По данным исследований, школьные
учителя как профессиональная группа занимают по
уровню заболеваемости среднее положение – более
благоприятное, чем, например, шахтеры или
работники химических производств, но
значительно худшее, чем банковские служащие и
научные работники. В результате воздействия
профессиональных и других факторов состояние
здоровья большей части педагогов оказывается
неблагополучным.
Проблема имеет определенную специфику. Каково
отношение учителя к своему здоровью? Грамотен ли
он в этом отношении? Ведет ли здоровый образ
жизни? По ответам на эти вопросы можно не только
увидеть причины многих болезней, но и оценить
влияние педагога на здоровье его учеников в
соответствии с принципом «Больной учитель не
может воспитать здоровых учеников!».
Анализ медико-статистической документации не
отражает истинной картины, поскольку не
учитывается важнейший момент, на который еще в
советское время обращали внимание социологи:
насколько часто при незначительных нарушениях
здоровья (недомоганиях) служащий берет
больничный лист и не выходит на работу.
Наряду с охраной труда преподавателей надо
учитывать, что у нездорового учителя снижены
работоспособность и другие стороны
профессиональной деятельности. Это оказывает
отрицательное воздействие на учащихся на всех
уровнях: гигиеническом (распространение
инфекционных заболеваний воздушно-капельным
путем), эмоционально-психологическом,
биоэнергетическом, а также информационном и
воспитательном.
Таким образом, результаты самооценки состояния
здоровья учителей, распространенность
выработанной у них привычки находиться в
«полуздоровом» состоянии и выходить в этом
состоянии на работу, пассивность в обращении за
медицинской помощью, низкая мотивация к ведению
ЗОЖ свидетельствуют, что реальное физическое
состояние педагогов гораздо менее благополучно,
чем это следует из данных медицинской
статистики.
Другой аспект проведенных исследований
установил взаимосвязь между отношением учителя
к своему здоровью, его потребностью в ведении
ЗОЖ, уровнем грамотности в вопросах сохранения и
укрепления физического благополучия и
реализацией соответствующего воспитательного
воздействия на учеников. Было подтверждено: чем
ниже уровень грамотности педагога в этих
вопросах, тем менее он сам мотивирован к ведению
ЗОЖ, тем меньше рассматриваемые вопросы
представлены в его воздействии на школьников.
Дальнейшее понятно: не получая от своего
наставника необходимых знаний о здоровом образе
жизни, взаимоотношениях полов, последствиях
употребления алкоголя, наркотиков и т.д., ребята
вынужденно обращаются к другим источникам
информации, часто крайне низкого качества. Еще
более негативное влияние на их здоровье
оказывает отрицательный пример учителя.
Таким образом, задача повышения грамотности
учителей по рассматриваемым вопросам должна
являться одной из главных в образовательных
учреждениях, что в интересах как преподавателей,
так и их воспитанников.
Программа «Здоровье учителя. Возможности
самосовершенствования» призвана подчеркнуть
неразрывную связь здоровья школьников и учителя,
а также облегчить педагогам поиск полезной
информации по этим актуальным вопросам и
непосредственно использовать ее в своей
профессиональной деятельности.
Статья подготовлена при поддержке праздничного агентства «Аниматрус». Если Вы решили устроить яркий и незабываемый праздник для своего ребенка, то оптимальным решением станет обратиться в праздничное агентство «Аниматрус». На сайте, расположенном по адресу www.Animatrus.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать аниматоров на детский праздник по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Animatrus.Ru.
Цели программы:
создание системы информационной и
психолого-педагогической поддержки педагогов,
направленной на формирование
здоровьесберегающего пространства школы,
обучение и воспитание у них культуры здоровья
для предупреждения профессионально-личностной
деформации, поддержание высокой
работоспособности и сохранение здоровья.
Основные задачи:
– формирование чувства
ответственности за свое здоровье и здоровье
окружающих;
– развитие ценностной мотивации по укреплению
своего здоровья и соблюдению правил поведения,
отвечающих принципам ЗОЖ;
– интеграция медицинского и
социально-педагогического взаимодействия
учителей и медиков.
Основные направления деятельности:
включение в учебный план работы школы
мероприятий по здоровьесбережению для педагога;
стимулирование учителей, ведущих и
пропагандирующих здоровый образ жизни;
использование возможностей
медико-оздоровительного центра для улучшения
физического благополучия учителей;
создание условий для безопасного и
здоровьесберегающего труда.
Для реализации программы необходимо
использовать разнообразные формы работы,
которые освещены в таблице.
Таблица
Формы и содержание
здоровьесберегающей деятельности
№ п/п |
Наименование |
Содержание |
Мероприятия
по здоровьесбережению для учителя |
1 |
Семинар «Актуальные
проблемы сохранения и укрепления здоровья» |
Рациональное
питание и здоровье. Современные системы
оздоровительного питания. Профилактика
заболеваний желудочно-кишечного тракта и обмена
веществ. Проблема избыточного веса. БАДы и другие
витаминные комплексы. Психология здоровья.
Представления о стрессе и психосоматических
заболеваниях |
2 |
Семинар
«Здоровьесберегающее пространство школы, пути
его формирования» |
Психофизиологические
и гигиенические основы организации
учебно-воспитательного процесса в школе.
Рациональная организация и гигиена учебной и
интеллектуально-творческой работы. Здоровье
человека и его социальное окружение. Организация
мероприятий, программ в поддержку идей здорового
образа жизни. Профилактика вредных привычек
среди подростков и молодежи |
3 |
Семинар
«Основы педагогической психогигиены и
психотерапии» |
Дидактогении
как причина нарушений психологического здоровья
учащихся. Двигательная активность и гиподинамия.
Профилактика заболеваний опорно-двигательного
аппарата. Основы оздоровительной и лечебной
физкультуры. Защитные системы организма.
Иммунитет и его укрепление |
4 |
Семинар
«Неблагополучие здоровья учителей и причины, его
определяющие» |
Учитель и
стрессы. Возможности преодоления стрессов.
Отпуск – время дополнительных возможностей. Как
поддержать и укрепить свое здоровье. Тренинг
личностного роста для педагогов |
5 |
Занятия в
медико-оздоровительном центре |
– Группа здоровья
– Фиточай
– Психологическая разгрузка
– Бассейн, сауна
– Массаж |
6 |
Организация
спортивных и оздоровительных мероприятий |
– Соревнования
– Экскурсии
– Туристические походы
– Воздушные, солнечные и водные процедуры по
закаливанию организма |
7 |
Создание
условий для безопасного и здоровьесберегающего
труда |
– Составление
расписания с учетом всех требований санитарных
норм и правил, пожеланий педагогов
– Проведение психологом тренингов по
бесконфликтному общению
– Обеспечение материально-пространственной
среды для организации
учебно-воспитательно-оздоравливающей
деятельности
– Соблюдение гигиенических норм и правил
– Полноценное питание
– Оптимизация педагогической нагрузки |
Ожидаемые результаты:
повышение числа педагогов,
посещающих занятия в оздоровительном центре;
улучшение психологического климата в
коллективе;
уменьшение количества заболеваний
среди учителей;
увеличение числа преподавателей,
принимающих участие в оздоровительных
мероприятиях;
повышение количества педагогов,
удовлетворенных условиями работы.
Без грамотного решения проблемы
формирования культуры здоровья педагогов и
учащихся школа не сможет выполнять свою задачу
по охране здоровья. Учитель, не заботящийся о
своем здоровье, не мотивированный на его
сохранение и укрепление, при всем старании
остаться здоровым в современных условиях жизни
не может.