Хочется отметить, что все доклады
и сообщения на конференции не только были
действительно научными, но имели практическое
приложение. Доктора, кандидаты наук и аспиранты
посвятили свои выступления различным темам. Это
и влияние экологических факторов, и комплексные
исследования состояния здоровья детей и
подростков, и технология подготовки
преподавателей физкультуры как реабилитологов,
и здоровье студентов, будущих педагогов, с точки
зрения готовности к профессиональной
деятельности.
Особенно интересно было узнать о возможностях
использования самой современной техники для
медицинской диагностики и коррекционной работы
с детьми и подростками.
Адаптивное биоуправление
Многие учителя сталкиваются с
неуправляемыми школьниками, у которых
чрезмерная подвижность со временем переходит в
постоянные проблемы с поведением и
успеваемостью. Если хулиган и двоечник вначале
только характеристика, то в дальнейшем – это уже
диагноз и жизненный путь. Например, синдром
дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
является распространенной и наиболее опасной
формой расстройства поведения, диагностируемой
у 17–20% детей и подростков. А связано это с
минимальными мозговыми дисфункциями (ММД),
которые выявляются при нервно-психическом
напряжении, в том числе в школе.
Валерий Тристан, д.м.н., профессор
Московского института физической культуры и
спорта, уверен, что школьное обучение нуждается в
нейрофизиологическом и психофизиологическом
сопровождении, а для профилактики негативных
воздействий следует использовать адаптивное
биоуправление. Это современная компьютерная
технология, основанная на механизме обратной
связи. Специальное оборудование (компьютер,
интерфейс) дает информацию о состоянии мышечной
и центральной нервной системы организма, обучает
методам саморегуляции физиологических функций
для изменения их в нужном в лечебных целях
направлении. Это не медицинская процедура и не
вызывает привыкания. Школьник в данном случае не
объект воздействия, а активный участник
восстановительного процесса – он может сам
регулировать температуру кожи, концентрацию
углекислого газа в выдыхаемом воздухе, частоту
сердечных сокращений и другие параметры,
тренировать память и внимание.
Внедрение технологии в образовательный процесс
поможет: улучшить успеваемость ребят (за счет
повышения концентрации внимания и уровня
работоспособности); повысить устойчивость к
школьным стрессам (за счет стабилизации
психоэмоционального состояния); обеспечить
профилактику аддиктивного поведения (за счет
снижения уровня ситуативной и личностной
тревожности); корректировать СДВГ (за счет
нормализации церебрального кровотока) и прочее.
Школьник обучается навыкам саморегуляции и
управления своим эмоциональным состоянием под
контролем частоты сердечных сокращений.
Увлекательный сюжет игр, имеющих явный или
скрытый соревновательный характер, вызывает
интерес к результату, формирует мотивацию к
тренировочному процессу и повышает
эффективность сеанса обратной связи. Ведь
выиграть соревнование можно, только научившись
управлять собой.
Компьютерное биоуправление можно использовать
на оздоровительных уроках для детей начальных
классов, факультативах для старшеклассников, при
работе психолога с детьми, в специализированных
классах начальной школы с педагогической
комфортностью (наполняемостью не более 15
человек), для коррекции и лечения СДВГ. Обучение в
этих классах проводится по стандартной
программе, но добавляется время для
индивидуальных сеансов.
Для интеграции технологии в существующую
систему образования необходимо создавать
специальные кабинеты с оборудованием, должны
быть разработаны программы и конкретные формы
внедрения, методические указания.
Чувство времени
В жизни бывает много опасных ситуаций
(конфликты, происшествия на улице, в транспорте,
нападение животных…). Иногда быстрота реакции,
способность предпринять необходимые действия в
доли секунды помогут избежать травм и порой
сохранить жизнь. В 1955 году С.Г. Геллерштейн
предложил сенсорный метод совершенствования
скорости двигательных реакций, позволяющий
научиться управлять ими с использованием
«чувства времени».
«Группа ученых МГПУ, – рассказал Олег Малков,
– разработала тест, не требующий дорогостоящего
оборудования, для оценки времени обусловленной
двигательной реакции у старших школьников в
интервалах, измеряемых в миллисекундах». В
эксперименте использовалась компьютерная
программа с «ключом» в виде металлического
стержня и пластины.
Сначала школьники старались максимально быстро
дважды нажать на пластину (индивидуально и в
парах), затем выполняли специальные задания,
повышающие скорость реагирования на заранее
обусловленный сигнал за счет развития мышечной
чувствительности.
Вторая часть теста выявляла способность
слухового анализатора оценивать микроинтервалы
времени, а значит, и заблаговременно определять
надвигающуюся опасность. Еще в одном задании
отрабатывалась своевременность реагирования на
действия, производимые другими людьми.
После экспериментальных занятий школьники стали
лучше ориентироваться при переходе улиц.
Спорт и личность
Школьное воспитание прямо связано с
формированием личности ребенка. Дисгармония
личности, возникающая на психологическом уровне,
приводит к срыву в поведении или болезням на
физическом уровне. Современная система
физического воспитания призвана учитывать,
кроме физических качеств, и психологические
показатели школьников, в первую очередь те,
которые определяют успешность во многих видах
деятельности, – оптимизм, эмоциональную
устойчивость, аккуратность, самодостаточность,
естественность, мотивированность и др. На
занятиях физкультурой, призванных участвовать в
оздоровлении школьников, используются
физические упражнения в качестве врачебного
инструмента.
Нейрофизиологи определили, что мозг человека
имеет определенную волновую активность
(частотой от 1 до 30 Гц). Общеизвестен принцип
работы аппарата «электросон», когда пациенту
модулируют мозговые волны альфа-ритма, с
частотой 14 Гц. «Очевидно, что специальные
физические упражнения по механизму обратной
связи могут изменять волновую активность мозга
и, следовательно, психическое состояние», –
считает Александр Ильин (Российский
Государственный университет физической
культуры, спорта и туризма, школа «Самбо-70»).
Отдельные виды спорта оказывают на психику и
поведение людей значительное влияние.
Спортсмены, длительно занимающиеся циклическими
видами спорта (плавание, гребля и др.), имеют более
высокие, чем их сверстники, показатели
устойчивости и самоконтроля. Представители
игровых видов спорта (футболисты, баскетболисты
и др.) имеют более высокие показатели
невротичности, чувствительности,
экзальтированности и коллективизма. Те, кто
занимается спортивными единоборствами (борьба,
каратэ и др.), демонстрируют высокие показатели
смелости, самостоятельности, уверенности в себе.
Юноши и девушки, увлекающиеся спортом, связанным
с исполнительским мастерством (спортивные танцы,
фигурное катание и др.), имеют более высокие
показатели демонстративности и сексуальности.
В гомеопатии используется принцип лечения
подобного подобным в таких сверхмалых дозах, что
можно говорить об информационном воздействии.
Тот же принцип можно использовать для коррекции
показателей личности. Если представители разных
видов спорта имеют психологические особенности,
которые формируются в процессе длительных
занятий, то и наоборот – физические упражнения,
составляющие основу конкретного вида спорта,
можно использовать для целенаправленного
воспитания определенных показателей личности.
Методика коррекции психофизического состояния
школьников может состоять из сопоставления
индивидуальных наследственных показателей
личности с идеализированным образом успешного
человека и составления соответствующей
программы корригирующих физических упражнений.
На конференции были представлены и другие, не
менее интересные разработки. Постараемся
рассказать о них в следующих номерах нашей
газеты.
Статья подготовлена при поддержке www.Triquetra.Ru. Если Вы решили заняться улучшением своего здоровья, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Triquetra.Ru. Перейдя по ссылке: «Тайцзицюань», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о Тайцзицюань и других методик. Сайт www.Triquetra.Ru постоянно обновляется поэтому вы всегда сможете найти интересные и красочные статьи о восточных методиках улучшения здоровья.