Сколько точно в см
Развитие гибкости у школьников
младших классов методами адаптивной физической
культуры проводилось на базе ГОУ СОШ № 628 Москвы.
В исследовании принимали участие 60 детей (30
девочек и 30 мальчиков) 1–3-х классов. Его цель –
определение особенностей взаимосвязи гибкости и
подвижности в суставах с мышечными усилиями
детей младшего школьного возраста.
Развитие гибкости оценивали по максимально
возможной амплитуде движений, которая
измерялась линейными мерами (в сантиметрах).
В исследовании применялись тесты для
определения показателей подвижности в суставах:
тазобедренном, плечевом, позвоночного столба.
Исследовались также проявления мышечных усилий
плечевого пояса и верхних конечностей. Средние
показатели подвижности в плечевых суставах у
мальчиков 9 лет выше, чем у мальчиков 7–8-летних.
Гибкость позвоночного столба носит изменчивый
характер.
У девочек наблюдается аналогичная картина.
Наилучшая степень подвижности в тазобедренных
суставах отмечена у третьеклассниц. Гибкость
позвоночного столба и подвижность в плечевых
суставах улучшается с увеличением возраста.
Исследования выявили, что гибкость и подвижность
в суставах развиваются с возрастом. На уроках
физкультуры не в полной мере решаются задачи,
связанные с развитием подвижности в отдельных
суставах. При исследовании силы учащихся было
установлено, что показатели силы мальчиков
связаны с показателями подвижности в суставах.
Развитие силы может благоприятно воздействовать
на степень подвижности в тазобедренных и
плечевых суставах и препятствовать подвижности
позвоночного столба.
Упражнение началось: ноги вместе,
руки врозь
При применении упражнений
адаптивной физкультуры на развитие гибкости
используются те же методы, что и при развитии
силы. Например, метод повторных усилий с
максимальными напряжениями во всех режимах
работы.
Число повторений и время удержания зависят не
только от состояния работающих мышц, но и от
общего состояния занимающихся. Усталость при
выполнении упражнений уменьшает амплитуду
движений, а значит, и снижает эффективность
упражнения. На основе полученных результатов
можно сделать следующие выводы:
1. При прочих равных условиях
гибкость развить труднее, чем силовые качества. В
тренировке, направленной на развитие гибкости,
не стоит четко разграничивать средства,
применение которых улучшает пассивную или
активную подвижность. Эти виды подвижности
целесообразнее рассматривать как разные уровни
одного и того же качества.
2. Для девочек нежелательно использовать
упражнения в сгибании и разгибании рук в упоре
одновременно с упражнениями, развивающими
подвижность в плечевых суставах и гибкость
позвоночного столба.
3. Необходимо учитывать, что при работе с
мальчиками 9 лет не рекомендуется применять
упражнения на силу и развивать гибкость
позвоночного столба на одном и том же занятии.
4. Для развития гибкости младших
школьников на уроках физической культуры в школе
можно систематически применять следующие
упражнения: маховые движения; пружинные движения
типа наклонов, выпадов; растягивающие движения,
выполняемые самостоятельно и с партнером. Эти
упражнения различаются не только по форме и
характеру, но и по направленности, вытекающей из
задач, стоящих на том или ином этапе развития
гибкости.
5. На первом этапе развития гибкости надо
учитывать, что не все упражнения несут в себе
одинаковую нагрузку (в статических положениях
она больше, чем в маховых), и поэтому их дозировка
должна быть различной.