Острый вопрос
Существует множество программ по
профилактике наркомании, алкоголизма и курения,
предназначенных для подростков. Но все ли они
приводят к положительным результатам? Как
оценивать эффективность программ?
Как оценить изменения
Проблема злоупотребления алкоголем и
наркотиками среди подростков и молодежи до сих
пор является достаточно острой.
Педагоги и психологи образовательных учреждений
разрабатывают и внедряют профилактические
программы, позволяющие снизить риск приема
психоактивных веществ. Проводятся различные
мероприятия: акции, конкурсы, круглые столы;
приглашенные специалисты читают лекции о
пагубном влиянии спиртного и наркотиков. Во
многих школах организовано волонтерское
движение (где «трансляторами» знаний становятся
сами учащиеся).
С ребятами и родителями проводятся
психолого-профилактические тренинги;
организуются контакты с социальными,
медицинскими и психологическими службами.
Но, несмотря на усилия специалистов, вопрос об
эффективности тех или иных мероприятий остается
открытым. Даже когда преподаватели, родители и
учащиеся отмечают положительные изменения после
проведенной работы.
Оценка результативности программ – достаточно
сложная задача. Главная трудность связана с
отсутствием четких показателей успешности
профилактической деятельности. \
В литературе обычно приводятся лишь условия
эффективности подобных программ. Чаще всего
говорится о реалистичности целей;
направленности на развитие личности и
уменьшение риска; соответствии возрасту;
долговременности и систематичности воздействий;
подготовленности психолого-педагогических
кадров; разнообразии методов работы;
вовлеченности большого числа учащихся и членов
их семей и т.п. Однако все это не позволяет
оценить наступившие изменения.
Столкновение ведомственных
интересов
Еще один подход в определении
показателей профилактической работы состоит в
подсчете количества учащихся, состоящих на учете
в наркологических диспансерах, комиссиях и
подразделениях по делам несовершеннолетних. Но
эти показатели, на наш взгляд, отражают не
столько эффективность деятельности в
образовательных учреждениях, сколько активность
медиков и сотрудников правоохранительных
органов, занимающихся выявлением подростков,
замеченных в употреблении алкоголя и/или
наркотических веществ.
Открытым также остается вопрос о числе
задержанных несовершеннолетних. Происходит
столкновение интересов различных ведомств:
школы скрывают случаи применения психоактивных
веществ и показывают «желательную» статистику,
опасаясь упреков в плохой воспитательной работе.
А для учреждений здравоохранения и милиции
низкие показатели выявляемости случаев
злоупотребления ПАВ – свидетельство
недостаточности их усилий.
К сожалению, «пострадавшими» оказываются семьи и
дети, не имеющие возможности получить
своевременную социальную, медицинскую и
психологическую помощь.
Количество отравлений и передозировок,
госпитализаций, психозов, а также преступлений,
связанных с незаконным оборотом или применением
психоактивных веществ, является скорее
отражением общего уровня вовлеченности
подростков и молодежи в злоупотребление
алкоголем и наркотиками. Эти показатели не могут
применяться для оценки эффективности
профилактики в учреждениях образования из-за
«неподконтрольности» и несоответствия
возможностям школьных психологов и педагогов.
О параметрах, критериях и
результатах
Так существуют ли критерии, с
помощью которых можно оценить эффективность
профилактических программ? Какие параметры
нужно измерять, чтобы убедиться в снижении риска
употребления алкоголя и/или наркотиков детьми,
подростками и молодежью? Какие изменения должны
произойти в их поведении?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Эффект любой программы ограничен:
человеческое поведение определяется слишком
многими факторами биологического, социального и
психологического происхождения и не может быть
кардинально изменено усилиями даже самых
хороших педагогов. Однако некоторые улучшения
все-таки возможны.
Наиболее приемлемой задачей является
снижение интенсивности (и только в некоторых
случаях – отказ) употребления психоактивных
веществ.
Тогда при реализации программ первичной
профилактики мы можем ожидать следующих
результатов:
1. Увеличение возраста первой
пробы алкоголя.
2. Увеличение возраста первого алкогольного
опьянения.
3. Уменьшение количества случаев
положительного оценивания первого алкогольного
опьянения.
4. Увеличение возраста первой пробы табака.
5. Увеличение возраста первой пробы
наркотических веществ.
6. Уменьшение числа учащихся, имеющих опыт
пробы наркотиков.
Чтобы учесть эти показатели,
необходимо иметь данные, с которыми будет
производиться сравнение после систематического
участия школьников в различных профилактических
мероприятиях. Имеет смысл сравнивать показатели
детей одной и той же возрастной группы по
достижении ими подросткового возраста (см.
таблицу 1).
Таблица 1
|
Школьники, не участвовавшие в
программе первичной профилактики |
Школьники, участвовавшие в
программе первичной профилактики |
Возраст первой пробы алкоголя |
|
|
Возраст первого алкогольного
опьянения |
|
|
Случаи положительного
оценивания первого алкогольного опьянения, % |
|
|
Возраст первой пробы табака |
|
|
Возраст первой пробы
наркотиков |
|
|
Число учащихся, имеющих опыт
пробы наркотических веществ, % |
|
|
При реализации программ вторичной
профилактики (с учащимися, уже имеющими опыт
употребления психоактивных веществ) могут
фиксироваться и краткосрочный, и долгосрочный
эффекты профилактических программ:
1. Уменьшение числа учащихся,
систематически употребляющих алкоголь.
2. Снижение частоты употребления алкоголя.
3. Увеличение числа учащихся, отказавшихся на
длительный срок от употребления алкоголя.
4. Уменьшение числа учащихся, систематически
употребляющих наркотики.
5. Снижение частоты употребления
наркотических веществ.
6. Увеличение числа учащихся, отказавшихся на
длительный срок от употребления наркотиков.
7. Уменьшение числа учащихся, систематически
курящих.
8. Снижение частоты курения.
9. Увеличение числа учащихся, отказавшихся на
длительный срок от курения.
10. Уменьшение числа учащихся, состоящих на
внутришкольном учете по причине употребления
ПАВ.
Склонность к зависимому поведению
является отражением психологических проблем
личности, ее недостаточной способности
адаптироваться к условиям жизни. Поэтому
профилактические программы предполагают работу
не только с установками детей и подростков на
употребление психоактивных веществ, но и в целом
с личностью учащегося, с его поведением и
ближайшим окружением. Это изменяющиеся
характеристики; их положительная динамика также
будет указывать на эффективность проведенной
работы.
Таблица 2
|
До проведения программы |
После проведения программы |
Через полгода |
Через год |
Частота употребления алкоголя |
|
|
|
|
Число учащихся, систематически
употребляющих алкоголь (использовать деление на
группы по частоте употребления), % |
|
|
|
|
Количество учащихся,
отказавшихся на длительный срок от употребления
алкоголя |
|
|
|
|
Частота употребления
наркотиков |
|
|
|
|
Число учащихся, систематически
употребляющих наркотические вещества
(использовать деление на группы по частоте
употребления), % |
|
|
|
|
Количество учащихся,
отказавшихся на длительный срок от употребления
наркотиков |
|
|
|
|
Частота курения |
|
|
|
|
Число учащихся, систематически
курящих (использовать деление на группы по
частоте курения), % |
|
|
|
|
Количество учащихся,
отказавшихся на длительный срок от курения |
|
|
|
|
Число учащихся, состоящих на
внутришкольном учете по причине употребления
ПАВ |
|
|
|
|
Таблица 3
Показатели/годы |
|
|
|
|
Число учащихся и/или членов
их семей, добровольно обратившихся за помощью в
социально-психологическую службу
образовательного учреждения после проведения
профилактических мероприятий |
|
|
|
|
Количество случаев успешного
оказания помощи в разрешении проблемных
ситуаций, связанных с социальным и
психологическим неблагополучием учащихся |
|
|
|
|
Динамика, выявляемая по
результатам диагностики (мониторинга)
психологического здоровья учащихся, уровня их
социально-психологической адаптации и
склонности к зависимому поведению (измеряется
до и после проведения профилактической работы
отдельно по каждой выбранной методике) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фиксировать можно следующие
показатели:
1. Увеличение числа учащихся и/или
членов их семей, добровольно обратившихся за
помощью в социально-психологическую службу
образовательного учреждения после проведения
профилактических мероприятий.
2. Увеличение количества случаев успешного
оказания помощи в разрешении проблемных
ситуаций, связанных с социальным и
психологическим неблагополучием учащихся.
3. Положительная динамика, выявляемая по
результатам диагностики (мониторинга)
психологического состояния учащихся, уровня их
социально-психологической адаптации и
склонности к зависимому поведению (измеряется до
и после проведения профилактической работы).
Параметры, рекомендуемые к измерению с
помощью психодиагностических методик: уровень
социально-психологической адаптации,
внушаемость, тревожность, импульсивность,
психологическая защита, склонность к риску,
потребность в новых ощущениях, склонность к
зависимому поведению как личностная
характеристика.
Использование данных критериев в практической
деятельности позволит структурировать работу по
предупреждению злоупотребления ПАВ среди
подростков и молодежи, оценить эффективность
используемых программ, масштабы и динамику
распространенности применения алкоголя и
наркотиков учащимися учреждений общего и
профессионального образования.
И в заключение приведем один из методов
психологической диагностики (тест-опросник),
позволяющий измерить склонность старших
подростков к употреблению психоактивных
веществ.
Тест-опросник
Поставьте галочку напротив выбранного
утверждения в случае вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму
баллов.
№ п/п |
Утверждение |
|
1 |
Если человек в
меру и без вредных последствий употребляет
возбуждающие и влияющие на психику вещества –
это нормально |
|
2 |
Человек должен
иметь право выпивать, сколько он хочет и где он
хочет |
|
3 |
Некоторые
правила и запреты можно отбросить, если
чего-нибудь сильно захочешь |
|
4 |
Мне бы
понравилась работа официантки в ресторане,
дегустатора вин |
|
5 |
Я часто
испытываю потребность в острых ощущениях |
|
6 |
Среди моих
знакомых есть люди, которые пробовали
одурманивающие токсические вещества |
|
7 |
Правы люди,
которые в жизни следуют высказыванию: «Если
нельзя, но очень хочется, то можно» |
|
8 |
Бывало, что я
случайно попадал(а) в неприятную историю или
драку после употребления спиртных напитков |
|
9 |
Были случаи,
когда мои родители, другие люди высказывали
беспокойство по поводу того, что я немного
выпил(а) |
|
10 |
Когда люди
стремятся к новым, необычным ощущениям и
переживаниям, это нормально |
|
11 |
Чтобы получить
удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и
запреты |
|
12 |
Мне нравится
бывать в компаниях, где в меру выпивают и
веселятся |
|
13 |
Бывало, что у
меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а),
что сейчас не время и не место |
|
14 |
Сигарета в
трудную минуту меня успокаивает |
|
15 |
Удовольствие –
это главное, к чему стоит стремиться в жизни |
|
16 |
Вредное
воздействие на человека алкоголя и табака сильно
преувеличивают |
|
17 |
Секс должен
занимать в жизни молодежи одно из главных мест |
|
18 |
Я бы
попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее
вещество, если бы твердо знал(а), что это не
повредит моему здоровью и не повлечет наказания |
|
19 |
Мои друзья
рассказывали, что в некоторых ситуациях они
испытывали необычные состояния: видели
интересные, красочные галлюцинации, слышали
странные, необычные звуки и др. |
|
20 |
В последнее
время я замечаю, что стал(а) много курить. Это
как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог |
|
21 |
Бывало, что по
утрам (после того как я накануне употреблял(а)
алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто
раскалывалась |
|
22 |
Не могу
заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это
вредно |
|
23 |
Часто в
состоянии опьянения я испытывал(а) чувство
невесомости, отрешенности от окружающего мира,
нереальности происходящего |
|
24 |
Мне неприятно
вспоминать и говорить о ряде случаев, которые
были связаны с употреблением алкоголя |
|
25 |
Мои друзья
умеют хорошо расслабиться и получить
удовольствие |
|
26 |
В последнее
время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) был(а)
принимать успокаивающие препараты |
|
27 |
Я пытался
(пыталась) избавиться от некоторых пагубных
привычек |
|
28 |
Употребляя
алкоголь, я часто превышал(а) свою норму |
|
29 |
Мне нравится
состояние, которое возникает, когда немного
выпьешь |
|
30 |
У меня были
неприятности в школе в связи с употреблением
алкоголя |
|
|
Итого: |
|
Юлия Корчагина , психолог, кандидат психологических наук
|