Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 14. Тема: «Невербальные (бессловесные) средства общения»

Цели: показать роль громкости речи как средства ее воздействия, упражнять детей в использовании различных средств общения, учить культуре общения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа по теме

– Вспомните: о каких средствах общения мы говорили на прошлом занятии? (О речи и ее интонации.)

Ролевая гимнастика

– Произнесите известное стихотворение следующим образом: с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как робот; как иностранец.

Анализ чтения: какие средства были использованы, чтобы выполнить задание?

– А как нужно было бы это стихотворение прочитать правильно?

2. Игра «Зайка»

– Мы сейчас будем артистами и исполним роли заек на лужайке при помощи мимики и жестов.

Я на скрипочке играю:
Ти­лили! Ти­лили!
Пляшут зайки на лужайке:
Ти­лили! Ти­лили!

Заиграл на балалайке:
Тренди­брень, трендибрень!
Пляшут зайки на лужайке:
Тренди­брень, трендибрень!

А потом на барабане:
Бумбум­бам, бум­бум­бам!
В страхе зайцы разбежались
По кустам, по кустам!

– Молодцы, ребята! Все вы были хорошими артистами.

А что вам помогло сыграть эти роли? Мимика и жесты, темп чтения – спокойный, жизнерадостный вначале, с ускорением, усилением громкости в конце стихотворения.

3. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы узнаем о громкости как средстве воздействия нашей речи. Послушайте маленькие стихотворения.

Гром и тишина

Гром грохочет – бух, трах! –
Словно горы рушит.
Тишина в испуге – ах! –
Затыкает уши...
(А.Шлыгин)

Слышен шорох в камышах –
От него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат.
(В.Нестеренко)

Вспомните: где и когда можно говорить громко, громче обычного? (Когда у нас веселое настроение, громкость помогает выразить его, или для того, чтобы привлечь внимание.)
Когда мы говорим тихо? (Когда нужно передать такие оттенки чувств, как робость, мягкость, нежность, взволнованность, предупреждение или же когда не хотим привлекать внимание.)

4. Анализ речевых ситуаций

– Послушайте отрывок из известного вам рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово». О каком слове говорится в этом отрывке? Почему это слово надо произносить тихо?
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза...
– Послушайте «Песенку» Пластова и скажите: нужно ли девочке слишком громко говорить в данном случае? Почему?

Кто сказал, что я горланю?
Кто сказал, что я кричу?
Я свою подружку Таню
Новой песенке учу!

– Умение говорить с нормальной громкостью всегда было средством культурного общения. Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем человеком, к которому обращена речь, о деликатности говорящего, мягкости, тактичности или робости.
Какието слова мы можем произнести громче или тише, чтобы лучше передать смысл. Но и тихим голосом можно передать угрозу, преду­преждение, волнение.
Громкий голос подчеркивает настойчивость, требовательность, превосходство и многое другое.

5. Оздоровительная минутка

6. Анализ пословиц

– Послушайте пословицы. О каком правиле устной речи в них говорится? Какая из пословиц больше подходит к «Песенке» Пластова? К каким случаям подходят эти пословицы?
Дело делать и за себя не сможет, а кричит один за всех.
Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

7. Беседа о неуместности громкого разговора в общественных местах

– Почему нельзя громко разговаривать, находясь среди других людей? Когда же вас услышат?
В каких общественных местах надо говорить тихо? Вспомним и перемену в школе.

8. Итог занятия

– В каких случаях можно громко читать, говорить? Когда уместно говорить тихо?