Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2009

Из первых рук

Кадры решают все

В начале апреля в Московском гуманитарном педагогическом институте при поддержке Департамента образования Москвы состоялся межрегиональный круглый стол «Здоровьеформирующее образование: подготовка специалистов (опыт, проблемы, перспективы)»

Зачем собрались специалисты

Целью стало привлечение специалистов различных областей, ученых, представителей администраций системы образования и педагогов-практиков к обсуждению проблемы несоответствия современных требований, предъявляемых к педагогу по сохранению и укреплению здоровья школьников, действующим образовательным стандартам высшего профессионального образования, готовящего квалифицированные в этом вопросе педагогические кадры.

В частности, к дискуссии были предложены следующие вопросы:

– пути решения проблемы несовершенства стандартов высшего образования в области подготовки педагогов к здоровьесберегающей деятельности;
– компетенции, которыми должен обладать педагогический работник, чтобы обеспечивать сохранение и укрепление здоровья школьников;
– специфика профессиональной подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений, имеющих статус «Школа здоровья»,
– определение основных понятий здоровьесбережения («культура здоровья», «здоровьесберегающие технологии» и т.п.).

В обсуждении приняли участие специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений Москвы и регионов, сотрудники окружных управлений образования и методических центров, директора и педагоги столичных ОУ «Школа здоровья».
Собравшиеся констатировали, что действующие стандарты высшего профессионального образования не позволяют подготовить осведомленного в вопросах здоровьесбережения педагога, способного формировать здоровьесберегающую образовательную среду, учитывать адаптационные возможности школьников, обеспечивать сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.

О создании здоровьесберегающей среды

Начальник Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы И.А. Петрунина отметила особую важность подготовки кадров для здоровьесберегающей деятельности, поскольку именно мастерство и компетентность педагога в конечном счете определяют создание здоровьесберегающей среды в каждой российской школе.
В ходе дискуссии было отмечено, что образовательные учреждения города и страны уже накопили существенный опыт, который надо осмыслить и систематизировать. Так, о роли «Школ здоровья» в обучении шла речь на коллегии Департамента образования Москвы в феврале 2009 года. Теперь на круглом столе окончательно оформилось предложение создать на базе МГПИ межвузовский координационный научно-методический центр, который вместе с создающимися в Москве ресурсными центрами на базе «Школ здоровья» решит ряд важных задач:

– обобщит наработанный опыт по подготовке педагогов к здоровьесберегающей деятельности;
– стандартизирует требования к образовательным программам по подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов, способных квалифицированно вести здоровьесберегающую деятельность в ОУ;
– создаст банк данных здоровьесберегающих технологий, предоставит возможность ознакомиться с накопленным опытом в области здоровьесбережения, получить квалифицированную научно-методическую и организационную помощь.

О преодолении стандартов

Действующие вузовские образовательные стандарты, по мнению первого проректора МГПИ Т.С. Ивановой, предусматривают слишком малое количество часов* на знакомство студентов с возрастными физиологическими и психологическими особенностями детей, с санитарно-гигиеническими требованиями к организации образовательного процесса, методике здоровьесберегающей деятельности педагога, психогигиене личности педагога.
При этом из такой ситуации был предложен более или менее приемлемый выход – сложившаяся за несколько лет система, которая компенсирует недостатки стандартов в данной области. В частности, сотрудники МГПИ углубляют содержание высшего профессионального образования дисциплинами здоровьесберегающей направленности, внедряют систему оценки здоровьесберегающей деятельности студентов в ходе педагогической практики. Особенно отмечено было положительное влияние здоровьесберегающей среды, сложившейся в институте, на формирование у будущих педагогов представлений о том, как организовать здоровьесберегающую деятельность, с помощью каких методов и средств поддерживать здоровье учащихся.

О повышении квалификации и переподготовке

В области послевузовского профессионального образования было также отмечено отсутствие банка данных образовательных программ профессиональной подготовки по сохранению и укреплению здоровья школьников. Следует отметить, что на современном образовательном поле существует некоторое количество программ, позволяющих педагогу в существующих условиях регулярно повышать квалификацию в области здоровьесбережения.
Для примера можно назвать ряд программ, предлагаемых МИОО: «Здоровьесберегающее содержание образовательных технологий», «Здоровьесберегающие технологии обучения детей в современной школе», «Профилактическая и оздоровительная работа в школах, содействующая здоровью детей» и другие; программы, представленные кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиППРО: «Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания», «Психология здоровья», «Формирование здоровья учащихся средствами физической культуры»; дистанционные курсы, такие, как «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса» (Институт возрастной физиологии РАО), «Педагогика и психология здоровья школьников: технология работы» (МПГУ); программа «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения» (МГПИ); серия программных продуктов, разработанных кафедрой здоровьесберегающих технологий Института развития образования Ивановской области, и другие.
Однако участники круглого стола отметили, что еще недостаточно эффективно действует система обмена опытом, что разобщены усилия образовательных учреждений, ведущих здоровьесберегающую деятельность. К тому же переход на уровневую систему профессиональной подготовки работников образования диктует необходимость создания разнообразных программ переподготовки в области здоровьесбережения.
Размышляя о систематизации опыта и знакомясь с авторскими программами, участники дискуссии подчеркивали, что традиционные программы часто имеют ярко выраженную медико-биологическую направленность, т. е. рассчитаны на школьных врачей и учителей биологии, тогда как новые подходы к повышению квалификации и переподготовке специалистов предполагают вовлечение в процесс здоровьесбережения всего коллектива школы, то есть комплексный, системный подход. Более того, современные программы объединяют, с одной стороны, выработку у школьников позитивных поведенческих установок на здоровый образ жизни, а с другой – внимание к здоровью педагога (профилактика эмоционального выгорания, закрепление у педагога ценностного отношения к собственному здоровью и т.д.).

О требованиях и помощи

Представители средних ОУ столицы выразили мнение педагогической общественности о том, какими компетенциями должен обладать педагог, готовый к осуществлению здоровьесберегающей деятельности. Среди главных были названы:

– ценностное отношение к собственному здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– внимание к здоровью школьников и осознание необходимости охраны и укрепления их здоровья как своей обязанности;
– психолого-педагогическая компетентность в области здоровьесберегающих технологий, в том числе использование любой возможности по формированию культуры здоровья школьников;
– умение прогнозировать результат своей деятельности по охране и укреплению здоровья детей;
– владение методикой комплексной оценки (самооценки) здоровьесберегающей деятельности.

Однако такие требования можно предъявлять лишь при одном условии: если будет обеспечена возможность педагогическим работникам регулярно совершенствовать свои профессиональные умения и навыки. Поэтому предлагается 1 раз в 5 лет для ОУ, имеющих статус «Школа здоровья», проводить повышение квалификации по тематике здоровьесбережения (не менее 216 часов занятий с педагогами, не менее 72 часов – с административными работниками); для образовательных учреждений, не имеющих данного статуса, – (модуль – не менее 36 часов).
Вместе с этим в качестве эффективной меры было предложено учитывать при аттестации работников образования здоровьесберегающий аспект их деятельности, продумать механизмы выставления оценки компетентности педагога в этой области.
Представители окружных методических центров говорили о том, что мотивация рядового учителя на здоровьесберегающую деятельность, как правило, остается низкой: до сих пор бытует стереотип, что учитель и так загружен работой, а забота о здоровье школьников – дополнительная обуза, поэтому заниматься этим должен школьный медик (в лучшем случае – еще школьный психолог и учитель физкультуры).
Переломить ситуацию могли бы, например, исследования о зависимости качества обучения от применения здоровьесберегающих технологий; определение критериев и индикаторов эффективности здоровьесберегающих технологий; определение четких должностных обязанностей учителя, раскрывающих общее положение о том, что «учитель должен нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся». Кроме того, для повышения мотивации учителя на здоровьесберегающую деятельность необходимо проводить просветительскую работу и тем самым повысить в глазах педагогов ценность собственного здоровья и предупредить их эмоциональное выгорание.

О понятиях

Важным моментом обсуждения на круглом столе стало приведение к общему знаменателю понятий, являющихся основными в здоровьесберегающей деятельности педагога: «культура здоровья» и «здоровьесберегающие технологии».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что под словами «культура здоровья» следует понимать компетентность человека в области заботы о здоровье, в которую включаются не только знания о нем и способах его защиты, но и устойчивая позитивная мотивация на здоровьеориентированное поведение и здоровый образ жизни.
К определению понятия здоровьесберегающие технологии приблизиться было сложнее, так как это словосочетание, прочно вошедшее в педагогический обиход по аналогии с образовательными (педагогическими) технологиями, по сути, наполняется совершенно не соответствующим данному термину смыслом. Самым распространенным является толкование здоровьесберегающих технологий как набора средств (чаще всего медико-профилактических и физкультурно-оздоровительных), помогающих нейтрализовать школьный негатив – влияние школьных факторов риска, в первую очередь – учебных перегрузок. Исходя из сегодняшней ситуации определение «здоровьесберегающий» решено использовать как качественную характеристику любой образовательной технологии. Однако еще не ясен механизм того, как и кому следует оценивать влияние конкретных педагогических технологий на здоровье учащихся.
В ходе обсуждения пришли к согласию считать здоровьесберегающей технологией совокупность оптимальных приемов, методов и форм организации образовательного процесса, реализация которых ведет к сохранению и укреплению здоровья его участников.

По мнению валеологов

Э.Н. Вайнер и А.Г. Сухарев высказались о необходимости разработки единых исторических принципов валеологии детского возраста. Они должны представлять собой способы формирования здорового образа жизни, навыков безопасного поведения ребенка, проведения валеологической оценки школьных программ и методик и составления рекомендательного списка по данным анализа, а также разработку факультативов по формированию культуры здоровья учащихся.
Конечно, постоянно возвращались к разговору о необходимости подготовки для школы педагогов-валеологов, в чьи должностные обязанности необходимо включить обучение культуре здоровья школьников (в рамках «уроков здоровья», факультативов и т.д.), а также административных работников, способных возглавить системную работу педагогического коллектива образовательных учреждений по формированию и развитию здоровьесберегающей среды.
Обязательным квалификационным требованием для таких специалистов, по мнению участников круглого стола, должно являться высшее образование (в рамках системы уровневой подготовки, в том числе в режиме переподготовки) по профилю 540616 «Педагогические здоровьесберегающие технологии» (направление «Педагогика»).
Более того. В содержании Государственного образовательного стандарта ВПО по подготовке бакалавров всех педагогических и психологических специальностей в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников должны быть предусмотрены в качестве обязательной дисциплины в общепредметном блоке «Здоровьесберегающие педагогические технологии», а в содержании дисциплины «Методика преподавания» – вопросы, связанные с воспитанием культуры здоровья у школьников в процессе преподавания соответствующего предмета.

О стратегии

Подводя итоги круглого стола, Т.С. Иванова отметила, что обеспечение образовательных учреждений педагогическими кадрами, компетентными в области охраны и укрепления здоровья обучающихся, – задача хотя и сложная (учитывая современные трудности модернизации образования и несовершенство как школьных, так и вузовских стандартов), но вполне реальная и выполнимая. И опыт МГПИ и некоторых других педагогических вузов тому подтверждение. Самое важное – стратегически точный, системный, многоуровневый подход к подготовке специалистов и четкость запроса самих образовательных учреждений на такие кадры. Воистину справедлива поговорка «Кто не хочет – тот ищет причину, кто хочет – тот ищет возможность».

Статья подготовлена при поддержке медицинского центра «Врач 24». Если Вы решили вызвать качественного врача на дом, то оптимальным решением станет обратиться в медицинский центр «Врач 24». Перейдя по ссылке: «вызов невролога на дом», вы сможете, не отходя от экрана монитора, вызвать высококвалифицированного специалиста на дом. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте vrach24plus.ru.

______________

* Имеется в виду количество часов, отведенных федеральным компонентом учебных планов двухуровневой системы профессионального обучения.

Татьяна Ле-ван ,
МГПИ