Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2009

Урок здоровья

Модуль 2. Правила общения

Урок 6
Почему важно уметь
общаться с другими людьми

Задачи урока

1. Рассказать, что каждый человек живет в окружении других людей.
2. Объяснить, почему люди стремятся жить вместе.
3. Раскрыть суть таких понятий, как одиночество и коллективизм.

Содержание урока

1. Совместное обсуждение проблемы: зачем человеку жить в обществе?
2. Повторение определений понятий «одиночество» и «коллективизм».
3. «Мозговой штурм» на тему «Почему человеку труднее жить в одиночестве, чем в окружении других людей?».
4. Рассказ учителя: какое поведение человека может привести его к одиночеству?
5. Повторение основных правил общения.
6. Сочинение сказки.

Информация для учителя

Учитель предлагает детям совершить воображаемое путешествие на «машине времени»: отправиться в далекое прошлое, во времена, когда жили на Земле первобытные люди. Пусть ребята задумаются и порассуждают на тему «Какие опасности подстерегали первобытного человека? Почему первобытные люди жили общинами, а не поодиночке?».
На основе этих рассуждений учитель совместно с детьми делает вывод о том, что вместе, сообща первобытным людям было легче охотиться, чтобы добывать себе пищу, легче защищаться от врагов и преодолевать многие другие трудности и опасности. Затем предлагает вернуться в настоящее время и попытаться ответить на такие вопросы: «В наши дни, чтобы выжить, человеку не нужно добывать себе пропитание охотой, самому с оружием в руках защищаться от врагов. Почему же мы продолжаем жить в обществе? Можем ли мы прожить поодиночке?» – а затем постараться вспомнить, что такое одиночество и коллективизм, и дать определение этих понятий.
Далее учитель предлагает, используя метод «мозгового штурма», поработать над проблемой: как легче жить – в одиночестве или в окружении других людей – и почему? Организуется работа в группах. Дети составляют таблицу положительных и отрицательных сторон жизни в коллективе и в одиночестве.
Каждая группа зачитывает свои доводы, а остальные обсуждают сказанное и дополняют друг друга. В заключение все приходят к выводу, что в одиночестве человеку жить очень трудно.
Учитель поясняет, что человек может остаться в одиночестве по своей вине. Например, если он грубо относится к окружающим, дразнит их, обзывает, не умеет слушать других людей, не хочет им помогать, то он может остаться один, так как общаться с ним неприятно, он непривлекателен для людей его окружения.
Можно совместно порассуждать о том, у какого человека больше друзей: у веселого, общительного, доброго, честного или у замкнутого, грубого, эгоистичного?
На последнем этапе урока ученики вспоминают пять основных правил общения. Целесообразно заранее подготовить плакат с правилами, чтобы прочитать, если ребята не смогут сами их вспомнить.

Домашнее задание: написать сказку «Как компьютер заменил Алеше друзей и что из этого вышло».

Урок 7
Общение и здоровье

Задачи урока

1. Вспомнить, что общение с другими людьми является важной частью жизни каждого человека.
2. Объяснить, как могут сказаться на здоровье человека переживания, связанные с негативным общением, неприятностями, горем.
3. Учить сдерживать свои отрицательные эмоции при общении с другими людьми.

Содержание урока

1. Проверка домашнего задания (конкурс на лучшую сказку).
2. Обсуждение проблемы «Когда общение доставляет радость, а когда – огорчение» с использованием «мозгового штурма».
3. Работа в группах: игра «Сундучок» (преодоление отрицательных эмоций).
4. Сообщение учителя о влиянии отрицательных эмоций на здоровье человека.
5. Обращение к понятиям «пессимист» и «оптимист».
6. Работа в группах: обсуждение различных жизненных ситуаций с позиции оптимиста и пессимиста.

Информация для учителя

Урок следует начать с проверки домашнего задания. Она проводится в форме конкурса сказок. Однако если выслушивать все сказки, придуманные ребятами, то это займет на уроке много времени, поэтому работы нужно собрать, а жюри, которое учитель выбирает из числа учеников, после урока определит несколько самых удачных, интересных. Обсудив с детьми, как им работалось дома, следует сделать вывод о том, что общение с другими людьми необходимо каждому из нас так же, как воздух, вода и пища.
Затем нужно выяснить у ребят, когда общение друг с другом доставляет им радость, а когда, наоборот, огорчение. Дети обобщают свои высказывания и приходят к выводу, что огорчение у них возникает при грубом обращении, когда на них кричат, дразнят, обзывают и т.д. Отрицательные эмоции вызывают тягостное душевное состояние и неблагоприятно сказываются на общем самочувствии человека. Значит, страдает его здоровье, что приводит к различным болезням. Положительные же эмоции, наоборот, улучшают самочувствие, укрепляют здоровье.
Проводится групповая игра «Сундучок». Каждая группа в «добрый» сундучок собирает положительные эмоции, а в «злой» – отрицательные. После того как оба сундучка будут заполнены, «злой» уничтожается (нужно заранее придумать, как это сделать, но ни в коем случае при этом не пользоваться опасными способами).
Ребятам предлагается ответить на вопросы: «Почему мы не любим, когда рядом с нами громко говорят или кричат? Вреден ли для здоровья человека шум?». Отмечается, что от громких звуков у многих из нас начинает болеть голова, нарушается слух.
Далее обсуждается вопрос о том, как отрицательные эмоции влияют на человека. (При этих состояниях человек начинает нервничать, у него появляются неуверенность, страх, слезы, сердце колотится чаще и т.д.) Как можно избежать этих состояний? Стоит ли вообще кричать друг на друга, а также провоцировать на крик других людей своим плохим поведением, непослушанием и т.д.?
Затем ребятам предлагается вспомнить, кто такие оптимист и пессимист и кому из них бывает легче справиться с болезнью. Исходя из своего личного опыта ученики отвечают на вопросы: «Легко ли общаться с человеком, который только что перенес неприятность, испытывает раздражение или обиду? Как нужно общаться с ним, какие находить для этого слова?».
Пусть дети подведут итог: люди, постоянно погруженные в отрицательные эмоции и сосредоточенные на мрачных мыслях, тяжелее переносят болезни, с ними трудно, неприятно общаться, у них нет друзей, и это, как правило, им самим портит жизнь. В конце концов такие люди еще больше замыкаются на своих отрицательных эмоциях и мыслях.
Нужно помнить о том, что большинство неприятных ситуаций, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни, можно рассматривать не только с отрицательной, но и с иной точки зрения.
Далее продолжается работа в группах: дети рассматривают ситуации, из-за которых они часто огорчаются и обижаются на других людей, с отрицательной и положительной стороны.
Например, Света получила плохую отметку за контрольную работу по математике, расстроилась, боится говорить об этом родителям, упала духом, у нее слезы на глазах. Но, подумав, она поняла, что сама виновата: невнимательно прочитала задание, плохо разобралась в способе решения. Нужно еще позаниматься, и следующая контрольная будет удачной.

Урок 8
Основные правила общения
с ровесниками и старшими

Задачи урока

1. Учить применять основные правила общения со сверстниками и взрослыми людьми – друзьями, родственниками, учителями, знакомыми и незнакомыми.
2. Попробовать составить диалоги общения с окружающими людьми.

Содержание урока

1. Индивидуальная работа на тему «Мое окружение».
2. Составление схемы общения на доске.
3. Групповая работа «Правила общения с разными людьми».
4. Решение в группах проблемных ситуаций по теме урока.
5. Повторение пяти основных правил общения.
6. Групповая работа: игра «Вредные и полезные советы».

Информация для учителя

Урок начинается с индивидуальной работы. Детям предлагается вспомнить, кто, какие люди находятся вокруг них каждый день, каждую неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях. Это нужно для того, чтобы составить свою схему общения. Чем ближе и чаще вы встречаетесь и общаетесь с тем или иным человеком, тем ближе следует расположить его на схеме общения.
После обсуждения результатов индивидуальной работы на доске составляется обобщенная схема нашего окружения и общения.
Затем проводится групповая работа на тему, каким должно быть общение с различными категориями людей. Дается задание группам: перечислить и записать слова, которые следует использовать для общения с определенной категорией людей в различных ситуациях:

  • в качестве приветствия (утреннего, вечернего);

  • для вежливой просьбы;

  • для приглашения в гости, театр, кино;

  • для утешения в трудную минуту;

  • в телефонном разговоре.

1-я группа записывает слова для общения с родственниками; 2-я группа – с друзьями; 3-я группа – с учителями; 4-я группа – со знакомыми; 5-я группа – с незнакомыми людьми.
После подведения итогов работы учитель просит детей сделать вывод о том, одинаково ли они общаются с разными категориями людей. В чем состоят различия такого общения?
Следующее задание: из нескольких предложенных вариантов решения проблемных ситуаций выбрать наиболее правильные (обсуждение идет в группах).
Например, к тебе зашел одноклассник, и его нужно познакомить с мамой. Знакомить можно по-разному. Какой из нескольких вариантов тебе кажется наиболее подходящим?

1. «Проходи, Коля. Мама, это Коля, мы сидим с ним за одной партой. Коля, маму зовут Наталья Ивановна».
2. «Проходи, Коля. Это моя мама, Наталья Ивановна. Мама, мы с Колей за одной партой сидим».
3. «Проходи, Коля. Здесь у нас книги, это мой аквариум, это мама, там дверь на балкон».

Предложите детям не только выбрать правильный вариант, но и ответить, почему они выбирают именно его, поразмышлять, почему не годятся другие приведенные решения. Сформулируйте и запишите правила знакомства (младшего представляют старшему и только затем старшего называют младшему; ровесников представляют друг другу: «Знакомьтесь, это ..., а это ...»).
Затем учитель предлагает детям изучить таблицу современных русских формул прощания (Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1978). Ученики должны отметить, какие формулы прощания приемлемы при общении с заданной им категорией людей.
В конце урока дети еще раз вспоминают правила общения и составляют свои правила вежливого человека:

  • Будь вежлив, и у тебя будет много друзей, все окружающие люди будут уважать тебя.

  • Будь внимателен; не забывай приветствовать людей при встрече, благодарить и прощаться.

  • Называй друзей по имени, и они будут к тебе обращаться так же.

  • К взрослым людям обращайся уважительно, на «вы».

  • Умей внимательно слушать других, и ты узнаешь много нового.

  • Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.

В заключение проводится игра «Вредные и полезные советы». Из предложенных рекомендаций нужно выбрать те, которые действительно соответствуют нормам общественного поведения. Учитель зачитывает ситуации вслух.

Формулы прощания

Формулы

Употребление

До свидания!

В любой ситуации

Всего хорошего!

Всего доброго!

В любой ситуации с оттенком пожелания

До встречи!

Вместо «до свидания», когда предполагается условленная встреча

Прощайте!

При прощании на длительный срок или навсегда

Спокойной ночи!

Доброй ночи!

Прощание на ночь

Счастливо!

Непринужденное, дружеское

Всего! Привет! Пока!

Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми

Бывай! Будь!

Грубовато-сниженное

Разрешите попрощаться!

Позвольте попрощаться!

Официальное

Игра «Вредные и полезные советы»

Школа

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни погромче с места.
4. Когда отвечает твой одноклассник, можно его перебить выкриком с места.
5. На перемене надо хорошенько отдохнуть: побегать по коридору, сшибая всех на своем пути.
6. Если тебе нужно что-то спросить, смело перебивай разговор взрослых.
7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной площадке.
8. Нужно помогать друг другу, нельзя ябедничать на товарищей.
9. В школе каждый за себя, помогать друг другу не нужно.

Театр

1. Придя в театр, нужно раздеться в гардеробе и не забыть взять свой номерок.
2. Садиться в зале можно на любые места, где захочется, а совсем не на те, которые обозначены в билетах.
3. Во время спектакля не следует разговаривать с соседями.
4. В антракте все должны сломя голову бежать в буфет.
5. После окончания спектакля надо спокойно спуститься в гардероб, взять свои вещи, одеться и выйти.

Транспорт

1. Входя в автобус, нужно постараться привлечь к себе внимание окружающих: громко разговаривать, толкаться и пр.
2. В транспорте нужно уступать место старшим. Мужчина должен уступить место женщине.
3. Не обязательно уступать место инвалидам или пассажирам с маленькими детьми.
4. Перед тем как выйти из автобуса, спроси стоящих впереди, выходят ли они на твоей остановке.
5. Если никто не выходит, пробирайся к выходу, расталкивая всех локтями.
6. Выходя из автобуса, помоги сойти выходящему вместе с тобой пожилому или больному человеку.

Поликлиника

1. Придя в поликлинику, попроси в регистратуре свою карту.
2. На прием к врачу можно проходить без очереди.
3. Войдя в кабинет врача, поздоровайся с ним и расскажи, что тебя беспокоит.
4. Когда выйдешь от доктора, можно вдоволь побегать по коридору.
5. После осмотра, если что-то непонятно, нужно вежливо переспросить об этом врача и обязательно попрощаться перед уходом.

Магазин

1. Придя в магазин и увидев необходимый товар, расспроси, если нужно, продавца об интересующей тебя вещи.
2. Можно отвлекать продавца сколько угодно, не беспокоясь о других покупателях.
3. Если в нужном отделе магазина очередь, следует спокойно ее занять.
4. Уплатив деньги и получив товар, поблагодари продавца.
5. Если тебе что-то не понравилось в купленном товаре, можно вежливо отказаться от него или попросить поменять его на другой.

Урок 9
Знакомые
и незнакомые люди.
Правила общения

Задачи урока

1. Рассказать, что правила общения со знакомыми и незнакомыми людьми должны быть различными.
2. Объяснить, что такое осторожность и как уметь в нужных случаях соблюдать ее для обеспечения своей безопасности.
3. Учить правилам поведения с незнакомыми людьми и умению выполнять их.

Содержание урока

1. Работа в группах с карточками по определению разных категорий людей – тех, с которыми можно общаться свободно, и тех, кого необходимо остерегаться.
2. Повторение понятия «осторожность».
3. Повторение правил поведения с незнакомыми людьми.

Информация для учителя

Урок начинается с работы в группах. Детям предлагается рассортировать карточки. В них указаны разные люди, знакомые и незнакомые, с которыми встречается или может встретиться ребенок (например: мама, папа, дедушка, бабушка и другие родственники, ровесники и старшие ребята во дворе, на улице, незнакомые взрослые люди на улице, случайный прохожий в безлюдном месте), а также различные ситуации (незнакомая женщина предлагает игрушку; незнакомая бабушка просит перевести ее через дорогу и т.д.). Необходимо разделить их на две группы так, чтобы в одну попали люди, с которыми общаться можно без опасения, а в другую – те, с которыми общаться нужно с осторожностью или вообще следует избегать общения. Затем дети комментируют свой выбор.
Далее ответы детей обобщаются, и учитель просит их определить то качество, которое помогает уберечься от различных опасностей. Это осторожность.
Затем в режиме «мозгового штурма» дети вспоминают правила поведения с незнакомыми людьми, которые они изучали в течение первого года работы по программе.
На доске составляется «Алгоритм осторожности»:

  • Не верь...

  • Не следуй за...

  • Не садись в машину...

  • Не приглашай домой...

  • Не хвастайся друзьям...

  • Не задерживайся дотемна...

  • Не позволяй...

В конце урока учитель предлагает ребятам нарисовать запрещающие знаки, которые можно было бы использовать в ситуациях общения с незнакомыми людьми.

Домашнее задание: вспомните, какие случаи общения с незнакомыми людьми бывали в вашей жизни, где это происходило, как вы поступили тогда, и подумайте, как поступили бы сейчас.

Урок 10
В каких ситуациях
при общении необходимо
соблюдать осторожность?

Задачи урока

1. Повторить основные приемы общения с незнакомыми людьми.
2. Учить практически пользоваться правилами поведения с незнакомыми людьми, а также составлять диалоги общения с ними, соблюдая требования осторожности.

Содержание урока

1. Анализ домашнего задания: рассказы детей о случаях общения с незнакомыми людьми.
2. Анализ причин неприятного общения: «Почему это могло случиться со мной?».
3. Работа в группах: разбор различных жизненных ситуаций общения с незнакомыми людьми.
4. Работа в парах: составление диалогов общения с незнакомыми людьми в различных ситуациях.

Информация для учителя

Урок начинается с анализа домашнего задания. Дети рассказывают о случаях общения с незнакомыми людьми из своей жизни; анализируется степень опасности каждой ситуации.
Затем учитель просит вспомнить пережитые ребятами моменты, когда их общение с незнакомыми людьми носило неприятный характер. Разбираются причины: «Почему это случилось со мной?».
Продолжается урок работой в группах. Детям дается задание: обсудить различные ситуации общения с незнакомыми людьми.

1. Ты один дома, в дверь звонят. Ты открываешь дверь...
2. Ты один дома, в дверь звонят. Ты спрашиваешь: «Кто там?». За дверью отвечают, что пришли проверить газ. Твои действия?
3. На улице к тебе подходит незнакомый мужчина и просит проводить его, показать какую-то улицу. Твои действия?
4. Незнакомый мужчина на улице просит тебя взять у него деньги и купить ему в киоске сигареты. Твои действия?
5. Соседка тетя Люба просит купить для нее в магазине продукты.

Далее проводится работа в парах. Ученикам предлагаются конкретные ситуации, требуется составить диалог общения с незнакомыми людьми и разыграть его. Жюри из числа учеников оценивает диалоги и называет самые убедительные из них.
Еще раз анализируются причины выбора ребятами тех или иных решений в различных ситуациях общения. Уточняется, в каких случаях следует проявлять осторожность.