Публикация произведена при поддержке интернет проекта для женщин «По-женски». Посетив сайт проекта, который располагается по адресу http://onwomen.ru/, Вы найдете большое количество статей и публикаций, который расскажут о том, как избавиться от перхоти в домашних условиях, какой макияж подобрать для проблемной кожи, как питаться во время беременности, как правильно бежать трусцой, и о многом другом. Разнообразные материалы о спорте, кулинарии, отношениях, красоте и здоровье, позволят интересно и с пользой провести Ваш досуг.
Полноценное физическое и психическое
развитие и здоровье ребенка – это, как известно,
основа становления личности.
Формировать физическую культуру особенно важно
у детей дошкольного возраста, так как этот период
отмечен активной познавательной деятельностью,
интенсивным развитием интеллектуальной,
эмоциональной сферы, становлением самосознания,
освоением общечеловеческих ценностей.
В нашем дошкольном учреждении выстроена
отлаженная система, включающая следующие
механизмы:
координация деятельности всего
коллектива (администрация, воспитатели,
помощники воспитателей, педагог-психолог,
медицинские работники);
работа с родителями по оформлению
ясного понимания своей ответственности за
воспитание здорового ребенка, способности
создавать здоровую и счастливую семью,
контролировать физическое и психическое
развитие ребенка;
использование нетрадиционных
средств и форм оздоровительной физической
культуры.
На улучшение здоровья малышей, их
благоприятное физическое развитие и
оздоровление влияют весь уклад жизни ребенка в
детском саду, заботливое и внимательное
отношение к нему взрослых, высокое чувство
ответственности за воспитание здорового
человека.
Необходимо помнить:
1. Каждый ребенок уникально
талантлив. Главное – сформировать среду,
которая будет способствовать раскрытию этой
талантливости.
2. Необходимо помочь ребенку реализовывать
и совершенствовать позитивную программу,
заложенную самой природой.
3. Надо принимать себя и ребенка такими,
какие мы есть, оценивать себя и его как личность,
осознавать свои чувства, мысли и действия, слова
и поступки; то же самое осуществлять по отношению
к ребенку.
4. Необходимо строить взаимоотношения с
ребенком на положительных эмоциях и позитивных
действиях. Даже в негативном проявлении можно
заметить плюсы, о чем, в частности,
свидетельствует закон единства и борьбы
противоположностей.
5. Не должны предъявляться требования к
качественной деятельности ребенка и жесткий
оценочный контроль этой деятельности.
При правильном, вдумчивом
использовании этих положений решаются
образовательные задачи.
Для того чтобы обеспечить оздоровление ребенка,
педагоги работают в содружестве с
медработниками, которые четко организовывают
медицинский контроль за его состоянием:
медицинское обследование детей,
состояние их здоровья, физического развития;
медико-педагогическое наблюдение за
методикой закаливания детского организма, за
физиологической реакцией детей на холод, снег,
холодную воду;
санитарно-педагогический надзор за
местами, где проходят оздоровительные
мероприятия, за гигиеническим состоянием тазов,
ведер, полотенец, сланцев, одежды.
В деле обеспечения здоровья детей
важно все: здоровый образ жизни, правильное,
полноценное питание, состояние костно-мышечной
системы, физкультурно-оздоровительная
деятельность, оздоровление детей естественными
силами природы и др.
Для поддержания эмоционального и
физического благополучия следует прибегать и к
нетрадиционным методам оздоровления.
Много веков назад люди поняли, насколько важно
держать в чистоте и закаливать тело, чтобы оно
всегда было крепким и сильным.
Мы решили здесь, у себя, испытать то, что дано
природой. Ведь человек не должен бояться ничего:
приходит жара – мы ее переносим, приходит
холод – мы и к нему приспосабливаемся.
С 1991 года осуществляется практика оздоровления и
закаливания детей естественными силами природы.
Закаливание – воздействие на организм комплекса
природных факторов: солнца, воздуха, воды, снега…
Это система мероприятий, повышающих
выносливость организма, его способность быстро и
без вреда переносить неблагоприятные
воздействия, вырабатывать средства самозащиты и
потребность в ежедневных закаливающих
процедурах. Если процедуры хождения босиком,
холодных обливаний на воздухе повторяются
каждый день в одно и то же время, реакция
организма будет наиболее устойчивой.
В процессе приобщения детей к закаливанию
выработаны стойкие культурно-гигиенические
навыки: дети учатся уходу за своим телом, у них
формируется представление о том, что полезно и
что вредно для организма; ребенок чаще общается с
«докторами» природы: «Доктором Воздухом»,
«Доктором Землей», «Доктором Ветерком»,
«Доктором Водой» и пр., у него вырабатываются
привычки к ежедневным закаливающим процедурам, и
они выполняются автоматически.
Для повышения эффективности закаливающих
мероприятий необходим положительный
эмоциональный настрой детей, тогда все станет
так, как говорил еще Пушкин: «Здоровью моему
полезен русский холод».
Общаясь ежедневно с природой, дети
испытывают не только удовольствие, у них
увеличивается интенсивность деятельности почти
всех мышц, стимулируется кровообращение во всем
организме, улучшается умственная деятельность.
…Как в рисунке, в музыке, так и в
движении ребенок проживает особую жизнь.
Доказано: удовлетворение потребности в движении
является решающим условием всестороннего
развития и воспитания ребенка! Как часто мы
повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение –
это и огромная радость!
Поучительными стали проводимые комплексные
занятия из серии «Забочусь о своем здоровье», «Я
– человек, ты – человек», «Ешь полезную для
здоровья пищу», «Здоровые зубы – ваше здоровье»
и др., в которых наряду с оздоровительными
решаются и познавательные задачи.
В своей работе с детьми педагоги
используют разнообразные формы. Например, пальчиковые
игры. Систематические упражнения пальцев
– это действенное средство повышения
работоспособности головного мозга.
Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев
рук развивает мыслительную деятельность, память,
внимание и речь ребенка.
Широко используются пальчиковые игры без
предметов в свободное время, на прогулках. На
утренних занятиях стараемся выполнять
упражнения с предметами: счетными палочками,
пуговицами, мячиками-ежиками, карандашами,
платочками, мозаикой и т.д.
Хождение босиком позволяет
предупредить детское плоскостопие и даже снять
этот дефект, а также победить страх, лень,
воспитать уверенность в своих силах.
Детям нравятся эмоциональные разминки
(похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали,
как будто кричит огромный неведомый зверь, и т.д.).
Но полезны и минутки покоя: посидим молча с
закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на
горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как
будто мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и
т.д.
Ежедневно проводится «гимнастика
маленьких волшебников». Дети не просто
«работают» – они лепят, мнут, разглаживают
свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.
Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных
раковин и пр., ребенок воздействует на весь
организм в целом.
У ребенка возникает полная уверенность в том, что
он действительно творит что-то прекрасное. Все
это развивает у него позитивное ценностное
отношение к собственному телу.
В течение дня изыскивается минутка, чтобы
доставить детям удовольствие при выполнении
следующих упражнений: потянуться, как кошка;
поваляться, как неваляшка; позевать, открывая
«рот до ушей»; поползать, как змея, без помощи рук.
Это очень важно для развития и укрепления
опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов,
который укрепляет здоровье детей, доставляя при
этом удовольствие. Музыка способствует развитию
творчества, фантазии. Мелодия действует особенно
эффективно на гиперактивных детей, повышает
интерес к окружающему миру. Мы широко используем
музыкальные мелодии на занятиях, во время
принятия пищи, перед сном и во время сна.
Оздоровительные силы природы
подключаются и во время регулярных прогулок на
свежем воздухе, экскурсий, походов, солнечных и
воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.
Знаменитый педиатр и ученый Г.Н. Сперанский
писал: «День, проведенный ребенком без прогулки,
потерян для его здоровья».
Через развлечения и занятия на свежем воздухе
дети получают необходимый опыт, учатся
исследовать, наблюдать и заботиться о своем
здоровье. Мы убедились, что оздоровительные силы
природы активизируют биологические процессы в
организме ребенка, повышают общую
работоспособность, замедляют процессы
утомления, доставляют радость.
Игровой оздоровительный режим благодаря целому
арсеналу методов и приемов помогает детям
укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног;
улучшить работу системы кровообращения,
кишечника, почек, сердца, легких; избавиться от
простудных заболеваний, освободиться от
стрессов, перенапряжения, качественно улучшить
физическое развитие и состояние.
Отношение ребенка к своему здоровью может стать
фундаментом, на котором следует выстраивать
здание здорового образа жизни. Оно развивается в
процессе осознания ребенком себя как человека и
личности и напрямую зависит от сформированности
в его сознании этого понятия.