Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2009

Технология

Делимся опытом

Во многих российских школах сейчас уделяется большое внимание созданию здоровьесберегающей образовательной среды. Но зачастую это стихийный процесс, без достаточного учета всех внешних факторов и внутренних тенденций, влияющих на здоровье детей. Педагогический коллектив школы № 2 г. Строителя не только внедряет разнообразные инновационные технологии, но и подходит к решению этой непростой задачи творчески – мы разработали свою методику комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся

Спонсор публикации статьи – Интернет-магазин ортопедических матрасов "Золотой матрас" предлагает широкий ассортимент различных матрасов и наматрасников. В том числе – скрученные матрасы, что позволяет ускорять доставку матраса покупателю, а так же осуществлять компактное хранение готовой продукции на складе и перевозку его легковыми автомобилем (вы можете сэкономить на доставке или купить такой матрас для дачи). Скрученные матрасы полностью восстанавливают свои потребительские свойства через несколько часов после распаковки и не уступают в качестве и долговечности своим традиционно упакованным собратьям.

Воспитательно-оздоровительная работа в школе и формирование здорового образа жизни учащихся требуют постоянной взаимосвязи учителей-предметников, классных руководителей и медработников, четкого планирования всей деятельности, индивидуального подхода к каждому ученику и теоретически грамотной научно-методической базы.
С 2006 года наша школа работает в режиме муниципального эксперимента «Модель адаптивной школы, содействующей здоровью участников образовательного процесса», рассчитанного до 2011 года. С 2007 года школа включена в региональный эксперимент «Технология создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся».
Многие предметы интегрированно изучаются по комплексной междисциплинарной программе «Здоровье». Используя на уроках дополнительную информацию о здоровом образе жизни в контексте изучаемой темы, учителя, как правило, стараются избегать назидательности и навязывания своего мнения, исходят из того, что необходимо дать детям четкое обоснование проблемы, указать пути ее решения, показать благотворное влияние предлагаемых идей или мероприятий на состояние здоровья человека, сформировать четкую установку: любую болезнь легче предупредить, чем лечить.
Уже два года школа работает по триместровой системе. Через каждый месяц обучения проводятся пятидневные каникулы.

Для реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения организованы коррекционные и интегрированные классы. Посещающие их дети обеспечены необходимой медико-психологической помощью со стороны психолога, педиатра, логопеда, массажиста, специалиста по ионотерапии. Для тех, кто нуждается в специальных занятиях по физической культуре, организованы три возрастные группы ЛФК. Два раза в неделю занятия в них проводит педагог-инструктор, прошедший переподготовку и получивший допуск для этой работы.
Практически все педагоги на своих уроках применяют здоровьесберегающие методы и приемы обучения (физкультурные паузы, элементы релаксации, метод динамических поз, учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся и т.д.).
Приобщение школьников к здоровому образу жизни совершается и средствами физической культуры. В субботу, в рамках третьего урока физкультуры, 2–3 параллельных класса объединяются для проведения соревнований на школьном стадионе. Учащиеся 1–5-х классов занимаются в плавательном бассейне, а старшеклассники с удовольствием посещают тренажерный зал. В школе работают спортивные секции по волейболу, футболу, настольному теннису, атлетической гимнастике, спортивному ориентированию; постоянно ведется работа по пропаганде здорового образа жизни: регулярно проводятся «дни здоровья», спортивные соревнования, видеолектории. На базе школы работает филиал ДЮСШ, в котором ведутся занятия по волейболу, легкой атлетике, спортивному ориентированию, боксу, футболу, ритмической гимнастике.
Более трех лет в школе функционирует медико-оздоровительный центр, работа которого направлена на профилактику заболеваний и оздоровление детей: проводятся фито- и ионотерапия, гимнастика для глаз для профилактики близорукости, кинезиологическая гимнастика. Кроме того, регулярно проводятся встречи школьников с врачами – наркологом, офтальмологом и другими специалистами.
В результате всех этих мероприятий дети стали реже (на 11%) пропускать занятия из-за простудных заболеваний; качество знаний учащихся начальной школы повысилось на 4%; по результатам психолого-педагогического мониторинга развития отмечены снижение утомляемости и улучшение самочувствия школьников.
По результатам последнего медосмотра отмечено снижение заболеваемости среди учащихся 1–9-х и 10–11-х классов опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и органов зрения. Увеличился показатель первой группы здоровья. В то же время увеличился показатель третьей группы здоровья за счет вновь прибывших детей с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, детей-инвалидов.

Для очищения воздуха и эстетического оформления в школьных помещениях используются разнообразные растения. Особенно удачно дополняет интерьер вестибюля зеленый уголок, за которым бережно ухаживают дежурные школьники. После четвертого урока, на большой перемене, включается классическая музыка, под которую ребята могут потанцевать, а остальные – просто послушать и снять эмоциональное напряжение, отдохнуть.

Школьники включены в общественную деятельность по пропаганде ЗОЖ (волонтеры, санитарные дружины, спортивно-физкультурные, конфликтные комиссии, комиссии по озеленению и дизайну и т.д.), в исследовательскую деятельность по проблемам ЗОЖ, регулярно выпускается школьная газета «Класс», где затрагиваются проблемы сознательного формирования культуры здоровья, дети участвуют в научно-практических конференциях по данной тематике.
В рамках программы «Школа – территория, свободная от табака, алкоголя, наркотиков» проводится профилактическая работа с учащимися, родителями о негативном влиянии табака, алкоголя, наркотиков. Как показывает практика, особый интерес у школьников вызывает конкурс «Самый здоровый класс». Дети активно включились в разработку положения о конкурсе, в проведение рейтинговой оценки классов по предложенным критериям.
Здоровьеориентированная работа привела к довольно значительным результатам, победам в нескольких конкурсах, получению грантов и дипломов. За победу в конкурсе среди ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование» по проблеме «Модель адаптивной школы, содействующей здоровью участников образовательного процесса», мы получили грант в 1 млн рублей. В 2008 году ОУ стало лауреатом в региональном конкурсе «Школа года». Наши учащиеся занимают призовые места во всероссийских олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях.
Однако усилия коллектива по достижению положительных системных изменений могли стать менее затратными, если бы существовали глубоко проработанные, научно обоснованные и материально обеспеченные программы по сохранению здоровья.
Например, используемые сегодня в образовании способы и средства оценки развития учащихся с нашей точки зрения недостаточно объективны и надежны, так как они слабо унифицированы и основываются главным образом на количественных оценках успеваемости школьников. До сих пор отсутствует единая система психолого-педагогического мониторинга целостного развития учащихся. В школьной практике мониторинг традиционно рассматривается всего лишь как форма получения, накопления и передачи информации, которая оседает мертвым грузом и не используется в педагогической практике.
Педагоги нашей школы под научным руководством канд. психол. наук Л.В. Годовниковой разработали методические рекомендации «Психолого-педагогический мониторинг развития учащихся в педагогической системе адаптивной школы здоровья». Эта программа позволяет отслеживать динамику показателей здоровья (физического, психологического и социального) каждого ученика и каждого класса в целом.

Надеемся, что разработанная и апробированная в ходе экспериментальной работы в рамках региональной площадки Программа мониторинга целостного развития учащихся будет полезна в практической деятельности педагогическим работникам, занимающимся проблемами здоровьесбережения школьников.

 

Мониторинг развития учащихся

Методика мониторинга позволяет отслеживать динамику показателей каждого ученика, класса, используя при этом доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение. В зависимости от результатов создаются группы детей и определяются направления работы по выявленным проблемам. Это необходимо для принятия научно обоснованных управленческих решений по планированию и прогнозированию процесса обучения в школе, который в соответствии с Законом «Об образовании» должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и подростков. Информационные технологии позволяют оперативно проанализировать причины неудач и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
В ежегодном обследовании принимают участие только определенные возрастные группы учащихся, «кризисные» по тем или иным причинам. В эти группы входят учащиеся:

а) 1-х классов – период адаптации к школе;
б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;
в) 9–11-х классов – выпускники.

Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье мы выделяем две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:

– физическое здоровье;
– социальное здоровье;
– психологическое здоровье.

В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:

– высокий;
– допустимый;
– тревожный;
– критический.

В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.

Цель: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность оздоровительной работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.

Задачи:

  • сбор и накопление фактического материала о состоянии здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, разработка планов работы администрации и коллектива школы;

  • оценка состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

  • анализ результатов медицинских исследований для выявления отклонений в здоровье учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений;

  • осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);

  • своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

  • предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

  • оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;

Психолого-педагогические и дидактические функции мониторинга:

  • обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы;

  • формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности;

  • формирование педагогической среды единомышленников, готовых из субъектов стать объектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.

Объект мониторинга:

Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:

  • здоровье учащихся и учителей;

  • содержание и результаты обучения;

  • технологии обучения;

  • социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;

  • уровень воспитанности учащихся.

Методы сбора и обработки информации:

  • экспертный опрос;

  • наблюдение;

  • анализ документов;

  • посещение уроков;

  • контроль знаний, умений и навыков;

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • самооценка.

ХОД МОНИТОРИНГА

Физическое здоровье учащихся

Критериями физического здоровья принято считать данные ученика, занесенные в медицинские документы после осмотра ребенка врачами-специалистами, указывающими на группу здоровья, а также резистентность, т.е. устойчивость к заболеваниям, которую мы определяем, анализируя пропуски по болезни и условно подразделяя на следующие уровни:

– 1-й уровень (высокий) – от 0 до 15 пропусков (дней) по болезни за триместр,
– 2-й уровень (допустимый) – от 16 до 30 пропусков (дней),
– 3-й уровень (тревожный) – от 31 до 45 пропусков (дней),
– 4-й уровень (критический) – от 46 до 60 пропусков (дней).

Показатели физической подготовленности в соответствии со стандартами образования по предмету «Физическая культура» изложены в «Программе физического воспитания учащихся 1–11-х классов» и измеряются трижды в год согласно плану мониторинга. По параметрам функциональной и физической подготовленности определены критический и тревожный (низкий и ниже среднего), достаточный (средний), оптимальный (выше среднего, высокий) уровни. Анализ результатов позволяет сравнить фактические и расчетные показатели, дать им качественную и количественную оценку, проследить за их динамикой.
Социальное здоровье учащегося образовано совокупностью ценностей, имеющих в настоящий момент большую значимость для всего общества, коллектива школы и конкретных учащихся. Критериями сформированности социального компонента являются уровень воспитанности, социальный статус в коллективе и обученность школьников.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, допустимый, тревожный, критический. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой.
Следует учитывать, что при выведении оценки уровня воспитанности необходимо использовать весь педагогический инструментарий привлечения ученика к самооценке. Сочетание самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
Уровень воспитанности определяется с помощью специального теста. Оценка результатов теста проводится по 5-балльной системе:

5 – всегда;
4 – часто;
3 – редко;
2 – никогда;
1 – у меня другая позиция.

По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. Затем полученные оценки суммируются и делятся на 6. Средний балл является определением уровня воспитанности.

5–4,5 – высокий уровень;
4,4–4 – допустимый уровень;
3,9–2,9 – тревожный уровень;
2,8–2 – критический уровень.

Высокий – ярко проявляются показатели воспитанности (долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный уровень).

Допустимый – средне проявляются показатели воспитанности.
Тревожный – слабо проявляются показатели воспитанности.
Критический – не проявляются показатели воспитанности.

Следующий критерий – обученность школьников. Ориентируясь на имеющийся опыт, члены научно-методического совета школы при оценке этого критерия решили взять за основу следующие требования:

  • ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (учет развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.);

  • использование оценки как обратной связи, позволяющей учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;

  • использование для оценивания знаний разнообразных видов контроля;

  • применение при оценивании знаний развернутой содержательной оценки (наряду с выставленным баллом дается характеристика успехов ученика);

  • включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу, работу одноклассников.

Кроме того, при оценивании необходимы эмоциональная включенность учителя, отсутствие равнодушия, создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации.
Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости школьников, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение ребят, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Другим показателем остается процент качества знаний школьников (на 4 и 5). Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы учащихся является показатель СОК – степень обученности класса (формула К.Симонова):

где k5 – количество полученных в результате тестирования пятерок;
k4 – количество четверок;
kЗ – количество троек;
N – количество учащихся в классе.

Использование данной формулы учителем, а также независимым экспертом при проведении контроля позволяет сравнить результаты оценивания.
Обработка результатов по трем показателям проводится с помощью построения гистограмм, диаграмм, графиков и т.д. При этом учитель совместно с администратором отслеживает закономерности «спадов» и «взлетов» обученности школьников по группам.
Кроме того, в рамках экспериментальной работы в школе разработана следующая методика определения уровня обученности учащихся:

1-й уровень – учащиеся имеют базовую подготовку и выполняют задания высокого уровня (на оценки «4» и «5»);
2-й уровень – имеют базовую подготовку и выполняют задания повышенного уровня (50% учебных предметов на оценки «3» и «4»);
3-й уровень – имеют только базовую подготовку (80–100% учебных предметов на оценку «3»);
4-й уровень – не имеют базовой подготовки (по основным предметам имеется оценка «2»).

Уровень качества знаний:

1-й уровень – у 90–100% 5 по базовым предметам;
2-й уровень – у 75–89% 4 по базовым предметам;
3-й уровень – у 50–74% 3 по базовым предметам;
4-й уровень – у больше чем 74% 3 по базовым предметам.

Под психологическим компонентом мы понимаем результат деятельности педагогического коллектива, направленный на целостное развитие учащихся. В качестве диагностических критериев и показателей рассматриваются индивидуально-психологические особенности каждого ученика для оценки их сегодняшнего состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций по следующим направлениям: мотивация к здоровью и ЗОЖ, психоэмоциональное состояние и уровень психического развития.
Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого-педагогической проблемой остается формирование у школьников потребности в хорошем здоровье, ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают: развитие природных возможностей; сохранение здоровья в младшем школьном возрасте; обеспечение интенсивного физического и социального созревания в подростковом возрасте; самосовершенствование и социально-психологическую адаптацию в старших классах.
В процессе личностно ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика, используемая не для оценки имеющихся способностей обучающихся или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания школьников на развитие их самых разных возможностей, т.е. на мотивацию ЗОЖ.
Мы выделяем 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у школьника:

1-й – оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию и аргументированно это доказывает;
2-й – допустимый – отражает положительное отношение учащегося к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;
3-й – тревожный – ученик признает необходимость ведения здорового образа жизни, но как второстепенное положение;
4-й – критический – мотивация ЗОЖ у школьника не сформирована.

В качестве используемых диагностических процедур ребятам предлагается написать мини-сочинение на тему «Почему необходимо вести ЗОЖ?».
Отслеживание умений ЗОЖ проводится в соответствии со следующими направлениями здоровьеориентированной деятельности школы:

1) обучение на основе здоровьеориентированных принципов организации учебной деятельности;
2) коррекция затруднений адаптации к условиям обучения в школе;
3) формирование ценностей здоровья и навыков здорового образа жизни;
4) профилактика вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков и пр.);
5) социально-психологическая адаптация и реабилитация детей и подростков;
6) физкультурно-оздоровительная и спортивная работа;
7) профессиональная ориентация и профотбор.

Умения ЗОЖ рассматриваются в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка вести здоровый образ жизни, используя четыре уровня:

1. Оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к собственному здоровью, негативно – к вредным привычкам не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей.
2. Допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с отсутствием вредных привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер.
3. Тревожный – понимание необходимости ведения ЗОЖ не сочетается с навыками собственной жизнедеятельности; употребление алкоголя или табакокурение носят эпизодический характер.
4. Критический – отсутствие навыков ЗОЖ.

Психоэмоциональное состояние отслеживается специалистами с помощью ряда методик и процедур.

  • Цветовой тест Люшера позволяет определить психическое состояние (настроение) ребенка по предъявлению им цветов. Особую важность представляют первые четыре цвета. Для удобства и систематизации полученные данные нами сгруппированы в 4 системы:

1 – ребенок в этот промежуток времени (день) считает, что ему ближе цвета красный, желтый, зеленый, синий. Эти основные цвета могут быть представлены в любой последовательности;
2 – среди основных цветов встречается один из нейтральных (фиолетовый или серый);
3 – одним из первых цветов выделяется серый, фиолетовый или коричневый;
4 – одним из первых цветов выделяется черный или сразу ставятся несколько цветов из темной гаммы (фиолетовый, серый, коричневый).

  • Используя тест «Несуществующее животное», можно выявить самооценку учащегося.

Рисование и расположение животного на листе бумаги – это отношение ребенка к собственной персоне, к своему «я». В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. Анализ данной проективной методики представлен в описательной форме с использованием четырех уровней:

1-й – адекватный: рисунок расположен в центре листа – ребенок занимает реальное положение в социуме;
2-й – завышенный: положение рисунка ближе к верхнему краю листа – это недостаточное признание со стороны окружающих, тенденция к самореализации;
3-й – заниженный: рисунок находится в нижней части листа – этот ребенок не уверен в себе, с низкой самооценкой;
4-й – неадекватный: на листе бумаги изображены хаотичные элементы предметов, это – безразличие к своему положению в обществе, замкнутость, нежелание выходить на контакт.

С помощью этого теста можно выявить и тревожность учащихся:

1 – низкая тревожность: прорисовка округлых, добродушных животных;
2 – нейтральный рисунок: проявляется защитная агрессия, это – пачкание контурной линией или удвоение; имеются заслоны, жилы;
3 – повышенная тревожность: направленность на рисунке острых предметов разной формы, в разных направлениях;
4 – высокая тревожность: неаккуратность соединений, «островки», находящие друг на друга линии или сочетание в одном рисунке множества острых предметов (рога, зубы т.п.).

  • Методика Б. Зейгарник применяется для исследования мышления, а также уровня процессов обобщения и отвлечения. В проведении проб используются цветные картинки с изображением различных предметов, где предусматривается возможность различных степеней их обобщения.

Для учащихся начальной школы применяется предметная классификация, а в пятых и более старших классах – вербальная классификация.

Пробы выделяются в три этапа:

1. Парная классификация картинок по главным признакам.
2. Объединение в более крупные группы по однородным признакам.
3. Объединение имеющихся групп картинок, обобщение их по каким-либо понятиям (основным).

Полученные результаты анализируются в процентах по качеству ответов, допущенных ошибок и определяются по уровням:

1-й уровень – 90–100% (ошибок не было или исправлены самостоятельно);
2-й уровень – 70–90% (встречается одна ошибка в какой-либо группе);
3-й уровень – 50–60% (есть недочеты в двух группах);
4-й уровень – 50% и менее (допущены ошибки во всех группах).

В своей работе мы также используем: опросник САН, тест Р.Мейли, шкалу самооценки тревожности Ч.Спилбергера, тест-опросник Л. Шмишека на выявление акцентуаций, тест школьной тревожности Филлипса, Н.Капустина, Л.Шульте и другие (см. Приложения).

Показатели для текущей оценки учебно-познавательной деятельности учащихся

№ п/п

Характеристика учебно-познавательной деятельности обучающихся

Баллы

Уровень усвоения учебной информации

1

Изложение учебного материала неполное, бессистемное. Преобладают обыденные (житейско-бытовые) представления об изучаемых фактах, явлениях, объектах. При этом ответы односложные, механически воспроизводящие отдельные сведения.

В ответах возможны существенные ошибки, исправленные с помощью педагога или одноклассников. Характерно бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить на учебном материале простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщения и выводы, выделять элементы изучаемого знания. Ученик не способен самостоятельно применять знания в практической деятельности. Познавательная деятельность характеризуется неустойчивостью, отсутствием интереса, стремления к добросовестному и качественному выполнению учебных заданий

1–4

Узнавание

2

Изложение полученных знаний неполное, однако это не препятствует усвоению последующего программного материала. Учащийся может допускать отдельные существенные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с минимальной внешней помощью. Он может иногда испытывать затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов. При применении знаний в практической деятельности проявляется недостаточная самостоятельность (например, ученик нуждается в наводящих вопросах). Безошибочно выполняет только задания воспроизводящего характера. Познавательная деятельность характеризуется созерцательностью, пассивностью при выполнении новых заданий

5–7

Понимание

3

Имеющиеся знания соответствуют минимальному объему содержания предметной подготовки. Изложение знаний в устной или письменной форме полное, системное, в соответствии с требованиями учебной программы. Ученик уверенно воспроизводит изученный материал по памяти, приводя собственные примеры; свободно выделяет существенные признаки изученного с помощью операций анализа и синтеза, выделяет причинно-следственные связи. Возможны несущественные ошибки при формулировке выводов и обобщений. Самостоятельно выполняет задания воспроизводящего характера и с незначительной помощью педагога. Познавательная деятельность характеризуется устойчивостью и эффективностью практически в течение всего занятия

8–12

Воспроизведение

4

Имеющиеся знания превышают минимальный объем содержания предметной подготовки за счет самостоятельно усвоенных дополнительных сведений. Ученик уверенно воспроизводит элементы знания в учебном материале, оперирует ими и характеризует их сущность, выделяет элементы межпредметных связей и отношений, приводя собственные примеры и внепрограммный материал. Самостоятельно применяет знания при выполнении заданий как воспроизводящего, так и творческого характера, допущенные ошибки замечает и исправляет самостоятельно

13–15

Применение

Показатели для оценки домашней работы учащихся

№ п/п

Характеристика качества выполнения домашней работы

Балл

Уровень усвоения учебной информации

1

При воспроизведении отдельных заданий домашней работы не может восстановить ход своих рассуждений, допускает существенные ошибки. Если работа носила многоуровневый характер, то выполняются без ошибок только воспроизводящие задания с опорой на образец (пример из учебника или по аналогии с заданиями на уроке)

1–3

Узнавание

2

При воспроизведении отдельных заданий домашней работы способен практически полностью описать ход своих рассуждений, ошибки носят несущественный характер, могут быть исправлены самостоятельно

4–6

Понимание

3

Ученик безошибочно воспроизводит все задания домашней работы. Встречающиеся ошибки представляют собой описки. Однако есть затруднения при воспроизведении заданий на комбинирование известного ранее материала

7–9

Простое воспроизведение

4

Опираясь на опыт выполнения домашней работы, способен выполнять новые задания, которые требуют использования нескольких известных алгоритмов или для выполнения которых необходимо привлечение новых знаний

10–12

Воспроизведение с элементами самостоятельной работы

Критерии оценки письменных контрольных и самостоятельных работ

№ п/п

Итоговый балл по предмету

Итоговая (годовая) оценка

непрофильному

профильному

1

1–3

1–5

2

2

4–6

6–8

3

3

7–11

9–12

4

4

12–15

13–15

5

Критерии перевода итогового балла в стандартную оценку

№ п/п

Характеристика качества выполнения работы. Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема письменной работы)

Баллы

Стандартная работа

Повышенный уровень сложности

1

Не превышает 25%

1–3

1–4

2

Не превышает 50%

4–6

5–7

3

Не превышает 75%

7–9

8–12

4

Превышает 75%

10–12

13–15

 

Приложения

Приложение 1

Тест Мейли

Тест Мейли (1961) используется для исследования зрительной и слуховой памяти детей в возрасте 7–14 лет (и взрослых). Тестирование состоит из двух этапов (см. табл.). На первом этапе исследуется способность к зрительному запоминанию и удержанию в памяти ряда предметов, изображенных на картинках. На втором – способность к слуховому удержанию прочитанного экспериментатором набора слов – названий предметов. Исследования рекомендуется проводить в разные дни, что позволит дифференцированно подойти к анализу особенностей памяти.

Таблица

Стимульный материал теста Мейли

Этапы исследования

1-й этап

2-й этап

1-я серия картинок

2-я серия картинок

1-й ряд слов

2-й ряд слов

горошек

ракушка

картон

таблица

осел

кровать

вагон

неделя

ключ

труба

крестьянин

рубль

тачка

груша

пианино

ворона

колокольчик

метла

ботинок

домна

стол

коза

карта

пчела

вишня

букет

пригорок

очки

сапог

трамвай

крошка

вода

вилка

пила

перо

охотник

рыба

стул

уголь

баран

бочка

мальчик

белка

туча

голова

молоток

ружье

тополь

буфет

бутылка

парнишка

карандаш

роза

телега

груша

самокат

паровоз

расческа

скатерть

ботинок

кресло

пушка

суп

козел

флаг

дерево

плащ

пробка

петух

яблоко

кот

берег

ножницы

книжка

нож

нос

зонтик

шляпа

промокашка

салон

ваза

дом

уксус

отель

корова

собака

цветок

мыло

диван

скамейка

труд

змея

голубь

дверь

небо

сковорода

часы

чашка

спички

птица

старик

река

чернила

салат

очки

печь

замок

ракета

лампа

скрипка

рука

завтрак

нога

портсигар

дерево

снег

пианино

конь

пожар

труба

Для проведения опытов требуются две серии по 30 картинок с изображениями различных предметов и наборы слов (два ряда по 30 слов – названий предметов).

При ответах детей фиксируются правильно названные предметы, повторения, привнесенные, не существующие в задании.

При исследовании зрительной памяти школьника инструктируют следующим образом: «Я буду показывать тебе поочередно картинки, на которых изображены различные предметы, а ты после этого назовешь все предметы в любом порядке, которые смог запомнить». Картинки предъявляются с интервалом в 2 секунды. После 10 сек. перерыва ребенок называет запомнившиеся ему предметы. Экспериментатор фиксирует и правильно названные предметы, и повторения, и привнесенные, не существовавшие на картинках. Вторую серию картинок, так же как и ряд слов, следует предъявлять в другие дни.

Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти. Учащегося инструктируют: «Я буду зачитывать тебе ряд слов, а ты после прослушивания назовешь мне их в любом порядке». Экспериментатор в протоколе исследования фиксирует правильно названные слова, их повторения и привнесенные слова.

Полученные результаты анализируются с помощью количественных измерений в процентах и соответствующих им уровнях.

Для первых классов было выбрано 10 картинок, слов, т.е. 100%:

1-й уровень – 80–100% (8–10 картинок, слов);
2-й уровень – 60–70% (6–7 картинок, слов);
3-й уровень – 50% (5 картинок, слов);
4-й уровень – 40% и ниже.

Для пятых классов:

1-й уровень – 80–100% (20–30 картинок, слов);
2-й уровень – 60–70% (15–19 картинок, слов);
3-й уровень – 50% (от 9–14 картинок, слов);
4-й уровень – 40% и ниже (менее 9 картинок, слов).

Приложение 2

Социометрия
исследование межличностных отношений в группе

Социометрическая техника, разработанная Дж.Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать поведение людей в условиях групповой деятельности, судить о психологической совместимости учащихся, а также определять лидеров для перегруппировки детей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
При социометрическом исследовании предлагаются вопросы в письменном виде. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, от симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия.
Учащимся предлагается инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого вы выбрали бы в первую очередь; под цифрой 2 – кого бы вы выбрали, если бы не было первого; под цифрой 3 – кого бы вы выбрали, если бы не было первого и второго». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и также проводит инструктаж:

1. а) Кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты)?
б) Кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

2. а) Если бы все ваши одноклассники жили в общежитии, с кем из них вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) Если бы весь ваш класс переформировали, кого из одноклассников вы не хотели бы оставить в своей группе?

Учащимся предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек, что делает возможным сопоставление материала по различным группам.
Когда социометрические данные собраны, начинается этап их математической обработки. Используется табличный способ обработки.

Социоматрица

Вначале следует построить социоматрицу (таблицу). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается, по горизонтали – только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами –1, –2, –3 – тех, кого он не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор заносится в таблицу. Затем надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (–3), во вторую – +2 (–2), в третью — +1(–1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы выделяются 4 уровня (балл уровня определяется относительно данных по всему классу согласно приведенному примеру):

1-й уровень – лидер (8 и более баллов);
2-й уровень – приближенный (5–7 баллов);
3-й уровень – нейтральный (2–4 балла);
4-й уровень – отверженные (1 и меньше баллов).

№ п/п

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Иванов

 

+1

 

 

+2

 

 

+3

 

–1

2

Петров

+1

 

 

+3

+2

 

 

 

 

 

3

Сидоров

–1

+1

 

+2

+3

 

 

 

 

 

4

Данилова

 

+2

 

 

+1

 

 

 

+3

 

5

Александрова

+2

+1

 

+3

 

 

–3

 

 

–2

6

Адаменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Петренко

+1

 

 

+3

 

 

 

 

 

 

8

Козаченко

+1

 

+3

+2

 

 

 

 

 

 

9

Яковлева

 

+2

 

 

+1

 

+3

 

 

–1

10

Шумская

 

+2

+1

 

+3

 

 

 

–1

 

 

Кол-во выборов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кол-во баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. «+» положительный выбор; «–» отрицательный выбор.

Приложение 3

Опросник САН

Опросник САН, предназначенный для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. В каждой паре нужно выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Фамилия, инициалы________________________________________

Пол________Возраст__________Дата__________Время____________

1

Самочувствие хорошее

3210123

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3210123

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3210123

Активный

4

Малоподвижный

3210123

Подвижный

5

Веселый

3210123

Грустный

6

Хорошее настроение

3210123

Плохое настроение

7

Работоспособный

3210123

Разбитый

8

Полный сил

3210123

Обессиленный

9

Медлительный

3210123

Быстрый

10

Бездеятельный

3210123

Деятельный

11

Счастливый

3210123

Несчастный

12

Жизнерадостный

3210123

Мрачный

13

Напряженный

3210123

Расслабленный

14

Здоровый

3210123

Больной

15

Безучастный

3210123

Увлеченный

16

Равнодушный

3210123

Взволнованный

17

Восторженный

3210123

Унылый

18

Радостный

3210123

Печальный

19

Отдохнувший

3210123

Усталый

20

Свежий

3210123

Изнуренный

21

Сонливый

3210123

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3210123

Желание работать

23

Спокойный

3210123

Озабоченный

24

Оптимистичный

3210123

Пессимистичный

25

Выносливый

3210123

Легко утомляющийся

26

Бодрый

3210123

Вялый

27

Соображать трудно

3210123

Соображать легко

28

Рассеянный

3210123

Внимательный

29

Полный надежд

3210123

Разочарованный

30

Довольный

3210123

Недовольный

Обработка данных

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса – в 7 баллов. Полюсы шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0–5,5 балла.
Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними меняется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Внимание! Вышеприведенные тесты должны проводить специалисты, а полное их описание можно найти в специальной литературе.

Редакция

Приложение 4

Схема мониторинга развития учащихся

Критерии

Показатели

Методики

Объект наблюдения

Периодич-
ность измерений

Компонент «Физическое здоровье»

Медицинские показания
ученика

Группа здоровья:

  • Соматические признаки

  • Физиометрические признаки

  • Ростовой индекс

  • Весо-ростовой показатель

  • Пальце-носовая проба

Анализ медицинских документов

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Резистент-
ность

  • Устойчивость к заболеваниям

  • Воздушно-тепловой режим

  • Гигиеническая оценка освещенности классного помещения

  • Гигиеническая оценка школьной мебели

  • Гигиенические требования к организации учебного процесса

  • Гигиенические требования к составлению расписания уроков

  • Гигиеническая оценка урока

Сведения о пропусках по болезни за триместры

Учащиеся 1,- 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Физическая подготов-
ленность

Соответствие возрастным показателям по:

– прыжкам с места;

– челночному бегу;

– подтягиванию;

прыжок с места;

челночный бег 3х10 м;

подтягивание

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

3 раза в год

Компонент «Социальное здоровье»

Воспитан-
ность

Уровень воспитанности:

  • Любознательность

  • Трудолюбие

  • Бережное отношение к природе

  • Мое отношение к школе

  • Красивое в моей жизни

  • Как я отношусь к себе

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 1-х классов

2 раза в год

  • Любознательность

  • Прилежание

  • Отношение к природе

  • Я и школа

  • Прекрасное в моей жизни

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 5-х классов

2 раза в год

  • Эрудиция

  • Отношение к труду

  • Я и природа

  • Я и общество

  • Эстетический вкус

  • Я (отношение к себе)

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 9-х классов

2 раза в год

1. Интеллектуальный уровень

2. Нравственная позиция:

  • милосердие

  • ответственность

  • справедливость

  • характер

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 10-х классов

2 раза в год

Социально-педагогическая запущенность детей:

  • Отсутствие патологии развития

  • Неблагоприятная среда

  • Неадекватная активность в общении и деятельности

  • Неразвитость ребенка как субъекта самосознания

  • Общая средовая адаптация

МЭДОС

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Социальное благополучие
в коллективе

Социальный статус в коллективе

Социометрия

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Обученность

Качество знаний

Анализ качества знаний по результатам срезов, контрольных работ и т.д.

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

Не менее 3 раз в год

Уровень успеваемости

Анализ успеваемости по итогам триместров

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

3 раза в год

Компонент «Психологическое здоровье»

Мотивация к здоровью и ЗОЖ

Стремление вести ЗОЖ

Интервью «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?»

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Умение вести здоровый образ жизни

Экспертные оценки родителей, учителей

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Психо-
эмоцио-
нальное состояние

Школьная тревожность, Методика «Несуществующее животное»

Методика «Несуществующее животное»

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Самочувствие

Тест Л. Люшера

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Уровень психоло-
гического развития

Личностное развитие (самооценка, особенности характера)

Тест Л. Шмишека

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

Развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание)

Тест Зейгарник; пробы Мейли; таблицы Шульте

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов

2 раза в год

 

Светлана Лычева ;
Светлана Панченко