Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 4. Тема: «Зачем нам быть сдержанными?»

Цели: развитие самоконтроля, рефлексивной позиции, помощь в осознании последствий неконтролируемых эмоций, изменение отношения к сиюминутному выражению эмоций, демонстрация важности умения сдерживания эмоций.

Метафора: «Эмоции – как воздушный шар: если сильно надуть – он лопнет. Иногда в жизни надо останавливаться и переставать надуваться».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разминка «Передай мяч»

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч соседу, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.

2. Работа со сказкой

В одно пасмурное утро Трумбик понял, что ему не хочется вылезать из постели и собираться в школу. Он сбросил с себя одеяло, вздохнул и поплелся пить чай. Позавтракав, он взял портфель и побрел в школу. По дороге встретил своего друга. Друг сказал:
– Трумбик, не ходи по этой улице, там после дождя образовалось целое озеро, иди в обход!
Трумбику было так грустно, что он пропустил слова друга мимо ушей, вздохнул и пошел дальше. Но тут он наткнулся на огромную лужу и понял, что не может ее обойти. Трумбик разозлился: «Мало того, что настроение плохое, так еще и дурацкая вода разлилась, не обойти ее!». Злость придала ему сил, и он быстро зашагал по другой дороге. Злым он пришел в школу. Его окликнул одноклассник:
– Трумбик, тебя ждет Хурминка Апельсиновна в учительской!
Но Трумбик лишь отмахнулся от него:
– Ну тебя, врешь ты все! Никто меня не ждет!
Когда он зашел в класс, Хурминка Апельсиновна с укоризной сказала:
– Трумбик, я думала, ты поможешь мне донести тетради до класса, а ты почемуто не обратил на мою просьбу никакого внимания.
Трумбик понуро сел за парту: «Ну почему сегодня такой плохой день? Почему со мной происходят одни неприятности? Ладно, я буду делать все быстробыстро!». Он повеселел, спросил у учительницы, какой урок сегодня первый. Хурминка Апельсиновна была чем­то занята и потому ответила не сразу. Трумбик же посмотрел в дневник, достал чтение и, счастливый, сел на стул.
Хурминка Апельсиновна поглядела на ребят и сказала:
– Приготовьте, пожалуйста, учебник и тетради по русскому языку. У нас завтра будет контрольный диктант, нам надо подготовиться.
Трумбик снова обиделся. Он так старался... Но тут одноклассник Трумбика упал со стула прямо на уроке. Он качался на нем и грохнулся! Трумбик расхохотался. А Хурминка Апельсиновна тем временем говорила:
– Ребята, закройте тетради, откройте учебники и повторите правило. Сейчас я буду вас спрашивать.
Но Трумбик развеселился так сильно, что не услышал учительницу. Он стал писать записки, шептаться с соседями, строить всем веселые рожицы. Сначала ребятам было весело, но Трумбик все не унимался, и на лицах детей появилось недовольство.
Тут Хурминка Апельсиновна сказала:
– Закройте учебники, начинаем повторять правило. Трумбик, к доске!
– Какое правило? Вы же ничего не говорили!
Хурминка Апельсиновна грустно вздохнула:
– Эх, Трумбик, мне очень хочется поставить тебе двойку. Только вот за что тебе ее поставить? За невыученное правило? Или за поведение на уроке? Но я скажу тебе так: мне тебя очень жалко. Как ты думаешь, почему?

Обсуждение:

– Ребята, как вы думаете: почему учительнице стало жалко Трумбика? Почему Трумбик попадал в разные неприятные ситуации? Что ему мешало быть внимательным на уроке? Бывали у вас такие ситуации, когда ваши чувства мешали вам услышать человека? Какие последствия наступают, если не услышать человека, а продолжать веселиться или злиться?

Вывод:

Трумбику нужно было усмирить свои эмоции, чтобы услышать то, что ему говорят. Надо уметь сдерживать чувства, когда делаешь важное дело или общаешься. Сдерживать эмоции нужно, чтобы сохранить хорошие отношения с друзьями.

3. «Мои эмоции»

– Каждый человек посвоему представляет себе то, что творится в его душе: как общаются между собой чувства, потребности, желания, разум. Давайте попробуем познакомиться с чувствами, желаниями, долгом, разумом. Нарисуйте их. Кто из них будет главным? Как они сидят, стоят, где находятся относительно друг друга? Все ли поняли, что нужно сделать?
(Ведущий включает спокойную музыку.)

Обсуждение:

– Понравилась ли работа? Трудно или легко было придумать и воплотить свою задумку? Чем похожи рисунки? Что в них разного?

4. Ритуал окончания занятия   «Скажите доброе словечко»