Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2009

Коллеги

Главный капитал человека

Перед отечественным образованием крайне остро стоит ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживает снижение отрицательного влияния самого образования на молодой организм

А дети-то при чем?

Как отмечал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, обеспечение здоровья учащихся должно быть важнейшей заботой педагога, так как здоровье – главный капитал человека. Федеральный закон № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) возлагает ответственность за «…жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения» на образовательные учреждения. В реализации этого требования в 2002 г. даже был издан совместный приказ Министерств образования и здравоохранения № 1762017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ» с конкретными указаниями по активизации деятельности школ в данном направлении, зафиксирована персональная ответственность директора за результаты этой работы.
Несмотря на все указы и приказы и на декларируемую «гуманизацию», отечественное образование становится все опаснее для здоровья ребенка. Так, ведущий кардиолог страны академик Е.И. Чазов отмечает: «За голову хочется схватиться – до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные – в 4 раза, а мочеполовые – в 2 раза. Помилуйте, но ведь все эти болезни – чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то при чем?». Еще в 1996 г. на слушаниях в Государственной думе РФ был сделан вывод, что именно условия школьного обучения и воспитания являются одним из основных факторов риска для здоровья учащихся, а потому и угрожающими национальной безопасности страны. И, как показывают многочисленные исследования и результаты ежегодных медицинских осмотров, за прошедшее с тех пор время ситуация не только не улучшилась, а год от года становится все более катастрофичной. Основную роль в этом играет отсутствие в отечественном образовании приоритета и концепции формирования здоровьесберегающей среды. От того, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна возрастно-половым и познавательным возможностям детей, во многом зависят их развитие, психическое и физическое благополучие.
Решение проблемы здоровья школьников не может быть достигнуто в полной мере, если не будет проведена компетентная экспертиза образовательного процесса, учебных программ, обоснованности характера и объема заданий для самостоятельной работы, методики преподавания с позиций здоровьесозидающей, а не здоровьевредящей педагогики. Это требует качественного изменения образовательной системы на всех уровнях и этапах.
К сожалению, на государственном уровне экспертиза образовательного процесса с точки зрения его влияния на здоровье детей проводится лишь по некоторым санитарно-гигиеническим аспектам, учебно-воспитательная же его составляющая в официальных документах только декларируется, но не имеет практического наполнения.

Региональный конкурс

Исследования, проведенные сотрудниками Лаборатории безопасного здоровьесберегающего образования Института развития образования Липецкой области (ЛИРО), показывают, что в различных звеньях системы общего образования накоплен значительный опыт формирования здоровьесберегающей среды. Чаще всего ее системообразующим фактором становятся один или несколько аспектов в учебно-воспитательной деятельности школы (воспитание культуры здоровья учащихся, совершенствование методики преподавания с акцентом на здоровьесбережение, регламентация двигательной активности, оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения и пр.). К сожалению, такой опыт чаще всего остается уделом самого образовательного учреждения, не обобщается и не предлагается к широкому применению. Учитывая данное положение, Управление образования и науки Липецкой области и ЛИРО проявили инициативу и предложили провести ежегодный конкурс образовательных учреждений региона «Образование и здоровье».
Для подготовки к первому конкурсу (2006 г.) была создана инициативная группа из числа специалистов в области организации образования, педагогов-валеологов, ученых, задачей которой являлась разработка соответствующего положения о конкурсе. Основное внимание в нем уделялось вопросам, отражающим системную работу образовательных учреждений по формированию здоровьесберегающей среды. Вот главные из них:

1. Наличие программы формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, в которой бы учитывались особенности организации, материального и кадрового обеспечения образовательного процесса, контингента, социальных условий, местоположения и т.д.
2. Мониторинг состояния и уровня здоровья школьников и пропусков занятий по болезни.
3. Наличие в учебном плане специальной дисциплины или факультативов по воспитанию культуры здоровья («Культура здоровья», «Валеология», «Основы здорового образа жизни» или др.) и интеграция соответствующих тем в преподавание базисных дисциплин.
4. Используемые здоровьесберегающие педагогические технологии.
5. Наличие элементов активного отдыха в учебном процессе.
6. Количество и качество оздоровительных мероприятий.
7. Систематическая работа по воспитанию культуры здоровья учащихся.
8. Успешность выполнения нормативов по физической подготовленности.
9. Обеспечение здоровья педагогов.
10. Активное участие родителей в формировании и обеспечении здорового образа жизни детей.

Конкурс проходил в два этапа – муниципальный и региональный. Проведение первого этапа позволило, с одной стороны, привлечь внимание руководителей образования на районном и городском уровнях к проблеме здоровья школьников. С другой стороны – привлечь к участию в конкурсе широкий круг образовательных учреждений. Исключительно большая работа, которую ОУ выполнили при подготовке материалов, позволила коллективам проанализировать свою деятельность в области здоровьесбережения, определить сильные ее стороны, которые необходимо приумножать, и слабые, над которыми следует поработать. Таким образом, у ОУ появилась перспектива решения проблемы на системном уровне.
Что касается технической стороны подготовки к конкурсу (в частности, порядка представления и оформления документации), то в ЛИРО по этому поводу была организована система консультаций.
Итоги подводило специальное жюри, состав которого утверждался ректором ЛИРО. При этом каждый из критериев здоровьесбережения должен был соответствовать определенному количеству баллов согласно приведенной таблице.
Победители определялись по номинациям городских и сельских образовательных учреждений.
Первый конкурс, проведенный в 2006 г., можно было считать экспериментальным. В нем приняли участие 9 образовательных учреждений из 8 муниципальных образований, что для начала мы считали вполне приемлемым количеством. Уже в процессе анализа и подведения итогов стало ясно, что ОУ области накопили достаточно интересный практический опыт. В каждом из них есть свой приоритет в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства и собственные методы работы.

№ п/п

Критерии

Максимальное кол-во баллов

1

Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ

50

2

Динамика хронической заболеваемости

2

3

Динамика простудной заболеваемости

2

4

Здоровьесберегающая организация учебной деятельности

6

5

Наличие в учебном плане специальной учебной дисциплины по воспитанию культуры здоровья

8

6

Интеграция вопросов культуры здоровья в преподавание базисных учебных дисциплин

9

7

Активный отдых в учебном процессе

6

8

Количество и качество оздоровительных мероприятий

10

9

Используемые здоровьесберегающие технологии

10

10

Успешность выполнения нормативов по физической подготовленности

10

11

Динамика пропусков занятий по болезни

10

12

Работа с педагогическими кадрами по здоровьесбережению

12

13

Наличие системы воспитания культуры здоровья

6

14

Наглядная агитация по здоровью и ЗОЖ

5

15

Взаимодействие с ОУ и межведомственное сотрудничество по здоровьесбережению

6

16

Работа с семьей

10

ИТОГО

Проблемы и их решение

Результаты первого конкурса позволили определить и некоторые проблемы, которые предстояло решить. В частности, выяснилось, что в большинстве школ отсутствует системная работа по формированию здоровьесберегающей среды. Довольно часто внедрение в учебно-образовательный процесс какого-либо отдельного элемента (например, двигательных пауз на уроке) уже рассматривается как здоровьесберегающая технология. Мы посчитали такое положение не виной, а бедой образовательных учреждений, руководители которых, не имея соответствующей специальной подготовки, не могли организовать планомерную работу по здоровьесбережению. Поэтому в ЛИРО были созданы курсы для школьной администрации и педагогов, проявляющих заинтересованность в формировании здоровьесберегающей среды в образовании. В работе курсов приняли участие 22 представителя муниципальных ОУ. По окончании (объем 72 часа) слушатели получили соответствующие удостоверения о повышении квалификации.
Другая проблема, выявленная при анализе итогов конкурса, – интересный опыт, накопленный в школах, не выходит за их пределы.
Поэтому мы решили издать сборник лучших материалов, присланных на конкурс. Он был подготовлен и издан сотрудниками ЛИРО тиражом, достаточным для обеспечения каждого образовательного учреждения области. Оказалось, к сожалению, что в отдельных муниципальных органах управления образованием не сочли возможным довести эти сборники до адресатов. Это свидетельствует о соответствующем отношении руководителей к вопросам обеспечения здоровья учащихся.
Кроме того, для обобщения и широкого внедрения опыта формирования безопасной здоровьесберегающей среды в 2008 г. мы провели первую интернет-конференцию по этой проблеме. К обсуждению были предложены вопросы:

1. Факторы риска здоровья детей в образовании.
2. Состояние здоровья учащейся молодежи.
3. Опыт организации безопасной здоровьесберегающей среды в образовании.
4. Возможности воспитания культуры здоровья в образовании.
5. Критерии оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Хотя конференция предполагалась как региональная, в ней приняли активное участие и специалисты восьми других регионов страны, а также Украины. По материалам конференции был подготовлен сборник, который разместили в Интернете.
Благодаря большой работе, которую ведут Управление образования и ЛИРО по организации и проведению конкурса «Образование и здоровье», из года в год количество принимающих участие в нем растет, а уровень представляемых ими материалов становится все более качественным, что в целом улучшает состояние образовательной среды в ОУ области.

Хотелось бы, чтобы подобный конкурс проводился на федеральном уровне, что, несомненно, будет способствовать совершенствованию здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях и укреплению здоровья школьников.

Эдуард Вайнер ,
профессор, Институт развития образования, Липецкая область