Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2009

Нам пишут

Радость творчества и польза движения

Много лет я работаю в прогимназии № 63 г. Краснодара учителем начальных классов. Все эти годы наш коллектив находится в экспериментальном режиме, занимается оптимизацией условий охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей, усовершенствованием педагогической системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявляет наиболее эффективные формы и технологии оздоровления детей

На стене Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». Справедливость этого изречения доказана многими научными исследованиями и подтверждена на практике. Наш проект еще раз подтверждает влияние движения на развитие и формирование растущего организма человека, на различные стороны его психики и физиологические процессы, протекающие в организме.
ХХI век, век бурного технического прогресса, ставит человека в весьма неблагоприятные условия, подвергая высоким нагрузкам его нервную систему и лишая его необходимой для полноценной жизни физической деятельности. В результате широкое распространение получили заболевания, связанные с гипокинезией – недостатком движения, и в первую очередь болезни сердечно-сосудистой системы. Возможно ли избежать таких заболеваний? Да, и самое действенное средство в борьбе за здоровье человека – постоянное повышение его физической активности. Важнейшим для гармонического развития ребенка является школьный период: физические упражнения не только укрепляют его здоровье, но и помогают лучше учиться, развивают мышление. Считается, что в это время ребенок должен заниматься не менее 1,5 часа в день физическими упражнениями разной формы.
Хочу поделиться разработанной мной здоровьесберегающей технологией.

Цель:

– создать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья детей, развития их творческих, ритмических, коммуникативных способностей.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "Ру-диван.РУ". Диваны для кухни, софы, тахты и кушетки, детские диваны-игрушки, выкатные диваны, угловые, диваны для офиса, кресла, кресла-кровати, пуфы. Гарантия качества, мебель от проверенных производителей, доступные цены. Посмотреть каталог товаров и сделать заказ Вы сможете на сайте магазина, который расположен по адресу: https://www.ru-divan.ru/catalog/detskii-divan-igrushka/.

Задачи:

– снизить напряжение умственного труда;
– сформировать устойчивый интерес и потребность в регулярных физических нагрузках;
– сохранить и укрепить здоровье детей;
– развить творческий потенциал.

Методическое обеспечение

Основная форма – групповое занятие.
Время проведения «ритмической переменки» – после второго урока (большая перемена) ежедневно.
Длительность занятия – 15 минут.
Ритмическую зарядку дети сочиняют сами, сами ее готовят и проводят, самостоятельно подбирают музыкальное сопровождение.
Каждый день – новая «ритмическая переменка», и каждый день представляет свое творчество новый автор. Дети занимаются этим с огромным удовольствием. В конце месяца организую конкурс на лучшую ритмическую композицию, где жюри (учителя физкультуры, хореографии, родители, учащиеся других классов) подводит итоги за месяц. Учитываются: разнообразие физических упражнений, их полезность, доступность, красота, соответствие музыкального сопровождения и др. Торжественно награждаем победителя, вносим ритмическую композицию победителя в нашу копилку творческих работ и начинаем все сначала.
При смене напряженного умственного труда легким физическим процесс возбуждения переходит в клетки коры головного мозга, ведающие мышечной деятельностью, в то же время в области коры мозга, связанной с умственной работой, образуется очаг торможения и эта область отдыхает.
Еще И.М. Сеченов в знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» подчеркивал значение мышечного движения для развития деятельности мозга. Он открыл замечательное свойство мышечной работы – «заряжать нервные центры». Академик И.П. Павлов считал, что физическая работа – «величайшее средство в случае расстройства высшей нервной деятельности».
Физические упражнения, действуя на кору головного мозга и подкорковые центры, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Мои дети после «ритмической переменки» снова готовы к умственным нагрузкам. Результаты диагностических исследований с использованием карт утомляемости подтверждают это.
Физические упражнения корректируют осанку, развивают способность выполнять сложные по координации движения, силу, быстроту и выносливость. В моем классе нет детей с нарушением осанки.
Созданию ребенком ритмической композиции предшествуют занятия, на которых дети знакомятся с физиологией и элементами дыхательной гимнастики и коррекционных гимнастик, самомассажем. Контролем за усвоением теоретических знаний служат конкурсы кроссвордов, викторины, интеллектуальные игры.
Каждое занятие для ребенка – это процесс приобретения новых навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Воспитанники овладевают такими навыками, как умение использовать в повседневной жизни дыхательную гимнастику и другие упражнения динамического и пульсирующего характера – подскоки, прыжки, висы и т.д. Ребята знают, что именно эти упражнения влияют на рост человека, что быстро растирать ладони до ощущения сильной теплоты, потряхивать кистями, медленно поднимая и опуская руки, – значит улучшать кровообращение.
Такие занятия в коллективе предполагают дух товарищества и соперничества. Каждому хочется быть победителем, а для этого надо стать творческим человеком: твоя ритмическая композиция должна быть и красивой, и полезной, и доступной и соответствовать тому музыкальному сопровождению, которое ты сам выбрал. Эти увлекательные задания воспитывают активность и инициативность, развивают творческое мышление и организаторские способности.
Повседневные занятия ритмической гимнастикой помогают стать увереннее, освобождают от комплексов, дарят радость творчества.

Мария Негода