Лето в «Олимпионике»
Воспитательная программа летнего пришкольного оздоровительно-образовательного лагеря
К битвам спортивным все мы готовы.
Каждый уверен в силе своей.
И побеждают на финише снова
Дружба и сила команды моей
Пора отдохнуть
|
Публикация статьи произведена при поддержке одной из крупнейших частных медицинских клиник Израиля NewMed, обладающей широкой специализацией, позволяющей оказывать квалифицированную медицинскую помощь при любых проблемах со здоровьем. При лечении лейкоза в Израиле активно используется пересадка костного мозга (от близких родственников) или стволовых клеток (от иных доноров). В распоряжении клиники имеется современная диагностическая база, позволяющая индивидуально подобрать схему лечения для пациента с использованием высокоэффективных медикаментов последнего поколения и новейших методик, благодаря чему достигается высокая результативность терапии.
Наступило лето – пора отдыха детей в
летних пришкольных лагерях. Ребенок должен за
это время окрепнуть, энергично подвигаться,
набраться новых впечатлений, заполнить свое
свободное время интересными делами, получить
дополнительные знания. Весь педагогический
коллектив лагеря ориентирует свою работу на
развитие личности. В деятельности и общении
детей, педагогов, родителей главным становятся
сотрудничество, сотворчество, соуправление,
равноправие и равноценность личностных позиций.
Олимпийские события зимней Олимпиады в Италии в
феврале 2006 года и летней – в Китае 2008 года
подтолкнули нас к идее проведения тематической
смены в нашем оздоровительном лагере, которая
получила название «Общелагерные Олимпийские
игры».
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к
сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь
ребенку осознать, что нет ничего прекраснее
здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», –
гласит восточная мудрость.
Считаем, что основу игротеки летнего
оздоровительного лагеря должны составлять
спортивные и подвижные игры, а также знания из
истории Олимпийских игр.
Смена проходит под девизом «Мы хотим всем
рекордам наши звонкие дать имена!» и включает,
помимо спортивных соревнований, и
интеллектуальные игры, и музыкальные
мероприятия, и культурно-просветительскую
работу, связанную с олимпийской тематикой.
Важнейшее направление – активное приобщение
детей к физкультуре, спорту и здоровому образу
жизни.
«В воспитании нет каникул» – эта педагогическая
формула становится правилом при организации
детского летнего отдыха, а заодно и правилом
творческого подхода к каникулам – радостному
времени духовного и физического развития и роста
каждого ребенка.
Задачи воспитательной работы
Олимпийское движение – философия
жизни, соединяющая в единое целое достоинства
тела, воли и разума, поэтому мы поставили перед
собой следующие задачи:
1. Расширение у учащихся знаний о
мировой культуре: знакомство с историей
олимпийского движения. Концепция современного
олимпизма – всемерно содействовать реализации
гуманистических возможностей спорта и
предотвращать случаи его антигуманного
использования (негативного воздействия на
здоровье людей).
2. Диагностирование и тестирование состояния
здоровья, уровня физической подготовленности,
особенностей психики, духовное и физическое
совершенствование на основе ценностей и идеалов
олимпизма и культурных обычаев и традиций своей
страны.
3. Организация разнообразной досуговой
деятельности, и прежде всего – активного общения
с природой.
4. Вовлечение в систематические занятия
физической культурой и спортом всех детей.
5. Практическая и теоретическая подготовка
усвоения понятий:
Земля – общий дом человечества, ее
надо беречь;
Отечество – единственная, уникальная
для каждого человека Родина;
культура – великое богатство,
накопленное человечеством;
мир – покой и согласие между людьми;
знание – результат разнообразного
творческого труда.
6. Привлечение к активным формам
деятельности учащихся группы риска.
Как устроена деятельность лагеря
1. Физкультурный актив лагеря
преобразуется в общелагерный Олимпийский
комитет. В него входят по одному представителю от
каждой команды. Главная задача комитета –
развитие спорта в отрядах: внутренние
состязания, подготовка команд к общим
соревнованиям, подача олимпийских заявок.
2. В каждом отряде назначается капитан
команды.
3. Вожатые ежедневно, помимо прочей работы,
ведут учет, какая команда получила больше
медалей.
4. Все результаты соревнований вывешиваются
на специальном информационном стенде «Табло
олимпиады»; там же отражается количество
золотых, серебряных и бронзовых медалей по
командам. Информация меняется каждый день.
5. Вожатые проводят беседы об Олимпийских
играх. Ежедневно в эфир выходит радиогазета
«Олимпийский лекторий», подготовленная
библиотекарем, учителем физической культуры и
комитетом лагеря.
6. Работа кружков сосредоточена на
олимпийской и спортивной темах. В конце смены
проводится выставка работ детей.
7. В библиотеке лагеря отбирается специальная
литература в помощь педагогам.
Главные особенности программы:
– наличие турниров, фестивалей,
викторин;
– включение нетрадиционных соревнований и
конкурсов, предполагающих сочетание спорта и
искусства;
– постановка задачи «победить самого себя, а не
других»;
– проведение так называемых «новых игр», в
которых отсутствует разделение участников на
победителей и проигравших;
– при определении лауреатов учитываются не
только результаты выступления участников, но
также нравственные и эстетические аспекты их
поведения.
При составлении плана работы на
летнюю смену мы учитывали следующее:
– продолжительность лагерных игр
составляет 16 дней, как и на Олимпийских играх;
церемония открытия и закрытия должна иметь
яркий, торжественный вид, чтобы запомниться как
главное событие лагерной жизни;
– после закрытия игр у детей должно остаться
время, чтобы поделиться впечатлениями;
– при планировании соревнований учтены наличие
спортивного инвентаря, место проведения
соревнований;
– за каждое соревнование их победителям и
призерам должны вручаться олимпийский венок,
призы, награды, грамоты, медали, сувениры.
4 цикла Олимпийских игр
1. Предолимпийский цикл (дети
знакомятся со спортивными площадками лагеря,
создают свои команды, дают им названия,
знакомятся с историей Олимпийских игр в Древней
Греции, готовятся к церемонии открытия игр).
2. Знакомство с историей королевы спорта –
легкой атлетики. Это доступный и любимый детьми
вид спорта. дети соревнуются в беге, прыжках и
метании.
3. Знакомство с историей игровых видов спорта.
Турниры по различным подвижным и спортивным
играм проводятся на протяжении недели (день
пионербола, день баскетбола, день футбола).
4. Знакомство с интеллектуальными видами
спорта, куда входят спортивное ориентирование,
шахматно-шашечный турнир.
Обязательно включаются народные подвижные
игры «Сабантуй» (см. Приложение),
«Общеславянский сход. Городище», «Летние
забавы»; знакомство с историей и спортивными
традициями родного края; все мероприятия
оформляются музыкальным сопровождением.
Экспериментальный план
воспитательной работы
Блоки |
Задачи блока |
Направление |
Ответственные |
Основы
олимпийских
знаний |
Формирование
знаний по истории Олимпийских игр, олимпийского
движения и развития спорта |
Рассказы
воспитателя, викторины, игры |
Воспитатель,
библиотекарь, учитель физкультуры |
Физкультурно-оздоровительный |
Формирование ЗОЖ,
укрепление духовного,
физического
и психологического здоровья |
Утренняя
гимнастика, подвижные игры, соревнования, День
здоровья, походы |
Воспитатель,
учитель
физкультуры |
Художественно-эстетический |
Приобщение детей к
духовной культуре, развитие мотивации |
Музыка,
литература, история, ИЗО,
чтение книг |
Воспитатель,
музыкальный руководитель |
План смены
План смены |
Проводимые
мероприятия |
Ответственные |
1-й |
Знакомство со
спортивными сооружениями лагеря,
комплектование команд.
Лекторий: легенды и мифы Древней Греции |
Вожатый |
2-й |
Открытие
лагерных Олимпийских игр |
Вожатый |
3-й |
Мероприятие
«Туристический калейдоскоп» |
Вожатый
Учитель физкультуры |
4-й |
Знакомство с
историей королевы спорта – легкой атлетики.
Соревнование «Навстречу Олимпиаде» |
Учитель
физкультуры |
5-й |
Олимпийские
игры древности и современности.
Игра «Поле чудес» |
Вожатый |
6-й |
Эстафета «От
игры – к спорту» |
Учитель
физкультуры |
7-й |
«Сабантуй» |
Весь
педагогический коллектив |
8-й |
Знакомство с
историей игровых видов спорта.
День пионербола |
Библиотекарь |
9-й |
День баскетбола |
Учитель
физкультуры |
10-й |
День футбола |
Учитель
физкультуры |
11-й |
День Нептуна |
Учитель
физкультуры |
12-й |
«Общеславянский
сход. Городище» |
Воспитатель |
13-й |
Знакомство с
историей шахмат и шашек.
Шахматно-шашечный турнир |
Воспитатель |
14-й |
День здоровья |
Учитель
физкультуры |
15-й |
Игры доброй
воли |
Учитель
физкультуры |
16-й |
Военно-спортивная
игра «Зарничка» |
Учитель ОБЖ |
17-й |
«Планета ФИС» |
Библиотекарь |
18-й |
Закрытие
Олимпийских игр. Подведение итогов.
Награждение команд-победительниц.
Прощание с лагерем |
Весь
педагогический
коллектив лагеря |
Приложение
«Сабантуй» – это праздник
У спортсменов и теоретиков спорта не
проходит интерес к народным играм и национальным
видам спорта. Олимпийские игры из года в год
обогащаются за счет национальных спортивных
увлечений. Кстати, хоккей на траве и стрельба из
лука давно стали олимпийскими видами спорта.
Стало хорошей традицией проводить в лагере
детский сабантуй. Один из первых советских
исследователей татарских народных традиций
физического воспитания И.Семенов писал: «По
характеру сабантуй напоминал собой
древнегреческие олимпиады. Может быть, многим
это покажется парадоксом, но, если внимательно
рассмотреть содержание праздника, сходство
будет более близким».
В развлекательную программу включаются и такие
древние народные игры, как «кузна» – любимая
игра замечательного татарского поэта Г.Тукая,
«чуракай», перенос тяжестей, катание шара за
линию и другие.
«Сабантуй» – это праздник, который достался нам
от наших дедов и отцов. Он был приурочен к
окончанию весенних полевых работ.
В программе праздника – бег и борьба,
перетягивание каната, бой с мешками на буме,
поднятие гирь, перенос яиц в ложке, бой горшков,
бег с ведрами воды, корэш. Они тренируют силу,
волю, ловкость. Строгие судьи, одетые в
национальные костюмы, олицетворяют
справедливость в определении сильнейших.
Традиционно «сабантуйные» виды спорта – бег на
скорость и выносливость (самые различные
дистанции), наперегонки в гору, через
препятствия; прыжки в длину, а также с помощью
шеста, палки; бросание камня и др. Происхождение
соревнований по бегу в гору уходит корнями в
далекое прошлое и связано с поклонением наших
предков «духу горы».
Все популярнее становится на «сабантуях» и
борьба на руках – спорт сильных, выносливых. Если
на международной спортивной арене этот вид
известен как армрестлинг, в нашем народе он
издавна носит название «кул корэштерю».
Все большее признание завоевывают и
соревнования по перетягиванию каната, а также
палки. Перетягивание палки включено в Единую
классификацию по национальным видам спорта
народов России.
Программа праздника
Торжественное открытие. Во время
проведения соревнований звучит татарская
народная музыка.
Перетягивание палки.
Разбивание горшков с закрытыми
глазами.
Перенос яиц в ложках.
Перенос воды в ведрах.
Борьба на руках.
Борьба.
Перетягивание каната.
Литература
Детская энциклопедия «Я познаю мир».
Спорт. – М.: АСТ, 1999.
Журнал «Физкультура в школе» № 3, 2006.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней
Греции. – Фрунзе: Мектеп, 1984.
Книга для учителя «Физическая
культура». Сценарии праздников и игровых
занятий. – М.: Первое сентября, 2002.
Сивачева Л.Н. Физкультура – это
радость! Спортивные игры с нестандартным
оборудованием. – СПб.: Детство-пресс, 2002.
Газета «Спорт в школе» № 20/2003, № 1, 10,
17/2004, № 11/2005.
- Газета для учителей начальной школы «Педсовет»
№ 4, 2006.
Гульсина Раимджанова