Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2009

Вне урока

Танец птиц

Подвижные игры и упражнения на природе для первоклассников

Для детей прогулки в лесу – словно приобщение к миру их любимых сказок. Однако ребенка нужно сразу приучить к правилам безопасного поведения на природе: не отделяться от основной группы, не пробовать и не трогать растения без разрешения взрослого, не рвать и не мять траву из чистого озорства. Конечно, это – невеселое замечание. Но когда известного польского специалиста по проблемам выживания в кризисных ситуациях Яцека Палкевича спросили, кого он больше всего опасается во время одиночных походов по лесу, он ответил: «Человека». Над этим стоит призадуматься.
Вот в какие игры можно поиграть в лесу (обратите внимание, что в них органично сочетаются физические упражнения, навыки поведения в лесу и познавательная информация).

«Шишки»

Конкурс на самую большую или самую красивую шишку, несомненно, разбудит интерес даже у спокойных детей.

«Поезд с шишками»

Пройти по двум бревнам – «рельсам» – с двадцатью шишками в руках будет непросто: ведь бревна находятся на расстоянии примерно полуметра друг от друга. Если шишки падают, приходится начинать весь путь сначала.

«Свисток»

В очерченном квадрате на расстоянии 20 м от крайних деревьев становится ведущий. На одно из деревьев вешается свисток. Остальные игроки стараются так подобраться к дереву со свистком, чтобы остаться незамеченными. Если ведущий увидел кого-то, тот выбывает из игры. Побеждает игрок, которому удается незаметно добраться до дерева и свистнуть в свисток.

«Путаница»

На определенном участке леса к деревьям или кустарникам крепится то, чего на них быть не может. Например, на багульник – ягоды черники, на сосну – листик брусники и т.д. Победит тот, кто заметит больше всего таких несуразностей.

«Слепой ботаник»

Несколько хорошо известных лесных растений дают детям осмотреть и потрогать. Затем им по очереди завязывают глаза и предлагают потрогать растение и определить его на ощупь. За каждый правильный ответ игрок получает по очку.

«Сбор листьев»

Показать детям пять рисунков с деревьями и кустарниками, которые растут поблизости, и игроки в течение 10 минут должны принести их листья. Очко получает игрок, который за эти десять минут соберет больше всего заветных листьев.

«Угадай, от какого дерева ветка»

Дети делятся на две группы. Одни получают рисунки с изображением деревьев, другие – рисунки с их названием и веточками. По команде нужно быстро найти соответствующий рисунок у другого игрока и определить на территории место, где растет это дерево. Выигрывает тот, кто найдет его раньше всех.

«Найди такую сосну»

Детям предлагается как можно быстрее добежать до сосны – самой большой, самой низкой, старой, молодой, развесистой, красивой. Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить слова-определения.

«Мое любимое дерево»

Каждый из ребят выбирает для себя понравившееся дерево, рассматривает его, запоминает характерные детали, с тем чтобы потом его нарисовать, рассказать о нем.
На сигнал «раз, два, три – о дереве расскажи!» дети бегут к учителю и одним предложением характеризуют какой-либо признак дерева или свое отношение к нему. На сигнал «раз, два, три – к дереву беги!» дети бегут обратно к своему дереву, чтобы проверить правильность высказанного суждения.

«Что какое?»

Дети поочередно называют предмет и одно его свойство (например, небо голубое, тропинка длинная и т.д.). Кто не сможет назвать, выходит из игры.

«Танец птиц»

Дети, изображая птиц, легко бегают по площадке, кружатся, встают в позу «ласточка» и т.д. Задача – придумать как можно больше разнообразных движений и красиво их выполнить.

«Кто быстрее?»

Дети встают в круг, один (ведущий) ходит за кругом. Обходя круг, он дотрагивается до кого-нибудь и называет имя. После этого оба бегут до условленного места и быстро возвращаются обратно, чтобы занять пустое место. Кто не успеет, тот становится ведущим. При следующих повторениях оговариваются способы бега: на носках, с высоким подниманием коленей, галопом и т.д.

«Ветерок и одуванчики»

Все дети – одуванчики, ведущий – ветерок. Ребята должны сами найти средства выразительной передачи образа. Учитель может использовать в игре фрагменты рассказов в качестве игрового фона.

 «Добрые слова»

Рассказать, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их произносят. Придумать разные добрые слова для сосны и березы.

«Мишень»

На земле рисуют несколько кругов один в другом (научить детей чертить круг палочкой с привязанной на конце веревкой, воткнутой в землю, пользуясь этим приспособлением как циркулем). Дети по очереди бросают шишки в круги. Выигрывает тот, кто большее число раз попал в меньший круг.

«Кто выше бросит»

Все вместе ищут два растущих рядом деревца или куста разной высоты и перебрасывают через них шишки. Перебросивший шишку через низкое деревце получает одно очко, через более высокое – три. Подсчитывается общее количество очков, определяется победитель. Правила: шишка должна перелететь через дерево, застрявшая в ветках шишка очка не дает.

«Разведчики»

На тропинке раскладываются разные предметы, найденные в лесу: шишки, коряги, веточки (5–7 предметов). Предлагается пройти по тропинке друг за другом, запомнить, что увидели. Затем каждый рассказывает об увиденном. Для проверки правильности ответа можно снова пройти по тропинке.

Валентина Бондарцова