Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2009

Вне урока

Твоя жизнь – твой выбор

Родительское собрание по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Цели:

1) повышение уровня знаний родителей по вопросам употребления психоактивных веществ (ПАВ) детьми и подростками;
2) развитие терпимого отношения к проблемам подростков и формирование плодотворных навыков взаимодействия с детьми.

Продолжительность – 60–80 минут.

План занятия:

1. Знакомство с проблемой злоупотребления психоактивными веществами современными подростками.
2. Игра-активатор «Выбери соседа».
3. Работа в подгруппах по развитию умения распознавать подростка, употребляющего ПАВ, и поиску причин явления.
4. Обсуждение вариантов воспитания «не наркомана» в семье.
5. Итоговый круг «Интересное – полезное».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительная беседа

В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, общее количество страдающих заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ (кроме табака), составляет более 500 миллионов человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.
Происходит постояннное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам, спиртному и сигаретам снижается до 8–10 лет.
Поэтому сегодня мы собрались с вами обсудить опасность ситуации для наших детей, так как, к сожалению, не каждый родитель способен осознать, насколько страшным для его ребенка может стать употребление ПАВ.
Наша встреча пройдет в форме активного занятия, где каждый может сказать то, что он думает по этой проблеме, и предложить свои рекомендации. Чтобы мы чувствовали себя свободнее в общении друг с другом, будем работать в группах.

Игра-активатор «Выбери соседа»

Представьте следующую ситуацию: вы приехали на конференцию, посвященную проблемам молодежи. Перед началом работы вам необходимо поселиться в гостинице с другими участниками – по три человека. Вашими соседями могут быть врачи, педагоги, представители родительских комитетов, наркоманы, бывшие заключенные, больные гепатитом или ВИЧ-инфицированные, то есть все те, кто способен повлиять на разрешение вопросов употребления ПАВ. Вы должны себе выбрать соседа по комнате, но есть одно условие, которое нужно выполнить: на спине каждого из вас будет бейдж с информацией, кем вы являетесь. Вы не знаете, кто вы такой, но по бейджу вам известно, кто ваш сосед. Ваша задача – объединиться с теми людьми, с которыми вы хотите прожить в одной комнате, пока идет конференция. Вы должны проявить мастерство, чтобы убедить их в том, что вы хороший сосед.
Итак, с вашего позволения я прикрепляю бейджи к вашим спинам, и мы начинаем искать соседей.
(В течение 5–10 минут группы объединяются, и начинается обсуждение).

Вопросы:

1. Что было самым сложным в начале поиска «соседей»? Какие чувства вы испытывали?
2. Какие методы вы использовали для убеждения «соседей», что вам нужно объединиться?
3. Получали ли вы отказы и какие ощущения вы испытали в это время?

Вывод: неизвестность, страх быть отвергнутым из-за того, что у тебя проблема, неудовольствие из-за непривычной обстановки, предвзятое отношение к отрицательной роли некоторых «соседей» привело к смешению чувств, неуверенности, неудовлетворенности и раздражению. Подобные ощущения испытывают и подростки в период своего взросления: страх быть непринятым, комплексы из-за внешности и социального положения, непонимание в семье, чувство своей незащищенности и ненужности. Родители часто не видят, что ребенку как никогда необходимо их внимание и дружеская поддержка, и именно в этот период могут найтись «внимательные люди», которые помогут ему«снять» напряжение с помощью ПАВ.

Работа в подгруппах

Давайте с вами попробуем определить причины, приводящие к приему психоактивных веществ, и нарисовать «портрет» подростка, склонного к их употреблению. (Часть групп работает над причинами, часть – над «портретом». Время – 15 минут.)
Обсуждение ведется по очереди, приветствуется дискуссия.

Возможные варианты ответов

Причины употребления ПАВ:

1. Биологические факторы (патологии беременности, осложненные роды, тяжелые заболевания ребенка или травмы).
2. Социальные факторы (воспитание в неполной семье, занятость родителей, авторитарный или попустительский стиль воспитания, употребление родителями ПАВ, недостаточная связь со школой, плохая успеваемость, легкий доступ к наркотическим средствам, насилие и издевательства над детьми).
3. Психологические факторы (ощущение собственной ненужности, низкие самооценка, самоконтроль и самодисциплина, непонимание социальных норм и ценностей, неспособность здраво рассуждать и делать правильный выбор в жизни).

«Портрет» подростка, употребляющего ПАВ

1. Скрытность, самоизоляция.
2. Резкое снижение интереса к учебе, прогулы занятий, потеря интереса к спорту и к другим полезным увлечениям.
3. Лживость, изворотливость, уединение в туалете или ванной комнате.
4. Тяга к размышлениям о бессмысленности жизни и необходимости «свободы личности» в поведении и употреблении ПАВ.
5. Увеличение финансовых запросов, пропажа денег и вещей.
6. Неожиданные смены настроения и поведения.
7. Резкое снижение или увеличение аппетита, неряшливость, частые порезы, синяки, ожоги в районе вен, бледность, отечность кистей рук, покраснение глазных яблок, расширение кровеносных сосудов под ноздрями, следы инъекций по ходу вен, чрезмерно расширенные или суженные зрачки, ухудшение памяти, внимания.
8. Странные находки в доме: шприцы, иглы, закопченные ложки, флаконы, таблетки, порошки и пр.
9. Появление новых подозрительных друзей, частые и туманные телефонные разговоры, нежелание общаться со взрослыми.

Итак, мы определили, как может выглядеть подросток, употребляющий психоактивные вещества, и какие причины его к этому толкают. Сегодня наркотики распространены слишком широко, чтобы успокаивать себя соображениями вроде «моего ребенка это никогда не коснется».
Данная информация может своевременно помочь вам увидеть надвигающуюся опасность и предотвратить беду.

Упражнение «Мозговой штурм»

Как воспитать «не наркомана» в семье?
Мы продолжаем работу в подгруппах. Попробуйте предложить варианты воспитания ребенка, способного противостоять вредным привычкам.

Возможные варианты ответов:

1. Здоровый образ жизни всех членов семьи.
2. Внимание и участие к детям и друг к другу.
3. Учет интересов ребят к спорту и позитивным увлечениям.
4. Формирование адекватной самооценки, уверенности в себе и самоуважения у ребенка.
5. Создание «ситуации успеха» в учебе, общении, спортивных увлечениях, музыке, танцах.
6. Создание в семье благоприятного микроклимата, позволяющего выражать свои чувства, эмоции, настроения без страха быть высмеянным.
7. Обучение детей управлению своим психоэмоциональным состоянием и выходу из стрессовых состояний и депрессий.
8. Тесная связь семьи со школой, формирование интереса к учебе и труду.

Таким образом, мы с вами определили, что родители могут предпринять, чтобы ребенок не пристрастился к психоактивным веществам.Ведь гораздо легче предотвратить проблему, чем ее решать.
Попробуйте воспитать ребенка закаленным, смелым, ответственным, честным, трудолюбивым и образованным человеком.
Вряд ли такой станет наркоманом или алкоголиком. Это трудная, но возможная задача.

Итоговый круг

Наша работа подходит к концу. Большое спасибо всем за участие. А теперь поделитесь мыслями, что для вас оказалось интересным и полезным в нашем общении.
(Родителям раздаются буклеты с рекомендациями и памятками, адреса и телефоны пунктов консультационной помощи врачей, юристов и психологов.)

Ольга Пантелеева