|
Делимся опытом
Спонсор публикации статьи – Интернет-магазин ортопедических матрасов "Золотой матрас" предлагает широкий ассортимент различных матрасов и наматрасников. В том числе – скрученные матрасы, что позволяет ускорять доставку матраса покупателю, а так же осуществлять компактное хранение готовой продукции на складе и перевозку его легковыми автомобилем (вы можете сэкономить на доставке или купить такой матрас для дачи). Скрученные матрасы полностью восстанавливают свои потребительские свойства через несколько часов после распаковки и не уступают в качестве и долговечности своим традиционно упакованным собратьям. Воспитательно-оздоровительная работа
в школе и формирование здорового образа
жизни учащихся требуют постоянной взаимосвязи
учителей-предметников, классных руководителей и
медработников, четкого планирования всей
деятельности, индивидуального подхода к каждому
ученику и теоретически грамотной
научно-методической базы. Для реабилитации здоровья и
сокращения сроков адаптации к требованиям
общеобразовательного учреждения организованы
коррекционные и интегрированные классы.
Посещающие их дети обеспечены необходимой
медико-психологической помощью со стороны
психолога, педиатра, логопеда, массажиста,
специалиста по ионотерапии. Для тех, кто
нуждается в специальных занятиях по физической
культуре, организованы три возрастные группы
ЛФК. Два раза в неделю занятия в них проводит
педагог-инструктор, прошедший переподготовку и
получивший допуск для этой работы. Для очищения воздуха и эстетического оформления в школьных помещениях используются разнообразные растения. Особенно удачно дополняет интерьер вестибюля зеленый уголок, за которым бережно ухаживают дежурные школьники. После четвертого урока, на большой перемене, включается классическая музыка, под которую ребята могут потанцевать, а остальные – просто послушать и снять эмоциональное напряжение, отдохнуть. Школьники включены в общественную
деятельность по пропаганде ЗОЖ (волонтеры,
санитарные дружины, спортивно-физкультурные,
конфликтные комиссии, комиссии по озеленению и
дизайну и т.д.), в исследовательскую деятельность
по проблемам ЗОЖ, регулярно выпускается школьная
газета «Класс», где затрагиваются проблемы
сознательного формирования культуры здоровья,
дети участвуют в научно-практических
конференциях по данной тематике. Надеемся, что разработанная и апробированная в ходе экспериментальной работы в рамках региональной площадки Программа мониторинга целостного развития учащихся будет полезна в практической деятельности педагогическим работникам, занимающимся проблемами здоровьесбережения школьников.
Мониторинг развития учащихсяМетодика мониторинга позволяет
отслеживать динамику показателей каждого
ученика, класса, используя при этом доступные
средства измерения, современное
информационно-диагностическое и программное
обеспечение. В зависимости от результатов
создаются группы детей и определяются
направления работы по выявленным проблемам. Это
необходимо для принятия научно обоснованных
управленческих решений по планированию и
прогнозированию процесса обучения в школе,
который в соответствии с Законом «Об
образовании» должен не только давать знания, но и
формировать здоровье детей и подростков.
Информационные технологии позволяют оперативно
проанализировать причины неудач и наметить
конкретные пути улучшения учебного процесса как
со стороны учителя, так и со стороны ученика. а) 1-х классов – период адаптации к
школе; Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье мы выделяем две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам: – физическое здоровье; В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся: – высокий; В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам. Цель: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность оздоровительной работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы. Задачи:
Психолого-педагогические и дидактические функции мониторинга:
Объект мониторинга: Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:
Методы сбора и обработки информации:
ХОД МОНИТОРИНГА Физическое здоровье учащихся Критериями физического здоровья принято считать данные ученика, занесенные в медицинские документы после осмотра ребенка врачами-специалистами, указывающими на группу здоровья, а также резистентность, т.е. устойчивость к заболеваниям, которую мы определяем, анализируя пропуски по болезни и условно подразделяя на следующие уровни: – 1-й уровень (высокий) – от 0 до 15
пропусков (дней) по болезни за триместр, Показатели физической
подготовленности в соответствии со
стандартами образования по предмету «Физическая
культура» изложены в «Программе физического
воспитания учащихся 1–11-х классов» и измеряются
трижды в год согласно плану мониторинга. По
параметрам функциональной и физической
подготовленности определены критический и
тревожный (низкий и ниже среднего), достаточный
(средний), оптимальный (выше среднего, высокий)
уровни. Анализ результатов позволяет сравнить
фактические и расчетные показатели, дать им
качественную и количественную оценку,
проследить за их динамикой.
По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. Затем полученные оценки суммируются и делятся на 6. Средний балл является определением уровня воспитанности.
Высокий – ярко проявляются показатели воспитанности (долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный уровень). Допустимый – средне проявляются
показатели воспитанности. Следующий критерий – обученность школьников. Ориентируясь на имеющийся опыт, члены научно-методического совета школы при оценке этого критерия решили взять за основу следующие требования:
Кроме того, при оценивании необходимы
эмоциональная включенность учителя, отсутствие
равнодушия, создание положительного
эмоционального фона оценочной ситуации. где k5 – количество полученных в
результате тестирования пятерок; Использование данной формулы
учителем, а также независимым экспертом при
проведении контроля позволяет сравнить
результаты оценивания. 1-й уровень – учащиеся имеют базовую
подготовку и выполняют задания высокого уровня
(на оценки «4» и «5»); Уровень качества знаний: 1-й уровень – у 90–100% 5 по базовым
предметам; Под психологическим компонентом
мы понимаем результат деятельности
педагогического коллектива, направленный на
целостное развитие учащихся. В качестве
диагностических критериев и показателей
рассматриваются индивидуально-психологические
особенности каждого ученика для оценки их
сегодняшнего состояния, прогноза дальнейшего
развития и разработки рекомендаций по следующим
направлениям: мотивация к здоровью и ЗОЖ,
психоэмоциональное состояние и уровень
психического развития. 1-й – оптимальный – предполагает
положительную мотивацию здорового образа жизни,
причем ученик занимает осознанно активную
позицию и аргументированно это доказывает; В качестве используемых
диагностических процедур ребятам предлагается
написать мини-сочинение на тему «Почему
необходимо вести ЗОЖ?». 1) обучение на основе
здоровьеориентированных принципов организации
учебной деятельности; Умения ЗОЖ рассматриваются в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка вести здоровый образ жизни, используя четыре уровня: 1. Оптимальный – положительное
отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с
навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к
собственному здоровью, негативно – к вредным
привычкам не только сам, но и пропагандирует
отказ от них среди друзей. Психоэмоциональное состояние отслеживается специалистами с помощью ряда методик и процедур.
1 – ребенок в этот промежуток времени
(день) считает, что ему ближе цвета красный,
желтый, зеленый, синий. Эти основные цвета могут
быть представлены в любой последовательности;
Рисование и расположение животного на листе бумаги – это отношение ребенка к собственной персоне, к своему «я». В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. Анализ данной проективной методики представлен в описательной форме с использованием четырех уровней: 1-й – адекватный: рисунок
расположен в центре листа – ребенок занимает
реальное положение в социуме; С помощью этого теста можно выявить и тревожность учащихся: 1 – низкая тревожность: прорисовка
округлых, добродушных животных;
Для учащихся начальной школы применяется предметная классификация, а в пятых и более старших классах – вербальная классификация. Пробы выделяются в три этапа: 1. Парная классификация картинок по
главным признакам. Полученные результаты анализируются в процентах по качеству ответов, допущенных ошибок и определяются по уровням: 1-й уровень – 90–100% (ошибок не было или
исправлены самостоятельно); В своей работе мы также используем: опросник САН, тест Р.Мейли, шкалу самооценки тревожности Ч.Спилбергера, тест-опросник Л. Шмишека на выявление акцентуаций, тест школьной тревожности Филлипса, Н.Капустина, Л.Шульте и другие (см. Приложения). Показатели для текущей оценки учебно-познавательной деятельности учащихся
Показатели для оценки домашней работы учащихся
Критерии оценки письменных контрольных и самостоятельных работ
Критерии перевода итогового балла в стандартную оценку
ПриложенияПриложение 1 Тест МейлиТест Мейли (1961) используется для исследования зрительной и слуховой памяти детей в возрасте 7–14 лет (и взрослых). Тестирование состоит из двух этапов (см. табл.). На первом этапе исследуется способность к зрительному запоминанию и удержанию в памяти ряда предметов, изображенных на картинках. На втором – способность к слуховому удержанию прочитанного экспериментатором набора слов – названий предметов. Исследования рекомендуется проводить в разные дни, что позволит дифференцированно подойти к анализу особенностей памяти. Таблица Стимульный материал теста Мейли
Для проведения опытов требуются две серии по 30 картинок с изображениями различных предметов и наборы слов (два ряда по 30 слов – названий предметов). При ответах детей фиксируются правильно названные предметы, повторения, привнесенные, не существующие в задании. При исследовании зрительной памяти школьника инструктируют следующим образом: «Я буду показывать тебе поочередно картинки, на которых изображены различные предметы, а ты после этого назовешь все предметы в любом порядке, которые смог запомнить». Картинки предъявляются с интервалом в 2 секунды. После 10 сек. перерыва ребенок называет запомнившиеся ему предметы. Экспериментатор фиксирует и правильно названные предметы, и повторения, и привнесенные, не существовавшие на картинках. Вторую серию картинок, так же как и ряд слов, следует предъявлять в другие дни. Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти. Учащегося инструктируют: «Я буду зачитывать тебе ряд слов, а ты после прослушивания назовешь мне их в любом порядке». Экспериментатор в протоколе исследования фиксирует правильно названные слова, их повторения и привнесенные слова. Полученные результаты анализируются с помощью количественных измерений в процентах и соответствующих им уровнях. Для первых классов было выбрано 10 картинок, слов, т.е. 100%: 1-й уровень – 80–100% (8–10 картинок, слов); Для пятых классов: 1-й уровень – 80–100% (20–30 картинок, слов); Приложение 2 Социометрия
|
№ п/п |
Фамилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Иванов |
|
+1 |
|
|
+2 |
|
|
+3 |
|
–1 |
2 |
Петров |
+1 |
|
|
+3 |
+2 |
|
|
|
|
|
3 |
Сидоров |
–1 |
+1 |
|
+2 |
+3 |
|
|
|
|
|
4 |
Данилова |
|
+2 |
|
|
+1 |
|
|
|
+3 |
|
5 |
Александрова |
+2 |
+1 |
|
+3 |
|
|
–3 |
|
|
–2 |
6 |
Адаменко |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Петренко |
+1 |
|
|
+3 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Козаченко |
+1 |
|
+3 |
+2 |
|
|
|
|
|
|
9 |
Яковлева |
|
+2 |
|
|
+1 |
|
+3 |
|
|
–1 |
10 |
Шумская |
|
+2 |
+1 |
|
+3 |
|
|
|
–1 |
|
|
Кол-во выборов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. «+» положительный выбор; «–» отрицательный выбор.
Приложение 3
Опросник САН, предназначенный для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. В каждой паре нужно выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Фамилия, инициалы________________________________________
Пол________Возраст__________Дата__________Время____________
1 |
Самочувствие хорошее |
3210123 |
Самочувствие плохое |
2 |
Чувствую себя сильным |
3210123 |
Чувствую себя слабым |
3 |
Пассивный |
3210123 |
Активный |
4 |
Малоподвижный |
3210123 |
Подвижный |
5 |
Веселый |
3210123 |
Грустный |
6 |
Хорошее настроение |
3210123 |
Плохое настроение |
7 |
Работоспособный |
3210123 |
Разбитый |
8 |
Полный сил |
3210123 |
Обессиленный |
9 |
Медлительный |
3210123 |
Быстрый |
10 |
Бездеятельный |
3210123 |
Деятельный |
11 |
Счастливый |
3210123 |
Несчастный |
12 |
Жизнерадостный |
3210123 |
Мрачный |
13 |
Напряженный |
3210123 |
Расслабленный |
14 |
Здоровый |
3210123 |
Больной |
15 |
Безучастный |
3210123 |
Увлеченный |
16 |
Равнодушный |
3210123 |
Взволнованный |
17 |
Восторженный |
3210123 |
Унылый |
18 |
Радостный |
3210123 |
Печальный |
19 |
Отдохнувший |
3210123 |
Усталый |
20 |
Свежий |
3210123 |
Изнуренный |
21 |
Сонливый |
3210123 |
Возбужденный |
22 |
Желание отдохнуть |
3210123 |
Желание работать |
23 |
Спокойный |
3210123 |
Озабоченный |
24 |
Оптимистичный |
3210123 |
Пессимистичный |
25 |
Выносливый |
3210123 |
Легко утомляющийся |
26 |
Бодрый |
3210123 |
Вялый |
27 |
Соображать трудно |
3210123 |
Соображать легко |
28 |
Рассеянный |
3210123 |
Внимательный |
29 |
Полный надежд |
3210123 |
Разочарованный |
30 |
Довольный |
3210123 |
Недовольный |
Обработка данных
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса – в 7 баллов. Полюсы шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по
шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,
16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17,
18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой
категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен
4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о
благоприятном состоянии испытуемого, оценки
ниже четырех свидетельствуют об обратном.
Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне
5,0–5,5 балла.
Следует учесть, что при анализе функционального
состояния важны не только значения отдельных его
показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у
отдохнувшего человека оценки активности,
настроения и самочувствия обычно примерно равны,
а по мере нарастания усталости соотношение между
ними меняется за счет относительного снижения
самочувствия и активности по сравнению с
настроением.
Внимание! Вышеприведенные тесты должны проводить специалисты, а полное их описание можно найти в специальной литературе.
Редакция
Приложение 4
Критерии |
Показатели |
Методики |
Объект наблюдения |
Периодич- |
Компонент «Физическое здоровье» |
||||
Медицинские
показания |
Группа здоровья:
|
Анализ медицинских документов |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
Резистент- |
|
Сведения о пропусках по болезни за триместры |
Учащиеся 1,- 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
Физическая
подготов- |
Соответствие возрастным показателям по: – прыжкам с места; – челночному бегу; – подтягиванию; |
прыжок с места; челночный бег 3х10 м; подтягивание |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
3 раза в год |
Компонент «Социальное здоровье» |
||||
Воспитан- |
Уровень воспитанности:
|
методика Н.П. Капустина |
Учащиеся 1-х классов |
2 раза в год |
|
методика Н.П. Капустина |
Учащиеся 5-х классов |
2 раза в год |
|
|
методика Н.П. Капустина |
Учащиеся 9-х классов |
2 раза в год |
|
1. Интеллектуальный уровень 2. Нравственная позиция:
|
методика Н.П. Капустина |
Учащиеся 10-х классов |
2 раза в год |
|
Социально-педагогическая запущенность детей:
|
МЭДОС |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
|
Социальное
благополучие |
|
Социометрия |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
Обученность |
Качество знаний |
Анализ качества знаний по результатам срезов, контрольных работ и т.д. |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
Не менее 3 раз в год |
Уровень успеваемости |
Анализ успеваемости по итогам триместров |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
3 раза в год |
|
Компонент «Психологическое здоровье» |
||||
Мотивация к здоровью и ЗОЖ |
Стремление вести ЗОЖ |
Интервью «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?» |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
|
Экспертные оценки родителей, учителей |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
|
Психо- |
Школьная тревожность, Методика «Несуществующее животное» |
Методика «Несуществующее животное» |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
|
Тест Л. Люшера |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
|
Уровень
психоло- |
Личностное развитие (самооценка, особенности характера) |
Тест Л. Шмишека |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |
Развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание) |
Тест Зейгарник; пробы Мейли; таблицы Шульте |
Учащиеся 1-, 5-, 9-, 10-х классов |
2 раза в год |