Насущная проблема
Проблема здоровьесбережения
школьников находится в центре внимания
коллектива Старооскольского городского
института усовершенствования учителей в течение
семи лет. Здесь проводятся курсы подготовки
преподавателей, через опытно-экспериментальную
деятельность отрабатываются модели различных
подходов к сохранению здоровья учащихся в
условиях образовательного учреждения.
Проведенные исследования и данные
диспансеризации вызывают необходимость подойти
к вопросу более серьезно. Прежде всего
рассмотреть понятие «здоровье человека», а также
изучить и обеспечить научно обоснованный подход
к здоровью учителя. Ведь именно оно оказывает
решающее влияние на состояние детей и учебный
процесс в целом.
Часто, говоря о здоровье, мы имеем в виду
отсутствие болезней, хотя оно включает в себя не
только физическое, но и психическое и социальное
благополучие человека. В современном мире его
главной составляющей также является умение
приспосабливаться к меняющимся жизненным
условиям. Кроме того, необходимо обратить
внимание на общественную значимость
профессиональной деятельности и ее влияние на
здоровьесбережение.
Таким образом, происходит процесс формирования
равновесия между врожденным потенциалом
организма и умением адаптироваться к внешней
среде.
Само здоровье является непременным условием
успешного решения задач, целей и планов человека
как в личном, так и в профессиональном отношении.
Оно необходимо для самореализации, развития
физического, творческого и духовного потенциала
человека.
Всемирная организация здравоохранения
предлагает использовать понятие «психическое
здоровье», под которым подразумевает наличие
ресурса, позволяющего преодолевать стрессы и
затруднения и обеспечивающего гармоничное
взаимодействие человека и окружающего мира.
Благосостояние людей зависит прежде всего от их
образа жизни.
Спонсор публикации статьи многопрофильный медицинский центр "Медицентр". Отделение для взрослых, отделение педиатрии, отделение профпатологии, вызов врача на дом, а также стоматология в медицинском центре в Санкт-Петербурге. Оказание услуг высокого качества, современное материально-техническое обеспечение, доступные цены. Узнать подробную информацию о центре и предоставляемых услугах, цены, контакты и записаться на приём Вы сможете тут.
Основными задачами
здоровьесбережения являются:
1) сохранение, укрепление и развитие
здоровья;
2) повышение уровня психологической и
коммуникативной культуры;
3) определение направлений самореализации
личности;
4) раскрытие творческого и духовного потенциала.
Опасная профессия
Профессия учителя относится к одному
из видов деятельности, приводящему к стрессовым
ситуациям, которые превышают реально возможный
психический потенциал человека. По данным НИИ
медицины труда, около 60% педагогов склонны к
неврозам. У этой группы явно отмечаются
субъективные факторы напряженности в процессе
работы во всех ее проявлениях: взаимодействии с
учениками, коллегами, руководством и пр.
Следствием повышенного напряжения часто
становятся резкая смена настроения, усталость,
безразличие, грубость. Эмоциональная
несдержанность вызывает у преподавателя чувство
вины, что в конце концов приводит к разочарованию
в себе. Медиками зафиксировано, что
профессиональными заболеваниями учителей все
чаще становятся гипертония, астма и язва желудка.
Не меньшей угрозой, чем стрессы, для
преподавателей являются и такие проблемы, как
гиподинамия, неправильное питание,
информационное переутомление, ненормированный
рабочий день.
Проведенные учеными исследования показывают,
что нагрузки педагогов многократно превышают
предельно допустимые значения. По степени
напряженности стрессы, которые регулярно
происходят у учителей, больше, чем у
представителей других профессий. К тому же они
бывают не только длительными, но и затяжными и
представляющими угрозу и для преподавателей, и
для детей.
Физическое и психическое благополучие
педагога – необходимое условие здоровья
учеников.
Педагоги, удерживающие негатив в себе, как
правило, приходят к заболеваниям нервной системы
и в конечном счете к профессиональной
непригодности.
Мы должны задуматься о психогигиене – системе
мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление благополучия учителей, а значит, и
школьников.
Педагог – вечная и востребованная профессия, до
недавней поры одна из наименее оплачиваемых.
Возможность получения больших денег долгое
время (а иногда и сейчас) реально существовала за
счет увеличения рабочего времени. Часто учитель,
имеющий отпуск летом, не располагает средствами
на лечение.
Малоподвижный образ жизни, повышенное
напряжение на зрительный, слуховой и голосовой
аппараты, необходимость быть всегда «в форме»,
отсутствие эмоциональной разрядки,
взаимодействие со многими людьми оказывают
прямое влияние на ухудшение здоровья.
Физические и нервно-психические нагрузки часто
приводят к профессиональной деформации
личности. Под этим подразумеваются
психологические изменения, оказывающие
негативное влияние на структуру личности и
профессиональную деятельность специалиста.
При начинающейся деформации у преподавателя
отмечаются затруднения уже при выполнении
несложных функций: забывание каких-то моментов,
проблемы с памятью. Далее наблюдается снижение
интереса к работе, раздражительность, «замыкание
в себе», резкое сокращение потребности в общении.
Непосредственно за этим наступает личностное
выгорание. Происходит полная потеря интереса к
работе и жизни вообще, эмоциональное
опустошение, бессилие, появляется желание
уединиться.
Ученые отмечают несколько типов
профессиональной деформации.
У педагога может произойти должностная
деформация: появление нетерпимости к чужому
мнению, непризнание собственных ошибок,
негативная реакция на критику, неспособность к
самокритике.
Такой учитель пассивно приспосабливается к
конкретным условиям работы, в результате чего у
него формируется высокий уровень конформизма и
он безоговорочно принимает предложенные модели
поведения.
В более сложных формах деформации у
преподавателя изменяются качества личности.
Проявляются властность, нетерпимость, низкая
эмоциональность, жесткость, неумение
адаптироваться в коллективе, осваивать
инновационные технологии и подходы в
педагогической деятельности.
К основным причинам деформации
личности учителя в современных условиях можно
отнести:
1) несоответствие реальных
возможностей и его функциональных обязанностей;
2) отсутствие объективной оценки его труда,
материального стимулирования достижений в
сопоставлении с коллегами;
3) длительное отсутствие стабильности в
образовании;
4) необходимость постоянного пересмотра
содержания, форм и методов обучения;
5) мобильность в постоянном обновлении знаний
и технологий, в их передаче учащимся;
6) ужесточение требований к опосредованию
качества работы и контролю знаний детей;
7) осознание особой ответственности за судьбы
учеников и их готовность к жизнедеятельности в
современном социуме;
8) признание понятия «конкурентоспособность»
как объективной данности в современной школе.
Мы перечислили лишь часть причин,
приводящих к деформации личности эмоционально
неустойчивого педагога. При более полном
определении уже можно вести речь о синдроме
профессионального выгорания, которое является
защитным механизмом, позволяющим учителю
экономно расходовать свои энергетические
ресурсы и предупреждать многие заболевания.
Психологи установили, что выгорание передается
подобно инфекции: подверженные синдрому часто
становятся пессимистами и, взаимодействуя с
коллегами, могут привнести соответствующую ауру
в коллектив, и тогда «зараза» распространится и
поставит под угрозу деятельность целого
образовательного учреждения.