Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 23. Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цели: раскрыть понятия и обсудить поступки, соответствующие этим понятиям.

Оборудование: стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» – красочно иллюстрированное; карточки с названиями хороших и плохих поступков – по одному пакету на стол.

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Вводная беседа. Сообщение темы

– Как вы думаете, ребята: что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Постараемся разобраться в этом. Я припоминаю отличное стихотворение Маяковского, которое так и называется... (дети подсказывают) «Что такое хорошо и что такое плохо?». Если кто-то из ребят знает это стихотворение, помогайте мне.

2. Работа с литературным источником

Учитель читает стихотворение, прерываясь для обсуждения, почему тот или иной поступок плох либо хорош, к чему могут привести те или иные поступки. После прочтения и обсуждения всего стихотворения – беседа:
– О каких хороших чертах и поступках шла речь?
Почему их считают хорошими? (На пользу, на благо человека.)
А что такое «плохо» исходя из стихотворения? (То, что вредит человеку, нарушает его права.)

3. Работа с карточками в парах

Учитель раздает конверты с карточками.
– Ребята, а вы сможете разобраться, где хорошие, а где плохие поступки? (В конвертах по 12 листочков с названиями хороших и плохих поступков: обижать младших, говорить правду, учить уроки, обзываться, помогать друзьям, делать ошибки, слушать учителя, быть вежливым, быть обидчивым, мешать кому-либо, подсказывать, жаловаться на кого-то.)
Разместите карточки с названиями поступков в две колонки: слева – хорошие, справа – плохие, а если возникает спор, то может появиться и третья колонка – посередине. Думайте и постарайтесь работать тихо (так как опыта совместной работы у детей начальных классов мало, следует уделить особое внимание самой процедуре работы в парах).
Как правило, к хорошим поступкам дети относят: учить уроки, помогать друзьям, слушать учителя, говорить правду, быть вежливым. К плохим поступкам: обижать младших, обзываться, делать ошибки, мешать кому-либо, быть обидчивым.
К спорным моментам: подсказывать, жаловаться на кого-то.
Обсуждение результатов работы избирательно. Важно, чтобы дети могли доказать, почему они так решили. Особое внимание следует уделить «спорным» моментам, так как один и тот же поступок может расцениваться по-разному в зависимости от ситуации.

4. Размышления, мнения

– Подумайте: как нужно относиться к людям, чтобы не причинить им вреда?
Почему люди совершают плохие поступки?
Хочется ли дружить с человеком, который поступает плохо? Что нам помогает не совершать плохих поступков? Если человек совершает и хорошие, и плохие поступки, каким его считать – плохим или хорошим?

5. Подведение итогов

– Вспомните свои хорошие и плохие поступки и подумайте над тем, чего было больше. Подумайте, как следует себя вести.