На стене Форума в Элладе было высечено:
«Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь
быть красивым – бегай, если хочешь быть умным –
бегай». Справедливость этого изречения доказана
многими научными исследованиями и подтверждена
на практике. Наш проект еще раз подтверждает
влияние движения на развитие и формирование
растущего организма человека, на различные
стороны его психики и физиологические процессы,
протекающие в организме.
ХХI век, век бурного технического прогресса,
ставит человека в весьма неблагоприятные
условия, подвергая высоким нагрузкам его нервную
систему и лишая его необходимой для полноценной
жизни физической деятельности. В результате
широкое распространение получили заболевания,
связанные с гипокинезией – недостатком
движения, и в первую очередь болезни
сердечно-сосудистой системы. Возможно ли
избежать таких заболеваний? Да, и самое
действенное средство в борьбе за здоровье
человека – постоянное повышение его физической
активности. Важнейшим для гармонического
развития ребенка является школьный период:
физические упражнения не только укрепляют его
здоровье, но и помогают лучше учиться, развивают
мышление. Считается, что в это время ребенок
должен заниматься не менее 1,5 часа в день
физическими упражнениями разной формы.
Хочу поделиться разработанной мной
здоровьесберегающей технологией.
Цель:
– создать условия для сохранения,
укрепления и развития физического и
психологического здоровья детей, развития их
творческих, ритмических, коммуникативных
способностей.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "Ру-диван.РУ". Диваны для кухни, софы, тахты и кушетки, детские диваны-игрушки, выкатные диваны, угловые, диваны для офиса, кресла, кресла-кровати, пуфы. Гарантия качества, мебель от проверенных производителей, доступные цены. Посмотреть каталог товаров и сделать заказ Вы сможете на сайте магазина, который расположен по адресу: https://www.ru-divan.ru/catalog/detskii-divan-igrushka/.
Задачи:
– снизить напряжение умственного
труда;
– сформировать устойчивый интерес и потребность
в регулярных физических нагрузках;
– сохранить и укрепить здоровье детей;
– развить творческий потенциал.
Методическое обеспечение
Основная форма – групповое занятие.
Время проведения «ритмической переменки» –
после второго урока (большая перемена) ежедневно.
Длительность занятия – 15 минут.
Ритмическую зарядку дети сочиняют сами, сами ее
готовят и проводят, самостоятельно подбирают
музыкальное сопровождение.
Каждый день – новая «ритмическая переменка», и
каждый день представляет свое творчество новый
автор. Дети занимаются этим с огромным
удовольствием. В конце месяца организую конкурс
на лучшую ритмическую композицию, где жюри
(учителя физкультуры, хореографии, родители,
учащиеся других классов) подводит итоги за месяц.
Учитываются: разнообразие физических
упражнений, их полезность, доступность, красота,
соответствие музыкального сопровождения и др.
Торжественно награждаем победителя, вносим
ритмическую композицию победителя в нашу
копилку творческих работ и начинаем все сначала.
При смене напряженного умственного труда легким
физическим процесс возбуждения переходит в
клетки коры головного мозга, ведающие мышечной
деятельностью, в то же время в области коры мозга,
связанной с умственной работой, образуется очаг
торможения и эта область отдыхает.
Еще И.М. Сеченов в знаменитой работе «Рефлексы
головного мозга» подчеркивал значение мышечного
движения для развития деятельности мозга. Он
открыл замечательное свойство мышечной работы –
«заряжать нервные центры». Академик И.П. Павлов
считал, что физическая работа – «величайшее
средство в случае расстройства высшей нервной
деятельности».
Физические упражнения, действуя на кору
головного мозга и подкорковые центры, вызывают
чувство бодрости и радости, создают
оптимистическое и уравновешенное
нервно-психическое состояние. Мои дети после
«ритмической переменки» снова готовы к
умственным нагрузкам. Результаты
диагностических исследований с использованием
карт утомляемости подтверждают это.
Физические упражнения корректируют осанку,
развивают способность выполнять сложные по
координации движения, силу, быстроту и
выносливость. В моем классе нет детей с
нарушением осанки.
Созданию ребенком ритмической композиции
предшествуют занятия, на которых дети знакомятся
с физиологией и элементами дыхательной
гимнастики и коррекционных гимнастик,
самомассажем. Контролем за усвоением
теоретических знаний служат конкурсы
кроссвордов, викторины, интеллектуальные игры.
Каждое занятие для ребенка – это процесс
приобретения новых навыков, позволяющих
сохранить и укрепить здоровье. Воспитанники
овладевают такими навыками, как умение
использовать в повседневной жизни дыхательную
гимнастику и другие упражнения динамического и
пульсирующего характера – подскоки, прыжки, висы
и т.д. Ребята знают, что именно эти упражнения
влияют на рост человека, что быстро растирать
ладони до ощущения сильной теплоты, потряхивать
кистями, медленно поднимая и опуская руки, –
значит улучшать кровообращение.
Такие занятия в коллективе предполагают дух
товарищества и соперничества. Каждому хочется
быть победителем, а для этого надо стать
творческим человеком: твоя ритмическая
композиция должна быть и красивой, и полезной, и
доступной и соответствовать тому музыкальному
сопровождению, которое ты сам выбрал. Эти
увлекательные задания воспитывают активность и
инициативность, развивают творческое мышление и
организаторские способности.
Повседневные занятия ритмической гимнастикой
помогают стать увереннее, освобождают от
комплексов, дарят радость творчества.