Питание и физкультура
Как правило, конференции, посвященные
здоровью подрастающего поколения, начинаются с
рассмотрения проблемы и обнародования
статистических данных. Профессор Национального
НИИ общественного здоровья РАМН Леонид
Чичерин (Москва) посвятил свое выступление
именно этим вопросам. Не будем подробно
описывать диагнозы и количество болеющих детей в
России, просто отметим, что на первом месте
находятся заболевания органов пищеварения, а на
втором – нервно-психические болезни
(психическое здоровье нарушено у 60% выпускников
школ). По словам профессора, здоровье человека на
50% зависит от его образа жизни. Молодежь
постепенно приходит к пониманию важности
здоровья, и это положительный момент. По данным
проведенных опросов, среди жизненных
приоритетов подростков на первом месте
находится именно здоровье, а далее
последовательно располагаются: семья,
материальный достаток, престижная интересная
работа, духовность.
Какой же образ жизни ведут наши дети?
Характерной особенностью является низкая
физическая активность почти 80% российских
школьников: первую половину дня они проводят за
партами, а потом продолжают сидеть дома, делая
уроки или «отдыхая» у компьютера или телевизора.
Спортом занимаются далеко не все, а уроков
физкультуры явно недостаточно. В результате по
уровню физической активности детей мы занимаем
20-е место среди европейских стран, а физическая
подготовленность современных учащихся почти в
два раза хуже, чем у их сверстников в 60–70-е гг.
прошлого века.
«Раньше больным детям назначали гимнастику, а
теперь их освобождают», – возмущается учитель
физкультуры Рим Даутов (Уфа). О нареканиях
на этот предмет можно говорить долго: это
устаревшие методики, нехватка залов и кадровый
голод. Видимо именно поэтому уроки физкультуры в
начальных классах Башкирии теперь будут вести
классные руководители.
В каждом регионе – свои климатические и
экологические особенности, влияющие на здоровье.
«В Башкортостане также на первом месте
заболевания ЖКТ и анемия, – отметил И.Р.
Уразбахтин, представитель Роспотребнадзора
республики. – Причем количество детей с
патологиями ЖКТ увеличилось в два раза». И это не
удивительно, стоит только задуматься о качестве
потребляемых продуктов. Картофель, овощи,
растительное масло и мясо загрязнены нитратами и
пестицидами. Почти все продукты питания содержат
тяжелые металлы, преимущественно свинец.
В то же время микроэлементов и витаминов в
организм поступает недостаточно. В последнее
время снизилось потребление мяса и
мясопродуктов, рыбы, фруктов, зато в меню россиян
преобладают мучные и кондитерские изделия. Люди
«покупают болезни» за свои деньги. До 65% детей
питаются нерегулярно. А в школьных столовых
только две трети учащихся получают горячую пищу,
да и ее качество не способствует полноценному
развитию растущего организма.
«Если вы не думаете о будущем, то у вас его и не
будет!» – эти слова Дж. Голсуорси сегодня
актуальны, как никогда. «Необходима единая
федеральная профилактическая программа,
учитывающая и питание, и повышение физической
активности, и воспитание культуры здоровья детей
и подростков», – подчеркнул Леонид Чичерин.
Что может сделать школа
Именно в школе можно прививать детям
культуру здоровья и заниматься профилактикой.
То, что школьники должны учиться в хороших
условиях, активно заниматься спортом и получать
сбалансированное горячее питание, – не вызывает
разногласий у медиков и учителей. Но в вопросе,
как именно нужно заниматься их здоровьем, мнения
расходятся. Медики считают, что в школе
необходимо иметь собственную поликлинику с
врачами различных специальностей,
физиотерапевтическими кабинетами и пр.
Конечно, врач и медсестра в ОУ необходимы, как и
стоматологический смотровой кабинет. В гимназии
№ 158 г. Уфы пошли еще дальше: помимо обычного
медкабинета открыли реабилитационный центр.
Ребенок, страдающий каким-либо заболеванием, по
направлению из поликлиники может пройти полный
курс лечения в дневном стационаре, который
находится в здании гимназии. Маленький пациент,
не пропуская занятий, находится под постоянным
наблюдением врачей, сдает анализы, принимает
необходимые лекарства и проходит курс лечения
(лазеропрактика, ЛФК, электросон, массаж и т.д.),
может отдохнуть и поспать после уроков,
пообедать. Районная поликлиника (по заключенному
договору) за свой счет предоставляет
специалистов, лекарства, специальное
оборудование для кабинетов, диетическое питание.
Наверное, это удобно, и родители довольны –
ребенок под наблюдением, однако не отрывается от
дома. Но гимназисты болеют не так уж часто,
стационар не заполнен.
А педагоги предлагают не забывать, что главная
задача школы – учить, в том числе культуре
здоровья. Человека нельзя заставить быть
здоровым, если он этого не хочет, не понимает
своей ответственности.
К сожалению, в отличие от многих европейских
стран, предмет «Культура здоровья» не входит в
российский стандарт общего образования. Тем не
менее многие учебные заведения страны
самостоятельно проводят уроки здоровья,
интегрируют эту тему в различные учебные
предметы, получают статус «школ здоровья».
Лечебная педагогика
Есть такое понятие – лечебная
педагогика (можно использовать более привычное
словосочетание «здоровьесберегающие
технологии»), то есть использование
соответствующих образовательных программ и
технологий с учетом индивидуальных особенностей
учащегося и состояния его здоровья.
Существует около 50 методик медицинской и
психологической диагностики. Какую из них
выбрать, и останется ли время заниматься
непосредственно ребенком?
Профессор Роман Айзман (г. Новосибирск) напомнил,
что есть закон об обязательном мониторинге всех
участников образовательного процесса. Но
сначала нужно понять, что же такое здоровье? На
сегодняшний день существует более 120 его
определений. «Наверное, не стоит углубляться в
различные научные теории», – считает профессор.
Просто следует помнить, что понятие здоровье
включает в себя три составляющих: физическое
здоровье – это возможности человека,
психическое – желания, нравственное –
обязанности». В основе оценки здоровья должен
быть количественный подход: сколько у тебя
здоровья? И что нужно сделать, чтобы его стало
больше? В Новосибирском педагогическом
университете созданы три компьютерные программы
для школьников и студентов по количественному
оцениванию своего здоровья.
Профессор Зоя Тюмасева (г. Челябинск),
директор Института здоровья и экологии человека
ЧГПУ, представила комплексную диагностику,
разработанную челябинскими учеными.
С помощью этой методики можно определить
психосоматический тип человека, телосложение,
физические и психологические параметры и многое
другое, рекомендовать режим дня и оптимальное
питание.
Третьего не дано
Подростки и наркотики – эта проблема
злободневна для всех стран. Чтобы ее решить,
нужно одновременное участие государственных
учреждений и общественности, специальных
инфраструктур и семьи.
Президент Ассоциации наркологов Республики
Башкортостан профессор Владимир Юлдашев
познакомил участников конференции с опытом
работы своих зарубежных коллег.
Например, в США существуют более 500
образовательно-профилактических программ. И
направлены они не прямолинейно на профилактику
наркотизма, а на изменение психологии детей и
подростков, увеличение самооценки, уменьшение
тревожности, снижение агрессивности…
В Германии сначала наказывали школьников и
студентов за употребление наркотиков, а потом
поняли, что этот метод не работает, и ввели
социально-психологический подход, при котором
акцент делается на всестороннем развитии
личности. А в крайнем случае принимают меры по
снижению рисков – например, организуют обмен
шприцев, к чему в нашей стране относятся
негативно. Немецкие врачи, педагоги и
полицейские работают вместе. С 4–5-го класса в
школах действуют специальные образовательные
программы. Профилактикой занимаются 80%
полицейских (предварительно 3 года проучившись
философии и психологии) и только 20% –
непосредственно правонарушениями, изъятием
оружия, наркотических веществ. Но если уж
подросток стал наркоманом, то у него есть только
два пути – тюрьма или реабилитационный центр,
третьего не дано.
***
Участники конференции внесли
предложения, адресованные различным инстанциям.
Среди них – введение в стандарт общего
образования предмета по формированию культуры
здоровья подрастающего поколения; возобновление
подготовки учителя валеологии (культуры
здоровья) в качестве второй специальности;
расширение сети школ и центров, содействующих
здоровью; поддержка всех инициатив ОУ в данном
направлении грантами на различном уровне
(федеральном, региональном, муниципальном).
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Марийка». Если Вы решили приобрести качественные игрушки или детскую мебель для вашего ребенка, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Марийка». На сайте, расположенном по адресу www.Mariyka.Com.Ua, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать детские автокресла, игры и мебель по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Mariyka.Com.Ua.