|
Э.Н. ВАЙНЕР, профессор,
проректор Государственного педагогического
университета, г. Липецк |
|
Мне кажется естественным,
что любой человек должен иметь представления не
только об анатомо-физиологических, но и
психологических особенностях, социальной
ориентации, присущей представителям его пола.
Конечно, речь идет об общих закономерностях. С
этой точки зрения половое воспитание должно
занять самое достойное место в образовании.
Осознание своей половой идентификации, гордость
за принадлежность к своему полу и уважение к
противоположному – все это основа половой
культуры. Не хотелось бы, чтобы мы путали два
понятия – половое воспитание и сексуальное.
Потому что последнее рассматривает интимные
отношения мужчин и женщин. Вряд ли эта задача
является одним из аспектов воспитания человека в
школе, пусть этим занимаются на уровне
социальных институтов: дворцов бракосочетания,
специальных кабинетов…
Но необходимо вооружить подростка знаниями,
чтобы он понимал, чем опасен секс: СПИД, ИППП,
нежелательные беременности и аборты – то есть
сексуальное просвещение.
Если половое воспитание нужно проводить по
единым программам для всех, то сексуальное
просвещение должно быть отдельным для мальчиков
и девочек. И говорить об этом следует начиная со
средних классов. Ведь мы знаем, что значительная
часть подростков уже имеет опыт половых
контактов.
Я веду уроки валеологии в старших классах одной
из липецких школ. И эти темы рассматриваю как
неотъемлемую часть здорового образа жизни, а не
выхваченный кусок из контекста…
Самое главное в половом воспитании – чтобы
мужчина себя осознавал мужчиной, а женщина –
женщиной и воспитание чувства ответственности. А
дальше все приложится. И если девочка будет
помнить, что она будущая мама, то не станет делать
того, что может повредить ее организму, а значит,
ее будущему ребенку. А мальчик, осознавая свою
ответственность, не станет делать с девочкой
того, чего бы он не хотел, чтобы делали с его
будущей женой.
|
И.А. КУЛАКОВА, заместитель
директора по УВР, Центр образования «Школа
здоровья» № 1426, Москва |
|
Должна ли школа заниматься
половым воспитанием детей? Споры по данному
вопросу ведутся не первый год. Четверть века я
работаю в системе образования. За это время
учебное заведение окончило не одно поколение
выпускников.
Невежество многих родителей и педагогов в
вопросах полового воспитания привело к тому, что
резко возросло количество абортов, внебрачных
детей, разводов…
Формировать представление ребенка об отношениях
между мужчиной и женщиной необходимо заранее, с
детского возраста. Сейчас, к сожалению, на
процесс воспитания подростков негативную роль
оказывает лавина общедоступной сексуальной
информации. Кино, телевидение и журналы
культивируют в сознании молодежи жизнь,
свободную от всяких запретов.
Нельзя стоять в стороне! Мы обязаны помочь нашим
детям! Частичное рассмотрение некоторых тем,
касающихся взаимоотношения полов, изучаемых в
курсе биологии и ОБЖ, не решит этой проблемы.
Уповать на грамотность всех родителей в данном
вопросе, к сожалению, не приходится.
Необходимы проведение консультаций для
родителей; программа, соответствующая
возрастным особенностям учащихся и
предусматривающая половое просвещение детей.
|
Л.В. ОРЛОВА, школьный врач,
Центр образования № 734, «Школа
самоопределения», Москва |
|
Половое воспитание в школе
– это очень хорошо, а для старшеклассников
вообще необходимо. Особенно в вопросах
контрацепции, профилактики ранней беременности
и инфекции, передающейся половым путем. И с
малышами нужно говорить на эти темы, конечно,
адаптированно в соответствии с возрастом.
Но кто будет это делать в школе? У учителей
получается недостаточно грамотно. Информация
должна идти от сведущего лица. Замечательно, если
этим займется врач, который профессионально
владеет темой, может компетентно ответить на все
вопросы, проконсультировать, к нему можно
обратиться за помощью. Это возможно только при
условии полного доверия между школьниками и
медиком, иначе получится просто формальный
разговор. Поэтому нужно, чтобы человек в белом
халате был постоянно в контакте с ребятами, а не
пришел бы разово прочитать лекцию и ответить на
какие-то вопросы. Было бы очень хорошо поручить
эту работу школьным медикам, но не в виде приказа.
Должна быть осознанная, продуманная программа,
специально выделенное время и силы.
|
С.С. СТЕПАНОВ, психолог, доцент
кафедры педагогической психологии МГППУ, автор
более чем 20 книг по психологии |
|
Сторонники и противники
программ полового воспитания в школе допускают
ошибку, рассматривая этот вопрос практически
независимо от воспитания в целом. Создается
ситуация наподобие той, как если бы велась
дискуссия, допустимо ли учить детей (пусть только
мальчиков) обращению с оружием или вовсе раздать
его им в свободное пользование. Приверженцы
такого подхода заявят: интерес к оружию, присущий
мальчишкам с малолетства, нельзя пускать на
самотек во избежание бед от неловкого с ним
обращения; к тому же, если мы хотим воспитать
настоящего мужчину, способного постоять за себя
и свою Родину, начать прививать необходимые
практические навыки никогда не рано. Понятно,
какие тут возникают возражения: не по годам детям
это занятие, их оно только спровоцирует на
бездумное и опасное баловство. Соответствующие
уроки могли бы быть уместны лишь со старшими
подростками в рамках программы
военно-патриотического воспитания, стержнем
которой стало бы формирование твердой
гражданской позиции, высокой нравственности и
ответственности, но уж никак не стрельба сама по
себе.
То же касается и полового воспитания (в
частности, сексуального просвещения). Главная
задача воспитания в целом – становление зрелой,
ответственной, высоконравственной личности во
всех ее проявлениях, в том числе и сексуальном.
Занятия сексуальным просвещением в отрыве от
личностного роста подобны раздаче детям
пистолетов. Специалисты справедливо утверждают:
сексуальность берет начало в голове, а не ниже
пояса. Наверное, об этом педагогам в первую
очередь и следует позаботиться!