|
Улыбнись!Адаптационные тренинги для учащихся 1-го классаНачало учебы в школе – значимый момент в жизни каждого ребенка. Если ребенок физически здоров, то он справляется со всеми обязанностями без лишней усталостиУчителя и родители должны сделать
так, чтобы школа стала для детей другом,
помощником в развитии личности, а не обузой.
Необходимо так организовать
воспитательно-образовательный процесс, чтобы он
способствовал благоприятному росту, развитию
ученика, укреплению его здоровья (физического и
психологического). Современная медицина
утверждает, что 30–40% хронических заболеваний
имеют психогенную основу. Поэтому особо
актуальным становится понимание того, что
позволяет ученику в современных условиях
сохранить здоровье и душевный комфорт. Содержание программы
Для достижения этой цели решаются следующие задачи: – обеспечить психологический
комфорт для первоклассников; При использовании адаптационных
тренингов формируются чувства и эмоции,
совместно переживаемые детьми и облегчающие их
сближение и объединение. Открываясь навстречу
другим, дети начинают лучше понимать самих себя,
при этом каждый участник тренинга может проявить
свои личностные качества в активной форме. Все
это способствует формированию благоприятной
психологической атмосферы в классном
коллективе, повышению эффективности
воспитательно-образовательной деятельности. Занятия осуществляются по следующей структуре: 1. Вводная часть (приветствие,
3 мин.). Большинство занятий проводятся в
кругу, так как круг – это прежде всего
возможность открытого общения. Он создает
ощущение целостности, завершенности, вносит
гармонию в отношения детей, облегчает
взаимопонимание. 2-й день. «Улыбнись!»Задачи: создать комфортные условия для работы ребят; снять эмоциональное напряжение; развивать наблюдательность, взаимопонимание. 1. Вводная часть Дети стоят в кругу, им предлагается поприветствовать друг друга, пропевая слова. Учитель начинает: «Доброе утро, Аня!». (При этом нужно улыбнуться и кивнуть головой.) Ребята приветствуют таким образом друг друга по кругу. 2. Основная часть Упражнение «Возьми и передай» Дети стоят в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой (движением мышц лица) передают радостное настроение, добрую улыбку. Упражнение «Улыбка» Ребята сидят, закрыв глаза. При этом на лице обязательно должна быть улыбка. «Держать» улыбку 7–10 минут, и дети почувствуют, как улучшилось настроение, даже если улыбка сначала была вымученной. (Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц своего лица, а это, в свою очередь, изменяет ход мыслей и эмоций, направляет их в нужное русло.) Релаксационное упражнение «Ручеек радости» – Мысленно представьте себе, что внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. (Озорной – шаловливый, балованный.) Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками.) 3. Заключительная часть Упражнение «Ладошки» – Наше занятие мы закончим необычным рукопожатием. (Дети стоят в кругу, и каждый прикасается ладошкой к соседу слева и справа. После того как все ученики соединят ладошки, ребята поднимают руки вверх и опускают их.) Литература 1. Гвишиани Д.М. Краткий словарь по социологии / Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – С. 479. 2. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, A.M. Виноградова, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение, 1993. – С. 191. 3. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С. 240. Наталья Шумилова |