Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 24. Тема: «Отчего бывает одиноко?»

Цели: формирование первоначальных нравственных чувств и представлений, элементарных навыков нравственного поведения; воспитание внимания к положительным проявлениям взрослых и детей; учить детей правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа по теме

– Подумайте и скажите: все ли ребята дружат одинаково?
Почему они дружат по-разному?
Подумай: дружно ли ты играешь с ребятами?
Как надо играть вместе, чтобы было весело, интересно?
Что может случиться с теми, кто не умеет дружить?

2. Анализ ситуации

Чтение рассказа Е.Пермяка «Самое страшное».
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.
Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Вопросы:

  •  Почему Вова гордился собой, своим поведением?

  •  Хорошо ли, если тебя все боятся?

  •  Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?

  •  Почему Вова остался один на свете?

  •  Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?

3. Оздоровительная минутка «Буратино»

Дружно все вставайте
И за мною повторяйте!
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Потянулся!
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Ключик золотой достали –
Посидим, а то устали.

4. Работа над стихотворением

С.Маршака «Друзья-товарищи»

– Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть? Подумайте: почему это происходит? А сначала послушайте стихотворение.

День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да мы с тобой.

Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.

А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.

Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.

Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.

Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!

– Что каждый из вас думал, когда слушал стихотворение?
С пользой провели время друзья-товарищи? Долго ли сохранится эта дружба?
Что надо делать для того, чтобы дружба была крепкой?

5. Игра «Кто что любит делать»

Играющие становятся в круг. Дети по очереди выходят на середину и молча показывают, что они любят делать: одни – играть в футбол, другие – в куклы, поливать цветы, петь. Стоящие в кругу отгадывают. Кто отгадал – выходит на середину круга.

6. Анализ выражения

– Как вы понимаете слова А.Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»?

7. Итог занятия

– Расскажите о ребятах, с которыми вы дружите, о своем товарище. Какой он: добрый, веселый, смелый, умный? Чем он нравится вам? Как надо дружить, чтобы не было одиноко?