Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2009

Из первых рук

Время новых технологий

В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) прошла научно-практическая конференция  «Аспекты соматического здоровья школьников»

Хочется отметить, что все доклады и сообщения на конференции не только были действительно научными, но имели практическое приложение. Доктора, кандидаты наук и аспиранты посвятили свои выступления различным темам. Это и влияние экологических факторов, и комплексные исследования состояния здоровья детей и подростков, и технология подготовки преподавателей физкультуры как реабилитологов, и здоровье студентов, будущих педагогов, с точки зрения готовности к профессиональной деятельности.
Особенно интересно было узнать о возможностях использования самой современной техники для медицинской диагностики и коррекционной работы с детьми и подростками.

Адаптивное биоуправление

Многие учителя сталкиваются с неуправляемыми школьниками, у которых чрезмерная подвижность со временем переходит в постоянные проблемы с поведением и успеваемостью. Если хулиган и двоечник вначале только характеристика, то в дальнейшем – это уже диагноз и жизненный путь. Например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является распространенной и наиболее опасной формой расстройства поведения, диагностируемой у 17–20% детей и подростков. А связано это с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), которые выявляются при нервно-психическом напряжении, в том числе в школе.
Валерий Тристан, д.м.н., профессор Московского института физической культуры и спорта, уверен, что школьное обучение нуждается в нейрофизиологическом и психофизиологическом сопровождении, а для профилактики негативных воздействий следует использовать адаптивное биоуправление. Это современная компьютерная технология, основанная на механизме обратной связи. Специальное оборудование (компьютер, интерфейс) дает информацию о состоянии мышечной и центральной нервной системы организма, обучает методам саморегуляции физиологических функций для изменения их в нужном в лечебных целях направлении. Это не медицинская процедура и не вызывает привыкания. Школьник в данном случае не объект воздействия, а активный участник восстановительного процесса – он может сам регулировать температуру кожи, концентрацию углекислого газа в выдыхаемом воздухе, частоту сердечных сокращений и другие параметры, тренировать память и внимание.
Внедрение технологии в образовательный процесс поможет: улучшить успеваемость ребят (за счет повышения концентрации внимания и уровня работоспособности); повысить устойчивость к школьным стрессам (за счет стабилизации психоэмоционального состояния); обеспечить профилактику аддиктивного поведения (за счет снижения уровня ситуативной и личностной тревожности); корректировать СДВГ (за счет нормализации церебрального кровотока) и прочее. Школьник обучается навыкам саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием под контролем частоты сердечных сокращений. Увлекательный сюжет игр, имеющих явный или скрытый соревновательный характер, вызывает интерес к результату, формирует мотивацию к тренировочному процессу и повышает эффективность сеанса обратной связи. Ведь выиграть соревнование можно, только научившись управлять собой.
Компьютерное биоуправление можно использовать на оздоровительных уроках для детей начальных классов, факультативах для старшеклассников, при работе психолога с детьми, в специализированных классах начальной школы с педагогической комфортностью (наполняемостью не более 15 человек), для коррекции и лечения СДВГ. Обучение в этих классах проводится по стандартной программе, но добавляется время для индивидуальных сеансов.
Для интеграции технологии в существующую систему образования необходимо создавать специальные кабинеты с оборудованием, должны быть разработаны программы и конкретные формы внедрения, методические указания.

Чувство времени

В жизни бывает много опасных ситуаций (конфликты, происшествия на улице, в транспорте, нападение животных…). Иногда быстрота реакции, способность предпринять необходимые действия в доли секунды помогут избежать травм и порой сохранить жизнь. В 1955 году С.Г. Геллерштейн предложил сенсорный метод совершенствования скорости двигательных реакций, позволяющий научиться управлять ими с использованием «чувства времени».
«Группа ученых МГПУ, – рассказал Олег Малков, – разработала тест, не требующий дорогостоящего оборудования, для оценки времени обусловленной двигательной реакции у старших школьников в интервалах, измеряемых в миллисекундах». В эксперименте использовалась компьютерная программа с «ключом» в виде металлического стержня и пластины.
Сначала школьники старались максимально быстро дважды нажать на пластину (индивидуально и в парах), затем выполняли специальные задания, повышающие скорость реагирования на заранее обусловленный сигнал за счет развития мышечной чувствительности.
Вторая часть теста выявляла способность слухового анализатора оценивать микроинтервалы времени, а значит, и заблаговременно определять надвигающуюся опасность. Еще в одном задании отрабатывалась своевременность реагирования на действия, производимые другими людьми.
После экспериментальных занятий школьники стали лучше ориентироваться при переходе улиц.

Спорт и личность

Школьное воспитание прямо связано с формированием личности ребенка. Дисгармония личности, возникающая на психологическом уровне, приводит к срыву в поведении или болезням на физическом уровне. Современная система физического воспитания призвана учитывать, кроме физических качеств, и психологические показатели школьников, в первую очередь те, которые определяют успешность во многих видах деятельности, – оптимизм, эмоциональную устойчивость, аккуратность, самодостаточность, естественность, мотивированность и др. На занятиях физкультурой, призванных участвовать в оздоровлении школьников, используются физические упражнения в качестве врачебного инструмента.
Нейрофизиологи определили, что мозг человека имеет определенную волновую активность (частотой от 1 до 30 Гц). Общеизвестен принцип работы аппарата «электросон», когда пациенту модулируют мозговые волны альфа-ритма, с частотой 14 Гц. «Очевидно, что специальные физические упражнения по механизму обратной связи могут изменять волновую активность мозга и, следовательно, психическое состояние», – считает Александр Ильин (Российский Государственный университет физической культуры, спорта и туризма, школа «Самбо-70»).
Отдельные виды спорта оказывают на психику и поведение людей значительное влияние. Спортсмены, длительно занимающиеся циклическими видами спорта (плавание, гребля и др.), имеют более высокие, чем их сверстники, показатели устойчивости и самоконтроля. Представители игровых видов спорта (футболисты, баскетболисты и др.) имеют более высокие показатели невротичности, чувствительности, экзальтированности и коллективизма. Те, кто занимается спортивными единоборствами (борьба, каратэ и др.), демонстрируют высокие показатели смелости, самостоятельности, уверенности в себе. Юноши и девушки, увлекающиеся спортом, связанным с исполнительским мастерством (спортивные танцы, фигурное катание и др.), имеют более высокие показатели демонстративности и сексуальности.
В гомеопатии используется принцип лечения подобного подобным в таких сверхмалых дозах, что можно говорить об информационном воздействии.
Тот же принцип можно использовать для коррекции показателей личности. Если представители разных видов спорта имеют психологические особенности, которые формируются в процессе длительных занятий, то и наоборот – физические упражнения, составляющие основу конкретного вида спорта, можно использовать для целенаправленного воспитания определенных показателей личности.
Методика коррекции психофизического состояния школьников может состоять из сопоставления индивидуальных наследственных показателей личности с идеализированным образом успешного человека и составления соответствующей программы корригирующих физических упражнений.
На конференции были представлены и другие, не менее интересные разработки. Постараемся рассказать о них в следующих номерах нашей газеты.

Статья подготовлена при поддержке www.Triquetra.Ru. Если Вы решили заняться улучшением своего здоровья, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Triquetra.Ru. Перейдя по ссылке: «Тайцзицюань», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о Тайцзицюань и других методик. Сайт www.Triquetra.Ru постоянно обновляется поэтому вы всегда сможете найти интересные и красочные статьи о восточных методиках улучшения здоровья.

Нина Семина