Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 3. Тема: «Обратите на меня внимание!»

Цели: развитие у детей навыков конструктивного привлечения внимания, осознание различных вариантов привлечения внимания и необходимости внимания для человека.

Метафора: «Внимание для человека – как солнышко для цветка. Но когда солнышка много, цветок засыхает. Иногда нужна и тень».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разминка «Подарок»

– Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой­то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

2. Работа со сказкой

– Однажды весенним днем Трумбик вдруг понял, что его никто не любит. Учительница на него не смотрит, мама ему сказок не читает, ребята с ним не играют. «Я им уже стал не нужен!» – с горечью подумал Трумбик. Как только эта мысль посетила его, он сразу же взял и уронил линейку и с громким пыхтением полез поднимать ее. Соседка по парте спросила:
– Ты, Трумбик, потерял что­то?
Трумбик недовольно буркнул:
– Потерял... – Но тут будто молния поразила его. Он подумал: «Так вот как заставить обращать на себя внимание! Начать ронять все!». Трумбик поднял линейку, положил ее на парту. Через минутку он как будто случайно свалил ручку. Прошло еще немного времени, и у него упал учебник.
– Что с тобой, Трумбик? – спросила Хурминка Апельсиновна. – Ты сегодня какой­то рассеянный.
– Да все нормально, – ответил довольный Трумбик.
Весь урок Трумбик что­то ронял, а потом с грохотом лез поднимать. На перемене Трумбик стал носиться как бешеный и кидаться на ребят с криком:
– Покатай меня, большая лошадка!
Всем было весело. На следующем уроке учитель все время делал замечания Трумбику, а ребята смотрели на него. «Вот здорово, вот хорошо! Все на меня смотрят!»
Настала перемена. Трумбик заметил, что ребята почемуто уходят от него. «Наверно, игра в лошадки им не понравилась. Сейчас придумаю что­то другое!» Через минутку он подошел к ребятам и встал рядышком. Ребята отошли от него. Трумбик не растерялся, подошел к ним еще поближе.
– Трумбик, уйди же ты от нас! Дай нам спокойно поговорить!
Трумбик улыбнулся доброй и честной улыбкой:
– Ребята, я тоже люблю здесь стоять. Я же вам не мешаю! Это – мое любимое место для стояния!
Ребята возмутились и ушли в класс.
На следующих уроках и переменах Трумбик продолжал вредничать и кривляться.
Зато все ребята и учительница смотрели на него. Ему это очень нравилось. Но тут раздался голос:
– Сколько можно заниматься ерундой? Неужели ты не понимаешь, что таким образом окончательно испортишь свою репутацию!
Трумбик закатил глаза:
– Опять ты... Опять учить будешь?
Голос стал злым:
– Да, разум тебе не нужен... Или нужен? Хочешь, расскажу, что получится из всех твоих сегодняшних фокусов? Закрой глаза!
Трумбик послушался и увидел Разум. Тот, как всегда, насмешливо улыбался. Трумбик оглянулся вокруг: в королевстве его души лежали грудами сломанные игрушки, недоеденные шоколадки и фантики от конфет.
– Что здесь за помойка? – возмутился Трумбик.
– Все эти сломанные игрушки и мусор – это то, чем ты пытаешься привлечь внимание. Ты его привлекаешь, только что­то ломая или мешая другим. Если ты и дальше будешь пакостить, то учителя скоро начнут тебе ставить двойки за поведение, а ребята перестанут с тобой играть. Ты хочешь этого? Или попробуешь найти другие способы привлечь внимание друзей и взрослых?
Тут Трумбик стал думать...

Обсуждение:

– Что понравилось, что не понравилось в сказке? Над чем задумался Трумбик? Зачем нужно человеку внимание? Какие способы негативного (плохого) привлечения внимания вы знаете? А позитивного (хорошего)?

3. О внимании

– Ребята, как мы узнали из сказки, внимание бывает разным. Скажите: а что для вас значит слово «внимание»? Что такое для вас внимание к вам?
(Ведущий записывает за детьми на доске продолжение фраз: «Внимание – это...», «Внимание мне нужно для того, чтобы...».)
Внимание – это когда на меня смотрят, меня замечают, со мной общаются, говорят мне всякие хорошие слова.
Если на меня не будут обращать внимание, то я буду совершать плохие поступки. Зачем нужно внимание человеку? Внимание – это как солнышко для цветка: если оно есть, то цветок будет красивым, зеленым, счастливым, а если солнышка нет, то и цветок вырастет бледным, невзрачным. Попробуйте нарисовать то, как вы представляете себе внимание.

Обсуждение:

– Чем похожи рисунки? Почему вы нарисовали именно это? Понравилось ли вам рисовать?

4. «Привлеки внимание»

– Вы уже поняли, что каждый из нас привлекает внимание поразному. Сейчас я даю вам задание: привлечь внимание. По команде «раз­два­три» мы все будем пытаться привлечь внимание друг друга в течение одной минуты. Задание очень сложное: нужно и к себе привлечь внимание, и успеть заметить, как другие делают это. Раздва­три, начали!..

Обсуждение:

– Что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Что было сложно, что легко? Что сложнее: самому привлекать внимание или смотреть, как это делают другие? Каким способом вы пользовались и как действовали другие ребята?

5. Ритуал окончания занятия «Скажите доброе словечко»