Думать некогда
Как считает директор Института возрастной
физиологии Российской академии образования,
профессор Марьяна Безруких, в последний и самый
холодный месяц зимы учиться школьникам
становится намного труднее. Проблема
заключается в том, что все – и педагоги, и
родители – понимают, что такое «синдром третьей
четверти», но не учитывают этого.
По словам Марьяны Безруких, в этот период
школьникам нелегко не только психологически и
эмоционально, но и физически, так как уже в
середине зимы начинает ощущаться дефицит
витаминов, накапливается усталость. И именно в
феврале, когда у детей мало сил, нагрузка в
школьной программе максимальна. Поэтому
особенно важно для учителей быть более
внимательными и терпимыми, учитывать
индивидуальные особенности детей.
Сегодня образовательные учреждения по-разному
решают вопрос с каникулами и делением учебного
года. В некоторых школах введено обучение по
триместрам, в других год поделен на «дольки» (5
учебных недель, одна выходная). Пока эти
эксперименты не принесли заметного улучшения в
усвоении учебного материала. Вопрос остается не
изученным. В некоторых регионах существуют
школы, где на период сентября–октября действует
«пятидневка», поскольку на выходные дети уезжают
с родителями на дачу. А с ноября по апрель школа
работает шесть дней. По мнению Марьяны Безруких,
важно быть гибкими в решении этой проблемы.
– Я считаю, что было бы вполне рационально
оставить «шестидневку», но освободить четверг.
Тогда распределение нагрузки на ребенка будет
равномерным. Ему будет проще включаться в
учебный процесс, он сможет рациональней
распределять время для отдыха и занятий. Однако
все эти вопросы требуют исследований и анализа.
Деление на «дольки» – вещь достаточно серьезная.
Что происходит в начале года? В начале года в
первом классе адаптация к школе занимает как
минимум четыре недели. Получается, только
ребенок втянулся в учебу – «долька» закончилась
и начались каникулы. А каникулы – это нарушение
процесса адаптации, и ребенку приходится заново
привыкать к дисциплине, настраиваться на учебный
процесс, входить в режим, организовывать свое
время. Чем чаще мы прерываем обучение на какой-то
промежуток времени, тем больше времени требуется
ребенку, чтобы восстановиться. То же самое и с
«пятидневкой»: если выходные дни организованы
нерационально, мы теряем работоспособность
ребенка, и он больше утомляется.
Самой сложной в системе образования до сих пор
остается проблема целостности восприятия мира
школьниками, их умения связывать разрозненные на
первый взгляд предметы и знания.
– До сих пор в нашей школе нет целостного курса
естествознания. И это, конечно же, существенно
усложняет процесс усвоения знаний. Ведь важно
научить детей не только усваивать мысли, а
думать! А вот как раз подумать им некогда. Мы им на
это времени не оставляем. Ребенок в школе
постоянно воспринимает самую разную информацию,
каждый час переключается на новый материал, и
время остается только на сон и гигиенические
процедуры. Многие родители и учителя не осознают,
что важно не только стимулировать детей на
«думание», но и всячески поощрять это состояние
ребенка. Для них главным кажется непрерывный
процесс получения знаний, а уже как ребенок эти
знания воспринимает, как они откликаются в его
душе, какие мысли у него возникают по этому
поводу –дело второстепенное.
Из-за чего у детей пропадает
потребность учиться
Основные факторы, которые отбивают у
детей познавательную потребность, – это
неадекватность методик, неадекватность
требований и неадекватность условий.
Учителя редко учитывают индивидуальные
особенности ребенка, а без этого педагог не может
быть профессионалом, который понимает детей. До
тех пор, пока в стране не изменится система
педагогического образования, пока будут
готовить литераторов, химиков, математиков, но не
педагогов, знающих ребенка, ситуация останется
плачевной. Сегодня в педагогических вузах
нещадно сокращаются циклы дисциплин, дающих
знания о ребенке. К примеру, бакалаврам теперь не
нужно знать возрастную физиологию. Ее изучают
только те, кто будет работать с дошкольниками.
Сейчас, как и 40 лет назад, количество здоровых
детей составляет только 25–30%. И большую роль в
этом играют неквалифицированные педагоги,
которые не считаются с сильной нагрузкой на
детей, которые не понимают и не чувствуют их
потребностей и настроения.
Интересный факт обнаружили специалисты, когда
регистрировали параметры сердечного ритма у
детей в процессе учебных занятий в период
адаптации к школе. Оказалось, что сила
напряжения, которое испытывает сердце ребенка в
этот период, соотносима с нагрузкой на сердце
космонавта в невесомости.
Как помочь школьникам
Ребенку нельзя просто сказать:
«Почувствуй себя хорошо!» – его нужно этому
учить. Научить понимать и чувствовать свое
состояние.
Существует интересная программа профилактики
вредных привычек «Все цвета, кроме черного» –
программа для самопознания, осознания себя,
умения общаться. При анализе режима дня ребенка
исследователи обнаружили, что некоторое
количество времени утекает в никуда – и не
потому что ребенок бездельничает или отдыхает.
Это время, когда он суетится и не может правильно
организовать себя. Придя из школы домой и без
отдыха садясь за уроки, дети часто начинают
занятия с самого трудного. А это неэффективный
способ, потому что начинать надо с простого, с
того, что обязательно получится и принесет
удовольствие. Человек не может сразу включиться
в сложную работу, ему нужно время для
«врабатывания». Задача взрослых в этой ситуации
– дать ребенку уверенность в том, что проблема
решаема и трудность преодолима.
В феврале, когда у школьников наблюдаются
сниженная работоспособность, повышенная
утомляемость, упадок сил, нарушается
внимательность, особенно нужна поддержка, а не
морализаторство. Изначально ребенок идет в школу
с большим желанием, и взрослые должны сохранить
эту мотивацию на протяжении всех школьных лет.
Благоприятно на здоровье ребенка скажется
чередование разных типов работы, переключение с
интеллектуальной на эмоциональную деятельность.
Совет родителям и учителям
Марьяна Безруких отметила, насколько
важно организовать режим ребенка так, чтобы он
высыпался и не шел утром в школу полусонным,
потому что так он будет больше уставать. После
школы не следует заставлять его сразу делать
домашнее задание, особенно самые трудные
уроки, – это неэффективно. Кроме того, крайне
необходимо гулять на свежем воздухе 1–1,5 часа в
день (для младших школьников 2–2,5 часа).
Распределяя учебный материал на год, педагогам
нужно учитывать, что февраль – самый сложный
месяц. Желательно построить программу так, чтобы
не проходить новый и сложный материал в это
время, а остановиться, оглянуться, закрепить и
подтянуть пройденные знания. Как отмечал Януш
Корчак, ребенок растет и развивается, а это –
огромный труд. У детей интенсивнее жизнь, чаще
дыхание, живее пульс, ребенок строит себя, глубже
врастает в жизнь, растет днем и ночью. Для
родителей и учителей важно понимать фразу «труд
развития» и учитывать это, занимаясь воспитанием
и образованием детей.
Статья подготовлена при поддержке компании «UkrMedShop». Если Вы решили приобрести качественный и надежный ингалятор для аэробных процедур, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «UkrMedShop». На сайте, расположенном по адресу www.ukrmedshop.com.ua, вы сможете, не отходя от экрана монитора, купить ингалятор на ukrmedshop.com.ua по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.ukrmedshop.com.ua.