Цели: развитие у детей навыков
конструктивного привлечения внимания, осознание
различных вариантов привлечения внимания и
необходимости внимания для человека.
Метафора: «Внимание для человека
– как солнышко для цветка. Но когда солнышка
много, цветок засыхает. Иногда нужна и тень».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Разминка «Подарок»
– Сейчас мы будем делать подарки
друг другу. Начиная с ведущего каждый по очереди
средствами пантомимы изображает какойто
предмет и передает его своему соседу справа
(мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
2. Работа со сказкой
– Однажды весенним днем Трумбик
вдруг понял, что его никто не любит. Учительница
на него не смотрит, мама ему сказок не читает,
ребята с ним не играют. «Я им уже стал не нужен!» –
с горечью подумал Трумбик. Как только эта мысль
посетила его, он сразу же взял и уронил линейку и
с громким пыхтением полез поднимать ее. Соседка
по парте спросила:
– Ты, Трумбик, потерял чтото?
Трумбик недовольно буркнул:
– Потерял... – Но тут будто молния поразила
его. Он подумал: «Так вот как заставить обращать
на себя внимание! Начать ронять все!». Трумбик
поднял линейку, положил ее на парту. Через
минутку он как будто случайно свалил ручку.
Прошло еще немного времени, и у него упал учебник.
– Что с тобой, Трумбик? – спросила Хурминка
Апельсиновна. – Ты сегодня какойто рассеянный.
– Да все нормально, – ответил довольный Трумбик.
Весь урок Трумбик чтото ронял, а потом с
грохотом лез поднимать. На перемене Трумбик стал
носиться как бешеный и кидаться на ребят с
криком:
– Покатай меня, большая лошадка!
Всем было весело. На следующем уроке учитель все
время делал замечания Трумбику, а ребята
смотрели на него. «Вот здорово, вот хорошо! Все на
меня смотрят!»
Настала перемена. Трумбик заметил, что ребята
почемуто уходят от него. «Наверно, игра в лошадки
им не понравилась. Сейчас придумаю чтото
другое!» Через минутку он подошел к ребятам и
встал рядышком. Ребята отошли от него. Трумбик не
растерялся, подошел к ним еще поближе.
– Трумбик, уйди же ты от нас! Дай нам спокойно
поговорить!
Трумбик улыбнулся доброй и честной улыбкой:
– Ребята, я тоже люблю здесь стоять. Я же вам не
мешаю! Это – мое любимое место для стояния!
Ребята возмутились и ушли в класс.
На следующих уроках и переменах Трумбик
продолжал вредничать и кривляться.
Зато все ребята и учительница смотрели на него.
Ему это очень нравилось. Но тут раздался голос:
– Сколько можно заниматься ерундой? Неужели
ты не понимаешь, что таким образом окончательно
испортишь свою репутацию!
Трумбик закатил глаза:
– Опять ты... Опять учить будешь?
Голос стал злым:
– Да, разум тебе не нужен... Или нужен? Хочешь,
расскажу, что получится из всех твоих
сегодняшних фокусов? Закрой глаза!
Трумбик послушался и увидел Разум. Тот, как
всегда, насмешливо улыбался. Трумбик оглянулся
вокруг: в королевстве его души лежали грудами
сломанные игрушки, недоеденные шоколадки и
фантики от конфет.
– Что здесь за помойка? – возмутился Трумбик.
– Все эти сломанные игрушки и мусор – это то,
чем ты пытаешься привлечь внимание. Ты его
привлекаешь, только чтото ломая или мешая
другим. Если ты и дальше будешь пакостить, то
учителя скоро начнут тебе ставить двойки за
поведение, а ребята перестанут с тобой играть. Ты
хочешь этого? Или попробуешь найти другие
способы привлечь внимание друзей и взрослых?
Тут Трумбик стал думать...
Обсуждение:
– Что понравилось, что не
понравилось в сказке? Над чем задумался Трумбик?
Зачем нужно человеку внимание? Какие способы
негативного (плохого) привлечения внимания вы
знаете? А позитивного (хорошего)?
3. О внимании
– Ребята, как мы узнали из сказки,
внимание бывает разным. Скажите: а что для вас
значит слово «внимание»? Что такое для вас
внимание к вам?
(Ведущий записывает за детьми на доске
продолжение фраз: «Внимание – это...», «Внимание
мне нужно для того, чтобы...».)
Внимание – это когда на меня смотрят, меня
замечают, со мной общаются, говорят мне всякие
хорошие слова.
Если на меня не будут обращать внимание, то я буду
совершать плохие поступки. Зачем нужно внимание
человеку? Внимание – это как солнышко для цветка:
если оно есть, то цветок будет красивым, зеленым,
счастливым, а если солнышка нет, то и цветок
вырастет бледным, невзрачным. Попробуйте
нарисовать то, как вы представляете себе
внимание.
Обсуждение:
– Чем похожи рисунки? Почему вы
нарисовали именно это? Понравилось ли вам
рисовать?
4. «Привлеки внимание»
– Вы уже поняли, что каждый из нас
привлекает внимание поразному. Сейчас я даю вам
задание: привлечь внимание. По команде
«раздватри» мы все будем пытаться привлечь
внимание друг друга в течение одной минуты.
Задание очень сложное: нужно и к себе привлечь
внимание, и успеть заметить, как другие делают
это. Раздватри, начали!..
Обсуждение:
– Что понравилось, что не
понравилось в игре? Что запомнилось? Что было
сложно, что легко? Что сложнее: самому привлекать
внимание или смотреть, как это делают другие?
Каким способом вы пользовались и как действовали
другие ребята?
5. Ритуал окончания занятия «Скажите
доброе словечко»