Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 21. Тема: «Спешите делать добро»

Цель: воспитывать доброе и вежливое отношение к окружающим.

Оборудование: солнышко с лучиками, на которых написаны добрые слова.

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

«Спешите делать добро»

– Прочитайте тему нашего занятия.

Как вы думаете: о чем мы будем говорить?

3. Беседа по теме

– Что же такое добро? Это – заботливое, внимательное отношение к людям. Добро – все то, что заслуживает одобрения. Добрые дела – это поступки, которые полезны для всех нас и совершаются в интересах детей. Ребята, а вот когда у вас в классе все хорошо, никто не дерется, не ссорится, какое у вас настроение? (Веселое, радостное.) На ваших лицах улыбки, вы как будто светитесь. Вам становится теплее. С чем бы вы сравнили такое настроение? (С солнышком.) Есть даже такая пословица: «Доброта – что солнце». Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добры – еще лучше. А вы никогда не задумывались, каким русским словам дает начало слово «добро»? Давайте вспоминать: какие однокоренные слова вы помните? (Слова написаны на лучиках солнца.)
Вы назвали много слов, но это далеко не все. Есть такие: доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добропорядочность, добрососедство, добросовестность – и еще много, много. Давайте составим предложение с каким-нибудь из этих слов. Добро заложено в человеческом характере. И многих людей называют добрыми. А почему? Каких добрых сказочных героев вы знаете? (Красная Шапочка, Крокодил Гена, Добрый молодец, Айболит.)
Почему, например, Айболита называют «добрым»? (Он вежливый, всем помогает, по-доброму разговаривает, делает добрые дела.) А какие дела можно назвать добрыми? (Те дела, которые делают во благо, на пользу другим, они поднимают настроение, утешают в трудную минуту.) Доброе дело может быть и большим, и маленьким. Например, посадить лес – большое доброе дело, помочь в чем-то товарищу – маленькое. Но даже самое маленькое доброе дело ценится так же высоко, как и большое. Добрые дела делают незаметно, не привлекая внимания. Вот как солнышко: оно для всех светит и не требует ничего взамен.
А какие добрые дела вы знаете? Какие вы сами делали? А может, кто-то из вас принимал участие в большом добром деле? Люди уже давно подметили такое ценное качество, как доброта. И поэтому придумали много пословиц и поговорок. Вот несколько из них:

Делать добро спеши.
Добрые дела красят человека.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.

А вы знаете, что до революции в русском языке была даже такая буква – «добро»? Буквы тогда назывались по-другому:

А – аз
Б – буки
В – веди
Г – глаголь
Д – добро

Правда, интересная азбука?

4. Рассказ В.Донниковой «Канавка»

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но все видит: вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.
– А, чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
– Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток, сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал удобный переход. Да это и не важно!
– Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канаву?
Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?
Можно ли поступок Вити назвать добрым? Почему?

5. Заключение

– А теперь поиграем в игру «И я». Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите «и я», если плохой, то молчите.

Итак:

«Я каждый день поливаю цветы» – и я.
«Я убираю за собой игрушки» – и я.
«Я разбрасываю свои вещи» – ...
«Я помогаю маме» – и я.
«Я играю с младшей сестренкой» – и я.
«Я держу кошку за хвост» – ...
«Я не здороваюсь с соседкой» – ...
«Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – и я.

А теперь вы продолжите называть добрые дела, которые вы могли бы сделать.

6. Итог занятия

– Вы назвали много добрых дел, которые вы можете сделать, так спешите делать добро, делать добрые дела.