Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2009

Вне урока

Веселое путешествие

Внеклассное мероприятие для школьников 6–7-х классов

Мы предлагаем игру, в процессе которой ребята не только получат удовольствие, но и приобретут для себя новые полезные знания. Во время отдыха в летнем лагере (или в пришкольном городском) хорошо погулять в лесу и принять участие в веселых конкурсах

Каждый класс (отряд) – команда с капитаном. Остальные – болельщики. Команды получают маршрутные листы с названием станций и передвигаются от одной станции к другой. Работает жюри.

Штрафные очки начисляются за:
шумное поведение на конкурсах и в пути;
несвоевременное прибытие;
грубость.

Станции могут располагаться на площадках школы (в залах, классах) или в других выбранных местах (на полянке, около деревьев в лесу). На станциях – таблички с названиями. Вопросы оцениваются для команды от 1 до 3 баллов, для болельщиков – в 1 балл.

I станция. Зеленая аптека

Оборудование: гербарий лекарственных растений, иллюстрации (открытки, фотографии), плакат.

Плакат:

Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята –
Вся зеленая аптека
Помогает вам, ребята!

Вопросы:

1. Какую траву любят кошки, что лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни.)
2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца.)
3. У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьшень, лопух, солодка.)
4. У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина.)
5. Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман, ландыш майский.)
6. Это прозвище недаром у красивого цветка,

Капля сочного нектара и душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет … (Медуница.)

7. Появились бубенчики –

Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке. (Ландыш майский.)

8. Почему в бане парятся березовым веником? (Фитонциды листьев березы убивают микробы.)
9. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его. (Сосна.)

II станция. Мойдодыр

Оборудование: иллюстрации (открытки, фотографии).

1. Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной веточкой сосны, ели или дуба.)
2. Как спастись от комаров? (Дымовой завесой, веткой ромашки, гвоздикой, черемухой.)
3. Какое дерево избавляет ноги от запаха пота? (Кора дуба.)
4. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой. (Земляника.)
5. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, его настоем умываются, моют голову. (Чистотел.)
6. Листья и корни этих растений используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник.)
7. Ее листья обжигают,
Сок из листьев нас спасает.
Весной из них готовим суп,
А если голову отваром помоем
– волосы растут.
(Крапива – кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос.)
8. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании им кожа становится бархатной. (Цветы ромашки.)
9. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейник.)

III станция. Кафе «Робинзон»

Оборудование: иллюстрации (открытки, рисунки, картинки).

Раздаются открытки, картинки, рисунки с изображениями и названиями растений. Дети должны назвать блюда, которые можно из них приготовить.

1. Крапива – суп, салат.
2. Дуб – из желудей приготавливают кашу, лепешки, оладьи.
3. Одуванчик – салат из листьев, варенье, чай.
4. Черемуха – ягоды добавляют в пироги, варят кисель, напитки.
5. Лопух – корень заменяет морковь, петрушку.
6. Дикий лук, чеснок – витаминное средство.

IV станция. «Скорая помощь»

Оборудование: иллюстрации (открытки, рисунки, фотографии), жгут, бинт.

1. Остановить кровотечение с помощью жгута.
2. Оказать первую помощь при переломе.
3. Какие растения используют для остановки кровотечения? (Пастушья сумка, крапива, тысячелистник.)
4. Какие растения используют для лечения нарывов? (Алоэ, подорожник, календула, каланхоэ, капуста.)
5. Какие растения используют при сердечном приступе? (Настойка ландыша, валерианы, пустырника.)
6. Какие растения используются как жаропонижающие средства? (Малина, лимон.)
7. Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника? (Подорожник, черемуха, плоды черники.)
8. Оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.
9. Оказать первую помощь при укусе ядовитых животных.

V станция. Спортивная

1. Показать комплекс гимнастики для глаз.
2. Показать комплекс для осанки с гимнастической палкой.
3. Показать комплекс упражнений на внимание.
4. Показать комплекс на релаксацию (расслабление).
5. Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.
6. Назвать виды спорта, входящие в программу зимних Олимпийских игр. (Хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон…)
7. Назвать виды спорта, входящие в программу летних Олимпийских игр. (Плавание, легкая атлетика, футбол…)
8. Что такое культуризм? (Развитие определенных мышц тела.)

VI станция. Неболейка

1. Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
2. Назовите «болезни грязных рук». (Желудочно-кишечные расстройства, дизентерия, гепатит.)
3. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гепатит, сальмонеллез, гельминтозы.)
4. Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? (Резкое охлаждение может вызвать ангину.)
5. Как избежать заболевания педикулезом? (Мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в чужую постель.)
6. Почему нельзя гладить незнакомых собак? (Возможно заражение глистами, блохами, лишаем.)
7. Признаками какого заболевания могут быть покраснение, зуд? (Возможна чесотка, нужно обратиться к врачу.)
8. Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор и не находиться долго на солнце.)

VII станция. Вредные привычки

Оборудование: плакат, накладные рисунки.
На плакате – аккуратно одетый, причесанный человек. Сверху плаката – накладные рисунки к вопросам. При ответе на вопрос о вредных привычках убираются соответствующие картинки и остается только изображение на плакате.

Ведущая. Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к такому виду.

1. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными, появятся инфекции…)
2. Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, кашель.)
3. Как влияет на здоровье и внешний вид употребление алкоголя? (Расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице; болезни печени, желудка.)
4. Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет лица и глаз, расширенные зрачки, агрессивность, худоба, бледность, прыгающий взгляд.)
5. Как часто и зачем нужно мыть голову?
6. Подружка просит вас дать ей свою расческу. Что вы сделаете?

– Предложите ей свою расческу – 0 баллов.
– Отдадите ей расческу, но потом ей пользоваться не будете, пока не помоете, – 1 балл.
– Вежливо откажете, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расческами, – 3 балла.

7. Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями – микробы, яйца глистов.)
8. Почему нельзя брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить, проколоть нёбо или щеку, заразиться какой-нибудь болезнью.)
9. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, головными уборами? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибком.)

VIII станция. Клуб закаливания

Оборудование: губка, полотенце, мыло, ведро, тазик, вода, табличка «Водные процедуры».

1. Умывание холодной водой лица.
2. Умывание холодной водой до пояса.
3. Обливание всего тела.
4. Холодные ванны ног.
5. Купание в водоеме.
6. Контрастный душ.
7. Обтирание до пояса.
Выберите правильный ответ.

Вы решили закаливать свой организм. С чего начнете?

  • Посоветуетесь с врачом и родителями.

  • Начнете обливание холодной водой всего тела.

  • Будете купаться в реке, пока не замерзнете.

IX станция. Туристическая

Узкая тропинка

Обозначают две узкие тропинки длиной 3–6 м и шириной 25 см (шнурами, веревками, мелом). Тропинки заканчиваются кругом диаметром 1 м.
В каждой команде – равное и четное количество участников.
По команде «марш» один из игроков каждой команды берет на спину «живой груз», т.е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там «груз» и вернуться к месту старта.
Только после этого вступает в действие следующая пара, не выходя за тропинку (штраф – 1 очко).

Переправа
(тренировка равновесия)

Каждый участник отдельно переправляется по бревну (дереву). За сход с переправы начисляется штрафное очко.

Бег по кочкам

По команде ребята бегут наперегонки по кочкам, которые обозначены кругами или расчерчены мелом. Круги располагаются на расстоянии 80–100 см.
Игроки штрафуются, если наступят на границу круга или за его пределы. В таком случае участник возвращается на старт и начинает бег сначала.

Укладка рюкзака

По команде надо уложить рюкзак с туристическими принадлежностями. Затем застегнуть, подогнать заплечные ремни.
Каждый из игроков, уложив рюкзак, докладывает: «Готов!». Руководитель проверяет и штрафует за ошибки.
Тяжелые вещи – внизу. Мыло, кружка – в боковых карманах.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Ольга Петрова