Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2009

Урок здоровья

Предисловие

Предлагаемый учебный материал представляет собой методические рекомендации по проведению уроков интегрированного с ОБЖ и естественными дисциплинами курса «Уроки здоровья» четвертого года обучения (начальная школа) в объеме 1 час в неделю.
Программа «Уроки здоровья» разработана лабораторией проблем здоровья в образовании НИРО в рамках выполнения областной программы «Здоровье и образование».
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. Однако, по сути, реализация их оказалась сведена к увеличению количества учебных часов на предметы гуманитарного цикла и появлению ряда новых предметов этого направления. Причем это делается нередко в ущерб традиционным курсам естественно-научного образования, что вряд ли можно признать оправданным.
Наиболее перспективным представляется другой путь – создание новых интегрированных курсов, решающих задачу гуманизации российского образования.
Одно из направлений такой деятельности может быть воплощено в образовательной области «Человек», синтезирующей гуманитарные и естественные дисциплины. «Ядром кристаллизации» этого направления и призван стать предмет «Уроки здоровья», разработанный на базе глубокой интеграции как с «Основами безопасности жизнедеятельности», так и с предметами естественного цикла начальной школы («Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание»). Такой подход (поддержанный Министерством образования и науки РФ) позволяет решать задачи формирования у учащихся общих мировоззренческих позиций, культуры здорового образа жизни и освоения основ безопасности жизнедеятельности в едином предмете, без увеличения учебной нагрузки.
Содержание каждого урока по программе «Уроки здоровья» соотнесено с соответствующими разделами основных учебных пособий по ОБЖ и естественным предметам.
Структура программы и учебного курса ориентирована на целостность мироощущения, свойственную детям младшего школьного возраста.
Содержание уроков позволяет, не нарушая единства биологического, психического, социального и духовно-нравственного начал в человеке, решать как чисто образовательные, так и воспитательные задачи. Интеграция в одном курсе основных направлений трех предметов дает возможность развивать у учащихся начальных классов представления не только о целостной картине окружающего мира, но и о своем месте в нем, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни.
Курс ориентирует учителя на отказ от использования при проведении уроков приемов «устрашения» как совершенно неэффективных в работе с детьми. Предлагаемое методическое пособие базируется на принципах деятельностного подхода с опорой на активные формы обучения, что позволяет выстроить содержание предмета на основе совершенно другой идеологии. Использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинга, «мозгового штурма», различных видов групповой работы дает возможность каждому ученику приобрести собственный положительный, конструктивный опыт в решении смоделированных ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится ему в реальной жизни. При этом стремление к здоровому образу жизни у ребенка становится естественной потребностью, а не результатом следования запретам.

Таким образом, главной целью курса является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира с миром внешним. В контексте этой цели интеграция с ОБЖ и предметами естественного цикла оказывается не столько вынужденной, сколько единственно необходимой, позволяющей результативно решать жизненные проблемы детей.
Может ли учитель-практик реально оценивать результаты работы учащихся по данному курсу? Делать это можно и нужно, но оценка не должна быть традиционной.
Поскольку главный результат – это сформированность практических навыков, умений школьников принимать решения, избегать критических ситуаций, а при необходимости действовать и оказывать первую помощь окружающим в экстремальных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни, то для проверки лучше использовать проигрывание ситуаций, решение проблемных задач в групповой работе. При неудовлетворительных ответах или ошибках в решениях учитель обязан проанализировать с учениками основные ошибки и обратиться к решению другой практической задачи той же направленности.
Кроме приобретения практических навыков, важнейшим результатом изучения курса должно стать изменение взглядов школьников, представлений их о своем здоровье, способах его сохранения и приумножения. Целесообразно оценивать эти изменения, используя различные варианты тестирования или анкетирования, причем результаты их может отслеживать сам учащийся. Вообще очень важным представляется, чтобы сам ученик видел свое развитие, свои достижения в данной сфере. Поэтому желательно, чтобы дети с начала изучения курса вели индивидуальные дневники здоровья, в которых они будут выполнять домашние задания, делать заметки, заполнять анкеты, строить графики и диаграммы, отражающие достигнутые ими результаты в ходе занятий по курсу «Уроки здоровья».
Особенность программы четвертого года обучения состоит в том, что в ней первоочередное внимание уделено темам, наиболее значимым для адаптации ребенка при переходе из начальной школы в среднюю, а также сложным вопросам, актуальным для важнейшего этапа взросления – периода полового созревания. Это в первую очередь вопросы, связанные с познанием своего внутреннего мира и эффективным взаимодействием с окружающими людьми.
Успешность обучения в средней школе в значительной мере зависит от того, насколько ребенок в начальной школе освоил навыки самостоятельной учебной деятельности, включающей элементы логического мышления, организации своего труда и самооценки. Все модули курса «Уроки здоровья» направлены на формирование этих качеств, а один из них специально посвящен теме «Школа и здоровье». Введение этого модуля целесообразно, ибо еще раз, на финальном этапе обучения в начальной школе, позволяет вернуться к вопросам, связанным с выработкой важных учебных и социальных навыков.
Материал содержит краткие методические рекомендации для учителя по проведению занятий. Итоговые уроки каждого модуля следует посвятить практической деятельности, которая поможет учителю оценить уровень усвоенных учениками знаний.

Рекомендации к каждому уроку включают:

основные учебные задачи урока;
структуру его организации;
краткую информацию для учителя по построению и проведению занятия, позволяющего реализовать поставленные задачи.

Учитель вправе расширить или изменить содержание урока. При этом следует лишь придерживаться основных учебных задач каждого занятия, а также стремиться решать их в режиме активно-деятельностного подхода к организации учебной работы.