Гормональная буря в восьмом классе
Как помочь подросткам преодолевать внешние и внутренние конфликты
Подростковый возраст
восьмиклассников рассматривается как этап
развития личности, процесс перехода от
зависимого, опекаемого детства, когда ребенок
живет по особым правилам, установленным для него
взрослыми, к самостоятельной жизни.
В этом возрасте проявляется
акцентуация (особенности характера), способ
реагирования подростка в каждом случае зависит
от его типа акцентуации.
Существуют следующие типы акцентуаций:
циклоидный;
гипертимный;
астено-невротический;
сенситивный;
психоастенический;
демонстративный;
неустойчивый;
конформный.
В возрасте 13–14 лет меняется система
ценностей и интересов. То, что было сверхзначимо,
обесценивается, появляются новые кумиры,
подросток перестает прямо копировать взрослых,
характер взаимоотношений со взрослыми и
родителями часто носит протестный характер.
Очень вероятно заражение фанатизмом, так как
подростки тянутся ко всему необычному, часто
увлекаются неформальными течениями.
Внешне кризис подросткового возраста
проявляется в грубости, скрытности и нарочитости
поведения, в стремлении поступать наперекор
требованию и желанию взрослых, в игнорировании
замечаний, уходе от обычной сферы общения.
У подростка возникает беспричинное
чувство тревоги, колеблется самооценка; он в это
время очень раним, конфликтен, может впадать в
депрессию. В то же время перестройка отношения к
себе влияет не только на его эмоциональное
самочувствие, но и на развитие его творческих
способностей и удовлетворенность жизнью вообще.
Учеба в это время отходит на второй план. (Чтобы
учение было привлекательным, нужно находить в
материале то, что могло бы способствовать
общению подростков.)
Самая главная проблема подросткового
возраста – половое созревание. В это время
формируются психосексуальные установки и
ориентации, происходит вторичная половая
идентификация, подросток переживает первую
любовь, у него возникают эротические фантазии и
переживания. Он меняется настолько, что этот
период называют «гормональной бурей» или
«эндокринным штормом». Начинается бурный,
неравномерный рост, вследствие чего подросток
становится диспропорциональным, неуклюжим.
Часто у восьмиклассников возникает дисморфофобия
(неприятие своего тела и внешности), тогда они
изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто
страдают и замыкаются в себе.
Так как подросток стремится к крайним позициям в
оценке, то он склонен переоценивать или
недооценивать собственные качества и свойства.
Если успешность в чем-то отклоняется от некоего
выбранного самим подростком стандарта, то она не
воспринимается как успешность.
Подростки критично относятся к отрицательным
чертам своего характера, переживая из-за тех
свойств, которые мешают им в дружбе и
взаимоотношениях с другими людьми.
Самооценка восьмиклассника
неустойчива: он склонен считать себя либо гением,
либо ничтожеством. К тому же оценка носит
сверхобобщенный характер: любая мелочь может в
корне изменить отношение подростка к себе. В
собственных глазах он должен быть очень умным,
красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден
признать, что что-то не так, его мнение о себе
падает по всем пунктам, – правда, именно такая
противоречивая самооценка необходима подростку,
для того чтобы у него складывались новые,
взрослые критерии личностного развития.
Самооценка подростков противоречива,
недостаточно целостна, поэтому в их поведении
может возникнуть много немотивированных
поступков.
Современный подросток живет в мире,
сложном по своему содержанию и тенденциям
социализации. Подростки больше других
представителей возрастных групп страдают
сегодня от нестабильности социальной,
экономической и моральной обстановки в стране,
потеряв необходимую ориентацию в ценностях и
идеалах: старые идеалы разрушены, новые еще не
созданы.
Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном
отношении к обучению, плохой успеваемости,
браваде невыполнением обязанностей: они
всячески избегают выполнять какие-либо
поручения по дому, готовить домашние задания, а
то и посещать занятия.
В подобных случаях они оказываются перед лицом
большого количества лишнего времени, но для них
характерно неумение содержательно проводить
досуг. У подавляющего большинства таких
подростков отсутствуют какие-либо
индивидуальные увлечения, они не занимаются в
секциях и кружках, не посещают выставки и театры.
Бессодержательно проводимое время толкает
восьмиклассников на поиск новых «острых
ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно
вплетаются в структуру девиантного образа жизни
подростков. Часто они отмечают свои «заслуги»:
удачные похождения, хулиганские поступки, драки,
мелкие кражи – распитием спиртных напитков.
Впоследствии, объясняя подобные проступки,
восьмиклассники демонстрируют неправильное
представление о нравственности, справедливости,
смелости и храбрости.
На всем протяжении переходного
периода наблюдается четко выраженная динамика
агрессивности. Формы агрессивного поведения
типичны для большинства подростков. А по уровню
косвенной агрессии на первом месте находятся
ребята из семей подсобных работников и
руководящих служащих.
Повышенным негативизмом отличаются подростки из
среды руководящих работников и семей
интеллигенции (врачей, учителей, инженеров).
Менее всего выражено агрессивное поведение у
подростков из среды торговых работников. Видимо,
сказывается не только материальное
благополучие, но и выработанное в этой среде
стремление избегать конфликтов, сглаживать
возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды
и конкретной ситуации. Одним из определяющих
элементов микросреды, формирующих личность,
является семья.
При этом решающим оказывается не ее состав –
полная, неполная, распавшаяся, а нравственная
атмосфера, взаимоотношения, которые
складываются между взрослыми членами семьи,
между взрослыми и детьми.
Для любого подростка очень важна роль семьи, но, к
сожалению, растет число неблагополучных семей, в
которых существует полная безнадзорность,
бесконтрольность поведения детей со стороны
родителей, безразличие к судьбе подростка.
Так формируются дети с отклонениями в поведении.
Но даже в благополучных на первый взгляд семьях
можно выделить много проблем психологического
характера, которые приводят к кризису
подросткового возраста.
Можно выделить четыре
неблагополучные ситуации в семье:
гиперопека различных степеней: от
желания быть соучастником всех проявлений
внутренней жизни детей (их мыслей, чувств,
поведения) до семейной тирании;
гипоопека, нередко переходящая в
безнадзорность;
ситуация, создающая «кумира семьи»:
повышенное внимание к любому побуждению ребенка
и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
ситуация, создающая «золушек» в
семье. Появилось много семей, где родители
уделяют много внимания себе и мало – детям.
Как общаться с восьмиклассниками в
этот период?
Формирование круга интересов
восьмиклассника на основе особенностей его
характера и способностей.
Максимальное сокращение периода
свободного времени – «времени праздного
существования и безделья».
Привлечение к таким занятиям, как
чтение, самообразование, занятия музыкой,
спортом, положительно формирующим личность.
Индивидуальная, с участием школьного
психолога, психокоррекционная работа с
подростком.
Включение в такую деятельность,
которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то
же время дает подростку возможность реализовать
и утвердить себя на уровне взрослых.
Снижение проявления агрессии путем
посещения спортивных школ, ежедневной
гимнастики дома с использованием гантелей и
эспандера, железных гирь и боксерских перчаток
(пусть подростки колотят друг друга в мирной
драке, давая выход энергии, чтобы агрессия не
накапливалась, подобно статическому
электричеству, имеющему свойство взрываться
болезненными разрядами).
Не предъявлять завышенных
требований, не подтвержденных способностью
восьмиклассника.
Честно указывать подростку на его
удачи и неудачи (причем удачи объяснять его
способностями, а неудачи – недостаточной
подготовкой).
Не захваливать подростка, объясняя
его неудачи случайностью, так как это формирует
эффект неадекватности.
Рекомендации для родителей
Будьте всегда чуткими к делам своих
детей.
Анализируйте с детьми причины их удач
и неудач.
Поддерживайте ребенка, когда ему
нелегко.
Старайтесь не ограждать подростка от
трудностей.
Научите подростка преодолевать
трудности.
Сравнивайте своего ребенка только с
ним самим, обязательно отмечая продвижение
вперед.
Постоянно контролируйте ребенка (но
без гиперопеки) по принципу «доверяй, но
проверяй».
Поощряйте даже едва возникшие
потребности в знаниях, гармонии и красоте, в
самоактуализации (развитии собственной
личности).
Информируйте своего ребенка о границах
материальных потребностей и напоминайте, что
духовные потребности должны развиваться
постоянно.
Замечайте любое положительное
изменение в развитии личности ребенка.
Рассказывайте ребенку о своих
проблемах, о том, что волновало вас, когда вы были
в его возрасте.
Покупайте детям книги по психологии,
самопознанию.
Будьте всегда личным примером (учите
делами, а не словами).
Помните, что только личным
примером можно что-то изменить в лучшую сторону:
самоактуализация передается от родителей к
детям. У творческих родителей всегда
неординарные дети.
Разговаривайте с детьми как с
равными, уважая их мнение, избегая нравоучений,
криков, назидательности, иронии.
Советуйте ребенку следить за своей
внешностью – одеждой, прической, соблюдать
правила личной гигиены.
Ни в коем случае не запрещайте
подростку отношений с молодыми людьми
противоположного пола, не пресекайте разговоры
на темы взаимоотношений мальчиков и девочек,
иначе между вами возникнет недоверие.
Воспитывайте естественный взгляд на
проблемы взаимоотношения полов: не упрощенное,
не вульгарное, а простое, здоровое отношение
позволит создать в будущем нормальную семью.
Рассказывайте своим детям о том,
какие у вас были взаимоотношения с
противоположным полом в 14–15 лет, делая акцент на
благородстве, культуре чувств, уважении друг к
другу, ответственности друг за друга.
Вашему ребенку будет интересно
узнать, как познакомились его родители, как
развивались их отношения.
Познакомьтесь с друзьями своего
ребенка, просите их информировать вас о способах
времяпрепровождения, но не превращайтесь в
шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
Помните: недоверие оскорбляет!
Следите за тем, какие книги читает ваш
ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь
оградить его от тех, которые могут вызвать
приступы агрессии или девиантного поведения.
Будьте всегда для своего ребенка
прежде всего старшим, мудрым другом и только
потом – любящей(им) мамой (папой).
Лариса Зарипова , замдиректора по экспериментальной работе, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №709
|