Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2009

Урок здоровья

Сила движения

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Главное лицо – педагог

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся – определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени, и не помогать детям сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Bо-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением.
Задача школы иная – сохранение и укрепление здоровья своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, – педагог.
Урок – это трудная работа для ученика, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения. Поэтому на занятиях проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения, переключения на новый вид деятельности.
На уроке важно создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, вести целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном счете ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом потребностей детей в саморазвитии, пoдpaжaнии, пpиoбpeтeнии опыта.

 

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики и учетом проблем здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств и здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8. Формирование практически необходимых умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Расписание. Нестандартные уроки

Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать для проведения физкультпауз. Из всех нагрузок наиболее утомительной для ребенка является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребенка.
При составлении расписания уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, следует ставить первыми и вторыми. Эффективно использовать чередование сложных и простых предметов в течение учебного дня. Физкультуру и труд нежелательно ставить первыми или последними в расписании.
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных форм проведения уроков, включающих:

  • игры;

  • дискуссии;

  • соревнования;

  • театрализованные представления;

  • консультации;

  • групповые формы работы;

  • взаимообучение учащихся;

  • творчество;

  • аукционы;

  • конкурсы;

  • обобщения;

  • фантазии;

  • концерты;

  • экскурсии.

Исключить развитие утомления у учащихся в процессе урока полностью невозможно. Но рациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберегающих методов, технологий и средств обучения помогут снизить утомляющее воздействие урока на организм.
Снять излишнее напряжение помогут паузы с использованием какого-либо метода, основанного на кратковременном переключении с одного вида деятельности на другой и включении воздействия дополнительных позитивных раздражителей.
Целесообразно чередовать виды деятельности: объяснение – с записями в тетрадь, рассказ – с показом наглядных пособий и технических средств обучения, решение задач – с устным счетом; использовать активные формы обучения: дискуссии, «мозговой штурм» и хоровые ответы на несложные вопросы, метод «закрытой доски».
Однообразный материал и однообразная деятельность возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к быстрому развитию в них охранительного торможения.
Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь учителя также способствует развитию у учащихся дремотного состояния, учебный материал воспринимается с трудом. Речь учителя должна быть адекватно эмоциональной. Урок должен проводиться не по типу монолога, a по типу диалога между учителем и обучающимися.
Все сказанное обязывает придерживаться здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Организация учения

I. Образовательный процесс должен быть творческим. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служат развитию, снижают наступление утомления.

Это достигается с помощью игровых ситуаций, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры). Рекомендуется использовать:

– диалоги с движением, разыгрывание сценок на литературные сюжеты;
– подвижные игры на переменах;
– наглядность;
– занимательные упражнения;
– фантазирование;
– домашние задания творческого характера (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

II. У школьников начальных классов нервная система особенно чувствительна, поэтому так важно во время урока:

а) Чередовать различные виды учебной деятельности:

  • опрос учащихся;

  • письмо;

  • чтение;

  • слушание;

  • рассказ;

  • рассматривание наглядных пособий;

  • ответы на вопросы;

  • решение задач.

Норма – 4–7 видов за урок.

б) Использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся:

  • метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);

  • активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

  • методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) Проводить физкультурные минутки:

  • расслабление кистей рук;

  • массаж пальцев перед письмом;

  • дыхательная гимнастика;

  • предупреждение утомления глаз.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться: будущее поколение станет более здоровым и развитым не только духовно, но и физически.

Методика «Гимнастика мозга»

«Гимнастика мозга» – это адаптированный вариант работы доктора Пола Деннисона и Гейл Деннисон.

Открытия авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.

Гимнастика представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать возможности, заложенные в нашем теле. Несколько минут (3–7) занятий пробуждают высокую умственную энергию.

Программа «Гимнастика мозга» знакомит с оригинальной и эффективной техникой и методикой, позволяющей решать следующие задачи:

  • развивать навыки учения, интеллектуальные и творческие способности;

  • улучшать работу долговременной и кратковременной памяти, концентрацию внимания, становление абстрактного мышления;

  • повышать точность выполняемых действий при работе на компьютере;

  • улучшать почерк;

  • обеспечивать гармоничную связь между телом и мозгом, снижать стресс;

  • научиться определять и правильно ставить актуальные цели и задачи в жизни, в учебе;

  • формировать навыки самостоятельности;

  • вырабатывать более ясное и позитивное мышление;

  • увеличивать чувствительность, гибкость, грацию;

  • улучшать коммуникацию с окружающими;

  • формировать уверенность при публичных выступлениях, собеседованиях, переговорах, экзаменах;

  • осознавать собственную значимость;

  • развивать личность, активное мышление и память.

Теоретические аспекты программы таковы.
Учеба – целостный процесс, к тому же более многослойный, чем часто предполагают. Учение осуществляется не только в голове – в нем участвует весь наш организм. Это утверждают многие современные нейропсихологи и педагоги.
Более того, без движения учеба остается несовершенной и неэффективной. Мы обучаемся в процессе взаимодействия нашего тела и окружающего мира. Мы воспринимаем сенсорные раздражения пятью органами чувств, а также вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат – это расположенный во внутреннем ухе орган чувств, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве. Благодаря вестибулярному аппарату мы можем двигаться в вертикальном положении и ориентироваться в пространстве. И во время учебы вестибулярный аппарат также задействован. Все движения оказывают глубокое влияние на сам процесс учебы, и прежде всего делают этот процесс возможным.
Тот, кто хочет учиться, должен двигаться.
Так, например, чтение возможно потому, что наши глаза совершают некоторые движения. При слушании мы рефлекторно поворачиваем нашу голову в сторону источника звука. Вспомним и о том, что при записи информации мы используем наше тело. Поэтому движение рассматривается как непосредственная часть программы.
Позитивные влияния различных упражнений методики вырастают именно из того факта, что учение связано с движением. Выполняя несложные упражнения, мы подключаем одновременно и ум, и тело. При тестировании у детей были обнаружены колоссальные улучшения работоспособности после проведения курса упражнений… Дети ненавидят читать, писать, учиться? С помощью гимнастики мозга у них появятся энергия и интерес к учебе.
«Зарядка для мозгов» состоит из ряда упражнений, которые мы с вами сейчас рассмотрим.

Упражнение «Скрещивающееся движение»

«Скрещивающееся движение» считается простым упражнением. Примите следующее положение: лежа, согните одну ногу в колене и соедините ее с локтем руки: левую ногу с правым локтем и наоборот. Попытайтесь совершать это движение как можно медленнее и сознательно.

Влияние упражнения. Стимулирует функции головного мозга и лобных полушарий. Это позитивно влияет как на ум, так и на организм в целом.

Упражнение «Слон»

Примите вертикальное положение с расслабленными коленями. Коснитесь левым ухом левого плеча. Попытайтесь максимально приблизить ухо к плечу. Вытяните перед собой руку и указательным пальцем образно нарисуйте в пространстве цифру восемь, включив в процесс только верхнюю часть туловища. Начните движения телом налево вверх. Следите за указательным пальцем. Повторите упражнение три раза (рисуйте восьмерку с разных сторон).

Влияние упражнения. Активизируется вся система «тело – ум».

Упражнение «Преодоление тяжести»

Сядьте удобно на стул и вытяните вперед ноги. Проследите, чтобы ступни касались пола. Теперь скрестите ноги в голеностопном суставе и немножко согните колени. На медленном выдохе наклоняйтесь вперед (насколько вам удобно) к скрещенным ступням. Вытяните руки параллельно ногам. При вдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение не меньше трех раз. Затем скрестите ноги по-другому и повторите упражнение.

Влияние упражнения. Длительное сидячее положение, а также стресс вызывают напряжение в области спины.

При помощи этого упражнения вы расслабляете эту область – и улучшается приток крови к спине. Через расслабление вы достигаете улучшения координации и чувства равновесия. Кроме того, повышается способность понимания.

Упражнение «Алфавит-8»

Возьмите лист бумаги и в центре его начните рисовать лежащие друг на друге цифры восемь. Но при этом не отрывайте карандаш от бумаги. Нарисуйте три такие восьмерки правой рукой, а потом три левой и, наконец, три восьмерки одновременно обеими руками. Во время рисования следите за кончиком карандаша.

Влияние упражнения. Это письменное упражнение снимает письменную блокировку и объединяет деятельность обоих больших полушарий, что дает волю вашим креативным способностям.

Упражнение «Синхронное рисование»

Возьмите большой лист бумаги и в каждую руку по карандашу. А теперь начните одновременно рисовать обеими руками зеркальные фигуры: бублики, квадраты и круги. Лучше всего, если вы начнете рисовать простые фигуры. Если же это упражнение дается вам с трудом, можете попробовать произносить вслух слова «вверх» и «вниз», чтобы скоординировать общие движения.

Влияние упражнения. Содействует улучшению координации глаз и моторных навыков.

Упражнения «Гимнастики мозга» дают возможность активизировать участки мозга, которые раньше бездействовали в учении, и решить проблему неуспешности.
Высшим результатом предлагаемой методики должно стать обучение ребенка, с тем чтобы он самостоятельно в нужный момент мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашней или контрольной работы.
В целом исследовательский труд Пола Деннисона и Гейл Деннисон стал совершенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы оказалась весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинеспологии – науке, улучшающей обучаемость на уровне целостной работы мозга.

Упражнения из методики «Гимнастика мозга»

1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать «перекрестную» работу лучше.

1.1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки». Прыгайте так, чтобы в такт движению правой ноги двигалась левая рука. А теперь – левая нога и правая рука. Прыгайте вперед, в стороны, назад. Глаза должны двигаться во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь – правой рукой левого колена.

1.2. Упражнение «Ленивые восьмерки». Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), потом – левой рукой. Затем правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

1.3. Упражнение «Двойной рисунок». Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

– навстречу друг другу;
– вверх – вниз, т.е. левой рукой вверх, правой – вниз и наоборот;
– разводя руки в разные стороны.

1.4. Упражнение «Алфавит восьмерками». Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:

– симметричные, т.е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х, ф;
– асимметричные с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э;
– асимметричные с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, г.

Правильное расположение:

абд

уцл

эя

ож

нпт

хфш

еёсв

зкмю

ргщъыь

1.5. Упражнение «Слон». Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

1.6. Упражнение «Вращение шеи». Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

2. Упражнения, растягивающие мышцы тела. Помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

2.1. Упражнение «Сова». Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

2.2. Упражнение «Активизация руки». Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.

2.3. Упражнение «Сгибание стоп ног». Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.

2.4. Упражнение «Помпа икр ног». Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед – выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды каждой ногой. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

2.5. Упражнение «Гравитационное скольжение». Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз – выдох, выпрямляйтесь, поднимайте руки – вдох. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).

2.6. Упражнение «Заземлитель». Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох – согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, повторите по отношению к левой ноге.

3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключить биллионы тончайших нервных клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.

3.1. Упражнение «Кнопки мозга». Выполняется перед чтением. Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

3.2. Упражнение «Кнопки Земли». Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобной кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.

3.3. Упражнение «Кнопки баланса». Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении за основанием черепа, а левую руку положите на пупок. Вдохните «энергию». Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и выдохните «энергию».

3.4. Упражнение «Кнопки космоса». Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая энергию» по позвоночному столбу.

3.5. Упражнение «Энергетическая зевота». Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.

3.6. Упражнение «Крюки». Поза поднимает настроение. Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди – левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому нёбу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.

Данные упражнения служат для развития следующих навыков:

  • активное слушание, т.е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь (упражнения 1.5; 3.2; 3.4);

  • понимающее чтение, т.е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации (упражнения 1.2; 1.4; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);

  • письмо, правописание (упражнения 1.2; 1.3; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5);

  • навыки выполнения заданий, т.е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению (упражнения 1.1; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2; 3.2; 3.3);

  • творческое мышление, т.е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт (упражнения 1.1; 1.3; 2.2; 3.1; 3.2);

  • выполнение контрольных работ, т.е. способность подключить творческое начало в ответственный момент (упражнения 1.1; 1.3; 2.3; 3.3; 3.4);

  • быстрое чтение, т.е. способность быстро просматривать и бегло читать (упражнения 1.1; 1.2; 1.4; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);

  • навыки самосознания. Образ «я». Способность сохранять уравновешенность в любых ситуациях (упражнения 1.6; 3.1; 3.3; 3.5; 3.6);

  • координация целостного движения тела. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения (упражнения 1.1; 3.3; 3.4; 3.5).

Елена Вальтер