Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2009

Вне урока

Фортуна – значит удача

Как решить проблему «неблагополучных» детей? Чем занять ребят в летнее время? Педагоги из Иркутской области нашли свой ответ на эти вопросы. Они организовали летний лагерь для «трудных» подростков

Злободневная проблема

Поселок Железнодорожный Иркутской области является типичным для российских регионов населенным пунктом, в котором экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь людей.
Особую тревогу вызывают вопросы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.
В последние годы увеличивается число семей «группы риска» (малообеспеченных, неблагополучных), растет количество «трудных» подростков. Резко ухудшается физическое благополучие детей. По данным медицинской проверки, в школе из 413 осмотренных здоровы только 35 человек. Остальные ребята имеют какие-либо проблемы.
Культурные центры становятся недоступными, организация детского досуга коммерциализируется, ориентируясь на обслуживание высокооплачиваемой части населения. В поселке и районе сегодня нет ни одного учреждения, которое способно организовать летний отдых детей. Полноценная занятость учащихся приходится на июнь, когда в школах функционируют площадки дневного пребывания для 1–7-х классов, а остальные ребята отрабатывают трудовую практику. А в июле и августе дети предоставлены самим себе.

Летний лагерь

Перед нами стояли все перечисленные выше проблемы. Нужно было разработать такую систему воспитания, когда влияние на детей не прерывалось бы даже в летние месяцы. Так родилась программа туристического лагеря «Фортуна».
Данная программа дает возможность не только решить вопрос занятости ребят и сделать непрерывным воспитательный процесс, но и сократить количество правонарушений среди учащихся в летний период.
Спортивно-туристическую деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления. Туризм и спорт оказывают всестороннее воздействие на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребят, удовлетворении потребностей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.
Кроме того, туризм и спорт – лучшие способы для закаливания. Романтика дальних дорог, встречи, острые жизненные ситуации помогают проверить себя, пройти школу выживания, которая пригодится в будущем. Походная жизнь с купанием, загоранием, подвижными играми, здоровой пищей, сном на свежем воздухе, систематическими занятиями спортом способствует укреплению молодого организма.
Обязательная включенность детей в различные виды социальной практики, удовлетворение познавательных, личностных склонностей в коллективе и через коллектив делает лагерь успешной формой воспитания, дает большие возможности для изучения психологических особенностей ребят и на основе этого корректировки их поведения. Здесь востребован любой труд, каждый участвует в важных делах, а это значит: приходится работать друг с другом. Все это позволяет сплотить коллектив. Опыт же совместной работы позволяет детям проявить себя в будущем.
Работая над осуществлением программы, мы ставим следующие цели: сделать непрерывным процесс воспитания, создать условия для формирования положительных качеств личности, раскрыть интеллектуальный, физический, духовный потенциал ребенка; организовать занятость детей «группы риска» в летнее время. Для их достижения приходится решать несколько важных задач: создавать систему для развития потенциала личности; формировать у детей и подростков интерес к активным видам занятости, потребности и умения самообслуживания, помощи окружающим; готовить детей и подростков к руководству и подчинению; развивать у них организаторские способности, оздоравливать школьников. Все нужно сделать за короткий промежуток времени.
Пребывание в лагере добровольное. Возраст участников – 10–17 лет. Предпочтение отдается детям из малообеспеченных, неблагополучных семей, состоящим на разного вида учетах.
Нахождение в лагере частично оплачиваемое, но к каждому мы подходим индивидуально: 4 ребенка в семье и более – бесплатно, 3 человека: 100% – старший, 50% – средний, третий – бесплатно; малообеспеченные – 50%.
Продолжительность смены – 10–15 суток.
Ежедневно в лагере проходят практические занятия по спортивному туризму, на которых ребята получают знания и навыки, связанные с туристическо-краеведческой деятельностью и проживанием в естественных условиях. Общефизическая подготовка развивает интерес к спорту, здоровому образу жизни, укрепляет опорно-двигательный аппарат. Кроме того, проводятся занятия по оказанию первой медицинской помощи, рукопашному бою. Ежедневно на это отводится по 4 часа. Значительное внимание уделяется экологическому воспитанию, формированию бережного отношения к окружающей среде и знакомству с природой и географией родного края.

Инициатива – составляющая самоуправления

Для того чтобы ребята могли проявить инициативу и раскрыть свои возможности, в лагере организовано самоуправление. Все участники распределены по отрядам. Руководителями назначаются самые достойные. Сочетание лидерства и подчинения, возможность вносить собственные предложения по улучшению жизни позволяют проявиться каждому ребенку.
Взаимоотношения детей и взрослых строятся на основе соуправления и сотрудничества. Роль руководителя и воспитателей заключается в создании доброжелательной атмосферы. Вся жизнь в лагере планируется взрослыми и детьми совместно. Мероприятия направлены на развитие творческой активности и самостоятельности.
Ребята имеют право обсуждать любые проблемы и высказывать свое мнение по каждому вопросу. Для этого предусмотрена планерка, где ежедневно вместе с взрослыми дети планируют следующий день, оценивают проделанную работу. Инициатива – одна из главных составляющих самоуправления. Участники имеют право обсуждать и высказывать свое мнение по любому вопросу.
Во время работы в лагере обнаруживаются новые активисты. Организаторские способности здесь являются одними из важнейших, и ребята в полной мере их проявляют, что позволяет сделать жизнь разнообразнее.
Руководство и подчинение – неотъемлемая часть системы самоуправления, четкая деятельность которой невозможна без работы актива, куда входят не только старшие ребята, но и младшие. Все участники разбиваются на 4 бригады во главе с самыми деятельными и авторитетными. Решение бригадира – закон.
Самообслуживание наряду с самоуправлением относится к главным элементам организации лагеря. Поскольку он находится в так называемой «дикой местности», то в первые дни силами детей и педагогов проводится большая работа по обустройству: разбиваются палатки, строятся кухня и столовая, умывальники, туалет, очищается пляж, убирается территория. Ребята получают необходимые сведения по организации жизни в полевых условиях, учатся самообслуживанию. И у них происходит формирование трудовых навыков.
Пятилетний опыт работы показывает, что полевой лагерь «Фортуна» позволяет решить самые разнообразные задачи. Воспитательная работа с детьми «группы риска» продолжается и в летние месяцы. Это позволяет нам, педагогам, еще лучше познакомиться с ребятами, изучить их поведение в нестандартных ситуациях, что впоследствии сказывается на работе с ними в учебное время. Дети раскрываются с неожиданной стороны. Порой ребенок, на которого все уже давно махнули рукой, показывает себя как хороший организатор походной жизни, имеющий колоссальный опыт. Очень часто бывало, что и у детей, и у учителей менялось отношение к таким ребятам: они переставали быть изгоями, что положительно влияло на их поведение в дальнейшем.

Людмила Хлебникова