Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 6. Тема: «Элементарное строение и назначение глаз. Профилактика и гигиена зрения. Гимнастика для глаз. Элементарное строение органов слуха, обоняния и их назначение, профилактика и личная гигиена»

Цели:

  •  познакомить детей с элементарным строением и назначением глаз, органов слуха и обоняния;

  •  учить детей соблюдать личную гигиену;

  •  воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа по теме

– Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – пяти органов чувств.)
Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать строение своего тела и любить его: никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
Вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить, если отгадаете загадку: «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)
Как вы думаете: кто из животных самый зоркий?
Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте, высматривая добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!
Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.)
Каким бывает цвет глаз?
Какие по размеру бывают глаза?
Как глаза расположены? (Можно показать рисунок – строение глаза.)
Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
Цветное колечко – это радужная оболочка, или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

2. Заучивание правила

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

3. Наблюдения

  • Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.

  • Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

– Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.) Что еще оберегает глаза? (Брови.)
Отгадайте загадку: «Под мостоммостищем, под соболем­соболищем два соболька разыгрались». (Брови и глаза.)
Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)

4. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

– Если глаза устали, выполните такие упражнения:

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

  • Делайте круговые движения глазами: налево – вверх, направо – вниз, направо – вверх, налево – вниз. Повторите 10 раз.

  • Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвигая обратно. Повторите 5 раз.

  • Посмотрите в окно вдаль одну минуту.

Игра «Полезно – вредно»

– Рассмотрите картинки и скажите: что для глаз полезно, что вредно? (Учитель демонстрирует детям соответствующие рисунки.)

  • Читать лежа.

  • Смотреть близко телевизор.

  • Смотреть на яркий свет.

  • Оберегать глаза от ударов.

  • Промывать по утрам глаза.

  • Тереть глаза грязными руками.

  • Читать при хорошем освещении.

5. Правила бережного отношения к зрению

  • Умываться по утрам.

  • Смотреть телевизор не более 1–1,5 часа в день.

  • Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

  • Не читать лежа.

  • Не читать в транспорте.

  • Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.

  • При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

  • Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30–38 см.

  •  Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец).

  • Делать гимнастику для глаз.

  • Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

6. Если вы носите очки...

– Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

  • Берегите свои «вторые» глаза.

  • Храните их в футляре.

  • Не кладите стеклами вниз.

  • Регулярно мойте теплой водой с мылом.

  • Снимайте во время занятий спортом.

7. Органы слуха, обоняния

– Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха – уши. Органы слуха есть у всех животных. Они помогают им поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга.
Слух – большая ценность для человека. Ухо состоит из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Внутреннее ухо – сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там он превращается в слова, звуки. Органы слуха необходимо беречь.
Что помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос.)
Это орган обоняния.
Когда ухудшается обоняние?

8. Итог занятия

– Что для глаз полезно, а что вредно? Как беречь органы слуха, обоняния?