Цели: раскрыть понятия и обсудить
поступки, соответствующие этим понятиям.
Оборудование: стихотворение В.В.
Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
– красочно иллюстрированное; карточки с
названиями хороших и плохих поступков – по
одному пакету на стол.
ХОД ЗАНЯТИЙ
1. Вводная беседа. Сообщение темы
– Как вы думаете, ребята: что такое
«хорошо» и что такое «плохо»?
Постараемся разобраться в этом. Я припоминаю
отличное стихотворение Маяковского, которое так
и называется... (дети подсказывают) «Что такое
хорошо и что такое плохо?». Если кто-то из ребят
знает это стихотворение, помогайте мне.
2. Работа с литературным источником
Учитель читает стихотворение,
прерываясь для обсуждения, почему тот или иной
поступок плох либо хорош, к чему могут привести
те или иные поступки. После прочтения и
обсуждения всего стихотворения – беседа:
– О каких хороших чертах и поступках шла речь?
Почему их считают хорошими? (На пользу, на благо
человека.)
А что такое «плохо» исходя из стихотворения? (То,
что вредит человеку, нарушает его права.)
3. Работа с карточками в парах
Учитель раздает конверты с карточками.
– Ребята, а вы сможете разобраться, где
хорошие, а где плохие поступки? (В конвертах по 12
листочков с названиями хороших и плохих
поступков: обижать младших, говорить правду,
учить уроки, обзываться, помогать друзьям, делать
ошибки, слушать учителя, быть вежливым, быть
обидчивым, мешать кому-либо, подсказывать,
жаловаться на кого-то.)
Разместите карточки с названиями поступков в две
колонки: слева – хорошие, справа – плохие, а если
возникает спор, то может появиться и третья
колонка – посередине. Думайте и постарайтесь
работать тихо (так как опыта совместной работы у
детей начальных классов мало, следует уделить
особое внимание самой процедуре работы в парах).
Как правило, к хорошим поступкам дети относят:
учить уроки, помогать друзьям, слушать учителя,
говорить правду, быть вежливым. К плохим
поступкам: обижать младших, обзываться, делать
ошибки, мешать кому-либо, быть обидчивым.
К спорным моментам: подсказывать, жаловаться на
кого-то.
Обсуждение результатов работы избирательно.
Важно, чтобы дети могли доказать, почему они так
решили. Особое внимание следует уделить
«спорным» моментам, так как один и тот же
поступок может расцениваться по-разному в
зависимости от ситуации.
4. Размышления, мнения
– Подумайте: как нужно относиться к
людям, чтобы не причинить им вреда?
Почему люди совершают плохие поступки?
Хочется ли дружить с человеком, который
поступает плохо? Что нам помогает не совершать
плохих поступков? Если человек совершает и
хорошие, и плохие поступки, каким его
считать – плохим или хорошим?
5. Подведение итогов
– Вспомните свои хорошие и плохие
поступки и подумайте над тем, чего было больше.
Подумайте, как следует себя вести.