Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2009

Из первых рук

Языком плаката

Недавно в столице завершился конкурс плаката, связанный с пропагандой здорового образа жизни, в котором были задействованы школьники, учащиеся колледжей и студенты московских вузов

Софья Черняева (13 лет),  изостудия   «Ровесник»  детского  досугового центра «Восточное  Измайлово».  2-е место  в номинации   «Безопасное  поведение»

Вырастить здорового человека нелегко. Хотя бы потому, что ему надо для начала объяснить, зачем нужно быть здоровым. Если ребенок не включил какие-то важные для нас и общества категории в систему своих ценностей, то попытки внушить ему, как правильно жить, могут разбиваться о непонимание или противодействие. Забота о своем физическом благосостоянии должна быть осознанной и активной, что доказывает важность здоровьеформирующего образования.
Именно эта идея легла в основу концепции конкурса социального плаката по пропаганде здорового образа жизни и культуры здоровья среди детей и молодежи, который проводился с 20 января по 5 марта в Московском гуманитарном педагогическом институте при поддержке Департамента образования города в рамках реализации целевых программ «Столичное образование-5» на 2009–2011 гг. и «Столичное здравоохранение» на 2008–2010 гг.
Целями конкурса явились привлечение внимания ребят к здоровому образу жизни, формирование у них общественно значимых ценностей и ориентации на социально-активную позицию. Организаторы задумывали решить ряд задач: поднятие престижа здоровой, активной жизни, формирование у молодого поколения позитивного мнения о роли такого образа жизни как необходимого условия развития человека и его профессионального самоопределения, содействие утверждению в семье и обществе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и терпимости.
В конкурсе приняли участие ребята из образовательных учреждений восьми округов Москвы в возрасте от 11 до 19 лет. Для оценки работ было приглашено жюри, в состав которого вошли представители различных профессий, позволяющих объективно оценить творчество конкурсантов. Его председателем стала Л.Е. Курнешова (первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы), сопредседателем – А.Г. Кутузов (ректор Московского гуманитарного педагогического института, председатель Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы). В состав жюри вошли также С.М. Чечельницкая (директор научно-методического центра «ДАР» им. Л.С. Выготского), С.Г. Айвазян (член Союза художников, член Академии художеств РФ, участник аукциона Сотбис), Н.В. Семина (главный редактор газеты «Здоровье детей») и ряд других специалистов.
После отборочного тура в финал вышли 38 работ. Победителями стали плакаты, созданные в ГОУ № 345 (ЦАО), специальной общеобразовательной школе № 8 (г. Зеленоград), «Школе здоровья» № 1923 (г. Зеленоград), детском досуговом центре «Восточное Измайлово» (ВАО), педагогических колледжах № 4 (ЮЗАО), № 16 (СВАО) и Московском гуманитарном педагогическом институте.

Юлия Куряева (17 лет),  учащаяся   педагогического колледжа № 16.  1-е место   в номинации «Роль здоровья  в жизни человека и общества»

Как показали конкурсные работы, современные дети и молодежь в большинстве своем недостаточно четко представляют себе, что такое социальный плакат (реалия советских времен уже давно непопулярна, а нынешняя ее преемница – социальная реклама – редко адресуется юному поколению). Однако, несмотря на это, ребята активно включились в творческий процесс и продемонстрировали свое видение проблем, которое в целом отражает как позитивные стороны социальной и образовательной политики государства, так и некоторые недоработки в этой области.
Например, очень большое количество плакатов было посвящено безопасному поведению. Это говорит о том, что дети, подростки и молодежь неравнодушны к тому вниманию, которое уделяется профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании на всех уровнях – от семьи до государства. Однако в идейном и художественном воплощении работ довольно часто преобладали стереотипы, что чревато уменьшением их воздействующего потенциала. Кроме того, в некоторых плакатах отразился довольно распространенный способ профилактики ПАВ-зависимостей – запугивание (хотя доказано, что он является далеко не самым эффективным). Вместе с тем радует, что в творчестве конкурсантов наблюдались и другие тенденции: обращение к положительным примерам вместо акцентирования внимания на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, причем это делалось ненавязчиво, доброжелательно, но убедительно. Такой подход, по мнению жюри, заслуживает самой высокой оценки. Именно подобную профилактическую модель целесообразно реализовывать в системе образования.

Статья подготовлена при поддержке сети стоматологических клиник «МЕГАСТОМ». Если Вы решили посетить профессионального стоматолога, то оптимальным решением станет обратиться в сеть стоматологических клиник «МЕГАСТОМ». Перейдя по ссылке: «эстетическая стоматология», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и услугах. В сети стоматологических клиниках «МЕГАСТОМ» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с пациентами.

Анна  Правороцкая  (13 лет),  изостудия   «Ровесник» детского досугового центра «Восточное Измайлово». 2-е место в номинации «Безопасное поведение»

Помимо безопасного поведения, в конкурсе было выделено еще пять направлений: роль здоровья в жизни человека и общества, здоровье и профессиональное самоопределение, спорт и движение, навыки позитивного социального взаимодействия и духовность как компонент культуры здоровья. Наиболее популярной наряду с «Безопасным поведением» стала номинация «Спорт и движение» – эта область хорошо разработана в образовании и имеет свои традиции (потому она и нашла отражение в плакатах). А вот роль здоровья в выборе профессии и успешной трудовой деятельности, а также его духовно-нравственные аспекты как для школьников, так и для учащихся колледжей и студентов оказались недостаточно понятными и знакомыми – и в этом видятся перспективы развития здоровьеформирующего образования, воспитания гармонично развитого, самодостаточного и успешного поколения.

Василиса Ионова (16 лет),  учащаяся ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1923,  г. Зеленоград.   1-е место в номинации «Безопасное поведение»

Идея здоровьеформирующего образования является ключевой и в деятельности самого организатора конкурса – Московского гуманитарного педагогического института. В МГПИ уже несколько лет ведется работа по развитию здоровьесберегающей среды, которая способна стать для будущих педагогов моделью их профессиональной деятельности. Формирование такой среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их физического благосостояния и духовно-нравственное развитие, – одна из важнейших задач, обозначенных в программе «Столичное образование-5». Институт занимается не только методической, но и научно-исследовательской разработкой этой проблемы. На его базе создана лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании, основная задача которой – создание эффективной системы здоровьесбережения в образовании, направленной на формирование культуры здоровья современного школьника и подготовку специалистов в данной области. МГПИ также ведет подготовку и повышение квалификации работников образования по программе «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения».

Анна Шарикова (17 лет),  учащаяся   педагогического колледжа № 16.  3-е место   в номинации  «Безопасное  поведение»

Итак, формирование активной жизненной позиции на основе осознания ценности здоровья является актуальным как для нового поколения граждан, так и для самих работников системы образования. Именно комплексный, разносторонний подход позволит обеспечить качественно новый уровень образования, включающий системное формирование культуры здоровья и привычки к здоровому образу жизни.

Наталья  Коротеева  (17 лет),  учащаяся   педагогического колледжа № 16.  Приз  за «лаконичность»  в номинации  «Роль здоровья   в жизни человека  и общества»

Татьяна Ле-ван ,
МГПИ