В начале апреля в Московском
гуманитарном педагогическом институте при
поддержке Департамента образования Москвы
состоялся межрегиональный круглый стол
«Здоровьеформирующее образование: подготовка
специалистов (опыт, проблемы, перспективы)»
Зачем собрались специалисты
Целью стало привлечение специалистов
различных областей, ученых, представителей
администраций системы образования и
педагогов-практиков к обсуждению проблемы
несоответствия современных требований,
предъявляемых к педагогу по сохранению и
укреплению здоровья школьников, действующим
образовательным стандартам высшего
профессионального образования, готовящего
квалифицированные в этом вопросе педагогические
кадры.
В частности, к дискуссии были
предложены следующие вопросы:
– пути решения проблемы
несовершенства стандартов высшего образования в
области подготовки педагогов к
здоровьесберегающей деятельности;
– компетенции, которыми должен обладать
педагогический работник, чтобы обеспечивать
сохранение и укрепление здоровья школьников;
– специфика профессиональной подготовки
педагогических кадров для образовательных
учреждений, имеющих статус «Школа здоровья»,
– определение основных понятий
здоровьесбережения («культура здоровья»,
«здоровьесберегающие технологии» и т.п.).
В обсуждении приняли участие
специалисты научно-исследовательских и
образовательных учреждений Москвы и регионов,
сотрудники окружных управлений образования и
методических центров, директора и педагоги
столичных ОУ «Школа здоровья».
Собравшиеся констатировали, что действующие
стандарты высшего профессионального
образования не позволяют подготовить
осведомленного в вопросах здоровьесбережения
педагога, способного формировать
здоровьесберегающую образовательную среду,
учитывать адаптационные возможности школьников,
обеспечивать сохранение их психосоматического
здоровья и духовно-нравственное развитие.
О создании здоровьесберегающей
среды
Начальник Управления дошкольного и
общего образования Департамента образования
Москвы И.А. Петрунина отметила особую
важность подготовки кадров для
здоровьесберегающей деятельности, поскольку
именно мастерство и компетентность педагога в
конечном счете определяют создание
здоровьесберегающей среды в каждой российской
школе.
В ходе дискуссии было отмечено, что
образовательные учреждения города и страны уже
накопили существенный опыт, который надо
осмыслить и систематизировать. Так, о роли «Школ
здоровья» в обучении шла речь на коллегии
Департамента образования Москвы в феврале 2009
года. Теперь на круглом столе окончательно
оформилось предложение создать на базе МГПИ
межвузовский координационный
научно-методический центр, который вместе с
создающимися в Москве ресурсными центрами на
базе «Школ здоровья» решит ряд важных задач:
– обобщит наработанный опыт по
подготовке педагогов к здоровьесберегающей
деятельности;
– стандартизирует требования к образовательным
программам по подготовке, повышению
квалификации и переподготовке специалистов,
способных квалифицированно вести
здоровьесберегающую деятельность в ОУ;
– создаст банк данных здоровьесберегающих
технологий, предоставит возможность
ознакомиться с накопленным опытом в области
здоровьесбережения, получить квалифицированную
научно-методическую и организационную помощь.
О преодолении стандартов
Действующие вузовские
образовательные стандарты, по мнению первого
проректора МГПИ Т.С. Ивановой,
предусматривают слишком малое количество часов* на знакомство студентов с
возрастными физиологическими и
психологическими особенностями детей, с
санитарно-гигиеническими требованиями к
организации образовательного процесса, методике
здоровьесберегающей деятельности педагога,
психогигиене личности педагога.
При этом из такой ситуации был предложен более
или менее приемлемый выход – сложившаяся за
несколько лет система, которая компенсирует
недостатки стандартов в данной области. В
частности, сотрудники МГПИ углубляют содержание
высшего профессионального образования
дисциплинами здоровьесберегающей
направленности, внедряют систему оценки
здоровьесберегающей деятельности студентов в
ходе педагогической практики. Особенно отмечено
было положительное влияние здоровьесберегающей
среды, сложившейся в институте, на формирование у
будущих педагогов представлений о том, как
организовать здоровьесберегающую деятельность,
с помощью каких методов и средств поддерживать
здоровье учащихся.
О повышении квалификации и
переподготовке
В области послевузовского
профессионального образования было также
отмечено отсутствие банка данных
образовательных программ профессиональной
подготовки по сохранению и укреплению здоровья
школьников. Следует отметить, что на современном
образовательном поле существует некоторое
количество программ, позволяющих педагогу в
существующих условиях регулярно повышать
квалификацию в области здоровьесбережения.
Для примера можно назвать ряд программ,
предлагаемых МИОО: «Здоровьесберегающее
содержание образовательных технологий»,
«Здоровьесберегающие технологии обучения детей
в современной школе», «Профилактическая и
оздоровительная работа в школах, содействующая
здоровью детей» и другие; программы,
представленные кафедрой
психолого-педагогических технологий охраны и
укрепления здоровья АПКиППРО:
«Здоровьесберегающие технологии обучения и
воспитания», «Психология здоровья»,
«Формирование здоровья учащихся средствами
физической культуры»; дистанционные курсы,
такие, как «Психофизиологические основы
эффективной организации учебного процесса»
(Институт возрастной физиологии РАО),
«Педагогика и психология здоровья школьников:
технология работы» (МПГУ); программа
«Компетентность современного педагога в
вопросах здоровьесбережения» (МГПИ); серия
программных продуктов, разработанных кафедрой
здоровьесберегающих технологий Института
развития образования Ивановской области, и
другие.
Однако участники круглого стола отметили, что
еще недостаточно эффективно действует система
обмена опытом, что разобщены усилия
образовательных учреждений, ведущих
здоровьесберегающую деятельность. К тому же
переход на уровневую систему профессиональной
подготовки работников образования диктует
необходимость создания разнообразных программ
переподготовки в области здоровьесбережения.
Размышляя о систематизации опыта и знакомясь с
авторскими программами, участники дискуссии
подчеркивали, что традиционные программы часто
имеют ярко выраженную медико-биологическую
направленность, т. е. рассчитаны на школьных
врачей и учителей биологии, тогда как новые
подходы к повышению квалификации и
переподготовке специалистов предполагают
вовлечение в процесс здоровьесбережения всего
коллектива школы, то есть комплексный, системный
подход. Более того, современные программы
объединяют, с одной стороны, выработку у
школьников позитивных поведенческих установок
на здоровый образ жизни, а с другой – внимание
к здоровью педагога (профилактика
эмоционального выгорания, закрепление у
педагога ценностного отношения к собственному
здоровью и т.д.).
О требованиях и помощи
Представители средних ОУ столицы
выразили мнение педагогической общественности о
том, какими компетенциями должен обладать
педагог, готовый к осуществлению
здоровьесберегающей деятельности. Среди главных
были названы:
– ценностное отношение к
собственному здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
– внимание к здоровью школьников и осознание
необходимости охраны и укрепления их здоровья
как своей обязанности;
– психолого-педагогическая компетентность в
области здоровьесберегающих технологий, в том
числе использование любой возможности по
формированию культуры здоровья школьников;
– умение прогнозировать результат своей
деятельности по охране и укреплению здоровья
детей;
– владение методикой комплексной оценки
(самооценки) здоровьесберегающей деятельности.
Однако такие требования можно
предъявлять лишь при одном условии: если будет
обеспечена возможность педагогическим
работникам регулярно совершенствовать свои
профессиональные умения и навыки. Поэтому
предлагается 1 раз в 5 лет для ОУ, имеющих статус
«Школа здоровья», проводить повышение
квалификации по тематике здоровьесбережения (не
менее 216 часов занятий с педагогами, не менее 72
часов – с административными работниками); для
образовательных учреждений, не имеющих данного
статуса, – (модуль – не менее 36 часов).
Вместе с этим в качестве эффективной меры было
предложено учитывать при аттестации работников
образования здоровьесберегающий аспект их
деятельности, продумать механизмы выставления
оценки компетентности педагога в этой области.
Представители окружных методических центров
говорили о том, что мотивация рядового учителя на
здоровьесберегающую деятельность, как правило,
остается низкой: до сих пор бытует стереотип, что
учитель и так загружен работой, а забота о
здоровье школьников – дополнительная обуза,
поэтому заниматься этим должен школьный медик (в
лучшем случае – еще школьный психолог и учитель
физкультуры).
Переломить ситуацию могли бы, например,
исследования о зависимости качества обучения от
применения здоровьесберегающих технологий;
определение критериев и индикаторов
эффективности здоровьесберегающих технологий;
определение четких должностных обязанностей
учителя, раскрывающих общее положение о том, что
«учитель должен нести ответственность за жизнь и
здоровье обучающихся». Кроме того, для повышения
мотивации учителя на здоровьесберегающую
деятельность необходимо проводить
просветительскую работу и тем самым повысить в
глазах педагогов ценность собственного здоровья
и предупредить их эмоциональное выгорание.
О понятиях
Важным моментом обсуждения на круглом
столе стало приведение к общему знаменателю
понятий, являющихся основными в
здоровьесберегающей деятельности педагога:
«культура здоровья» и «здоровьесберегающие
технологии».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что под
словами «культура здоровья» следует понимать
компетентность человека в области заботы о
здоровье, в которую включаются не только знания о
нем и способах его защиты, но и устойчивая
позитивная мотивация на
здоровьеориентированное поведение и здоровый
образ жизни.
К определению понятия здоровьесберегающие
технологии приблизиться было сложнее, так как
это словосочетание, прочно вошедшее в
педагогический обиход по аналогии с
образовательными (педагогическими)
технологиями, по сути, наполняется совершенно не
соответствующим данному термину смыслом. Самым
распространенным является толкование
здоровьесберегающих технологий как набора
средств (чаще всего медико-профилактических и
физкультурно-оздоровительных), помогающих
нейтрализовать школьный негатив – влияние
школьных факторов риска, в первую очередь –
учебных перегрузок. Исходя из сегодняшней
ситуации определение «здоровьесберегающий»
решено использовать как качественную
характеристику любой образовательной
технологии. Однако еще не ясен механизм того, как
и кому следует оценивать влияние конкретных
педагогических технологий на здоровье учащихся.
В ходе обсуждения пришли к согласию считать
здоровьесберегающей технологией совокупность
оптимальных приемов, методов и форм организации
образовательного процесса, реализация которых
ведет к сохранению и укреплению здоровья его
участников.
По мнению валеологов
Э.Н. Вайнер и А.Г. Сухарев
высказались о необходимости разработки единых
исторических принципов валеологии детского
возраста. Они должны представлять собой способы
формирования здорового образа жизни, навыков
безопасного поведения ребенка, проведения
валеологической оценки школьных программ и
методик и составления рекомендательного списка
по данным анализа, а также разработку
факультативов по формированию культуры здоровья
учащихся.
Конечно, постоянно возвращались к разговору о
необходимости подготовки для школы
педагогов-валеологов, в чьи должностные
обязанности необходимо включить обучение
культуре здоровья школьников (в рамках «уроков
здоровья», факультативов и т.д.), а также
административных работников, способных
возглавить системную работу педагогического
коллектива образовательных учреждений по
формированию и развитию здоровьесберегающей
среды.
Обязательным квалификационным требованием для
таких специалистов, по мнению участников
круглого стола, должно являться высшее
образование (в рамках системы уровневой
подготовки, в том числе в режиме переподготовки)
по профилю 540616 «Педагогические
здоровьесберегающие технологии» (направление
«Педагогика»).
Более того. В содержании Государственного
образовательного стандарта ВПО по подготовке
бакалавров всех педагогических и
психологических специальностей в вопросах
сохранения и укрепления здоровья школьников
должны быть предусмотрены в качестве
обязательной дисциплины в общепредметном блоке
«Здоровьесберегающие педагогические
технологии», а в содержании дисциплины «Методика
преподавания» – вопросы, связанные с
воспитанием культуры здоровья у школьников в
процессе преподавания соответствующего
предмета.
О стратегии
Подводя итоги круглого стола, Т.С.
Иванова отметила, что обеспечение
образовательных учреждений педагогическими
кадрами, компетентными в области охраны и
укрепления здоровья обучающихся, – задача хотя и
сложная (учитывая современные трудности
модернизации образования и несовершенство как
школьных, так и вузовских стандартов), но вполне
реальная и выполнимая. И опыт МГПИ и некоторых
других педагогических вузов тому подтверждение.
Самое важное – стратегически точный, системный,
многоуровневый подход к подготовке специалистов
и четкость запроса самих образовательных
учреждений на такие кадры. Воистину справедлива
поговорка «Кто не хочет – тот ищет причину, кто
хочет – тот ищет возможность».
Статья подготовлена при поддержке медицинского центра «Врач 24». Если Вы решили вызвать качественного врача на дом, то оптимальным решением станет обратиться в медицинский центр «Врач 24». Перейдя по ссылке: «вызов невролога на дом», вы сможете, не отходя от экрана монитора, вызвать высококвалифицированного специалиста на дом. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте vrach24plus.ru.
______________
*
Имеется в виду
количество часов, отведенных федеральным
компонентом учебных планов двухуровневой
системы профессионального обучения.