Злободневная проблема
Поселок Железнодорожный Иркутской
области является типичным для российских
регионов населенным пунктом, в котором
экономические и социальные проблемы негативно
влияют на жизнь людей.
Особую тревогу вызывают вопросы воспитания,
осложненные процессом распада семей,
криминализацией жизни, потерей нравственных
идеалов, потребительскими настроениями,
распространением пьянства и наркомании.
В последние годы увеличивается число семей
«группы риска» (малообеспеченных,
неблагополучных), растет количество «трудных»
подростков. Резко ухудшается физическое
благополучие детей. По данным медицинской
проверки, в школе из 413 осмотренных здоровы
только 35 человек. Остальные ребята имеют
какие-либо проблемы.
Культурные центры становятся недоступными,
организация детского досуга
коммерциализируется, ориентируясь на
обслуживание высокооплачиваемой части
населения. В поселке и районе сегодня нет ни
одного учреждения, которое способно
организовать летний отдых детей. Полноценная
занятость учащихся приходится на июнь, когда в
школах функционируют площадки дневного
пребывания для 1–7-х классов, а остальные ребята
отрабатывают трудовую практику. А в июле и
августе дети предоставлены самим себе.
Летний лагерь
Перед нами стояли все перечисленные
выше проблемы. Нужно было разработать такую
систему воспитания, когда влияние на детей не
прерывалось бы даже в летние месяцы. Так родилась
программа туристического лагеря «Фортуна».
Данная программа дает возможность не только
решить вопрос занятости ребят и сделать
непрерывным воспитательный процесс, но и
сократить количество правонарушений среди
учащихся в летний период.
Спортивно-туристическую деятельность можно
отнести к традиционным методам воспитания,
обучения и оздоровления. Туризм и спорт
оказывают всестороннее воздействие на личность
и коллектив. Это выражается в повышении
духовного и физического потенциала ребят,
удовлетворении потребностей в самовыражении,
творчестве, общении с людьми и природой.
Кроме того, туризм и спорт – лучшие способы для
закаливания. Романтика дальних дорог, встречи,
острые жизненные ситуации помогают проверить
себя, пройти школу выживания, которая пригодится
в будущем. Походная жизнь с купанием, загоранием,
подвижными играми, здоровой пищей, сном на свежем
воздухе, систематическими занятиями спортом
способствует укреплению молодого организма.
Обязательная включенность детей в различные
виды социальной практики, удовлетворение
познавательных, личностных склонностей в
коллективе и через коллектив делает лагерь
успешной формой воспитания, дает большие
возможности для изучения психологических
особенностей ребят и на основе этого
корректировки их поведения. Здесь востребован
любой труд, каждый участвует в важных делах, а это
значит: приходится работать друг с другом. Все
это позволяет сплотить коллектив. Опыт же
совместной работы позволяет детям проявить себя
в будущем.
Работая над осуществлением программы, мы ставим
следующие цели: сделать непрерывным процесс
воспитания, создать условия для формирования
положительных качеств личности, раскрыть
интеллектуальный, физический, духовный
потенциал ребенка; организовать занятость детей
«группы риска» в летнее время. Для их достижения
приходится решать несколько важных задач:
создавать систему для развития потенциала
личности; формировать у детей и подростков
интерес к активным видам занятости, потребности
и умения самообслуживания, помощи окружающим;
готовить детей и подростков к руководству и
подчинению; развивать у них организаторские
способности, оздоравливать школьников. Все нужно
сделать за короткий промежуток времени.
Пребывание в лагере добровольное. Возраст
участников – 10–17 лет. Предпочтение отдается
детям из малообеспеченных, неблагополучных
семей, состоящим на разного вида учетах.
Нахождение в лагере частично оплачиваемое, но к
каждому мы подходим индивидуально: 4 ребенка в
семье и более – бесплатно, 3 человека: 100% –
старший, 50% – средний, третий – бесплатно;
малообеспеченные – 50%.
Продолжительность смены – 10–15 суток.
Ежедневно в лагере проходят практические
занятия по спортивному туризму, на которых
ребята получают знания и навыки, связанные с
туристическо-краеведческой деятельностью и
проживанием в естественных условиях.
Общефизическая подготовка развивает интерес к
спорту, здоровому образу жизни, укрепляет
опорно-двигательный аппарат. Кроме того,
проводятся занятия по оказанию первой
медицинской помощи, рукопашному бою. Ежедневно
на это отводится по 4 часа. Значительное внимание
уделяется экологическому воспитанию,
формированию бережного отношения к окружающей
среде и знакомству с природой и географией
родного края.
Инициатива – составляющая
самоуправления
Для того чтобы ребята могли проявить
инициативу и раскрыть свои возможности, в лагере
организовано самоуправление. Все участники
распределены по отрядам. Руководителями
назначаются самые достойные. Сочетание
лидерства и подчинения, возможность вносить
собственные предложения по улучшению жизни
позволяют проявиться каждому ребенку.
Взаимоотношения детей и взрослых строятся на
основе соуправления и сотрудничества. Роль
руководителя и воспитателей заключается в
создании доброжелательной атмосферы. Вся жизнь в
лагере планируется взрослыми и детьми совместно.
Мероприятия направлены на развитие творческой
активности и самостоятельности.
Ребята имеют право обсуждать любые проблемы и
высказывать свое мнение по каждому вопросу. Для
этого предусмотрена планерка, где ежедневно
вместе с взрослыми дети планируют следующий
день, оценивают проделанную работу.
Инициатива – одна из главных составляющих
самоуправления. Участники имеют право обсуждать
и высказывать свое мнение по любому вопросу.
Во время работы в лагере обнаруживаются новые
активисты. Организаторские способности здесь
являются одними из важнейших, и ребята в полной
мере их проявляют, что позволяет сделать жизнь
разнообразнее.
Руководство и подчинение – неотъемлемая часть
системы самоуправления, четкая деятельность
которой невозможна без работы актива, куда
входят не только старшие ребята, но и младшие. Все
участники разбиваются на 4 бригады во главе с
самыми деятельными и авторитетными. Решение
бригадира – закон.
Самообслуживание наряду с самоуправлением
относится к главным элементам организации
лагеря. Поскольку он находится в так называемой
«дикой местности», то в первые дни силами детей и
педагогов проводится большая работа по
обустройству: разбиваются палатки, строятся
кухня и столовая, умывальники, туалет, очищается
пляж, убирается территория. Ребята получают
необходимые сведения по организации жизни в
полевых условиях, учатся самообслуживанию. И у
них происходит формирование трудовых навыков.
Пятилетний опыт работы показывает, что полевой
лагерь «Фортуна» позволяет решить самые
разнообразные задачи. Воспитательная работа с
детьми «группы риска» продолжается и в летние
месяцы. Это позволяет нам, педагогам, еще лучше
познакомиться с ребятами, изучить их поведение в
нестандартных ситуациях, что впоследствии
сказывается на работе с ними в учебное время.
Дети раскрываются с неожиданной стороны. Порой
ребенок, на которого все уже давно махнули рукой,
показывает себя как хороший организатор
походной жизни, имеющий колоссальный опыт. Очень
часто бывало, что и у детей, и у учителей менялось
отношение к таким ребятам: они переставали быть
изгоями, что положительно влияло на их поведение
в дальнейшем.