Высокие требования к уровню
современного образования предполагают
внедрение электронных средств обучения уже в
начальных классах.
В последние годы компьютеризация и подключение к
Интернету являются одними из важнейших вопросов
в нашей стране, решаемых на государственном
уровне.
Например, в рамках приоритетного национального
проекта «Образование» все российские школы, в
том числе сельские, получили доступ во Всемирную
сеть. Интернет – всего лишь средство, и
учреждениям образования предстоит еще научиться
использовать его грамотно и эффективно.
На заре вхождения компьютера в жизнь простого
пользователя внимания к его влиянию на здоровье
человека уделялось достаточно много. Правда,
исследований на эту тему, особенно связанных с
функциональным состоянием организма школьников,
крайне недостаточно, в основном они касаются
гигиенической стороны вопроса. Но на самом деле
эта часть проблемы достаточно хорошо известна.
Все знают, что нужно делать гимнастику для глаз,
стараться не сидеть близко к монитору –
источнику электромагнитного излучения – и
работать дозированно… Строгие гигиенические
требования разработаны для конструкции
видеодисплейных терминалов и персональных ЭВМ,
рабочих помещений и оборудования мест для
пользователей. В помещении изменяется
микроклимат: повышается температура, снижается
влажность, уменьшается содержание кислорода,
нарушается аэроидный состав воздушной среды.
Правила и нормы также регламентируют режим.
Рабочий день взрослых устанавливается с учетом
их деятельности. Например, для преподавателей
высших и средних специальных учебных заведений и
педагогов общеобразовательных школ – не более 4
часов в день. Деятельность оператора не должна
превышать 2 часов подряд с обязательными
15-минутными перерывами.
Малышам до 3 лет не рекомендуется вообще
разрешать пользоваться компьютером – это для
них слишком тяжелая зрительная нагрузка. Детям
от 3 до 7 лет нежелательно находиться возле
монитора более 15 минут в день. При этом
компьютерные игровые занятия в дошкольных
учреждениях можно проводить не чаще двух раз в
неделю и обязательно завершать их гимнастикой
для глаз. Для первоклассников непрерывная
деятельность за компьютером не должна превышать
10 минут, для детей второго–четвертого классов и
среднего звена – 15–25 минут. Для старших
школьников – 30 минут на первом занятии и 20 – на
втором.
Статья опубликована при поддержке магазина для будущих мам в Хабаровске "Мама Маркет". Платья и сарафаны, блузы и джемпера, брюки и джинсы, юбки и шорты, нижнее бельё, верхняя одежда и многое другое - всё для будущих мам. Гарантия качества, доступные цены, скидки и распродажи. Посмотреть каталог товаров, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://mamamarket27.ru.
Таких же временных рамок следует придерживаться
и дома.
Эти правила и нормы установлены давно и ни для
кого не являются откровением, но в последнее
время, когда компьютер стал обычной домашней
техникой, о них вспоминают все реже.
Мощно развивается развлекательная компьютерная
индустрия. Это игры всевозможных типов: от
банальных «пятнашек» и «головоломок» до
сложнейших спортивных тренажеров и виртуальных
ролевых.
Именно поэтому хочется снова привлечь внимание
педагогов и родителей к проблеме взаимодействия
ребенка и компьютера.
Основные вредные факторы,
влияющие на состояние здоровья людей, работающих
за компьютером:
сидячее положение в течение
длительного времени;
воздействие электромагнитного
излучения монитора;
утомление глаз, нагрузка на зрение;
перегрузка суставов кистей;
стресс при потере информации
|
Разрушающие факторы
Как уже было упомянуто, происходят
существенные изменения функционирования
отдельных систем и организма в целом. Изучение
приспособления сердечно-сосудистой системы к
работе за компьютером показало, что характер и
выраженность ее адаптационных реакций зависят
от исходного состояния, тонуса вегетативной
нервной системы, индивидуальных особенностей
человека, а также длительности и сложности
работы.
Умственные и локальные физические нагрузки
вызывают изменения состояния
сердечно-сосудистой и автономной нервной
системы у младших школьников.
Работа за компьютером представляет собой особый
вид информационно-аналитической деятельности,
связанный прежде всего с необходимостью
поддержания на высоком уровне
производительности процессов восприятия,
внимания и переработки информации. Анализ
основных ритмов ЭЭГ взрослых позволил
предположить, что данный вид деятельности
является высокой интеллектуальной нагрузкой,
требующей значительной концентрации внимания и
умственного напряжения. Человек вынужден долгое
время поддерживать специфическую рабочую позу,
рассматривая на светящемся и незаметно
пульсирующем экране видеотерминала мелкие
знаки. Работа сопряжена с воздействием комплекса
«факторов риска» (электромагнитное поле,
неравномерная яркость монитора, статическая
поза и др.).
Наряду с исследованием влияния отдельных
компонентов подчеркивается необходимость
изучения их совокупного воздействия. Так,
исследование влияния физической нагрузки и
умственного напряжения во время работы взрослых
обнаружило значительное снижение активности
парасимпатической нервной системы, учащение
сердечного ритма и увеличение артериального
давления. Выявлены существенные изменения
тонуса церебральных сосудов и объемного
мозгового кровотока во время длительной работы
за компьютером старшеклассников.
Статическая поза
Казалось бы, за компьютером человек
находится в расслабленной позе, однако она
является для организма вынужденной и неприятной:
напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда
излишняя нагрузка на позвоночник, от этого у
взрослых возникает остеохондроз, а у детей –
сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем
стула и телом образуется своего рода тепловой
компресс, что ведет к застою крови в тазовых
органах, как следствие – простатит и геморрой.
Кроме того, малоподвижный образ жизни часто
приводит к ожирению.
Электромагнитное излучение
Современные мониторы стали
безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А
если на вашем столе совсем старенький компьютер,
то лучше держитесь от него подальше. Учитывая то,
что наши дома заставлены электро- и
радиоприборами, можно представить, какой мы
создаем вокруг себя общий электромагнитный фон…
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую
вибрацию текста или рисунка, а тем более –
мерцание экрана. Их перегрузка приводит к потере
остроты зрения. Негативно воздействуют и
неудачный подбор цветов, шрифтов, неправильное
расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей рук
Кроме напряжения сосудов и мелких
мышц кисти и предплечья, при работе как с мышью,
так и с клавиатурой испытывает нагрузку и
суставной аппарат. Нервные окончания подушечек
пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов
по клавишам: возникают онемение, слабость,
появляются мурашки. Это может привести к
повреждению суставного и связочного аппарата, а
в дальнейшем заболевания могут стать
хроническими.
Стресс при потере информации
Такая проблема может показаться
даже смешной… Но, увы, она тоже существует!
Далеко не все пользователи делают резервные
копии своей информации. А ведь и вирусы не
дремлют, и винчестеры даже лучших фирм, бывает,
ломаются, и самый опытный программист может
иногда нажать не ту кнопку... В результате такого
случались даже инфаркты.
Влияние на психику
Если зрение и слух могут испортиться
посредством клавиатуры, мыши или монитора, то на
психику в первую очередь влияют игры и Интернет.
Это то, что «затягивает», от чего невозможно
оторваться, без чего многие больше не
представляют своей жизни, – разновидность
маниакальной зависимости.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в
начале 1980-х американские ученые. В наше время
термин все еще не признан многими специалистами,
однако сам феномен стал очевиден и приобретает
все больший размах. Характерными особенностями
зависимостей различного типа являются:
стремление заполучить объект, поведение,
направленное на его приобретение, снижение
критического отношения к негативным сторонам
зависимости, потеря интереса к социальной
стороне жизни, своему внешнему виду и
удовлетворению других потребностей.
На сегодняшний день известна зависимость по
отношению к химическим веществам (токсикомания,
наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде,
сексу, видеоиграм и пр.
И если взрослые более или менее осознанно делают
свой выбор, то дети зачастую становятся
заложниками образа жизни родителей. Они быстро
приспосабливаются к окружающей
действительности, в том числе и к миру
виртуальному. Многие изменения у ребят сразу
можно не заметить «невооруженным глазом» (их
определит только опытный педагог или психолог).
Например, это отражается на их эмоциональном
состоянии: наблюдаются повышенная
агрессивность, вспышки насилия. Или ребята
перестают фантазировать, становятся
неспособными создавать собственные визуальные
образы, с трудом обобщают и анализируют
информацию. Компьютер может стать причиной
долговременных нарушений психического и
интеллектуального развития. У так называемого
компьютерного поколения хуже работают некоторые
виды памяти, наблюдаются эмоциональная
незрелость, безответственность.
Некоторые психологи разделяют компьютерную
зависимость от игр и от неигровых форм (например,
программирование и работа с Интернетом). В свою
очередь, в связи с делением игр на ролевые и
неролевые отдельно рассматривают зависимость от
первых и вторых. По мнению ученых, наибольшую
опасность представляют ролевые игры,
порождающие качественно новый уровень
зависимости, являющейся самой мощной по степени
влияния на личность, а так называемые
«стрелялки» характеризуются весьма примитивным
сюжетом, основанным на насилии. Они могут
отрицательно сказаться на психике и стать
причиной чрезмерной агрессивности.
Природа не терпит пустоты
Интернет-зависимость и
компьютеромания обычно являются симптомами
скрытой проблемы, которая присутствует в семье
еще до того, как компьютер вошел в жизнь человека.
Эта проблема может включать в себя и
недостаточное общение, и разногласия в подходах
к воспитанию детей, и отказ от поддержки
родителей…
Интернет-зависимые пользователи с
психологическими проблемами могут пойти по
«простому» пути, избрав виртуальное общение как
основное и усугубив таким образом свои проблемы.
Типичная ситуация: подросток не умеет общаться,
заводить друзей и испытывает непреодолимую
робость в общении со сверстниками, в том числе и с
представителями противоположного пола. И тут на
помощь приходит всесильная Сеть. Всевозможные
чаты и форумы – место, где вам рады, где вы с
легкостью найдете единомышленников, друзей или
на худой конец собеседников.
По мнению ученых, первопричины возникновения
компьютерной зависимости кроются у человека
в познавательной потребности, доставшейся нам по
наследству от животных в виде
трансформированного исследовательского
инстинкта, который является достаточно мощным
мотивирующим фактором поведения. Животное,
ведомое таким инстинктом, забывает об опасности
и может погибнуть ради жажды познания. Т.е.
исследовательский инстинкт может подавлять даже
очень мощный инстинкт самосохранения!
Как поется в детской песенке, «Ужасно интересно
все то, что не известно! Ужасно не известно все то,
что интересно…».
Человек – существо мыслящее. Информация для него
имеет большое значение. Компьютер является
мощным инструментом ее обработки и хранения,
кроме того, благодаря ему стали доступными
различные виды информации. Именно эта
особенность наиболее привлекательна для людей,
имеющих компьютерную зависимость, так как в
определенном смысле они страдают нарушением
процессов обмена информацией.
Итак, появление Интернета создало возможность
так называемого интерактивного общения,
привлекательного для людей отчужденных и не
уверенных в себе, расширился горизонт
возможностей удовлетворения информационных
потребностей человека. А признаками
интернет-зависимости являются навязчивое
желание проверить электронную почту, длительное
просиживание в чатах, неконтролируемое желание
поиска и чтения различного рода информации.
Симптомы зависимости
Ряд специалистов выделяют
диагностические критерии, помогающие определить
наличие патологического пристрастия по
отношению к работе за монитором.
Симптомы компьютерной зависимости могут быть
двух типов: психические и физические.
Психические признаки. Многие из них такие же,
как и у зависимостей другого типа. Среди наиболее
распространенных – «потеря контроля» над
временем, невыполнение обещаний, данных себе или
другим, касающихся уменьшения периода,
проведенного за компьютером, оправдание
собственного поведения и пристрастия. Важными
симптомами являются смешанное чувство радости и
вины во время занятий за монитором, а также
раздраженное поведение, возникающее в случае,
если по каким-либо причинам длительность такой
работы уменьшается.
Физические аспекты компьютерной
зависимости, помимо уже перечисленных,
характеризуются общим истощением организма –
хронической усталостью. Как правило, люди,
страдающие компьютерной зависимостью,
пренебрегают сном и отдыхом. При этом эйфория и
возбужденность могут маскировать утомление, что
становится причиной еще большей усталости.
В разумных пределах
Фанаты компьютерных игр не страдают от
зависимости, подобной наркотической. В одном из
научных докладов на конференции в Голландии было
отмечено, что у так называемых геймеров (людей,
патологически увлеченных компьютерными играми)
наблюдается повышенная активность в тех же зонах
мозга, что у наркоманов и алкоголиков, однако за
такое возбуждение не отвечает какое-либо
вещество. Пристрастие к этим играм лучше всего
сравнивать с привязанностью к работе или хобби.
Компьютер может стать другом или врагом, помочь в
беде либо добавить проблем, помочь найти
единомышленников или привести к одиночеству.
В разумных пределах работа за компьютером,
пользование Интернетом или некоторые видеоигры
могут быть даже полезными для человека как
средства, развивающие логику, внимание и
мышление. Многие из них познавательны, а в
Интернете большое количество нужной и
интересной информации.
Проведены эксперименты, которые показали, что
люди, страдающие арахнофобией (патологическим
страхом перед пауками), акрофобией (боязнью
высоты) и клаустрофобией (боязнью замкнутого
пространства), могут улучшить свое самочувствие
после соответствующих компьютерных игр.
Проблемы появляются, когда время, проводимое за
монитором, превосходит допустимые пределы и
возникают патологическое пристрастие и
необходимость находиться за компьютером больше
допустимого, что ведет как к психологическим и
социальным проблемам, так и к потере здоровья.