|
Прими решениеПрофилактическая игра с подросткамиЭкспериментально уже давно было доказано, что развитие личностных ресурсов и навыков решения проблем не только помогает подросткам успешно реализовать себя в жизни, но способствует осмысленному поведенческому выбору, позволяет молодым людям не пристраститься к употреблению психоактивных веществ. Цель:
Задачи:
Участники: целевая группа – подростки 15–17 лет. Ожидаемый результат:
Примечание. Разработка состоит из нескольких самостоятельных блоков, объединенных общей темой. В зависимости от особенностей целевой группы она может использоваться как полностью, так и частично. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с
вами поговорим об одном из видов
неконструктивного общения – о манипулировании.
Манипуляции стали такой обычной, повседневной
частью нашей жизни, что мы порой даже перестаем
их замечать. Каждый из нас попадал в ситуации,
когда, принимая решение, мы руководствовались не
собственными побуждениями и доводами, а мнением
и желаниями окружающих. На нашем занятии мы,
во-первых, попробуем разобраться, кто же влияет
на нас при принятии решений; во-вторых, понять,
что быть не таким, как все, – это достойно; и
в-третьих, попытаемся на примерах различных
ситуаций научиться сопротивляться давлению
окружающих.
1. «Принятие решения» Инструкция. Сейчас предлагаю составить список факторов, влияющих на вас при принятии решений. Каждый вариант ответа необходимо обосновать. Проранжируйте ваши ответы по степени важности. Варианты ответов записываются на листах. Предполагаемые варианты ответов: родители, друзья, церковь, ситуация, принадлежность к группе, жизненные ценности. Примечание для ведущих. При работе необходимо корректировать ход беседы и акцентировать внимание на наиболее значимых факторах, актуальных для конкретной группы. Ведущий. Мы определились с факторами, влияющими на принятие решения. Попробуем вместе рассмотреть следующую ситуацию. 2. «Незапланированная беременность» Из группы выбираются четверо учащихся,
остальные выступают в роли наблюдателей. Инструкция. Вы – студент, ваша девушка – ученица 11-го класса; в ближайшее время вы не планировали создавать семью, но выясняется, что девушка беременна. Ваши действия? Вопросы: Расскажите, какие чувства вы испытываете.
Девушка… Будущий ребенок… Родитель… Наблюдатели…
Вывод. Несмотря на то что вынашивает и рожает ребенка женщина, ответственность за него несут оба родителя. Оба партнера должны быть достаточно взрослыми, чтобы создать семью и вырастить ребенка. Все дети имеют право быть желанными, а также право на счастливую жизнь. Примечание для ведущих. При анализе данной ситуации участники должны четко формулировать свои доводы. Добиться этого возможно с помощью уточняющих вопросов, которые задает ведущий. Ведущий. Скажите: трудно ли вам было принять решение? Влияло ли на принятие решения мнение окружающих? Возникало ли у вас желание оказать сопротивление давлению? 3. «Сопротивление давлению» Инструкция. Сейчас предлагается несколько ситуаций, и ваша задача – сказать «нет». Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывается давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет»; остальные играют роль ровесников, которые оказывают давление (ребята проигрывают ситуации). Твой приятель предлагает тебе:
Незнакомый взрослый уговаривает тебя:
Группа друзей хочет, чтобы:
Примечание для ведущих. При проведении этой части занятия возможно исключение или дополнение предложенных вариантов ситуации. При достаточно доверительных отношениях внутри группы можно проанализировать реальные ситуации, произошедшие с подростками. Ведущий. Спасибо всем за активное участие. Давайте подведем итог: существует множество способов выйти из ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего лица.
Ведущий. Наверное, любой из нас хотя бы однажды слышал фразу: «Все уже курили (пробовали спиртное, уходили с уроков и т.д.), а ты что?». И зачастую мы боимся при принятии решения поступить не так, как все, или оказаться в меньшинстве. Но так ли это плохо? 4. «Снежинка» Участники получают по листу бумаги. Инструкция. Оценки за это упражнение не ставятся. Делая упражнение, никто не должен смотреть на других. Все спокойно выполняют мои инструкции. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение. Упражнение. а) Взять листок бумаги. (Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно не обязательно делать.) к) Развернуть листки бумаги. Ведущий. Теперь посмотрите вокруг, обратите внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага
надорвана неправильно? Почему? Вывод. Хотя и существуют разные точки зрения, ни одна из них не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют однозначного, единственного ответа. А многие задачи гораздо проще решать, если действовать сообща. Примечание для ведущих. При проведении данного упражнения необходимо соблюдать инструкцию. Если кто-либо задаст какой-то вопрос, ответьте: «Делайте так, как считаете нужным». 5. «Лабиринт» Перед вами таблицы, в которых зашифрованы различные фразы. Ваша задача – их прочесть. Примечание: – буквы, выделенные курсивом, не
участвуют в построении фразы; № 1. Жизнь прекрасна, живи и действуй с
умом! Примечание для ведущих. При проведении упражнения необходимо фиксировать моменты манипуляции (давление лидера группы), а также оценить способность группы выполнять совместную деятельность. По окончании следует подвести итог. 6. «Ликование» Инструкция. В древние времена у славян был обычай – выражать доверие ликованием. Воины обнимали друг друга так, чтобы одна рука была на плече, другая на поясе, и несколько раз хлопали друг друга по спине. Колени соприкасались. И воины прижимались щекой к щеке. Тем самым они демонстрировали отсутствие оружия на поясе, брони на груди и спине, шлема на голове. У вас есть 3 минуты «обликовать» каждого, присутствующего в комнате. Примечание для ведущих. Упражнение направлено на снятие напряжения. Ведущий. Сегодня наше занятие мы посвятили важной теме. Надеюсь, что теперь каждый из вас сможет увидеть, когда вами пытаются манипулировать, а навыки, полученные во время совместной работы, помогут принять верное решение в любой ситуации. О. Сологуб |