
«Руководством по посредничеству».
6. Ролевые игры.
7. Обобщения и выводы.
Информация для учителя
Урок начинается с проверки домашнего
задания. Дети озвучивают свои описания
конфликтных ситуаций, в которых им приходилось
участвовать, и предлагают пути разрешения с
помощью пятиступенчатой стратегии.
Учитель предлагает классу
поразмышлять над вопросами:
Всегда ли участники конфликта
способны разрешить его самостоятельно?
Бывали в вашей жизни случаи, когда вы
не могли сами разрешить возникший конфликт?
Почему это происходило?
После выяснения причин учитель снова
обращается к классу:
– Кто же может в этом помочь?
Возможно, тот, кто сам не участвует в конфликте.
Такие люди называются посредниками.
Посредники – это те, кто помогает
конфликтующим сторонам обсудить ситуацию и
найти пути выхода из нее. Их цель – создать для
спорящих возможность более продуктивно общаться
и лучше понимать друг друга, что нередко и
позволяет найти решение спора. Ценные навыки
регулирования конфликта каждому пригодятся в
жизни.
Вместе с учениками учитель формулирует учебные
задачи урока.
Далее в качестве примера можно рассмотреть
конфликтную ситуацию, возникшую между героями
повести Э.Успенского «Трое из Простоквашино».
– Кто стал посредником между котом
Матроскиным и Шариком в деревне, когда они
перестали разговаривать друг с другом? (Ответы
детей.)
– А знаете ли вы, как называют посредника,
который регулирует конфликты между сторонами? (Дипломат.)
– Как вы думаете: можно ли научиться
посредничеству?
После этого педагог предлагает детям попытаться
научиться посредничеству и самим попробовать
себя в роли посредников. Он зачитывает, и все
вместе продумывают правила посредничества:
Любая информация личного характера
строго секретна (конфиденциальна) и не может
разглашаться посредником. Это позволяет
участникам конфликта и доверять посредникам, и
высказываться откровенно.
Запрещается называть имена.
Говорить можно только по очереди,
никто никого не перебивает.
Задача посредника – наладить
общение. В его функции не входит разрешение
конфликта.
Посредник должен воздерживаться от
высказывания советов, потому что каждый думает
по-своему.
Не нужно судить, кто прав, а кто не
прав. Посредник должен оставаться нейтральным –
значит, одинаково сочувствовать обоим
участникам конфликта.
Необходимо в равной мере проявлять
внимание ко всем участникам конфликта.
Детям выдаются памятки – «Пять ключей
к посредничеству» и «Руководство по
посредничеству».
Пять ключей к посредничеству
1. Не давайте оценок.
2. Не давайте советов.
3.Не принимайте ничью сторону, но постарайтесь
понять, что чувствует каждый из конфликтующих.
4. Сохраняйте конфиденциальность (тайну).
5. Проявляйте внимание, заботу об участниках
конфликта, старайтесь им помочь.
Руководство по посредничеству
(Как действовать посреднику
при решении конфликтных ситуаций)
1. Подготовьте подходящее
помещение – чтобы никто не отвлекал и не
подслушивал.
2. Поздоровайтесь доброжелательно, используя
при этом мимику и жесты, создающие положительный
эмоциональный настрой (улыбка, рукопожатие).
3. Объясните участникам правила поведения во
время беседы: никого не обзывать, не оскорблять,
не перебивать, вести себя честно и уважительно,
все сказанное должно быть конфиденциально.
4. Выслушайте рассказы участников о содержании
конфликта, отдельно обе стороны.
5. Попытайтесь обнаружить общие интересы. (Спросите:
чего конфликтующие хотели бы добиться в
результате конфликта? С чем они оба согласны?)
6. Обдумайте возможные решения. (Записываются
идеи конфликтующих, выдвинутые в ходе «мозгового
штурма».)
7. Найдите решение, удовлетворяющее обе
стороны.
Учитель организует работу в группах.
Каждой группе предлагается своя конфликтная
ситуация. Проводится ролевая игра, в которой два
участника изображают конфликтующие стороны, а
третий выступает в роли посредника. Игру лучше
подготовить заранее, так как в первый раз у детей
может не получиться разыгрывание предложенной
ситуации.
Дети обсуждают ситуацию, затем показывают свою
игру другим группам. После этого все вместе
обсуждают вопросы:
– В чем ролевая игра оказалась
удачной?
– Какие возникли затруднения?
– Как посредники помогли решить конфликт?
– Что еще посредники могли сказать или сделать,
чтобы помочь решить конфликт?
Учитель предлагает детям подумать и
над такими вопросами:
– Что делать посреднику, если
участники конфликта не согласны соблюдать
правила? (Посредничество в этом случае
невозможно. Для разрешения любого конфликта
необходимы совместные усилия его участников.)
– Удалось ли посреднику – почтальону Печкину
– в повести Э.Успенского «Трое из Простоквашино»
помочь урегулировать конфликт? (Нет.)
– Что помогло Матроскину и Шарику помириться? (Совместное,
общее дело.)
В конце урока ученики вместе с
педагогом рассуждают и делают выводы о том, какие
качества должен иметь посредник; что он должен
делать, чтобы помочь конфликтующим; заслуживает
ли посредник уважения и почему.
Урок 16
Как научиться прощать
Задачи урока
1. Вспомнить, какие действия и
поступки могут быть обидными для человека (урок 19
третьего года обучения).
2. Научить распознавать эмоции и поступки
обиженных людей.
3. Вспомнить, какие формы поведения позволяют
избежать обиды.
4. Объяснить, что иногда обиду можно простить.
Содержание урока
1. Повторение определения конфликта.
2. Групповая работа с ассоциациями: «Обида –
это...».
3. Обобщение понятия «обида».
4. Работа над проблемной ситуацией.
5. Тренинг регуляции эмоций.
6. Беседа учителя об обидах и разном отношении
к ним разных людей.
7. Групповая работа «Найди способ простить».
Информация для учителя
На доске прикреплен плакат с
определением: «Конфликт – это несогласие
между людьми». Дети повторяют определение и
вспоминают причины возникновения конфликта.
Далее учитель предлагает ребятам вспомнить
какой-нибудь недавний личный конфликт и ответить
на вопрос: «Что же происходит с людьми, которые
конфликтуют, а значит, обижают друг друга?» (Они
кричат, спорят, краснеют, у них учащается дыхание,
они сердятся, не хотят разговаривать друг с
другом...)
На следующем этапе урока проводится групповая
работа с ассоциациями. Ребятам предлагается
подумать и вспомнить, какие ассоциации связаны у
каждого со словом обида. Затем учитель
просит учеников обобщить эти ассоциации и дать
определение: «Обида – это...». Учитель
поясняет, что обида, если она не чрезмерна, – это
нормальная реакция человека на действия
окружающих, которые затрагивают его интересы
(чувство достоинства, имущественные интересы и
пр.), то есть это своего рода защита.
Детям предлагается в группах, используя метод
«мозгового штурма», обсудить, что может вызвать
обиду у человека: для одного это – грубое слово,
для другого – насмешка. Затем формулируются
причины, приводящие к обидам, и записываются на
доске.
Обсуждается проблемная ситуация.
Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу.
Лена хотела достать мяч, но не удержалась на
ногах и упала прямо в лужу. Наташа начала
смеяться, а Лена горько заплакала.
– Почему заплакала Лена? (Ей стало
обидно.) Правильно ли поступила Наташа? Как бы
вы поступили на ее месте? Давайте поможем
девочкам помириться...
В конце беседы учитель делает
обобщение:
– Если вы виновник ссоры, то умейте
первым признать свою вину. Вам помогут волшебные
слова: извини; давай играть вместе; я
не хотел так поступать. Почаще улыбайтесь, и
вам не придется ссориться!
Затем проводится тренинг регуляции
эмоций.
Все встают в круг.
– Давайте изобразим с помощью мимики и жестов,
то есть движений лица и тела, подружек, которые
поссорились. Вам нравятся лица поссорившихся
девочек? Почему? (Они некрасивые, сердитые.) А
когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется
сразу же помириться? Как вы прощаете своих
обидчиков? Как вы миритесь со своими близкими,
друзьями?
Затем учащиеся знакомятся еще с одним правилом
примирения, прощения: «Дружба начинается с
улыбки».
– Давайте повернемся друг к другу и
поласковее улыбнемся. (Звучит песня «Дружба
начинается с улыбки».)
Затем предлагается вспомнить золотые правила
общения. Следует сделать акцент на том, что
люди по-разному реагируют на поступки и слова
других. Бывают необидчивые, обидчивые и очень
обидчивые люди. Трудно угадать, что может
оказаться обидным для другого человека.
– Прежде всего надо стремиться не делать и не
говорить людям того, что могло бы обидеть тебя
самого. Однако иногда замечание или поступок, в
которых ты не увидел бы ничего обидного для себя,
могут очень обидеть другого человека. Поэтому
при общении необходимо понимать и учитывать эти
особенности. К примеру, для твоей подруги важно
всегда выглядеть аккуратно и привлекательно, и
если ей сказать что-то неприятное о ее внешности,
то она, наверное, обидится... А как поступить, если
такое все же случилось?
После ответов школьников учитель предлагает
детям составить «Плакат обид». Затем
обсуждается, как человек реагирует на нанесенную
обиду (становится замкнутым, грубит, не хочет
разговаривать или совершает какие-либо
неожиданные поступки). В таких ситуациях эмоции и
поступки людей меняются.
В завершение урока проводится
групповая работа на тему «Что помогает
преодолеть обиды?». Слова утешения, извинения,
юмор помогут наладить дружеские отношения после
нанесенной человеку обиды. Важно, чтобы эти слова
были добрыми, сочувственными, искренними,
сопровождались внимательным взглядом и
ласковыми жестами. А самое главное – надо
помнить, что всем нам необходимо уступать друг
другу и ценить добрые отношения.
Педагог предлагает ученикам попробовать
составить общий кодекс «Что я могу простить
своим близким людям». Можно посоветовать ребятам
в качестве домашнего задания прочитать о
важности прощения и его глубоком смысле в
адаптированном для детей издании Библии
(например: П.Н. Воздвиженский. Священная
история в рассказах для детей. – М.: Белый город,
2005).
Урок 17
Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс
Задачи урока
1. Рассказать, что такое компромисс в
ситуации конфликта и почему компромиссы
необходимы при разрешении конфликтных ситуаций.
2. Объяснить, что есть способы снятия
напряжения и саморегуляции поведения (снятия
отрицательных эмоций).
3. Учить умению управлять своими эмоциями в
конфликтной ситуации.
Содержание урока
1. Прогнозирование учебной задачи.
2. Вступительная беседа с учащимися.
3. Беседа по содержанию рассказа Ю.Ермолаева
«Лучший друг».
4. Постановка учебной задачи.
5. Работа в группах: проигрывание и разбор
конфликтных ситуаций.
6. Тест «Можешь ли ты пойти на компромисс?».
7. Тренинги на снятие напряжения,
отрицательных эмоций.
Информация для учителя
В начале урока учитель предлагает
детям подумать, чему, по их представлениям, они
сегодня смогут научиться. Проводится
вступительная беседа.
– Какие чувства вы испытываете в конфликтной
ситуации? (Злость, обиду, раздражение,
волнение...) А с кем больше всего у вас возникает
конфликтов? Почему? (С друзьями, родителями,
потому что чем ближе человек, тем больше мы с ним
общаемся, больше возникает общих интересов и
проблем.)
После обсуждения этих вопросов проводится
беседа по содержанию произведения Ю.Ермолаева
«Лучший друг».
Учитель предлагает еще раз послушать этот
рассказ, уже знакомый ребятам по уроку 11. После
чтения рассказа педагог задает вопросы учащимся:
– Есть ли в рассказе конфликтная ситуация? (Да.)
Докажите. (Коля рассердился, сжал кулаки, хотел
побить Вовку.) Почему возник конфликт? (Вовка
без спроса взял чужую вещь.) Как конфликт
разрешился? (Коля простил Вовку.) Почему? Что
почувствовал Коля, когда Вовка назвал его своим
лучшим другом? Как он повел себя? (Смутился,
разжал кулаки, понял, что был не прав в своем
гневе.) Как могло бы все закончиться, если бы
Коля продолжал сердиться? (Ребята могли
подраться.) Приходилось ли вам переживать
случаи, похожие на этот? Что вы чувствовали в этой
ситуации? Что вам хотелось сделать? Как вы
считаете: стоит ли драться, ссориться из-за того,
что кто-то взял без разрешения вашу вещь?
Далее учитель вместе с учениками формулирует
тему урока и его задачи. Педагог предлагает
ребятам поразмышлять о ситуациях, когда им
приходилось в чем-то уступать другим. Трудно ли
это? Почему следует уступать друг другу? (Чтобы
избежать конфликтной ситуации или разрешить ее.)
Можно ли разрешить конфликтную ситуацию, если
люди не хотят уступить друг другу? (Нет.)
Учитель сообщает детям, что они
сегодня познакомятся с новым вариантом
поведения в таких ситуациях, когда все участники
конфликта идут на уступки, для того чтобы
разрешить его. Этот вариант поведения называется
компромиссом.
Компромисс, таким образом, – это
соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.
Он требует от обеих сторон особенно четкого
соблюдения взятых на себя обязательств. Ведь
нарушение договоренности – это повод для
возникновения следующего конфликта, разрешить
который будет уже значительно сложнее, потому
что потеряно доверие между сторонами.
Учитель делит класс на четыре группы.
Задание: обыграть предложенную
ситуацию и найти способы для разрешения
конфликта с помощью компромисса.
1-я группа
Родители не отпускают сына гулять
вечером на улицу, так как он поздно возвращается
с прогулки и не успевает выучить уроки. (Сын
договаривается с родителями, что он будет гулять
по вечерам, если заранее приготовит домашнее
задание.)
2-я группа
Брат с сестрой ссорятся из-за
просмотра телепередач: брату хочется посмотреть
спортивную передачу, а сестре – мультфильмы. (Они
договариваются смотреть телевизор по очереди,
предупреждая заранее о времени своей любимой
передачи.)
3-я группа
Друзья поссорились из-за мяча. Каждому
хочется им поиграть, но друзей двое, а мяч только
один. (Договариваются играть вместе или брать
мяч по очереди на какое-то определенное время.)
4-я группа
Двум девочкам учитель разрешил взять
книгу, по которой они должны подготовить доклад к
следующему уроку. Девочки спорят, кому взять
книгу домой. (Договариваются брать книгу по
очереди на определенное время.)
Далее учитель предлагает детям
проверить себя: способны ли они, когда нужно,
уступить, пойти на компромисс, умеют ли
прислушиваться к чужому мнению или уважают
только свое? А может быть, наоборот –
подчиняются всегда другим и не умеют отстаивать
свое мнение?
Тест «Можешь ли ты пойти на
компромисс?»
1. Ты опаздываешь на важную
встречу. Вдруг раздается телефонный звонок и
твой товарищ сообщает тебе, что ему нужно
обсудить с тобой нечто очень интересное. Ты:
а) решительно говоришь, что у тебя
нет времени, и предлагаешь ему перезвонить;
б) слушаешь некоторое время, пытаясь понять, в чем
же дело, а затем сообщаешь, что ты спешишь;
в) выслушиваешь товарища, обреченно поглядывая
на часы.
2. Твои одноклассники
недоброжелательно встретили новенького, а на
твой взгляд – он интересный и хороший человек.
Ты:
а) открыто выражаешь симпатию
новенькому, стараешься больше общаться с ним;
б) общаешься с новеньким только после уроков, но
пытаешься постепенно убедить своих
одноклассников в том, что с ним стоит
подружиться;
в) решаешь, что старый друг лучше новых двух и что
не стоит портить отношения с классом даже из-за
самого замечательного новенького.
3. Твой друг пригласил тебя в гости
и нарисовал план, с помощью которого можно найти
его дом. Ты добрался до нужной улицы, но дом никак
найти не можешь. Ты:
а) упорно пытаешься разобраться в
плане и понять, что на нем обозначено;
б) в течение некоторого времени пытаешься сам
сориентироваться по плану, а затем обращаешься
за помощью к прохожим;
в) полагаешься на пословицу «Язык до Киева
доведет» и сразу обращаешься за помощью к
прохожим, даже не пытаясь воспользоваться
планом.
4. Ты примеряешь новый свитер, и
тебе кажется, что он великоват. Находящаяся рядом
подруга (друг) восхищенно закатывает глаза и
уверяет, что свитер – то, что надо! Ты:
а) решительно снимаешь свитер и
говоришь, что он тебе не подходит;
б) спрашиваешь: «А не кажется ли тебе, что он
мне великоват?» – и пытаешься прикинуть,
как будет сидеть свитер, если закатать рукава,
ушить горловину и т.д.;
в) решаешь, что со стороны виднее, и радуешься
обновке.
5. Твоему другу с трудом удалось
достать билеты на концерт известных музыкантов,
и он приглашает тебя составить ему компанию. У
тебя на вечер были совершенно иные
планы – подготовка к ответственной
контрольной. Однако друг настаивает: «Ты что,
такой шанс нельзя упускать! К тому же все равно за
один вечер всего не выучишь!». Ты:
а) собравшись с духом, решительно
отказываешься;
б) просишь у друга время на обдумывание и
пытаешься решить, не сможешь ли ты часть своей
подготовки перенести на утро перед контрольной;
в) решаешь махнуть на контрольную
рукой – в конце концов, если ты как следует
отдохнешь накануне, это тоже может хорошо
повлиять на результат.
Подсчитай набранные тобой очки:
за каждый ответ а поставь себе 2 балла;
за каждый ответ б поставь 1 балл;
за каждый ответ в поставь 0 баллов.
Анализ результатов:
10–8 баллов. Ты совершенно честно
заслужил звание «господин или госпожа «нет!».
Всегда и во всем ты полагаешься на собственное
мнение и редко прислушиваешься к мнению
окружающих. Но подумай: не мешает ли это тебе в
отношениях с друзьями и не теряешь ли ты
расположение своих близких?
7–4 балла. В зависимости от ситуации ты можешь
пойти на компромисс, но назвать тебя
бесхарактерным нельзя – ты способен
отстаивать собственное мнение.
3–0 баллов. Ты уверен, что выбранная тобой
тактика – подчиняться другим всегда и во
всем – правильна? Ты не боишься потерять
себя и превратиться в «пластилин», из которого
каждый желающий может вылепить все, что угодно?
В завершение урока проводятся
тренинги для снятия напряжения и развития
саморегуляции поведения. Педагог поясняет:
– Чтобы научиться уступать друг другу, находить
компромиссное решение в спорных ситуациях, нужно
уметь управлять своими эмоциями. Для этого есть
специальные тренинговые упражнения. Несколько
таких упражнений проведем на сегодняшнем уроке.
Семь характеристик
Упражнение помогает лучше понять себя.
Цель: выявление собственных проблем и
личностных особенностей.
Детям предлагается написать семь характеристик,
отвечающих на вопрос: «Какой я?». Объясняется, что
в этом упражнении нет правильных или
неправильных, важных или не важных ответов, –
писать можно все, что хочешь. Затем напротив
каждой характеристики нужно записать
противоположную по смыслу, но при этом не
использовать приставку не (правильно: добрый
– злой; неправильно: добрый – недобрый).
Далее участников просят под первым и вторым
столбиками подписать имена тех литературных или
сказочных героев, которым могут принадлежать эти
характеристики.
«Тренируем» эмоции
1. Участникам предлагается:
улыбнуться, как:
веселый ребенок;
солнышко;
добрая птица;
весенняя радуга.
потом позлиться, как:
дракон;
чудовище;
Бармалей;
сердитый человек.
2. С разной интонацией произнести
фразы типа «Иди сюда!», «Не мешай мне!» и др.:
Тренинговое упражнение
«Три подружки»
Жили-были три подружки: Плакса, Злюка
и Резвушка. (Показ иллюстраций.) Однажды,
гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.
Покажите, как они себя поведут...
По окончании последнего упражнения можно
предложить детям подумать над вопросами:
– Какую из трех подружек приятнее изображать?
Почему? Как можно помочь Плаксе? (Утешить,
рассмешить, спеть веселую песенку, предложить
подумать о чем-нибудь приятном, переодеться в
сухую одежду.)
Выбирается ребенок, изображающий Плаксу,
остальные демонстрируют возможные варианты
помощи, утешения.
– А как можно помочь Злюке? (Предложить
потопать ногами, покричать, чтобы «сбросить»
свою злость; принять теплую ванну, чтобы «смыть»
плохие чувства; высказать свои чувства;
посмотреть в зеркало и улыбнуться себе; взять
себя в руки; подумать о приятном, например:
хорошо, что пошел дождь, – будет много
красивых цветов, зазеленеет трава.)
Выбирается ребенок на роль Злюки. Остальные дети
пытаются ее успокоить, утешить, дать совет.
Урок 18
Конфликты и здоровье
Задачи урока
1. Учить распознавать и называть
свои эмоциональные реакции на конфликт.
2. Объяснять, как эмоциональные реакции влияют
на поведение людей в конфликтной ситуации.
3. Рассказать, что существует связь между
состоянием здоровья человека и уровнем его
конфликтности, и объяснить, как можно
противостоять отрицательным эмоциональным
реакциям, возникающим во время конфликта.
Содержание урока
1. Работа над схемой.
2. Групповая работа с использованием приема
«мозговой штурм»: определение эмоциональных
реакций человека на конфликт.
3. Продолжение работы по выработке
рекомендаций, как ослабить негативные
эмоциональные реакции.
4. Повторение пятиступенчатой стратегии
разрешения конфликтов.
5. Физические и психологические упражнения для
снятия эмоционального напряжения; релаксация.
6. Психологическая игра «Ласковые ладошки».
Информация для учителя
В начале урока учитель предлагает
детям прочитать схему на доске и попытаться
объяснить ее.
Учитель рассказывает детям, что в
конфликтной ситуации наши действия, слова и
эмоции изменяются, становятся не такими, как
обычно, в спокойной обстановке. Например, мы
начинаем кричать, вместо того чтобы говорить
нормальным тоном.
Далее проводится групповая работа с
использованием «мозгового штурма». Класс
делится на две группы.
Первая группа должна записать как можно больше
действий, характерных для поведения человека во
время конфликта, а вторая – назвать эмоции,
которые возникают при конфликте.
Педагог объясняет, что при конфликте бурные
реакции одного из его участников влияют и на
других: крик вызывает ответный крик и т.д. Поэтому
такие действия еще сильнее обостряют
конфликтную ситуацию. А обострение конфликта
нередко может привести к насилию, например к
драке.
Учитель предлагает классу подумать: одинаковы ли
эмоциональные реакции у мальчиков и у девочек в
конфликтной ситуации? Чем они различаются? Как
эти реакции могут повлиять на здоровье
конфликтующих?
Ответы на последний вопрос записываются на доске
или плакате.
Затем групповая работа продолжается, и учитель
предлагает подумать, как можно ослабить
отрицательные реакции во время конфликта. (Постараться
не кричать, лучше на время уйти и успокоиться;
задуматься, что чувствует другая сторона;
уступить; и т.п.) Обсуждая способы снижения
отрицательных эмоциональных реакций, дети
приходят к выводу, что важно учитывать не только
свое мнение, но и позиции других людей и
стараться найти такое решение, чтобы
удовлетворить и свои, и чужие потребности. Можно
привести такое сравнение: когда мы в конфликте,
то будто находимся в душной глубокой яме и всеми
силами хотим из нее выбраться, чтобы вдохнуть
свежий воздух. Затем повторяется
пятиступенчатая стратегия решения конфликта (см.
урок 14).
В конце урока дети знакомятся с
упражнениями для снятия напряжения. Например:
погулять 5–10 минут;
походить вверх и вниз по лестнице в
течение 5–10 минут;
попрыгать по комнате в течение
нескольких минут;
вытянуть шею, встать прямо,
расслабиться и наклонить голову к груди;
медленно и спокойно делать круговые
движения головой от плеча к плечу.
Полезно также:
шутить, смех снимает напряжение;
думать о хорошем;
поговорить с кем-нибудь о своих
проблемах, обсудить их;
выйти на открытый воздух и громко
покричать;
посидеть в тишине 5–15 минут;
послушать спокойную музыку;
почитать или посмотреть телевизор;
глубоко подышать.
Игра «Ласковые ладошки»
Цель: выработать навыки
расслабления и снятия напряжения.
Необходима музыка для релаксации. Участники
становятся в круг друг за другом, и каждый
последующий гладит впереди стоящего по голове,
спине, внешней части рук (легко, чуть прикасаясь).