Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2009

Вместе с психологом

Психологи разные бывают

Психологическая грамотность населения в последние годы значительно повысилась. Многие люди охотно обращаются к специалистам за помощью в разрешении личных и семейных проблем, а также вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей. Психологи работают теперь не только в консультациях, но и в школах, детских садах, в социальных и медицинских учреждениях и центрах.
Психологическая помощь стала доступнее и разнообразнее. Психологи могут очень сильно отличаться друг от друга – почти так же, например, как хирург от терапевта, а учитель физкультуры – от преподавателя математики. Они делятся по специализациям – более узким областям знания в рамках общего направления.
Где искать специалиста, который поможет ребенку? Чем школьный психолог отличается от психолога-консультанта? Выписывает ли психолог таблетки?
Статья написана в виде краткого обзора основных специализаций и методов работы психологов

Что беспокоит наших детей

Необходимость психологической консультации становится очевидной, когда родители обнаруживают, что ребенок неуспешен в какой-либо деятельности.
Чаще всего речь идет о школьном обучении; в других случаях беспокойство доставляет поведение – особенности общения со взрослыми и сверстниками, соответствие поступков общепринятым нормам.
Типичные жалобы учителей и родителей младших школьников чаще всего касаются успешности усвоения программы и поведения на уроках:
«Выполняет задания очень медленно. Неорганизованный. Домашние задания сам не делает, ждет напоминаний, подсказок».
«Совсем не хочет учиться. Отвлекается, все время крутится за партой, разговаривает с соседом, смотрит в окно».
«Не усваивает школьную программу. Делает ошибки в счете, письме. Не запоминает правила».

Другие беспокойства относятся к эмоциональным и личностным особенностям учеников младших классов:
«Очень капризная. Если ей что-то не нравится – кричит, плачет. Может ногами топать, требовать своего».
«Застенчивая, тревожная. Боится отвечать у доски. Подруг почти нет, только с одной девочкой общается».
«Очень агрессивный. Если домашнее задание не получается – может учебником кинуть и больше не делать уроки».

В средних и старших классах педагоги часто жалуются на отношение к учебе и поведению:
«Опаздывает в школу, домашних заданий не выполняет, на уроках не работает».
«Прогуливает уроки, грубит учителям. Не хочет учиться, не собирается никуда поступать».

Родителей подростков больше тревожат нарушения поведения и взаимоотношений в семье.
«Закрывается в своей комнате, целый день играет на компьютере».
«Уходит гулять и очень поздно возвращается. Может не прийти ночевать».
«Украл и бабушки тысячу рублей. Недавно они с другом сильно выпили и попали в милицию».

Диагностика и коррекция

Если проблема носит устойчивый характер (существует уже длительное время, а многочисленные попытки исправить ситуацию не привели к успеху), следует всерьез задуматься о ее причинах и обратиться к специалисту.
В случаях, связанных с обучением, первую консультацию можно получить у школьного психолога (педагога-психолога). Именно в его задачи входит психологическое сопровождение учебного процесса в образовательном учреждении. Он поможет сориентироваться в проблеме и оказать «первую помощь» в виде диагностики и консультации по ее результатам. Дальнейшие шаги будут зависеть от полученных результатов: в случае незначительных отклонений от нормы и при наличии свободного рабочего времени педагог-психолог сможет оказать необходимую помощь ребенку и родителям. В других ситуациях следует обратиться к более узким специалистам.
Диагностикой психического развития и последующей помощью в преодолении выявленных проблем занимается детский патопсихолог (или детский клинический психолог).
Первая консультация у клинического психолога обычно посвящена знакомству и сбору анамнеза – информации об условиях и особенностях развития ребенка на протяжении всей его жизни (включая внутриутробный период) и о ситуации в данный момент.
Это необходимо для того, чтобы правильно оценить совокупность факторов, которые повлияли или продолжают воздействовать на развитие ребенка. Далее наступает этап клинико-психологической диагностики с помощью специальных методик.
При проведении диагностики психолог выявит особенности личности и деятельности ребенка, проверит состояние его психических процессов (мышления, памяти, восприятия, внимания) на предмет соответствия возрастным нормам. В случае, если выявлены какие-либо нарушения, не позволяющие ребенку успешно учиться, специалист может предложить коррекционную программу.
Обычно это индивидуальные или групповые занятия с детьми, имеющие целью преодоление нарушений и развитие психических функций. Для родителей также составляются подробные рекомендации по взаимодействию с детьми – как в учебной деятельности, так и в повседневном общении.
В некоторых случаях клинический психолог может рекомендовать дополнительные консультации. Это бывает целесообразно, когда природа обнаруженных нарушений «многопричинна» или относится к компетенции других специалистов.
Например, одной из причин неуспеваемости может быть недостаточность какой-либо психической функции (памяти, внимания, восприятия, речи, мышления), вызванная незрелостью или иными нарушениями (повреждениями) соответствующих мозговых структур. Выявить подобные дефекты и составить грамотную коррекционную программу поможет нейропсихолог.
Иногда бывает достаточно квалифицированной психологической коррекции состояния ребенка; в других случаях необходима медикаментозная терапия. Поэтому патопсихологи (клинические психологи) и нейропсихологи обычно работают в тесном сотрудничестве с врачами: невропатологами – специалистами по болезням нервной системы – и детскими психиатрами, занимающимися диагностикой, лечением и предупреждением психических заболеваний.
В компетенцию патопсихологов, невропатологов и детских психиатров входят неврозы, умственная отсталость и задержка психического развития, личностные и поведенческие нарушения, аффективные расстройства (нарушения настроения), синдром дефицита внимания с гиперактивностью, эпилепсия и шизофрения.
Клинические психологи, нейропсихологи, невропатологи и психиатры обычно работают в медицинских учреждениях (диспансерах, поликлиниках, больницах, медицинских центрах), реже – в центрах психологической помощи.
Близким направлением является и коррекционная (специальная) психология. Среди коррекционных психологов есть разные специалисты: детям с нарушениями слуха помогают сурдопсихологи, зрения – тифлопсихологи, речи – логопсихологи и логопеды. Также коррекционные психологи занимаются с ребятами, имеющими диагноз «умственная отсталость», и детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Коррекционные психологи чаще всего работают в специальных образовательных учреждениях, центрах медико-психологической помощи детям и подросткам или в специализированных центрах помощи «особым» детям.
Если в развитии школьника не выявлено значительных отклонений, которые могли бы объяснить имеющиеся трудности, то, возможно, они вызваны ситуацией. Например, ребенок пережил острую психологическую травму или находится в состоянии хронического стресса (длительно существующая неблагоприятная ситуация в школе или дома – развод, конфликтные взаимоотношения, асоциальное поведение членов семьи). Это также может быть реакцией на неадекватные родительские воздействия (чрезмерная авторитарность, попустительство, гиперопека и т.п.).
В данном случае в первую очередь в помощи нуждаются родители. Семейный психолог-консультант или семейный психотерапевт поможет им улучшить обстановку в доме и наладить взаимоотношения с ребенком или подростком.
Психологи-консультанты и психотерапевты (специалисты с медицинским образованием, дополнительно обучившиеся психотерапии) работают, как правило, в центрах психологической помощи населению. В то же время многие медицинские, социальные и даже образовательные учреждения также имеют в своем штате таких специалистов.

Рисуем, играем, сказки читаем

Все психологи, работающие с детьми, хорошо знают особенности возрастного развития в норме и при различных нарушениях и пользуются специальными диагностическими и коррекционными методиками. В зависимости от решаемых задач, особенностей и способностей детей, а также профессиональных предпочтений специалиста методы бывают разными.
Психологи часто применяют игровые методы (игры с песком и водой, с игрушками, с марионетками), подвижные, словесные игры.
Это могут быть ролевые игры, инсценировки. Также психологи используют специальные дидактические развивающие игры и упражнения. Все они имеют целью развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка и помощь в разрешении проблемных ситуаций.
Еще одним методом является психологическая коррекция с применением арттерапии. На таких занятиях с помощью творчества (рисования, лепки, создания поделок) ребенок получает возможность выразить свой внутренний мир, отобразить собственные переживания (страхи, тревогу, обиду, боль, агрессию) и справиться с ними под руководством чуткого взрослого.
Специалисты, использующие методы библиотерапии, помогают детям осознать и разрешить свои трудности через приобщение к литературному творчеству.
Ребенок вместе с психологом может читать подобранные по актуальным для него темам литературные произведения. Используются для этого и особенные, написанные психологами специально для детей «терапевтические» сказки и истории. Как правило, в них содержатся замаскированные решения детских проблем, помогающие слушающему или читающему получить больше сил для их преодоления.
Музыка и кино также считаются хорошими методами психотерапевтического воздействия. Кинофильмы, как и книги, могут быть использованы для решения эмоциональных и личностных проблем ребенка.
Музыкотерапия – прекрасное средство для релаксации и нормализации эмоционального состояния.
«Разговорная» психотерапия, т.е. традиционное психологическое консультирование чаще применяется к взрослым и подросткам. В 12–16 лет ребята уже обычно готовы осознавать и обсуждать свои проблемы со специалистом, к которому чувствуют доверие. Такие беседы обычно направлены на обсуждение и поиск выхода из сложившейся ситуации.
Все вышеперечисленные методы могут использоваться психологами как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми и подростками.

Словарь психологических специальностей

Клинический психолог – специалист по выявлению и коррекции отклонений в интеллектуальном и личностном развитии. Оказывает помощь детям, страдающим различными соматическими заболеваниями. Клинический психолог занимается также коррекцией девиантных и дезадаптивных форм поведения.
Коррекционный (специальный) психолог – специалист по закономерностям психического развития детей с нарушениями умственного развития, слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сферы.
Нейропсихолог детский – специалист по раннему выявлению и коррекции нарушений развития, вызванных незрелостью или иными повреждениями структур головного мозга.
Патопсихолог – специалист по выявлению нарушений или особенностей протекания психических процессов (мышление, память, внимание) и характерологических особенностей.
Педагог-психолог – специалист, занимающийся сопровождением учебного процесса в образовательном учреждении (помощь в адаптации, раскрытии способностей, преодолении трудностей в учебе). Оказывает профориентационную помощь.
Психолог-консультант – специалист по оказанию помощи взрослым и детям в разрешении проблем, связанных с кризисными переживаниями, межличностными конфликтами, семейными трудностями. Помимо традиционного консультирования, может использовать различные психотерапевтические методы: игротерапию, ролевые игры, библиотерапию, арттерапию, семейную психотерапию и др.
Психотерапевт – специалист с медицинским образованием, оказывающий глубокое, длительное комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание пациента с помощью вербальных (языковых) и невербальных средств. Формы работы психотерапевта – индивидуальная, групповая, семейная. Психотерапевт использует разнообразные методы: гипноз, аутогенную тренировку, дыхательные техники, различные варианты анализа конфликтных переживаний человека. Наиболее известные психотерапевтические подходы: психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциально-гуманистическая психотерапия, телесно ориентированная терапия, системная семейная психотерапия, трансактный анализ, психодрама и др.

Публикация статьи произведена при поддержке службы психологической помощи ProEgo.ru. Если вам необходима помощь семейного или детского психолога в Санкт-Петербурге – ProEgo.ru поможет вам найти нужного специалиста: психоаналитика, психотерапевта, сексолога и пр. Так же вы сможете получить консультацию психолога онлайн. Вы можете выбрать нужного специалиста из списка самостоятельно или воспользоваться помощью администратора службы.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук