Цели: мотивация детей на
внимательное отношение к словам собеседника,
понимание необходимости уметь слушать и слышать
в процессе общения, изменение отношения к
процессу слушания, обучение способам
выслушивать друг друга, учителя и точно
выполнять простейшие просьбы взрослого.
Метафора: «Хороший собеседник –
это хороший слушатель».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Разминка «Жалящая змея»
Все участники выстраиваются в ряд и
кладут руки на плечи впереди стоящего. У
последнего игрока, который становится хвостом,
из кармана торчит платок, который должна поймать
голова змеи – первый игрок. Если ему это удалось,
то хвост становится головой, а голова – хвостом.
2. Работа со сказкой
Трумбик и подумать не мог, что с
ребятами так тяжело общаться. Раньше он все время
был один в своем замке. Все, что он ни просил, для
него делали: ведь Трумбик был принцем
Трумбуляндии.
Вот и сегодня Трумбик пришел в школу, как всегда,
веселый и радостный. К нему подходят ребята и
говорят:
– Трумбик, у Маши сегодня пропал хомячок,
которого она очень любит. Она переживает,
бедняжка.
Трумбик только расхохотался.
Тут учительница обращается к нему с просьбой:
– Трумбик, милый, полей, пожалуйста, цветы.
Трумбик сказал:
– Ой, вы тоже такая милая, – и пошел с ребятами
играть в салки.
Когда он вернулся, учительница пристыдила его.
Трумбик обиделся, отвернулся от нее и начал
бурчать:
– Все против меня, только и слышишь от каждого,
что я плохой и никудышный... Зачем я в вашу страну
попросился? Хочу домой, меня здесь никто не
любит... – И Трумбик заплакал.
На перемене он все продолжал стоять в уголке и
тихонечко плакать. Вдруг ктото легонько
прикоснулся к его плечу. Он обернулся и увидел
маленькую девочку. В руках у нее была кукла со
сломанной рукой. Девочка сказала Трумбику:
– Трумбик, ты очень сильный и умный,
пожалуйста, почини мне куклу.
Трумбик заулыбался, слезы сразу высохли:
– Да, я сильный и умный, я все умею, я самый
лучший!
Неожиданно он обратил внимание на грустные глаза
девочки. Девочка стояла и чуть не плакала. И
Трумбик вдруг подумал: «Чего же она хочет? Я же
согласился с ней, что я – самый лучший». Внезапно
его осенило: «Так она же чегото просила! – Он
снова посмотрел на девочку и увидел в ее руках
сломанную куклу. – Так она хочет, чтобы я починил
куклу! Я же ее не слышал!».
Трумбик взял у девочки куклу, починил ее и увидел,
как слезы на глазах у малышки высохли, а на губах
появилась счастливая улыбка.
«Почему девочка обрадовалась? – задумался
Трумбик. – Что такого я сделал, что она стала
улыбаться?»
– Ребята, как вы думаете: что очень важное
сделал Трумбик?
Обсуждение:
– Почему на Трумбика обижались дети
и учительница? Почему так важно слышать другого
человека?
3. «Чей узор лучше?» (графический
диктант)
У каждого ученика – лист бумаги в
клеточку и карандаш. На листе слева, около края на
пересечении линий поставлены друг под другом
через 10 клеточек 2 жирные точки.
– Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо,
чтобы они получились красивыми и аккуратными.
Слушайте меня внимательно: я буду говорить, на
сколько клеточек и в какую сторону вы должны
провести линию. Повторять не буду. Карандаш от
бумаги не отрывать.
«Одна клетка вниз, одна клетка направо, одна
клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка
вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх.
Дальше продолжайте рисовать узор сами».
По окончании задания работы учеников
обсуждаются.
4. Ритуал окончания занятия «Скажите
доброе словечко»