Предлагаемый учебный материал
представляет собой методические рекомендации по
проведению уроков интегрированного с ОБЖ и
естественными дисциплинами курса «Уроки
здоровья» четвертого года обучения (начальная
школа) в объеме 1 час в неделю.
Программа «Уроки здоровья» разработана
лабораторией проблем здоровья в образовании
НИРО в рамках выполнения областной программы
«Здоровье и образование».
Российская школа в ходе своего реформирования
провозгласила идеи гуманизма приоритетными.
Однако, по сути, реализация их оказалась сведена
к увеличению количества учебных часов на
предметы гуманитарного цикла и появлению ряда
новых предметов этого направления. Причем это
делается нередко в ущерб традиционным курсам
естественно-научного образования, что вряд ли
можно признать оправданным.
Наиболее перспективным представляется другой
путь – создание новых интегрированных курсов,
решающих задачу гуманизации российского
образования.
Одно из направлений такой деятельности может
быть воплощено в образовательной области
«Человек», синтезирующей гуманитарные и
естественные дисциплины. «Ядром кристаллизации»
этого направления и призван стать предмет «Уроки
здоровья», разработанный на базе глубокой
интеграции как с «Основами безопасности
жизнедеятельности», так и с предметами
естественного цикла начальной школы
(«Природоведение», «Окружающий мир»,
«Естествознание»). Такой подход (поддержанный
Министерством образования и науки РФ) позволяет
решать задачи формирования у учащихся общих
мировоззренческих позиций, культуры здорового
образа жизни и освоения основ безопасности
жизнедеятельности в едином предмете, без
увеличения учебной нагрузки.
Содержание каждого урока по программе «Уроки
здоровья» соотнесено с соответствующими
разделами основных учебных пособий по ОБЖ и
естественным предметам.
Структура программы и учебного курса
ориентирована на целостность мироощущения,
свойственную детям младшего школьного возраста.
Содержание уроков позволяет, не нарушая единства
биологического, психического, социального и
духовно-нравственного начал в человеке, решать
как чисто образовательные, так и воспитательные
задачи. Интеграция в одном курсе основных
направлений трех предметов дает возможность
развивать у учащихся начальных классов
представления не только о целостной картине
окружающего мира, но и о своем месте в нем,
единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о
здоровье и здоровом образе жизни.
Курс ориентирует учителя на отказ от
использования при проведении уроков приемов
«устрашения» как совершенно неэффективных в
работе с детьми. Предлагаемое методическое
пособие базируется на принципах деятельностного
подхода с опорой на активные формы обучения, что
позволяет выстроить содержание предмета на
основе совершенно другой идеологии.
Использование игровых и проблемных ситуаций,
элементов тренинга, «мозгового штурма»,
различных видов групповой работы дает
возможность каждому ученику приобрести
собственный положительный, конструктивный опыт
в решении смоделированных ситуаций и проблем,
который в дальнейшем понадобится ему в реальной
жизни. При этом стремление к здоровому образу
жизни у ребенка становится естественной
потребностью, а не результатом следования
запретам.
Таким образом, главной целью курса
является формирование у учащихся понимания
здоровья как состояния гармонии своего
внутреннего мира с миром внешним. В контексте
этой цели интеграция с ОБЖ и предметами
естественного цикла оказывается не столько
вынужденной, сколько единственно необходимой,
позволяющей результативно решать жизненные
проблемы детей.
Может ли учитель-практик реально оценивать
результаты работы учащихся по данному курсу?
Делать это можно и нужно, но оценка не должна быть
традиционной.
Поскольку главный результат – это
сформированность практических навыков, умений
школьников принимать решения, избегать
критических ситуаций, а при
необходимости действовать и оказывать первую
помощь окружающим в экстремальных условиях,
связанных с угрозой здоровью или жизни, то для
проверки лучше использовать проигрывание
ситуаций, решение проблемных задач в групповой
работе. При неудовлетворительных ответах или
ошибках в решениях учитель обязан
проанализировать с учениками основные ошибки и
обратиться к решению другой практической задачи
той же направленности.
Кроме приобретения практических навыков,
важнейшим результатом изучения курса должно
стать изменение взглядов школьников,
представлений их о своем здоровье, способах его
сохранения и приумножения. Целесообразно
оценивать эти изменения, используя различные
варианты тестирования или анкетирования, причем
результаты их может отслеживать сам учащийся.
Вообще очень важным представляется, чтобы сам
ученик видел свое развитие, свои достижения в
данной сфере. Поэтому желательно, чтобы дети с
начала изучения курса вели индивидуальные
дневники здоровья, в которых они будут выполнять
домашние задания, делать заметки, заполнять
анкеты, строить графики и диаграммы, отражающие
достигнутые ими результаты в ходе занятий по
курсу «Уроки здоровья».
Особенность программы четвертого года обучения
состоит в том, что в ней первоочередное внимание
уделено темам, наиболее значимым для адаптации
ребенка при переходе из начальной школы в
среднюю, а также сложным вопросам, актуальным для
важнейшего этапа взросления – периода
полового созревания. Это в первую очередь
вопросы, связанные с познанием своего
внутреннего мира и эффективным взаимодействием
с окружающими людьми.
Успешность обучения в средней школе в
значительной мере зависит от того, насколько
ребенок в начальной школе освоил навыки
самостоятельной учебной деятельности,
включающей элементы логического мышления,
организации своего труда и самооценки. Все
модули курса «Уроки здоровья» направлены на
формирование этих качеств, а один из них
специально посвящен теме «Школа и здоровье».
Введение этого модуля целесообразно, ибо еще раз,
на финальном этапе обучения в начальной школе,
позволяет вернуться к вопросам, связанным с
выработкой важных учебных и социальных навыков.
Материал содержит краткие методические
рекомендации для учителя по проведению занятий.
Итоговые уроки каждого модуля следует посвятить
практической деятельности, которая поможет
учителю оценить уровень усвоенных учениками
знаний.
Рекомендации к каждому уроку включают:
основные учебные задачи урока;
структуру его организации;
краткую информацию для учителя по построению и
проведению занятия, позволяющего реализовать
поставленные задачи.
Учитель вправе расширить или изменить
содержание урока. При этом следует лишь
придерживаться основных учебных задач каждого
занятия, а также стремиться решать их в режиме
активно-деятельностного подхода к организации
учебной работы.